ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 44 (далее – образовательное
учреждение) на уровне начального общего образования является нормативным
документом, определяющим распределение часов внеурочной деятельности, состав и
структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности, отводимой
на формирование всесторонне развитой личности школьника.
Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План
внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом
предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность;
становление умений командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания
обучения образовательное учреждение учитывает:
особенности образовательного учреждения (условия функционирования, тип
школы, особенности контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных
внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательного
учреждения, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательное учреждение.
При отборе направлений внеурочной деятельности образовательное учреждение
ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психологопедагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни
успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации
могут привлекаться родители, как законные участники образовательных отношений.
Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 4 года
обучения на уровне начального общего образования не более 1320 часов, в год – не более
330 часов.
План внеурочной деятельности состоит из двух частей: части, рекомендуемой для
всех обучающихся, и вариативной части. Внеурочная деятельность в части,
рекомендуемой для всех обучающихся, представлена направлением - внеурочное занятие
«Разговоры о важном», направленное на развитие ценностного отношения обучающихся
к своей родине – России, населяющим её людям, ее уникальной истории, богатой природе
и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены
на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной
формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность
содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся.
Направления и цели внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительная деятельность - направлена на физическое
развитие обучающегося, углубление знаний об организации жизни и деятельности с
учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни;
проектно-исследовательская деятельность - организуется как углубленное
изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению
проектов;
коммуникативная деятельность - направлена на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества;
художественно-эстетическая творческая деятельность - организуется как
система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности;
информационная культура - предполагает учебные курсы в рамках
внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о
разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных
видов работ на компьютере;
интеллектуальные
марафоны
организуются
через
систему
интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую
культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к
самообразованию.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том
числе совместной (парной, групповой, коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то
или иное направление внеучебной деятельности;
использование форм организации, предполагающих использование средств
информационно-коммуникационных технологий.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть
следующие:
учебные курсы;
художественные, музыкальные и спортивные студии;
соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии,
мини-исследования;
общественно полезные практики и другие.
Предусмотрено
дистанционное
сопровождение
программ
на
случай
неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
Внеурочная
деятельность
реализуется
в
соответствии
с
санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами, т.е. время, отведенное на внеурочную
деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой нагрузки
обучающихся по учебному плану.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и
учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная
деятельность может проходить не только в помещении образовательного учреждения, но
и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной
деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и другие).
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной
организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники
данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, педагогорганизатор, преподаватель-организатор ОБЗР, социальный педагог, педагог-психолог,
учитель-дефектолог, логопед, библиотекарь и другие).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в
части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий
внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании
единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как
правило, педагогический работник, преподающий на уровне начального общего
образования, заместитель директора по воспитательной работе.
Основные направления внеурочной деятельности представлены в плане.
Учебный план внеурочной деятельности на уровне начального общего образования на 2025-2026 учебный год
Классы
Направления внеурочной
Ответственные
деятельности
руководители
1а
1б
2а
2б
2в
3а
3б
3в
4а
4б
4в
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленностей
Классные
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
руководители
Вариативная часть
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся
Классные
«Познай самого себя»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
руководители
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей и талантов
Классные
«Орлята России»
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
руководители
«Хор»
Учитель музыки
«Конструирование» (на базе
«Точки роста»)
Учитель ИЗО
1
1
Учитель
2
физкультуры
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей и талантов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Студия циркового искусства»
«Вязание»
Тьютор
1
Итого часов по классам
5
5
6
6
Итого часов на уровне НОО
6
7
7
70 часов в неделю
7
7
7
7
Примечание: Занятия по формированию функциональной грамотности включены в учебный план части, формируемой участниками
образовательных отношений.