ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 44 (далее – образовательное учреждение) на уровне основного общего образования является нормативным документом, определяющим распределение часов внеурочной деятельности, состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности, отводимой на формирование всесторонне развитой личности школьника. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя: 1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 2) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении; 3) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательного учреждения, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 4) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (групп обучающихся, Совета обучающихся), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках «Российского движения детей и молодежи»); обеспечивающие все направления развития личности; 5) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие); 6) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов); 7) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательного учреждения (безопасности жизни и здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты обучающихся). Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного кинематографа. Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в качестве дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности, так и быть основой для разработки курсов внеурочной деятельности, посвященной этому виду отечественного искусства. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год – не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательного учреждения или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и другие). План внеурочной деятельности состоит из двух частей: части, рекомендуемой для всех обучающихся, и вариативной части. Внеурочная деятельность в части, рекомендуемой для всех обучающихся, представлена следующими направлениями: 1) внеурочное занятие «Разговоры о важном» (1 час в неделю каждый понедельник), направленное на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. 2) внеурочное занятие «Россия – мои горизонты» с 6 класса (1 час в неделю по четвергам), целью которого является ценностного отношения обучающихся к труду, как к основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том числе практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и другое. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательного учреждения может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования соответствующей направленности, осуществляющих лицензированную образовательную деятельность, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. Предусмотрено дистанционное сопровождение программ на случай неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Внеурочная деятельность реализуется в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами, т.е. время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой нагрузки обучающихся по учебному плану. При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя-предметники, педагог-организатор, преподаватель-организатор ОБЗР, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед, библиотекарь и другие). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне основного общего образования, заместитель директора по воспитательной работе. Основные направления внеурочной деятельности представлены в плане. Учебный план внеурочной деятельности на уровне основного общего образования на 2024-2025 учебный год Классы Направления Ответственные внеурочной руководители 5 а 5 б 5 в 5г 6а 6б 6в 7а 7б 7в 7г 8а 8б 8в 9а деятельности Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленностей «Разговоры о Классные 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 важном» руководители Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся «Россия – мои Классные 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 горизонты» руководители Вариативная часть Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся «Решение экспериментальных Учитель химии задач по химии» «Биология для Учитель любознательных» биологии «Практическая Учитель география» географии «Математический Учителя 1 практикум» математики «Сочинения разных Учителя 1 жанров» русского языка «Путь к Учитель 1 грамотности» русского языка «Методы решения Учитель физических задач» физики «Основные Учитель вопросы информатики информатики» 9б 9в 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов «Оформитель» Учитель ИЗО 1 1 Классный «Я и общество» 1 руководитель Учитель «Волейбол» физической 1 культуры Учитель «Баскетбол» физической 1 культуры Учитель «Легкая атлетика» физической 1 культуры Учитель «Хор» 1 музыки «Вокальная студия Учитель 1 1 «Камертон» музыки Педагог«Основы пожарной организатор 1 1 безопасности» ОБЗР Педагог«Школа организатор 1 1 безопасности» ОБЗР «Музей» 1 1 Итого часов на уровне ООО 57 часов в неделю Примечание: Занятия по формированию функциональной грамотности включены в учебный план части, формируемой участниками образовательных отношений.