Рабочая программа СОО Основы программирования

Пояснительная записка
Элективный курс «Информатика в задачах» направлен на подготовку
учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного
плана МАОУ СОШ № 44 г. Реж.
Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому
государственному экзамену по информатике и ИКТ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих
задач:
 сформировать положительное отношение к процедуре контроля в
формате единого государственного экзамена;
 изучить структуру и содержание контрольных измерительных
материалов по предмету;
 сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими
процедуру проведения экзамена в целом;
 сформировать умение эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов;
 сформировать умение правильно оформлять решения заданий с
развернутым ответом.
Формы проведения занятий: лекции, практические занятия,
самостоятельная работа, тренинги по тематическим блокам.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительноиллюстративные, частично-поисковые, практические.
Общая характеристика учебного курса
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и
умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся
не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и
произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы,
требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую
подготовку к ЕГЭ.
Описание места учебного курса в учебном плане
Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента,
формируемого участниками образовательного процесса. Используется время,
отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации – элективный
курс. Общий объем курса – 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные
результаты,
сформированные
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте среднего общего образования.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять

планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, навыками разрешения проблем;
 способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
 умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением техники безопасности, гигиены,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Личностные результаты:
 формирование готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению,
 формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание,
способности ставить цели и строить жизненные планы.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние
изучение курса оказывает на:
 формирование представления об особенностях проведения, о
структуре и содержании КИМов ЕГЭ по информатике;
 формирование навыков и умений эффективно распределять время на
выполнение заданий различных типов; применять различные методы решения
тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по
информатике:
подсчитывать
информационный
объём
сообщения;
осуществлять перевод из одной системы счисления в другую; осуществлять
арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления;
использовать стандартные алгоритмические
конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические
выражения;
строить для логической функции таблицу истинности и
логическую схему; использовать необходимое программное обеспечение при
решении задачи; писать программы.
Содержание учебного курса
Модуль 1. Математические основы информатики

Тема 1. Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование
информации. Правило Фано. Кодирование звуковой информации.
Кодирование растровой графической информации. Измерение количества
информации. Алфавитный подход к определению количества информации
Учащиеся должны знать
 методы измерения количества информации
Учащиеся должны уметь:
 кодировать и декодировать информацию
 определять объём памяти, необходимый для хранения звуковой и
графической информации
 подсчитывать информационный объём сообщения
Тема 2. Системы счисления
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной
системы в системы счисления с другим основанием и обратно. Двоичная,
восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение
действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления.
Учащиеся должны знать
 о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
 о записи целых чисел в позиционных системах счисления с
различными основаниями.
Учащиеся должны уметь:
 записывать целые числа в позиционных системах счисления с
различными основаниями.
Тема 3. Основы логики
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности.
Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция,
импликация, эквиваленция. Основные законы алгебры логики, их
использование для преобразования логических выражений. Логические игры.
Нахождение выигрышной стратегии.
Учащиеся должны знать
 основные понятия и законы математической логики.
Учащиеся должны уметь:
 строить и анализировать таблицы истинности;
 преобразовывать логические выражения;
 строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать
выигрышную стратегию.
Тема 4. Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.
Учащиеся должны уметь:
 Умение сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и
тому же графу

 Умение найти количество путей в графе, удовлетворяющих заданным
требованиям
Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии
Тема 1. Электронные таблицы и базы данных
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля.
Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек
Учащиеся должны знать
 способы представления информации в базах данных.
Учащиеся должны уметь:
 обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.
Тема 2. Компьютерные сети
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы ЭйлераВенна, формула включений и исключений.
Учащиеся должны знать
 базовые принципы сетевой адресации.
Учащиеся должны уметь:
 осуществлять поиск информации в сети Интернет.
Модуль 3. Алгоритмизация и программирование
Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование
Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность
операторов, цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения
языка программирования (Pascal). Ввод-вывод данных, использование
подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек. Работа с
массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка
Учащиеся должны знать

формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном
языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального
исполнителя с ограниченным набором команд;

основные конструкции языка программирования, понятия
переменной, оператора присваивания.
Учащиеся должны уметь:
 исполнять рекурсивный алгоритм;
 исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным
набором команд;
 работать с массивами;
 анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;
 анализировать программу, использующую процедуры и функции;
 анализировать результат исполнения алгоритма;
 прочесть фрагмент программы на языке программирования и
исправить допущенные ошибки;
 составить алгоритм и записать его в виде простой программы на
языке программирования;

 создавать собственные программы для решения задач средней
сложности.

Календарно – тематическое планирование элективного курса по информатике
10 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.

Тема урока

Кол-во часов

Модуль 1. Математические основы информатики
1.1 Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование
информации. Правило Фано
Кодирование растровой графической информации
Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению
количества информации
Решение заданий (№5,9,10,13)
1.2 Системы счисления
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в
системы счисления с другим основанием и обратно
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления
Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах
счисления
Решение заданий (№1,16)
1.3 Основы логики
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные
логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация,
эквиваленция
Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования
логических выражений
Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии
Решение заданий (№2,18)
Решение заданий (№23)
Решение заданий (№26)
1.4 Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде
Решение заданий (№3,15)
Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии
2.1 Электронные таблицы и базы данных
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля
Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек

16
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
2
1
1
6
3
1
1

Дата проведения
план

факт

№
19.
20.
21.
22.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема урока
Решение заданий (№4,7)
2.2 Компьютерные сети
. IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция
Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений
Решение заданий (№12,17)
Модуль 3.Алгоритмизация и программирование
3.1 Исполнение алгоритмов Программирование
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность
операторов, цикл, ветвление
Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal
Ввод-вывод данных, использование подпрограмм ифункций. Использование
стандартных библиотек
Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию,
сортировка
Решение заданий (№6,8,11,14,19,20)
Решение заданий (№21)
Решение заданий (№22)
3.2 Задания по программированию с развернутым ответом
Задания по программированию с развернутым ответом (№24)
Задания по программированию с развернутым ответом (№25)
Задания по программированию с развернутым ответом (№27)
Тренинг по вариантам
Выполнение тренировочного варианта

Кол-во часов
1
3
1
1
1
10
7
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1

Дата проведения
план

факт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».