ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 44 (далее – образовательное учреждение) на уровне начального общего образования является нормативным документом, определяющим распределение часов внеурочной деятельности, состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности, отводимой на формирование всесторонне развитой личности школьника. Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательное учреждение учитывает: особенности образовательного учреждения (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды образовательного учреждения, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательное учреждение. При отборе направлений внеурочной деятельности образовательное учреждение ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психологопедагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений. Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 4 года обучения на уровне начального общего образования не более 1320 часов, в год – не более 330 часов. План внеурочной деятельности состоит из двух частей: части, рекомендуемой для всех обучающихся, и вариативной части. Внеурочная деятельность в части, рекомендуемой для всех обучающихся, представлена направлением - внеурочное занятие «Разговоры о важном», направленное на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим её людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. Направления и цели внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительная деятельность - направлена на физическое развитие обучающегося, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни; проектно-исследовательская деятельность - организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов; коммуникативная деятельность - направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества; художественно-эстетическая творческая деятельность - организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности; информационная культура - предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере; интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; использование форм организации, предполагающих использование средств информационно-коммуникационных технологий. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и другие. Предусмотрено дистанционное сопровождение программ на случай неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Внеурочная деятельность реализуется в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами, т.е. время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой нагрузки обучающихся по учебному плану. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательного учреждения, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и другие). При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, педагог-организатор, преподаватель-организатор ОБЗР, социальный педагог, педагог-психолог, учительдефектолог, логопед, библиотекарь и другие). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель директора по воспитательной работе. Основные направления внеурочной деятельности представлены в плане. Учебный план внеурочной деятельности на уровне начального общего образования на 2024-2025 учебный год Классы Направления внеурочной Ответственные деятельности руководители 1а 1б 1в 2а 2б 2в 3а 3б 3в 4а 4в Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленностей Классные «Разговоры о важном» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 руководители Вариативная часть Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Классные «Познай самого себя» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 руководители «Основы логики и Классные 1 1 алгоритмики» руководители Классные «Юные интеллектуалы» руководители Классные «Для будущих отличников» 1 руководители Классные «Юным умникам и умницам» 1 1 1 руководители Классные «Мастерская письма» 1 руководители Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Классные «Орлята России» 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 руководители «Хор» Учитель музыки «Вокальная студия «Камертон» Учитель музыки 1 1 1 2 1 1 4 Итого часов на уровне НОО 4г Итого часов по классам 4 4 5 6 6 5 61 час в неделю 5 5 5 6 6 Примечание: Занятия по формированию функциональной грамотности включены в учебный план части, формируемой участниками образовательных отношений.