РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Учимся читать» НОО г.Реж 2023 г. «УЧИМСЯ ЧИТАТЬ» 1 КЛАСС Пояснительная записка Чтение - важнейшее средство литературного и общего развития, направленное на формирование у учащихся средствами детской литературы реальных знаний об окружающем мире, создание представлений о нравственно-эстетических и художественных ценностях, воспитания духовности и гражданственности. Чтение формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию ребенка. Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки образования РФ от 06.10.2009 № 373 (в редакции от 31.12.2015г.); с требованиями Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №44 Описание места учебного предмета в учебном плане «Учимся читать» в 1 классе рассчитан на 33 час (1 ч в неделю, 33 учебных недели). Планируемые результаты освоения В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; • делать выписки из прочитанных • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать текстов с учётом цели их простые связи, не высказанные в тексте напрямую; • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. дальнейшего использования; • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о • сопоставлять различные точки прочитанном тексте; зрения; • оценивать содержание, языковые особенности и структуру • соотносить позицию автора с текста; определять место и роль иллюстративного ряда в собственной точкой зрения; тексте; • в процессе работы с одним или • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать несколькими источниками сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать выявлять достоверную недостоверность получаемых сведений, пробелы в (противоречивую) информацию. информации и находить пути восполнения этих пробелов; • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Раздел курса Характеристика планируемых результатов обучения чтению в 1 классе Содержание Планируемые результаты освоения учебного предмета учебного Предметные Предметные Универсальные учебные действия раздела знания умения 1.Добуквар Речь устная ный период и письменная. Предложени е. Слово. Слог. Звуки. Ударение. 3. Послебуква рный период Практическое различие речи устной (говорение, слушание) и речи письменной (письмо, чтение); предмет и слово, его называющее; гласные и согласные звуки; слог ударный и безударный. Стихи и рассказы русских поэтов и писателей. Проектная деятельност ь Вычленять из звучащей речи предложения, делить их на слова. Определять количество предложений в звучащей речи. Моделировать предложения, фиксировать их в схеме. Определять порядок слов в предложении. Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Выделять ударный слог. Характеризовать особенности изученных гласных звуков и определять место изученной буквы на «ленте букв». отвечать на вопросы по тексту, пересказывать текст на основе опорных слов, определять главную мысль текста. Участвовать в групповом проекте. Регулятивные действия: принимать учебную задачу урока; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные действия: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, синтез; установление причинно следственных связей; использовать знаково-символические средства и применять и применять простейшие навыки письма; осознанно и правильно строить свои сообщения, анализировать информацию. Коммуникативные действия: умение слушать и слышать; участие в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов; уважение к другой точке зрения; умение адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых; формулировать собственное мнение и позицию, формулировать свои затруднения. Личностные действия: чувство необходимости учения; познавательная мотивация; интерес к новому; готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения, стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Характеристика планируемых результатов по литературному чтению в 1 классе. Раздел курса Содержание учебного раздела 1. Жили- Тема стихотворения. были буквы. Заголовок. Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные знания Ориентироватьс я в учебнике: определять Предметные умения Объяснять название произведения. Универсальные учебные действия Коммуникативные: Строить связное высказывание из 3-4 2.Сказки, загадки, небылицы. Характер героев (буквы). Творческий пересказ: дополнения содержания текста. умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Регулятивные: Осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя). Познавательные: Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок, небылиц. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Анализировать представленный в учебнике Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Регулятивные: Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником). Познавательные: Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. картинный план. 3.Апрель, апрель, звенит капель. Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение 4.И в шутку и Авторское отношение к всерьез. изображаемому. Звукопись как средство выразительности . Юмористически е рассказы для детей Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Регулятивные: Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др. Познавательные: Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Коммуникативные: Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания .Познавательные: читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора читаемого текста; Называть особенности сказок-несказок; Коммуникативные: Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, 5. О братьях Стихотворения о Уметь наших животных. определять Выразительное основные меньших. чтение стихотворения. Рассказы. Художественны й и научнопопулярный тексты. особенности художественного текста и основные особенности научнопопулярного текста (с помощью учителя). придумывать свои собственные сказки-несказки; находить сказкинесказки, в книгах. . договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Регулятивные: Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Познавательные: Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Виды речевой и читательской деятельности. Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Работа с разными видами текста Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Работа с текстом художественного произведения Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстамиописаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. 1 класс (34ч.) Раздел «Обучение чтению в период обучения грамоте» (15 ч) Раздел 1 « Добукварный период » ( 9 часов) О речи (устной и письменной). Предложение и слово. Слог, ударение. Звуки и буквы. Знакомство с буквами пяти гласных звуков А, О, И, Ы, У Раздел 2 «Обучение чтению. Букварный период» (2 ч) Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов - «слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звукослогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически. Звуковая культура речи. Работа над словом. Работа над предложением и связной устной речью. Раздел 3 «Обучение чтению. Послебукварный период» (4 ч) Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения. Блок «Литературное чтение. Развитие речи» (19ч.) В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. Жили-были буквы (4 ч) Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. Сказки, загадки, небылицы (1 ч) Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. Апрель, апрель! Звенит капель (1 ч) Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе. И в шутку и всерьез (3 ч) Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. Я и мои друзья (3 ч) Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. О братьях наших меньших (6ч) Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского. Повторение материала. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «УЧИМСЯ ЧИТАТЬ» 1 КЛАСС № Тема урока Колво часов Элементы содержания Раздел «Обучение чтению в период обучения грамоте» (15 ч) Раздел 1 « Добукварный период » (9 часов) 1. «Азбука» — первая учебная книга. 2. Речь устная и письменная. Предложение. 3. Слово и предложение. 4. 5. Слог. 1 1 Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). 1 Постановка пунктуационных знаков в конце предложения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. 1 Ударение. 1 6. Звуки в окружающем мире и в речи. Правила пользования учебником, требования посадки при чтении 1 Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Соблюдение орфоэпических и интонационных план факт примечания норм чтения. Деление слов на слоги, постановка ударения. 7. Звуки в словах. 8. Слог-слияние. 1 9. Повторение и обобщение пройденного материала. 1 1 Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Составление предложений с опорой на рисунки и схемы. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, Определение количества звуков в слове, их последовательность, различение звуков гласных и согласных, твёрдых и мягких. Графическое задание (составление схемы предложения) Раздел 2. Раздел «Обучение чтению. Букварный период» (2ч) 10. 11. Русский алфавит. 12. Весёлые стихи В. Берестова. Песенка — азбука. 13. 2 Проект: «Живая Азбука» 1 1 Алфавитный каталог. Звукобуквенный анализ слов, умение анализировать «ленту букв», называть группы букв. Раздел 3. Послебукварный период (3ч) Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Рассуждение на заданную тему. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Рассуждение на заданную тему. 14. Наши достижения. 1 Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Чтение. Развитие речи. 1 класс (19 часов). Раздел 1. Жили-были буквы. 4ч. 1. Знакомство с 1 учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. «Словарь». 2. Слова с созвучным окончанием. В. Данько «Загадочные буквы». Характер героев произведения. Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 3. 4. Обобщение по теме «Жили-были буквы» Проект «Буквы – герои сказок». 1 1 1 Книга как источник необходимых знаний. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Характеристика героя произведения. Определение главной мысли текста. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Правильное осознанное чтение, умение давать полные ответы на вопросы Типы книг (изданий): книгапроизведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Книга как особый вид искусства. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Раздел 2. Сказки, загадки, небылицы. 1ч. 5. 6. 7. Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы» Выставка книг по теме. Обобщение по теме «Апрель, апрель! Звенит капель…». Черты юмористического текста. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «РРРЫ!» 1 1 1 Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Правильное осознанное чтение, умение давать полные ответы на вопросы. Раздел 3. Апрель, апрель. Звенит капель. 1ч. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осмысленное восприятие художественного текста, наблюдение за жизнью слов в художественном тексте Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Раздел 4. И в шутку и всерьёз. 3ч. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, 8. 9. 10. 11. Произведения разных авторов на одну тему. И. Пивоварова «Кулинакипулинаки». О. Григорьева «Стук». И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» Настроение юмористических произведений. Обобщение по теме «И в шутку и всерьез». О дружбе и друзьях. Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». Правила общения. Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день» Произведения разных авторов на одну тему. М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». 13. Итоговая комплексная работа. 1 выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Осознание диалога как вида речи. Умение читать диалог Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научнопознавательному, художественному тексту). 1 Раздел 5. Я и мои друзья. 4ч. 1 1 12. 1 1 Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Раздел 6. «О братьях наших меньших» 6ч. 14. 15. 16. Художественный и научно-популярные тексты. С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак..» Характер и герои произведения. В. Осеева «Собака яростно лаяла». Иллюстрации произведения. И. Токмакова «Купите 1 1 1 Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования Основные темы детского чтения:произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмор.пр. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования Основные темы детского чтения:произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмор.пр. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. собаку». С. Михалков «Важный совет» Контрольная работа. «По страницам прочитанных произведений». 18. Элементы книги (титульный лист, аннотация, иллюстрации). М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка» 19. Элементы книги (титульный лист, аннотация, иллюстрации). В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай». 17. 1 1 1 Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)