Содержание 1.Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования ................................................................................................................................... 4 1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 4 1.2. Цели и задачи дополнительного образования............................................... 6 1.3. Концептуальная основа дополнительного образования .............................. 7 1.4. Перспективы развития дополнительного образования .............................. 10 2.Содержательный раздел образовательной программы дополнительного образования ............................................................................................................ 10 2.1. Содержание дополнительного образования ................................................ 10 2.2. Условия реализации образовательной программы ..................................... 13 дополнительного образования ............................................................................. 13 2.3. Кадровые условия реализации образовательной программы дополнительного образования ............................................................................. 15 2.4. Психолого-педагогические условия реализации программы дополнительного образования ............................................................................. 15 2.5. Материально-технические условия .............................................................. 17 2.6. Планируемые результаты освоения программы ......................................... 17 3.Организационный раздел ................................................................................................................................. 19 3.1.Календарный учебный график ................................................................................................................................. 19 3.3. Финансовое обеспечение реализации программы дополнительного образования ............................................................................................................ 28 3.4.Учебный план программы дополнительного образования ................................................................................................................................. 28 2 3 1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования 1.1. Пояснительная записка Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Реализация дополнительного образования обучающихся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 44» (далее – образовательное учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31марта 2022 г. № 678-р); Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями от 02.02.2021 г.№ 38); Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.); Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, 4 содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Устава МАОУ СОШ № 44. Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании. Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на: формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; 5 обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение обучающихся. образовательных потребностей и интересов 1.2. Цели и задачи дополнительного образования Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся образовательного учреждения соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ физкультурно-спортивной и художественной направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков. Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются: изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по общеразвивающим программам; обеспечение необходимых условий для личностного, духовнонравственного, трудового развития и воспитания обучающихся; формирование пространства; условий для создания единого образовательного формирование и развитие творческих способностей обучающихся; 6 формирование общей культуры личности социализации и адаптации к жизни в обществе; обучающихся, их формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа. 1.3. Концептуальная основа дополнительного образования Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в образовательном учреждении заключаются в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования. При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы: Принцип доступности. Дополнительное образование – образование доступное. Здесь могут заниматься любые дети – «обычные»; одаренные; «проблемные» – с отклонениями в развитии, в поведении, дети с ограниченными возможностями здоровья. При этом система дополнительного образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. Принцип природосообразности - учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности. Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям. Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и 7 оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности творческой самореализации. Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус системы дополнительного образования – развитие личности воспитанника. Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования. Органическая связь общего и дополнительного образования детей способствует обогащению образовательной среды школы новыми возможностями созидательнотворческой деятельности. Интеграция всех видов образования, несомненно, становится важным условием освоения нового стандарта. Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых условий для адаптации детей к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу. Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей, своевременную корректировку содержания программ дополнительного образования. А это, как известно, и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету. Именно в системе дополнительного образования детей существуют такие программы, которые позволяют прибрести практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни. Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственно-эмоциональной сферы обучающегося, нравственнотворческого отношения и является доминантой программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды. Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел) обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребенка. 8 Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, игре и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов. Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Принцип поддержки инициативности и активности. Реализация дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся. Принцип открытости системы. Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры и образования города Режа направлена на обеспечение каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих образовательных потребностей. Функции дополнительного образования: образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным программам, получение им новых знаний; воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения, формирование в гимназии культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить); коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время; рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; 9 интеграционная – создание единого образовательного пространства школы; компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; социализация – освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни. 1.4. Перспективы развития дополнительного образования Перспективами развития дополнительного образования МАОУ СОШ № 44 является: расширение спектра услуг дополнительного образования и интеграция общего и дополнительного образования; изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя вопросах построения образовательного процесса, больше внимания уделять технологиям интеграции; улучшение материально-технической базы для осуществления качественной реализации программ дополнительного образования; организация методического сопровождения педагогов по вопросам организации дополнительного образования в школе, интеграции общего дополнительного образования: методические объединения, семинары, практикумы, мастер-классы и т.д. 2. Содержательный раздел образовательной программы дополнительного образования 2.1. Содержание дополнительного образования Дополнительное образования обучающихся реализуется через объединения художественной, физкультурно-спортивной и технической направленностей. Целью художественной направленности является: нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами объединений являются: 10 развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей; развитие эстетического восприятия произведений музыкальной культуры, произведений искусства, природы; способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе; формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков. Содержание образования художественного направления реализуется через хореографическую студию «Современный танец» - и театральную студию «Однажды». Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач: создание условий для развития физической активности с соблюдением гигиенических норм и правил; формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу; организация межличностного взаимодействия на принципах успеха. Содержание образования физкультурно-спортивного направления реализуется через спортивную секцию настольного тенниса «Быстрая ракетка» и спортивную секцию «Футбол». Целью естественнонаучной направленности дополнительного образования является развитие интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодежи. В рамках реализации программ естественнонаучной направленности создаются условия для вовлечения детей в проведение химического эксперимента, создание искусственно-технических и виртуальных объектов, построенных по законам природы, работы с большими данными, освоения языков программирования, содействовать формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области естественных и 11 технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления. Содержание образования естественнонаучной направленности реализуется через объединения «Химия для любознательных» и «Основы программирования на языке Python». Содержание образовательных программ соответствует: достижениям мировой культуры, российским традициям; определенному уровню образования; направленностям дополнительных общеразвивающих программ; современным образовательным технологиям, которые отражены: в принципах обучения; в формах и методах обучения; в методах контроля и управления образовательной деятельностью; в средствах обучения. Используемые методы организации образовательной деятельности в системе дополнительного образования: практические (упражнения, самостоятельные задания); наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения); демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений); дидактические (использование обучающих пособий); иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и периодической печати); словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение); игровые (основаны на игровой деятельности обучающихся); ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций головного мозга); технологические (использование различных технологий в организации работы с детьми); педагогических репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении, закреплении. объяснительно-иллюстративные (объяснение, иллюстративном фактическом материале); проблемные (проблемная ситуация); 12 описание на частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка отдельных проблемных вопросов); исследовательские (самостоятельные исследовательские задания). наблюдения, Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные Виды занятий: игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.), конкурс, фестиваль, соревнование, экскурсия, концерт, викторина и т.д. 2.2. Условия реализации образовательной программы дополнительного образования Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического, программно-методического, психологического характера. Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности образовательного учреждения, его приоритетные направления работы, основные задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности. Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей. Продолжительность освоения программы по годам определяется педагогом в соответствии с запросами детей и родителей, с учетом социального заказа и утверждается директором школы. Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Продолжительность 13 учебного года составляет не менее 34 недель. Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста обучающихся, продолжительности освоения данной программы, как правило, от 1 до 4 часов. Обучение проводится после основных школьных уроков. Между занятиями по общеобразовательным программам и занятиями по программам дополнительного образования детей перерыв составляет не менее 1 часа. Расписание составляется с учетом нормативов, обозначенных в Санитарноэпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.4.3172-14, загруженности кабинетов, спортивных и актовых залов, пожеланий родителей по принципу 5-дневной рабочей недели. Занятия ведутся по расписанию, утвержденному директором. Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся (родителей (законных представителей)). Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от 6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Однако в соответствии с СанПиНом, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Продолжительность одного учебного часа в 1 классе составляет 30 минут, во 2-11 классах – 40 минут, продолжительность перемены между занятиями не менее 10 минут. Предусмотрены занятия в каникулярное время. Обучение ведется в соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом дополнительного образования. Для реализации учебного плана имеется всё необходимое программнометодическое, материально-техническое и кадровое обеспечение. Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические занятия, мастер-классы, концерты, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ. Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы. Форма контроля: 14 изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематика планирования; посещение и анализ занятий; посещение открытых мероприятий, творческих отчетов; организация презентаций. Формы контроля и учета достижений обучающихся: участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях и других мероприятиях различного уровня; участие в общешкольных мероприятиях. Обучение ведется в соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом дополнительного образования. В образовательном учреждении созданы необходимые условия для организации дополнительного образования. 2.3. Кадровые условия реализации образовательной программы дополнительного образования Направлены на профессиональный рост педагогов дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками, классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, общекультурных). В 2023-2024 учебном году в образовательном учреждении реализуют дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы 7 педагога. В штатном расписании МАОУ СОШ № 44 на реализацию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ имеется 3 ставки педагога дополнительного образования. 2.4. Психолого-педагогические условия реализации программы дополнительного образования Психолого-педагогические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования образовательного учреждения информируются все участники образовательных отношений. Дополнительное образование осуществляется специалистамипрофессионалами, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность и результативность. В штатном расписании МАОУ СОШ № 44 введена 1 ставка педагога-психолога. 15 В школе обеспечена доступность и открытость существующих дополнительных общеобразовательных программ для обеспечения прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; обновление дополнительных общеобразовательных программ происходит в соответствие с современными подходами. В образовательном процессе используются образовательные технологии, которые способствуют развитию природных задатков, творческих и специальных способностей, реализации интересов детей, поддержанию их здоровья. В процессе реализации программы создается общность педагогов и детей для организации сотрудничества, совместного поиска новых способов действия. Характер сотрудничества показывает реализацию личностнодеятельностного подхода в ценностном выражении - обеспечении чувства комфорта, доверия к миру взрослых, создании «ситуации успеха» для каждого; в позиции педагога «не рядом и не над, а вместе», взгляд на ребёнка как равноправного партнёра, понимание и принятие личности ребёнка, раскрытие его индивидуальности. Технологии, используемые для достижения результатов освоения программы: личностно-ориентированного обучения - она позволяет сохранить индивидуальность обучающихся, создать условия для развития творческого потенциала; уровневой дифференциации - позволяет создать условия для развития обучающихся с разным уровнем сформированный познавательной сферы; информационно-коммуникативная - используется как проникающая технология для реализации отдельных задач, развития коммуникативных способностей; игровая - используется как моделирование среды, способствует формированию универсальных учебных умений, снятию эмоционального напряжения. На занятиях активно используются диалогические формы работы, стимулируя мыслительную деятельность обучающихся и удерживая ее в рамках заданий. Творческие задания носят открытый характер, задача педагога состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий. Оказание педагогической поддержки развитию индивидуальности обучающихся позволяет двигаться в познании окружающего мира по собственной индивидуальной образовательной траектории; приобрести опыт 16 собственной проектной работы; рассматривать своё видение мира с других позиций, что связано с выстраиванием позиционных коопераций в учебном процессе; экспериментировать с собственным действием, пробовать различные учебные интересы. 2.5. Материально-технические условия Обеспечивают: 1) возможность достижения обучающимися определенных результатов; 2) соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников. Кабинеты образовательного учреждения оборудованы интерактивными досками, экранами, обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет». В рамках реализации программ «Точи роста» имеются мини лаборатории для проведения экспериментов. Для занятий художественной направленности имеется актовый зал (на 160 посадочных мест) с музыкальной аппаратурой (микрофоны, колонки, ноутбук, микшерный пульт, микрофонные стойки), экраном, зеркалами компьютер с выходом в сеть «Интернет», фонотекой. Для выступлений имеются различные костюмы и атрибутика. Для занятий физкультурно-спортивной направленности имеется спортивный инвентарь: столы для настольного тенниса, сетки для столов, теннисные мячи, ракетки, робот-автомат для подачи теннисных мячей, футбольные мячи, маты, скамейки, а также спортивные комплексы для лазания, подтягивания. Имеется спортивная площадка, включающая футбольное, баскетбольное и волейбольное поле, беговые дорожки, полоса препятствий. 2.6. Планируемые результаты освоения программы Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательнодеятельностную основу программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации дополнительных 17 программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные результаты. Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные программой. Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании, а также возможности диагностировать мотивацию достижений личности. Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом (соревнование, фестиваль достижений, концерт и т.д.). Реализация дополнительной общеразвивающей программы Учреждения позволит достичь следующих результатов: 1. Нормативно-правовое обеспечение: сохранить государственные гарантии доступности дополнительного образования детей; совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию дополнительного образования. 18 2. Ресурсное обеспечение: создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей; улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования детей; создать условия для поддержки профессионального развития педагогических кадров; создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленности дополнительных общеразвивающих программ. 3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей: организовать дополнительное образование в соответствии с социальным заказом; содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании детей; внедрять интегрированные программы дополнительного образования, направленные на социально-педагогическую поддержку детей. 3. Организационный раздел 3.1. Календарный учебный график Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театральной студии «Однажды» 1. Продолжительность учебного года 35 учебных недели 2. Регламентирование занятий на неделю Занятия проводятся 2 раза в неделю: 1 группа – понедельник, вторник, 2 группа – среда, четверг 3. Регламентирование образовательного процесса на учебный год Учебный год делится на четверти: 2, 6 классы Одна учебная неделя используется из осенних каникул Дата Продолжительность (количество начала окончания учебных недель) четверти четверти I четверть 01.09.2023 г. 27.10.2023 г. 8 недель 1 день II четверть 07.11.2023 г. 30.12.2023 г. 8 недель III четверть 09.01.2024 г. 22.03.2024 г. 10 недель 2 дня IV четверть 03.04.2024 г. 26.05.2024 г. 7 недель 2 дня 19 Продолжительность каникул Дата Продолжительность в днях начала окончания четверти четверти Осенние* 28.10.2023 г. 06.11.2023 г. 10 Зимние 31.12.2023 г. 08.01.2024 г. 9 Весенние 23.03.2024 г. 02.04.2024 г. 11 Летние 27.06 2024 г. 31.08.2024 г. * каникулярное время используется для реализации программы 4. Регламентирование занятий на день Продолжительность занятия – 40 минут Перерыв между занятиями – 10 минут Режим занятий Название Театральная студия «Однажды» День недели, время понедельник вторник среда четверг 1 группа: 1 группа: 12.30-14.00 2 группа: 2 группа: 14.00-15.30 14.00-15.30 12.30-14.00 пятница 5. Организация промежуточной и итоговой аттестации Промежуточный и итоговый контроль качества усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы предусмотрен этапами педагогического контроля дополнительной общеобразовательной программы. Итоговые контрольные и диагностические мероприятия могут проводиться в форме показательных выступлений, участия в мероприятиях, контрольных срезов, наблюдения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа танцевальной студии «Современный танец» 1. Продолжительность учебного года 34 учебных недели 2. Регламентирование занятий на неделю Занятия проводятся 3 раза в неделю: понедельник, среда, пятница 3. Регламентирование образовательного процесса на учебный год Учебный год делится на четверти: 1-4 классы Дата Продолжительность 20 начала четверти I четверть 01.09.2023 г. II четверть 07.11.2023 г. III четверть 09.01.2024 г. IV четверть 03.04.2024 г. Продолжительность каникул окончания четверти 27.10.2023 г. 30.12.2023 г. 22.03.2024 г. 26.05.2024 г. Дата начала окончания четверти четверти Осенние 28.10.2023 г. 06.11.2023 г. Зимние 31.12.2023 г. 08.01.2024 г. Весенние 23.03.2024 г. 02.04.2024 г. Летние 01.06 2022 г. 31.08.2022 г. 4. Регламентирование занятий на день Продолжительность занятия – 40 минут Перерыв между занятиями – 10 минут Режим занятий (количество учебных недель) 8 недель 1 день 8 недель 10 недель 2 дня 7 недель 2 дня Продолжительность в днях 10 9 11 День недели, время Название Танцевальная студия «Современный танец» понедельник вторник среда 1 гр.: 12.30-13.00 2 гр.: 13.10-13.40 3 гр.: 13.50-14.30 1 гр.: 12.30-13.00 2 гр.: 13.10-13.40 3 гр.: 13.50-14.30 четверг пятница 1 гр.: 12.30-13.00 2 гр.: 13.10-13.40 3 гр.: 13.5014.30 5. Организация промежуточной и итоговой аттестации Промежуточный и итоговый контроль качества усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы предусмотрен этапами педагогического контроля дополнительной общеобразовательной программы. Итоговые контрольные и диагностические мероприятия могут проводиться в форме показательных выступлений, участия в мероприятиях, контрольных срезов, наблюдения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной секции «Футбол» 1. Продолжительность учебного года 34 учебных недели 21 2. Регламентирование занятий на неделю Занятия проводятся 3 раза в неделю: вторник, пятница, суббота 3. Регламентирование образовательного процесса на учебный год Учебный год делится на четверти: 1-6 классы Дата Продолжительность (количество начала окончания учебных недель) четверти четверти I четверть 01.09.2023 г. 27.10.2023 г. 8 недель 1 день II четверть 07.11.2023 г. 30.12.2023 г. 8 недель III четверть 09.01.2024 г. 22.03.2024 г. 10 недель 2 дня IV четверть 03.04.2024 г. 26.05.2024 г. 7 недель 2 дня Продолжительность каникул Дата Продолжительность в днях начала окончания четверти четверти Осенние 28.10.2023 г. 06.11.2023 г. 10 Зимние 31.12.2023 г. 08.01.2024 г. 9 Весенние 23.03.2024 г. 02.04.2024 г. 11 Летние 01.06 2024 г. 31.08.2024 г. 4. Регламентирование занятий на день Продолжительность занятия – 40 минут Перерыв между занятиями – 10 минут Режим занятий День недели, время Название Спортивная секция «Футбол» понеде льник вторник среда 1 гр.: 14.3015.50 2 гр.: 16.0017.20 четверг пятница 1 гр.: 17.1018.30 2 гр.: 18.4020.00 суббота 1 гр.: 10.0011.20 2 гр.: 11.3012.50 5. Организация промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточный и итоговый контроль качества усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы предусмотрен этапами педагогического контроля дополнительной общеобразовательной программы. Итоговые контрольные и диагностические мероприятия могут проводиться в форме соревнования, срезов, тестирования, наблюдения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа секции настольного тенниса «Быстрая ракетка» 1. Продолжительность учебного года 22 34 учебных недели 2. Регламентирование занятий на неделю Занятия проводятся 3 раза в неделю: понедельник, среда, четверг 3. Регламентирование образовательного процесса на учебный год Учебный год делится на четверти: для 1-11 классов Дата Продолжительность (количество начала окончания учебных недель) четверти четверти I четверть 01.09.2023 г. 27.10.2023 г. 8 недель 1 день II четверть 07.11.2023 г. 30.12.2023 г. 8 недель III четверть 09.01.2024 г. 22.03.2024 г. 10 недель 2 дня IV четверть 03.04.2024 г. 26.05.2024 г. 7 недель 2 дня Продолжительность каникул Дата Продолжительность в днях начала окончания четверти четверти Осенние 28.10.2023 г. 06.11.2023 г. 10 Зимние 31.12.2023 г. 08.01.2024 г. 9 Весенние 23.03.2024 г. 02.04.2024 г. 11 Летние 27.06 2024 г. 31.08.2024 г. 4. Регламентирование занятий на день Продолжительность занятия – 40 минут Перерыв между занятиями – 10 минут Режим занятий Название Спортивная секция настольного тенниса «Быстрая ракетка» понедельник 1 группа: 15.00-16.30 (2 часа) 2 группа: 16.45-18.15 (2 часа) 3 группа: 18.30-20.00 (2 часа) День недели, время вторник среда четверг 1 группа: 1 группа: 15.00-16.30 15.00-16.30 (2 часа) (2 часа) 2 группа: 2 группа: 16.45-18.15 16.45-18.15 (2 часа) (2 часа) 3 группа: 3 группа: 18.30-20.00 18.30-20.00 (2 часа) (2 часа) пятница 5. Организация промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточный и итоговый контроль качества усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы предусмотрен этапами педагогического контроля дополнительной общеобразовательной программы. 23 Итоговые контрольные и диагностические мероприятия могут проводиться в форме соревнования, срезов, тестирования, наблюдения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Химия для любознательных» 1. Продолжительность учебного года 34 учебных недели 2. Регламентирование занятий на неделю Занятия проводятся 1 раз в неделю: вторник 3. Регламентирование образовательного процесса на учебный год Учебный год делится на четверти: 7 классы Дата Продолжительность (количество начала окончания учебных недель) четверти четверти I четверть 01.09.2023 г. 27.10.2023 г. 8 недель 1 день II четверть 07.11.2023 г. 30.12.2023 г. 8 недель III четверть 09.01.2024 г. 22.03.2024 г. 10 недель 2 дня IV четверть 03.04.2024 г. 26.05.2024 г. 7 недель 2 дня Продолжительность каникул Дата начала окончания четверти четверти Осенние 28.10.2023 г. 06.11.2023 г. Зимние 31.12.2023 г. 08.01.2024 г. Весенние 23.03.2024 г. 02.04.2024 г. Летние 27.06 2024 г. 31.08.2024 г. 4. Регламентирование занятий на день Продолжительность занятия – 40 минут Перерыв между занятиями – 10 минут Продолжительность в днях 10 9 11 Режим занятий Название «Химия для любознатель ных» понедельник День недели, время вторник среда четверг пятница 15.00-15.40 5. Организация промежуточной и итоговой аттестации Промежуточный и итоговый контроль качества усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы предусмотрен этапами 24 педагогического контроля дополнительной общеобразовательной программы. Итоговые контрольные и диагностические мероприятия могут проводиться в форме презентаций работ, участия в мероприятиях, контрольных срезов, наблюдения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Химия для любознательных» 1. Продолжительность учебного года 34 учебных недели 2. Регламентирование занятий на неделю Занятия проводятся 1 раз в неделю: среда 3. Регламентирование образовательного процесса на учебный год Учебный год делится на четверти: 8-9 классы Дата Продолжительность (количество начала окончания учебных недель) четверти четверти I четверть 01.09.2023 г. 27.10.2023 г. 8 недель 1 день II четверть 07.11.2023 г. 30.12.2023 г. 8 недель III четверть 09.01.2024 г. 22.03.2024 г. 10 недель 2 дня IV четверть 03.04.2024 г. 26.05.2024 г. 7 недель 2 дня Продолжительность каникул Дата начала окончания четверти четверти Осенние 28.10.2023 г. 06.11.2023 г. Зимние 31.12.2023 г. 08.01.2024 г. Весенние 23.03.2024 г. 02.04.2024 г. Летние 27.06 2024 г. 31.08.2024 г. 4. Регламентирование занятий на день Продолжительность занятия – 40 минут Перерыв между занятиями – 10 минут Продолжительность в днях 10 9 11 Режим занятий Название понедельник День недели, время вторник среда четверг «Основы программирования на языке Python» 15.00-15.40 5. Организация промежуточной и итоговой аттестации 25 пятница Промежуточный и итоговый контроль качества усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы предусмотрен этапами педагогического контроля дополнительной общеобразовательной программы. Итоговые контрольные и диагностические мероприятия могут проводиться в форме презентаций работ, участия в мероприятиях, контрольных срезов, наблюдения. 26 3.2. График занятий объединений дополнительного образования Дни недели/время ФИО преподавателя Понедельник Мячков Кирилл Геннадьевич (секция настольного тенниса «Быстрая ракетка») 1 гр.: 15.00-16.30 2 гр.: 16.45-18.15 3 гр.: 18.30-20.00 Рубцов Георгий Владимирович (спортивная секция «Футбол») Гребенщикова Татьяна Юрьевна (танцевальная студия «Современный танец») Максимова Елена Алексеевна (театральная студия «Однажды») Опалева Мария Анатольевна (театральная студия «Однажды») Ишкова Наталия Валерьевна («Точка роста»-объединение «Химия для любознательных») Никулина Елена Аркадьевна («Точка роста»-«Основы программирования на языке Python») Вторник Среда Четверг 1 гр.: 15.00-16.30 2 гр.: 16.45-18.15 3 гр.: 18.30-20.00 1 гр.: 15.00-16.30 2 гр.: 16.45-18.15 3 гр.: 18.30-20.00 1 гр.: 14.30-15.50 2 гр.: 16.00-17.20 1 гр.: 12.30-13.00 2 гр.: 13.10-13.40 3 гр.: 13.50-14.30 12.30-14.00 1 гр.: 12.30-13.00 2 гр.: 13.10-13.40 3 гр.: 13.50-14.30 15.00-15.40 15.00-15.40 Суббота 1 гр.: 17.10-18.30 2 гр.: 18.40-20.00 1 гр.: 10.00-11.20 2 гр.: 11.30-12.50 1 гр.: 12.30-13.00 2 гр.: 13.10-13.40 3 гр.: 13.50-14.30 12.30-14.00 14.00-15.30 Пятница 14.00-15.30 3.3. Финансовое обеспечение реализации программы дополнительного образования Финансовое обеспечение реализации образовательной программы дополнительного образования МАОУ СОШ № 44 осуществляется исходя из средств областного бюджета и дополнительно для секции настольного тенниса идет софинансирование ОА «Сафьяновская медь». 3.4. Направленность программы Физкультурноспортивное Художественное Естественнонаучная Учебный план программы дополнительного образования Количество часов в неделю Всего часов на одну группу Всего часов в год 8-12 18 204 612 2 10-15 12 136 272 6-12 3 10-15 9 102 306 2 9-16 2 10-15 4 140 280 групповая 1 12-14 1 10-15 1 34 34 групповая 1 13-15 1 10-15 1 34 34 Наименование объединения Форма организация деятельности «Быстрая ракетка»* групповая 3 6-18 3 «Футбол»* групповая 3 6-10 «Современный танец»* групповая 3 «Однажды»** групповая «Химия для любознательных» (Точка роста)* «Основы программирования на языке Python»* (Точка роста) * количество учебных недель – 34 ** количество недель - 35 Срок Возраст реализации, обучающихся лет Количество Количество обучающихся групп в группе