Рабочая программа по ОРКСЭ НОО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает
содержательную составляющую ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты
по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых
результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены
в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений,
которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого
модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях
религиозных и светских традиций народов России, формированию
ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма,
православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей
страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ
предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности,
принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и
рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе
диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия
обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в
начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие
авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость
детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на
окружающую
действительность,
остро
реагировать
как
на
доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на
проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это
становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и
принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в
процессе обу­чения необходимо учитывать, что младшие школьники с
трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные

поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной
стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением
или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных
жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
 знакомство
обучающихся с основами православной,
мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами
мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
 развитие
представлений
обучающихся
о
значении
нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи,
общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной
культуре и морали, ранее полученных в начальной школе,
формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учётом мировоззренческих и культурных особенностей и
потребностей семьи;
 развитие
способностей обучающихся к общению в
полиэтничной,
разномировоззренческой
и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения
и диалога. Основной методологический принцип реализации
ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных
представлений о культуре традиционных религий народов
России (православия,
ислама,
буддизма,
иудаизма),
российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в Российской Федерации.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ
РОССИИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их
основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях
мира. Человек в религиозных традициях мира. Добро и зло. Священные
сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной
культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в
религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.
Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных
религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни
человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль
гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая
мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы,
принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы

морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы
нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
 понимать
основы
российской
гражданской
идентичности,
испытывать чувство гордости за свою Родину;
 формировать национальную и гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
 понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
 понимать значение нравственных норм и ценностей как условия
жизни личности, семьи, общества;
 осознавать
право
гражданина
РФ
исповедовать
любую
традиционную религию или не исповедовать никакой ре­лигии;
 строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение, независимо от принадлежности
собеседников к религии или к атеизму;
 соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми
в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям
народов
России,
терпимость
к
представителям
разного
вероисповедания;
 строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил;
проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость,
доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти
на помощь;
 понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение,
избегать негативных поступков и действий, оскорб­ляющих других
людей;
 понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач
учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
 формировать умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и



условиями её реализации, определять и находить наиболее
эффективные
способы
достижения
результата,
вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе
оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
 совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых
средств и средств информационно-коммуникационных технологий
для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
 совершенствовать умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных
заданий;
 овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
 овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
 формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения,
умений договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
 ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в
пределах изученного);
 использовать разные методы получения знаний о традиционных
религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение,
вычисление);

применять логические действия и операции для решения учебных
задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на
основе изучаемого фактического материала;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать
свои
суждения,
приводить
убедительные
доказательства;
 выполнять
совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
Работа с информацией:
 воспроизводить
прослушанную (прочитанную) информацию,
подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к
гражданской этике;
 использовать разные средства для получения информации в
соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую,
графическую, видео);
 находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках, в том числе в
Интернете (в условиях контролируемого входа);
 анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и
правильность.
Коммуникативные УУД:
 использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и
художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное
отношение к собеседнику с учётом особенностей участников
общения;
 создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей,
представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
 проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и
эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;


проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного
российского общества; проявлять способность к сознательному
самоограничению в поведении;
 анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
 выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать
проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
 проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах
светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
 выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе,
спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их
оценивать;
 владеть
умениями совместной деятельности: подчиняться,
договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать
возникающие конфликты;
 готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по
изученному и дополнительному материалу с иллюстративным
материалом и видеопрезентацией.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;



















рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми, в общении и деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие,
прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание,
грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное
содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и
Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного
идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной
христианской традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как
Спасителе, Церкви;
рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет,
Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях
святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах
(общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия,
Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной
традиции;
рассказывать о назначении и устройстве православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах
поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах,
назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении
детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту,
предкам; православных семейных ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её
смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
рассказывать о художественной культуре в православной традиции,
об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с
картинами;

излагать основные исторические сведения о возникновении
православной религиозной традиции в России (Крещение Руси),
своими словами объяснять роль православия в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению православного исторического и культурного наследия в
своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и
святые места), оформлению и представлению её результатов;
 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;
 выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине
–
России;
приводить
примеры
сотрудничества
последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной
культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы религиозных культур народов России» должны отражать
сформированность умений:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;





















рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в
традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм,
иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми;
раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг,
свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь) в религиозной культуре народов России
(православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое
правило нравственности» в религиозных традициях;
соотносить нравственные формы поведения с нравственными
нормами, заповедями в традиционных религиях народов России;
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама,
буддизма, иудаизма; об основателях религий;
рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов
России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях
предания и служителях религиозного культа (священники, муллы,
ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2
примера);
рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений
(храмов) традиционных религий народов России, основных нормах
поведения в храмах, общения с верующими;
рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных
религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма,
не менее одного религиозного праздника каждой традиции);
раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной
семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление
о семейных ценностях в традиционных религиях народов России;
понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях
народов России;
распознавать религиозную символику традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма
минимально по одному символу), объяснять своими словами её
значение в религиозной культуре;
рассказывать о художественной культуре традиционных религий
народов России (православные иконы, исламская каллиграфия,
буддийская танкопись); главных особенностях религиозного
искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура,

изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов,
музыки или звуковой среды);
 излагать основные исторические сведения о роли традиционных
религий в становлении культуры народов России, российского
общества, российской государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исторического и культурного наследия традиционных
религий народов России в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
 выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине
–
России;
приводить
примеры
сотрудничества
последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России, народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов
России.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной















культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о российской светской (гражданской) этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных
духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
раскрывать основное содержание
нравственных категорий
российской
светской
этики
(справедливость,
совесть,
ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой
жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в
российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
высказывать суждения оценочного характера о значении
нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и
государства; умение различать нравственные нормы и нормы
этикета, приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций российской светской
(гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об
основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь
к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита
Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного
наследия и особенностей народов России, российского общества;
уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека;
любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти
народа, общества; российских праздниках (государственные,
народные, религиозные, семейные праздники); российских
государственных праздниках, их истории и традициях (не менее
трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных
религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее
одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в
семье на основе российских традиционных духовных ценностей
(семья – союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для
совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота
родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи



















родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских
традиционных семейных ценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику
своего региона, объяснять её значение; выражать уважение
российской государственности, законов в рос­сийском обществе,
законных интересов и прав людей, сограждан;
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности,
предпринимательства
в
России;
выражать
нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к
труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о
культурных и природных достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской)
этики на примерах образцов нравственности, российской
гражданственности и патриотизма в истории России;
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в
становлении российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исторического и культурного наследия народов России,
российского общества в своей местности, регионе, оформлению и
представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы российской светской (гражданской) этики и
внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине
–
России;
приводить
примеры
сотрудничества
последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской)
этике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
№
п/п
1
2

Наименование разделов и тем
программы
Россия — наша Родина
Культура и религия. Введение в
православную духовную традицию

Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1
2

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
http://school-collection.edu
http://school-collection.edu

3

Во что верят православные христиане

4

4

Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь
к ближнему

4

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3
http://school-collection.edu
https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3

5

Отношение к труду. Долг и
ответственность

2

https://easyen.ru/load/orkseh/294

6

Милосердие и сострадание

2

7

Православие в России

5

8

Православный храм и другие святыни
Символический язык православной
культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство), православный
календарь. Праздники

3

10

Христианская семья и её ценности

3

11

Любовь и уважение к Отечеству.

2

9

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://easyen.ru/load/orkseh/294
https://easyen.ru/load/orkseh/294
http://school-collection.edu

6

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://easyen.ru/load/orkseh/294

Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ"
№
п/п

1

Наименование
разделов и тем
программы
Россия — наша
Родина

Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1

2

Культура и религия.
Возникновение
религий. Мировые
религии и иудаизм.
Основатели религий
мира

4

3

Священные книги
христианства,
ислама, иудаизма и
буддизма

2

4

Хранители
предания в
религиях мира

2

5

Добро и зло

2

6

Человек в
религиозных
традициях народов

2

Практические
работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

https://www.uchportal.ru/load/271-1-0-93210?
https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-modul-osnovimirovih-religioznih-kultur-na-temu-kultura-i-religiya-kl3352084.html
https://nsportal.ru/nachalnaya
shkola/raznoe/2013/02/18/kultura-i-religiya?
https://uchitelya.com/orkse/62630-prezentaciyavozniknovenie-religiy-4-klass.html
videouroki.net › vozniknovieniie-rielighii-rielighii-mira-iikh-osnovatieli
videouroki.net › tests › sviashchiennyie-knighi-rielighii-mira
https://nsportal.ru/nachalnaya
shkola/orkse/2019/03/28/prezentatsiya-k-uroku-orksesvyashchennye-knigi-religiy-mira?
https://videouroki.net/tests/orkse.html
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-hranitelipredaniya-v-religiyah-mira-2116215.html?
https://uchitelya.com/orkse/33651-prezentaciya-dobro-i-zloponyatie-greha-raskayaniya-i-vozdayaniya.html
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2012/11/11/omrk-dobro-i-zlo?
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2019/12/15/chelovek-v-religioznyh-traditsiyahmira?

России
7

8
9
10

11

12

13

14
15

Священные
сооружения
Искусство в
религиозной
культуре
Творческие работы
учащихся
Религиозная
культура народов
России
Религиозные
ритуалы. Обычаи и
обряды
Праздники и
календари
Религия и мораль.
Нравственные
заповеди в
христианстве,
исламе, буддизме и
иудаизме
Милосердие, забота
о слабых,
взаимопомощь
Семья и семейные
ценности

2

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-v-klassesvyaschennie-sooruzheniya-3428555.html?

2

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-na-temuiskusstvov-religioznoy-kulture-2366920.html?

2
2

https://uchitelya.com/orkse/96549-prezentaciya-aistriyareligiy-v-rossii-4-klass.html
https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/72799prezentaciya-religioznye-ritualy-obychai-i-obryady-4klass.html

4
https://infourok.ru/urok-i-prezentaciya-po-orksepalomnichestva-i-svyatini-3782777.html?
2

2

https://infourok.ru/material.html?mid=44599&
https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/71775prezentaciya-religiya-i-moral-nravstvennye-zapovedi-vreligiyahmira.htm

https://infourok.ru/material.html?mid=45749&
1
1

https://rutube.ru/video/97047be2020daaf900cfd88dfdc86b32

16

Долг, свобода,
ответственность,
труд

1

17

Любовь и уважение
к Отечеству

1

Обобщающий урок.
Подведение итогов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

18

https://rutube.ru/video/97047be2020daaf900cfd88dfdc86b32

https://nsportal.ru/nachalnaya
shkola/orkse/2015/04/19/lyubov-i-uvazhenie-k-otechestvu?
https://nsportal.ru/nachalnaya
shkola/orkse/2015/04/19/lyubov-i-uvazhenie-k-otechestvu?

1
34

0

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
№
п/
п

1

2

3

4

5

6

Наименование
разделов и тем
программы
Россия — наша Родина.
Этика и её значение в
жизни человека. Нормы
морали. Нравственные
ценности, идеалы,
принципы
Государство и мораль
гражданина. Основной
Закон (Конституция) в
государстве как
источник российской
гражданской этики
Образцы
нравственности в
культуре Отечества,
народов России.
Природа и человек
Праздники как одна из
форм исторической
памяти
Семейные ценности.
Этика семейных
отношений

Количество часов
Всег
Контрольны
о
е работы

1

Практически
е работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/08/16/rossi
ya-nasha-rodina
https://pptcloud.ru/filosofiya/etika-i-eyo-znachenie-vzhizni-cheloveka

8

1

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkise-po-temegosudarstvo-i-moral-grazhdanina-4366989.html

https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknr-na-temuberezhnoe-otnoshenie-k-prirode-3748448.html
8

2

1

https://infourok.ru/prezentaciya-semeynie-prazdniki-kakodna-iz-form-istoricheskoy-pamyati-1566981.html
https://infourok.ru/prezentaciya-i-konspekt-po-orkse-rodi-semya-istok-nravstvennyh-otnoshenij-4-klass5783774.html

7

8

9

Трудовая мораль.
Нравственные традиции
предпринимательства
Что значит быть
нравственным в наше
время. Методы
нравственного
самосовершенствования
Этикет

Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм
10
многонационального и
многоконфессиональног
о народа России
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-trudovaia-moral4-klass.html

3

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-na-temu-chtoznachit-bit-nravstvennim-954018.html
6

https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-orkse-na-temuetiket-klass-379784.html

2

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-lyubov-iuvazhenie-k-otechestvu-923056.html

2

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольн
ые работы

Практичес
кие
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1
2

Россия - наша Родина
Культура и религия.

1
1

3

Как христианство пришло
на Русь.

1

4

Бог, мир, человек.

1

5

Библия.

1

6

Ошибки первых людей.

1

7

Вдали от рая.

1

http://school-collection.edu
http://school-collection.edu
https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3
http://school-collection.edu
https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3
http://school-collection.edu
https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3
http://school-collection.edu
https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3
http://school-collection.edu
https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3

1

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3

1

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3

8

9
10

В ожидании Спасителя.
Десять заповедей.
Благовещенье.

1

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3

Рождество
Христово.
11

Богоявление. Искушение в
пустыне.

1

12

Нагорная проповедь.

1

13

Евангельские притчи

1

14
15

Крест
Пасха

1

https://easyen.ru/load/orkseh/294
https://easyen.ru/load/orkseh/294
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://easyen.ru/load/orkseh/294

1

https://easyen.ru/load/orkseh/294

1

https://easyen.ru/load/orkseh/294

17

Творческие работы
учащихся
Подведение итогов

18

Храмы России

1

https://easyen.ru/load/orkseh/294

19

1

https://easyen.ru/load/orkseh/294

1
1

https://easyen.ru/load/orkseh/294
https://easyen.ru/load/orkseh/294

22

Икона
Церковнославянский язык
Православная молитва
Церковь

1

https://easyen.ru/load/orkseh/294

23
24
25

Причастие
Покаяние
Подвиг

1
1
1

26

Брак
Родители и дети
Монашество
Труд и творчество

1

16

20
21

27
28
29

1
1
1

http://school-collection.edu

https://m.edsoo.ru/7f410de8

30
31
32

Любовь – вершина
добродетелей.
Суд Божий и суд
человеческий.
Отечество земное и
небесное.

Выступление учащихся со
своими творческими
33
работами.
Презентация творческих
34
проектов.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://easyen.ru/load/orkseh/294
1
https://easyen.ru/load/orkseh/294
1
1
34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ"
№
п/
п

Тема урока

Количество часов
Всег
Контрольны
о
е работы

1

Россия — наша
Родина

1

2

Культура и
религия.

1

3
4
5

6

7

Культура и
религия.
Мировые
религии и
иудаизм .
Основатели
религий мира.
Священные
книги
христианства,
ислама,
иудаизма и
буддизма
Священные
книги
христианства,
ислама,
иудаизма и
буддизма

1
1
1

Практически
е работы

Дата
изучени
я

Электронные цифровые образовательные ресурсы

https://www.uchportal.ru/load/271-1-0-93210?
ysclid=l4gxr3klg128140329
https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-modul-osnovimirovih-religioznih-kultur-na-temu-kultura-i-religiya-kl3352084.html
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2013/02/18/kultura-i-religiya?
https://uchitelya.com/orkse/62630-prezentaciyavozniknovenie-religiy-4-klass.html
videouroki.net › vozniknovieniie-rielighii-rielighii-mira-iikh-osnovatieli
videouroki.net › tests › sviashchiennyie-knighi-rielighii-mira

1

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2019/03/28/prezentatsiya-k-uroku-orksesvyashchennye-knigi-religiy-mira?

8

9

Хранители
предания в
религиях мира.
Хранители
предания в
религиях мира.

1

https://videouroki.net/tests/orkse.html

1

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-hranitelipredaniya-v-religiyah-mira-2116215.html?
https://uchitelya.com/orkse/33651-prezentaciya-dobro-izlo-ponyatie-greha-raskayaniya-i-vozdayaniya.html

10

Добро и зло.

1

11

Добро и зло.

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2012/11/11/omrk-dobro-i-zlo?

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2019/12/15/chelovek-v-religioznyhtraditsiyah-mira?

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2019/12/15/chelovek-v-religioznyhtraditsiyah-mira?

12

13

Человек в
религиозных
традициях
народов России.
Человек в
религиозных
традициях
народов России.

14

Священные
сооружения.

15

Священные
сооружения.

16

17
18

Искусство в
религиозной
культуре.
Искусство в
религиозной
культуре.
Творческие

1

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-v-klassesvyaschennie-sooruzheniya-3428555.html?

1

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-v-klassesvyaschennie-sooruzheniya-3428555.html?

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-natemuiskusstvo-v-religioznoy-kulture-2366920.html?

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-natemuiskusstvo-v-religioznoy-kulture-2366920.html?

1

-

19

20

21

работы
учащихся.
Творческие
работы
учащихся.
Религиозная
культура
народов России.
Религиозная
культура
народов России.

22

Религиозные
ритуалы.

23

Религиозные
ритуалы.

24

Обычаи и
обряды.

25

Обычаи и
обряды.

26
27
28

Праздники и
календари.
Праздники и
календари.
Религия и
мораль.
Нравственные

1

-

1

https://uchitelya.com/orkse/96549-prezentaciya-aistriyareligiy-v-rossii-4-klass.html

1

https://uchitelya.com/orkse/96549-prezentaciya-aistriyareligiy-v-rossii-4-klass.htm

1

1

https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/72799prezentaciya-religioznye-ritualy-obychai-i-obryady-4klass.html
https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/72799prezentaciya-religioznye-ritualy-obychai-i-obryady-4klass.html

1

https://infourok.ru/urok-i-prezentaciya-po-orksepalomnichestva-i-svyatini-3782777.html?

1

https://infourok.ru/urok-i-prezentaciya-po-orksepalomnichestva-i-svyatini-3782777.html?

1
1
1

https://infourok.ru/material.html?mid=44599&
https://infourok.ru/material.html?mid=44599&
https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/71775prezentaciya-religiya-i-moral-nravstvennye-zapovedi-vreligiyah-

заповеди в
христианстве,
исламе,
буддизме и
иудаизме.
Религия и
мораль.
Нравственные
заповеди в
29
христианстве,
исламе,
буддизме и
иудаизме
Милосердие,
30
забота о слабых,
взаимопомощь.
Семья и
31
семейные
ценности.
Долг, свобода,
32
ответственность
, труд.
Любовь и
33
уважение к
Отечеству.
Обобщающий
урок.
34
Подведение
итогов.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

mira.html

https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/71775prezentaciya-religiya-i-moral-nravstvennye-zapovedi-vreligiyahmira.html

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2015/04/19/lyubov-i-uvazhenie-k-otechestvu?

1

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2015/04/19/lyubov-i-uvazhenie-k-otechestvu?

1

https://rutube.ru/video/97047be2020daaf900cfd88dfdc86b3
2

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2015/04/19/lyubov-i-uvazhenie-k-otechestvu?

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2015/04/19/lyubov-i-uvazhenie-k-otechestvu?

1

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
№
п/
п

Тема урока

1

Россия – наша Родина.
Роль культурных традиций
в жизни народов России,
значение культурных
традиций в жизни человека,
семьи, народа, общества.
Культура и религия.

2

Этика и её значение в
жизни человека.

3

Нормы морали.

4

Нравственные ценности,
идеалы, принципы.

5

6
7

Составление текстоврассуждений на темы добра
и зла, моральных
ценностей, идеалов.
Значение нравственности в
жизни человека, семьи,
народа, общества,
государства.
«Золотое правило» этики.

Количество часов
Контрольн
Всего
ые работы

Практически
е работы

Дата
изучени
я

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library
/2017/08/16/rossiya-nasha-rodina

1

https://pptcloud.ru/filosofiya/etika-ieyo-znachenie-v-zhizni-cheloveka

1

1

1

1
1

https://infourok.ru/prezentaciya-poorkse-na-temu-osobennosti-moraliklass-284316.html
https://edupres.ru/prezentatsii-poorkse/4-klass/file/53583-ot-dobrykhpravil-dobrye-slova-i-postupki
https://edupres.ru/prezentatsii-poorkse/4-klass/file/10550-dobro-i-zlo
https://infourok.ru/prezentaciyaosnovi-religioznih-kultur-i-svetskoyetiki-2990781.html
https://infourok.ru/prezentaciya-k-

uroku-po-orkse-na-temu-zolotoepravilo-etiki-po-modulyu-opk2015491.html

8

9

10

Рассуждение на моральноэтические темы.
Образцы нравственности в
культурах разных народов
Государство и мораль
гражданина. Основной
Закон (Конституция) в
государстве как источник
российской гражданской
этики.

1

1

1

11

Нравственные нормы жизни
в обществе.

12

Образцы нравственности в
культуре Отечества,
народов России.

1

13

Нравственные нормы на
примерах образцов
поведения людей,
исторических и
литературных героев,
защитников Отечества в
истории России и
современности.

1

1

https://infourok.ru/konspekt-iprezentaciya-po-orkse-modul-osnovisvetskoy-etiki-na-temu-kultura-imoral-1006677.html
https://ppt-online.org/1192392

https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-orkise-po-teme-gosudarstvo-imoral-grazhdanina-4366989.html

https://pptcloud.ru/obshh/znachenienravstvennosti-i-etiki-v-zhiznicheloveka-i-obshchestva
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2017/01/31/obraztsynravstvennosti-v-kulture-otechestva-0

https://infourok.ru/osnovy-svetskojetiki-tema-obrazcy-nravstvennosti-vkulture-otechestva-4430917.html

14

15

16

17

18

19

20

Нравственные нормы на
примерах образцов
поведения людей,
исторических и
литературных героев,
защитников Отечества в
истории России и
современности.
Бережное отношение к
природе и личная
ответственность за это
каждого человека.
Составление текстоврассуждений на тему
«Образцы нравственного
поведения в культуре
Отечества».
Составление текстоврассуждений на тему
«Образцы нравственного
поведения в культуре
Отечества».
Гуманисты России.
Писатели-гуманисты.
Праздники как одна из
форм исторической памяти
народа, общества, их
значение для укрепления
единства народа, общества.
Российские праздники
(государственные,

1

1

1

https://infourok.ru/prezentaciya-poodnknr-na-temu-berezhnoe-otnosheniek-prirode-3748448.html

https://infourok.ru/osnovy-svetskojetiki-tema-obrazcy-nravstvennosti-vkulture-otechestva-4430917.html

1

1

1

1

http://www.myshared.ru/slide/752442/
https://infourok.ru/prezentaciyasemeynie-prazdniki-kak-odna-iz-formistoricheskoy-pamyati-1566981.html
https://infourok.ru/prezentaciyasemeynie-prazdniki-kak-odna-iz-form-

21

22

23

24

25

народные, религиозные,
семейные), День народного
единства, День защитников
Отечества и др. Праздники
в своём регионе, местности
проживания.
Семейные ценности и
этика семейных отношений.
Семья, отношения в семье
на основе взаимной любви
и уважения, любовь и
забота родителей о детях,
любовь и забота детей о
нуждающихся в помощи
родителях, уважение
старших. Семейные
традиции народов России.
Трудовая мораль,
нравственные традиции
трудовой деятельности,
предпринимательства в
России.
Трудолюбие, честный труд,
уважение к труду, к
трудящимся людям,
результатам труда (своего и
других людей).
Трудолюбие, честный труд,
уважение к труду, к
трудящимся людям,
результатам труда (своего и
других людей).
Что значит быть

istoricheskoy-pamyati-1566981.html

1

https://infourok.ru/prezentaciya-ikonspekt-po-orkse-rod-i-semya-istoknravstvennyh-otnoshenij-4-klass5783774.html

1

https://multiurok.ru/files/prezentatsiiatrudovaia-moral-4-klass.html

1

https://multiurok.ru/files/prezentatsiiatrudovaia-moral-4-klass.html

1

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-

26

27

нравственным в наше
время. Нравственные
поступки свои и других
людей.
Соотнесение нравственных
норм с анализом личного
опыта поведения.
Высшие нравственные
ценности, идеалы,
принципы морали.
Нравственный выбор.

28

Методика создания
морального кодекса в
школе.

29

Нормы морали.
Образование как
нравственная норма.

30

Методы нравственного
самосовершенствования.

31

Этикет. Правила поведения
в обществе. Нравственные
нормы и правила этикета.

32

Этика и этикет.
Целесообразность правил
этикета. Необходимость
соблюдения правил этикета
в разных ситуациях.

orkse-na-temu-chto-znachit-bitnravstvennim-954018.html

1

1

1

1

1

1

1

https://infourok.ru/prezentaciya-poorkse-na-temu-nravstvennie-idealiklass-259200.html
https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-orkse-metodika-sozdaniyamoralnogo-kodeksa-v-shkole1901747.html
https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-svetskoj-etiki-kultura-i-moral4459514.html
https://infourok.ru/prezentaciya-poorkse-klass-na-temu-principinravstvennosti-585226.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-orkse-na-temu-etiket-klass379784.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-orkse-na-temu-etiket-klass379784.html

Народные пословицы и
поговорки.
Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм
33
многонационального и
многоконфессионального
народа России.
Российская светская этика,
духовно-нравственная
культура
34
многонационального
народа России, их значение
в жизни человека, семьи,
российского общества.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-orkse-lyubov-i-uvazhenie-kotechestvu-923056.html

1

1

34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс:
учебник: в 2 частях, 4 класс/ Васильева О.Ю., Кульберг А.С., Корытко О.В. и другие; под
науч. ред. Васильевой О.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур народов
России: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов
А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4-й класс:
учебник, 4 класс/ Шемшурина А.И., Шемшурин А.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое
пособие. 4 класс/ Шемшурина А.И., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур России.
Методическое пособие. 4 класс/ Шемшурина А.И., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
Методическое пособие. 4 класс/ Шемшурина А.И., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. http://www.uchportal.ru
2. http://school-collection.edu.ru
3. http://www.openclass.ru
4. https://infourok.ru/
5. http://pedsovet.su
6. http://musabiqe.edu.az
7. http://www.4stupeni.ru
8. https://uchi.ru/
9. https://resh.edu.ru/
10. https://nsportal.ru/

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».