Дополнительная образовательная программа

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 44
_________Л.В.Воробьева
Приказ №___
от «__»_______2023г.

Дополнительная образовательная программа
для будущих первоклассников
«Стартовая школа для дошкольников»
(в рамках платных образовательных услуг)
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 44»
г. Реж
Свердловской области

Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 5,6 - 7 лет

2023

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел ДОП

с. 3

1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Нормативно - правовая основа
1.1.2. Цели и задачи
1.1.3. Направленность образовательной программы, актуальность
программы, новизна и педагогическая целесообразность
1.1.4. Возрастные особенности детей 5,5 -7 лет
1.1.5. Отличительные особенности программы
1.1.6. Принципы, определяющие обоснование программы

с. 3
с. 3
с. 3
с. 4

1.2. Планирование механизма реализации

с.10

1.3. Планируемые результаты
1.3.1. Личностные результаты
1.3.2. Метапредметные результаты
1.3.3. Предметные результаты
2. Содержательный раздел ДОП

с. 4
с. 9
с. 10

с. 11
с. 11
с. 11
с. 12
с. 14

2.1.Общие характеристика программы
2.2.Содержание отдельных учебных курсов
2.2.1. Содержание курса «АБВГДейка»
2.2.2. Содержание курса «Считаем и растем»

с. 14
с. 14
с. 14
с. 16

2.3.Формы подведения итогов реализации программы с.17
3. Организационный раздел

с. 19

3.1.Учебный план

с. 19

3.2 Годовой календарный график

с. 20

3.2. Ресурсное обеспечение программы

с. 22

2

1. Целевой раздел ДОП
1.1 Пояснительная записка
Образовательная программа для будущих первоклассников «Стартовая школа для
дошкольников» Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 44» - определяет цели, задачи, планируемые результаты,
содержание и организацию образовательного процесса подготовки детей 5,5 - 7 лет к получению
образования в школе в соответствии с особенностями и возможностями образовательного
учреждения.
1.1.1. Нормативно- правовая основа
Основания для разработки программы:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013г. №1155 «Об утверждении
ФГОС дошкольного образования»
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20;
Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 44».
Данная программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о
правах ребёнка. Образовательная программа для будущих первоклассников «Стартовая школа»
составлена на основе программы «Преемственность» авторов Федосовой Н.А., Комаровой Т.С. и
др. (М., Просвещение, 2022 год) и адаптирована к условиям образовательного учреждения.
Концепция программы рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе
непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки
к школе.
1.1.2. Цели и задачи
В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются: успешная
адаптация будущих первоклассников к обучению; формирование мотивации к школьному
обучению; развитие психических функций детей; обеспечение преемственности между
подготовкой к обучению и обучением в школе.
Реализация данных целей позволяет обеспечить развитие детей на том уровне, который
необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в
школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо
конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная
деятельность.
Основными задачами подготовки к обучению являются:
 формировать чёткие представления о школе и правилах школьного поведения;
 укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе,
формировать желание учиться у детей дошкольного возраста;
 развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность
дошкольников;
 воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения,
стремление к активной деятельности и творчеству;
 воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность
к людям;
 сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к
обучению в школе.

3

1.1.3. Направленность образовательной программы, новизна, актуальность и
педагогическая целесообразность
Направленность образовательной программы
Образовательный процесс в «Стартовой школе» направлен, прежде всего, на обеспечение
познавательного, эмоционального и социального развития детей, способствующих их общему
развитию.
Новизна программы заключается в том, что она предполагает использование современных
технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в
изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Актуальность программы обусловлена положениями нового Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование направлено
на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных,
эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Программа для будущих первоклассников «Стартовая школа» представляет собой
комплексную образовательную программу для детей 6-7 лет. Программа направлена на
обеспечение одинаковых стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
Педагогическая целесообразность.
Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически,
способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки
будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут
фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе.
Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить
ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет
легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.
1.1.4. Возрастные особенности детей 5.5. - 7 лет
Социально – эмоциональное развитие.
В целом ребёнок 6-7 лет осознаёт себя как самостоятельный субъект деятельности и
поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый
человек - это такой, который: всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать.
Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в
реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от
чего-то приятного в пользу близкого человека). Их социально-нравственные чувства и эмоции
достаточно устойчивы.
К 6 годам ребёнок владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить
себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет
состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать,
что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приёма пищи;
одевается в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно.
Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счёт развития социальных по
происхождению мотивов: познавательных, просоциальных (побуждающие делать добро), а также
мотивов самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями
о том, что хорошо и что плохо. Общая самооценка детей представляет собой положительное
отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны
взрослых.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему
нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, с одной
стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении со взрослым, с другой
4

- очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть
хорошим в глазах взрослого.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и
мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и
устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью
того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными
качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее
ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д.
Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Общая моторика.
Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках,
прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном
велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и
при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной
рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться.
Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими
упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на
протяжении достаточно длительного времени).
Психическое развитие.
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно
познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать
свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление,
воображение, восприятие. Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы
и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они
различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные
цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину
объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных
предметов. Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его
распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному
вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7.
Память. В возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при
помощи образно-зрительной памяти запомнить 5—6 объектов. Объем слуховой вербальной
памяти составляет 5—6 слов. Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает
развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением
мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления,
представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к
обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в
дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты
группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться
операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при
группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести
задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят
двакруга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты
различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую
5

непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить
логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети
старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения,
если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Воображение.
Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка
проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем
дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и
последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в
результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не
привести к высокому уровню. Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая
сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в
сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи.
Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче
становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и
детали.
К 5-6 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем,
которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым.
Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым
(отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения
предметов и заштриховать их определённым образом). Представления об основных свойствах
предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках
(например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может
рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по
величине большое количество предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от
самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические
фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.
Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели
(хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие
события).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для
запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки
могут выступать схемы, карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет
ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем,
чертежей и пр.). К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда
сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся
планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб,
ребёнок нередко может решать в уме. Развивается прогностическая функция мышления, что
позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия
собственных действий и поступков.
6

Воображение.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным
воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической
деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят
действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия
воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре.
Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Это произвольность
психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда
способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в
самосознании, и в самооценке. Появление произвольности — решающее изменение в
деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка
предметов, а овладение собственным поведением. Существенно меняется представление ребенка о
себе, его образ Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества,
которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться
представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не
хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о
желательных и нежелательных чертах и особенностях. В образе Я, кроме Я- реального — тех
качеств, которые, по мнению ребенка, у него имеются, появляется и Я- потенциальное, которое
включает в себя как положительные черты, которые ребенку хотелось бы у себя видеть, так и
отрицательные, которые ему не хотелось бы иметь. Разумеется, этот процесс находится еще в
зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не
думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с
подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма,
рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем,
— не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление Япотенциального, или Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является
психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка
побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное
выписывание палочек и букв может представлять для детей особый интерес. Существенным
побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя
«умным», «знающим», «умеющим».
Речевое развитие.
Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая
свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной
выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать
громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или
тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова,
синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно
пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений
(библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые
действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество
действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы,
антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный,
деревянный и т. д.).
7

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого
этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах
способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и
сравнения.
К концу дошкольного детства ребёнок формируется и как будущий самостоятельный
читатель. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения
информации. В условиях общения со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе
произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Многие дошкольники в этом возрасте уже
способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу из числа предложенных; достаточно просто
узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций.
Игровая деятельность.
В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события праздник, авария, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых
отражается та или иная сюжетная линия. Дети могут по ходу игры брать на себя две роли,
переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с
несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например,
медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания).
Совместная игра — важнейшая основа детских взаимоотношений — по- настоящему еще
недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений. Общение в
форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни
понять личные проблемы и интересы другого, ни оказать ему поддержку или выразить
необходимое сочувствие.
Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является
то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством, как общения, так и
познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
Психологические особенности детей дошкольного возраста
(5,5-7-лет).
Мышление
Речь
Произвольность
познавательных
процессов
Физиологическая
чувствительность
Объект познания
Способ познания

Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного
Развитие внутренней речи
Начало формирования произвольности как умения прилагать
усилия и концентрировать процесс усвоения
Индивидуально, у большинства низкая
Причинно-следственные связи между предметами и явлениями
Самостоятельная деятельность, познавательное общение со
взрослыми и сверстником

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

Формы общения

Внеситуативно-личностное

Отношения со
сверстником

Собеседник, партнер деятельности

Отношения со

Источник информации, эмоциональной поддержки
8

взрослым
Эмоции
Игровая деятельность

Развитие высших чувств
Длительные игровые объединения; умения согласовывать свое
поведение в соответствии с ролью

1.1.5. Отличительные особенности программы
Программа разработана на основе учебно-методического комплекса «Школа России».
Данный УМК построен таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное
содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно
полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее
структуре и содержанию, отраженные в ФГОС.
Программа «Школа России» доступна для дошкольников, гарантирует достижение
положительного результата в обучении и реальные возможности личностного развития, так как
построена на таких принципах как: учет возрастных особенностей, постепенное наращивание
трудностей, открытость новому.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей
идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор
содержания, методов и форм организации образования детей.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное
обучение в системе непрерывного образования, предлагает личностно-ориентированную модель
подготовки к школе и позволяют организовать системную подготовку детей к обучению в
начальных классах. Программа «Преемственность» и комплект пособий подготовлены
ведущими специалистами дошкольного и начального образования. Пособия комплекта
позволяют обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который
необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в
школе. Комплект «Преемственность» не допускает дублирования материалов первого класса
общеобразовательной школы и дает возможность подготовить ребенка к обучению по любой
системе.
Образовательная
область
Филология

Учебный курс
АБВГДейка

Программа

Комплект «Школа

«Преемственность»
Федосова Н. А.
«От слова к букве»

России»
Горецкий В. Г. и др.
«Русская азбука»
Горецкий В. Г.
«Прописи»
Канакина В.
П.,Горецкий В. Г.
«Русский язык»

9

Математика

Считаем и растем

Волкова С.И.

Моро М. И.,

«Математические

Степанова С.В.,

ступеньки»

Волкова С.И.
«Математика»

1.1.6. Принципы, определяющие обоснование программы
Принцип единства развития, обучения воспитания.
Принцип психологической комфортности.
Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.
Принцип доступности.
Принцип постепенности.
Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.
Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное
«открытие» его детьми).
8. Принцип творчества- приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
9. Принцип эмоционального стимулирования (похвала, опора на положительные качества
ребёнка).
10. Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития
дошкольника.
1.2. Планирование механизма реализации
Программа реализуется в течение 1 года.
Обучение детей рассчитано на 28 учебных недель, общее количество учебных часов - 56.
Формы и режим занятий
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
- продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки - 30 минут;
- форма проведения занятий - групповая;
- начало занятий – 01 октября текущего учебного года;
- окончание занятий - 30 апреля текущего учебного года;
- режим занятий: 1 раз в неделю (дни недели по выбору родителей) - 2 занятия по 30 минут с
перерывами на отдых 10 минут.
Занятия проводятся в учебных помещениях образовательного учреждения педагогическими
работниками школы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- установление контакта с обучающимися, с учителем;
- формирование адекватного поведения;
- овладение навыками учебной деятельности.
Формы проведения занятий
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое
значение при подготовке детей к школе приобретают речевые игры, конструирование, работа по
формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
Формы проведения занятий:
• занятие-игра;
• занятие-путешествие;
10

• занятие-исследование;
• занятие-праздник;
• занятие-спектакль;
• занятие-конкурс;
• занятие-соревнование;
• сочетание нескольких элементов на одном занятии.
Основные
виды деятельности: игра и продуктивная деятельность
1.3. Планируемые результаты
К ожидаемым результатам реализации программы относятся:
- обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
- формирование его готовности к систематическому обучению.
Программа нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению личностных,
метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
1.3.1. Личностными результатами предшкольной подготовки является формирование
следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех
правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам
других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным
отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в
глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый
желаемый планируемый личностный результат.
1.3.2. Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование
следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных,
познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами
давать
эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться
оценивать
результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,
предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
11

- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять
слово, предложение схемой). Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать
иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера
по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и
общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов
интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
1.3.3. Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование
следующих умений.
Чтению и письму:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на
заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы:
Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева - направо,
вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше - позже, вчера сегодня - завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать
простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве
точки отсчета, а также на листе бумаги.
12

Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного
детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет
реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для
благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и
новую ведущую деятельность.

13

2.

Содержательный раздел ДОП

2.1. Общая характеристика программы
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие
направления деятельности: совершенствование и развитие устной речи и графических навыков,
введение в математику.
Программа направлена на общее психическое развитие и активизацию воображения. В ходе
реализации содержания программы у детей будут формироваться приемы умственных действий:
сравнения, обобщения, классификации. Сформируются навыки произвольной деятельности,
навыки наблюдения за объектом. Продолжится развитие речи, мелкой моторики и графических
навыков, развитие умения составлять небольшой рассказ по картинке, умения произвольно
удерживать внимание на предмете обсуждения, расширится словарный запас и общий кругозор
детей, развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции, развитие
эстетического вкуса и общей культуры ребенка.
Игровая форма занятий и атмосфера доброжелательности позволят ребенку избежать
стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации
успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно
участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение
придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается
его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего
первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная
задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Программа состоит из двух курсов:
№
Название
Количество Количество
п/п
занятий в
занятий в учебном
неделю
году
1
Курс «АБВГДейка»
1
28
2
Курс «Считаем и растем»
1
28
Итого
2
56
«АБВГДейка» нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов
деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха,
творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного
аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс
ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
"Считаем и растем" направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать,
выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные
характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность,
уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
2.2. Содержание курсов
2.2.1. Содержание курса «АБВГДейка»
Содержание курса «АБВГДейка» составлено на основе программы «От слова к букве» (Н.А.
Федосовой), направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная
основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
 создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка
(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие),
создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
 практическая подготовка детей к обучению чтению;
14

 развитие элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне
навыков связной устной речи детей;
 расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
 совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической
(ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине,
рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и
впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);

создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных,
предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем
оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится
больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и
осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
Содержание программы
Развитие и совершенствование устной речи. Расширение и активизация словарного запаса
детей: обогащение словаря ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов
(точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и
одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с
прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; стимулирование
их правильного употребления в собственной речи; нахождение в литературном произведении,
прочитанном учителем (стихотворении, сказке, рассказе) слов, с помощью которых автор точно,
метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употребление их в собственной
речи.
Развитие у детей стабильного внимания и интереса к слову, осознание роли слова в тексте
фольклорных и литературных произведений. Развитие умений задавать вопросы, составлять
вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения, умений и навыков связной
монологической и диалогической речи. Обучение связному, логичному и последовательному
изложению содержания, услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам
учителя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ
по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у
детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формирование у детей уже на
подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей
речевые ошибки.
Расширение запаса слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные
предложения разных видов.
Развитие диалогической и монологической речи. Пересказ текста на основе иллюстраций.
Развитие у детей внимания и интереса к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок,
стихотворений. Разучивание загадок, скороговорок. Устное описание окружающего мира (цветов,
зверей, птиц, деревьев, овощей, фруктов, неба, солнца, луны и т. д.) по плану, предложенному
учителем, или по аналогии. Развитие эмоционального восприятия речи взрослых и детей.
Составление рассказа по картине: описание содержания, придумывание сюжета,
предшествующего изображению и следующего за ним. Развитие интереса детей к
самостоятельному словесному творчеству, создание рассказов, сказок, стихотворений.
Пробуждение желания детей общаться, интереса к речи окружающих и своей собственной,
развитие элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения
слушать, а также высказываться на близкие темы.
Техника речи, элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые
разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка);
произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные
упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
15

Подготовка к обучению чтению. Правильное литературное произношение, орфоэпические
нормы литературного языка. Совершенствование звуковой культуры речи: умение различать на
слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствование фонематического слуха:
обучение называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении,
определять место звука в слове. Упражнения в дифференциации звуков на слух. Укрепление и
развитие артикуляции: четкое произношение слов и фраз; развитие умения менять силу, высоту
голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), правильное использование
интонационных средств. Выделение звуков из слов по порядку; гласные и согласные звуки;
узнавание гласные и согласные звуки в словах. Выделение звуков в начале, в конце и в середине
слова.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры
«Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку»,
«Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма,
размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Планируемые результаты:
 отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
 задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
 конструировать словосочетания и предложения; - определять количество слов в
предложении;
 составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
 выделять отдельные звуки в словах, подбирать слова на заданный звук;
 аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру;
 знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность,
просьба;
 артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая
дикция способствуют эффективному общению.
2.2.2. Содержание курса «Считаем и растем»
Содержание модуля «Развитие математических способностей» составлено на основе
программы «Математические ступеньки» (С.И. Волкова). В основу отбора математического
содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для
математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное
значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное
развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Цели курса: успешная адаптация будущих первоклассников к обучению; создание
предпосылок положительной мотивации учения в школе; совершенствование и развитие
начальных математических представлений.
Основная задача:
- целенаправленное и систематическое развитие способностей детей, которое
осуществляется через развитие познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти,
мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:
арифметическая (счёт предметов), геометрическая (прообразы геометрических фигур в
окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве
простейших геометрических фигур и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на
математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания,
восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у
детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности
ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и
структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной
для детей этого возраста.
16

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в
качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод
моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом
ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать
математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами,
моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется развитию умений общаться с преподавателем, с другими
детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и
геометрическим раздаточным материалом и др.
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый,
треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий,
широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в
пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры,
вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и
др.
Счет предметов.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди
общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из
моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и
геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их
использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение
простых рассуждений, игра «Образец и правило» и др.
Выполнение рисунков на клетчатой бумаге. Вариант 1. Точное копирование образца. Работа
проводится ребенком самостоятельно. В случае затруднения следует прибегнуть к помощи
взрослого. Вариант 2. Выполнение графического диктанта. Графический диктант выполняется
ребенком путем оперирования понятиями «влево», «вправо», «вниз», «вверх».
Планируемые результаты:
- вести счет предметов в пределах 10;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо,
вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня –
завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать
простейшие фигуры «от руки», выполнять графические диктанты;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве
точки отсчета, а также на листе бумаги.
2.3. Формы подведения итогов реализации программы:
- проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
- итоговая выставка творческих работ детей.
Способы определения результативности:
17

- наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с
родителями;
- формирование навыка слушателя:
ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование
текста;
- взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью
метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы,
выступают педагог.
Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование.

18

3.Организационный раздел ДОП
3.1. Учебный план
Пояснительная записка
Учебный план составлен на основе программы автора Н.А.Федосовой «Преемственность.
Подготовка детей к школе» (М.: Просвещение,2022), допущена Министерства Образования РФ с
учетом образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Целью программы «Преемственность" является создание предпосылок к школьному
обучению.
Определены основные задачи:
• формировать чёткие представления о школе и правилах школьного поведения;
• укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе,
формировать желание учиться у детей дошкольного возраста;
• развивать
любознательность,
активность,
инициативность,
самостоятельность
дошкольников;
• воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения,
стремление к активной деятельности и творчеству;
• воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к
людям;
• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению
в школе.
Учебный план «Стартовой школы» является механизмом реализации целей и задач
образовательной программы.
Содержание ОП включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают
разностороннее развитие детей по основным направлениям физическому, социальноличностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
ОП предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей (игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной).
В результате освоения ОП обеспечивается формирование готовности воспитанников к
школе, а именно уровень развития ребенка, необходимый и достаточный для успешного освоения
им образовательной программы начального общего образования.
«Стартовая школа» функционирует один день в неделю по согласованию с родителями
(законными представителя) воспитанников.
Общий объем образовательной деятельности рассчитывается в соответствии с возрастом
обучающихся, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования.
Организация образовательной деятельности детей состоит из обязательной части.
Занятия проводятся с октября по апрель (включительно) текущего учебного года, один раз в
неделю. Объем учебной нагрузки (обязательный) – 2 часа (один раз в неделю).
Начало занятий в 17.30 окончание - в 18.40
Продолжительность занятий составляет 30 минут. Перерывы между занятиями 10 минут, во
время которых осуществляется игровая деятельность с детьми. Организация образовательного
процесса в «Стартовой школе» регламентируется расписанием занятий, утверждённым
директором.
Количество детей в группе от 10 до 20 человек.
Логика изложения и содержание курсов полностью соответствует требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта и возрастным особенностям детей
дошкольного возраста.
Программы предполагают коррекцию и развитие накопленных в дошкольном возрасте
представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с
19

предметами, осуществляемыми в естественном для детей данного возраста занимательной игровой
форме.
Занятия решают задачи подготовки детей к успешной адаптации к школьному обучению.
Учебный план
Учебные
курсы

Колво
групп

Кол-во
обучающихся

Кол-во
занятий
в неделю

Кол-во
часов в
месяц

Растем и
считаем

2

34

1

4

Кол-во
занятий за
период
обучения
28

Возраст
обучающихся

5,5-7лет

1
4
28
АБВГДейка
Итого
2 (4)*
8(16) *
56 (112) *
* количество часов для одной группы (количество часов в двух группах))
Предметные области

Учебные предметы

Группы
I

1. Обязательная часть

II

Количество часов в неделю

Филология

АБВГДейка

1

1

Математика

Считаем и растем

1

1

2

2

ИТОГО
3.2. Примерный календарный график.
Этапы образовательного
процесса
Продолжительность учебного
года:
Сроки проведения каникул,
их начало и окончание:
зимние каникулы
Количество недель в учебном
году:
Регламент образовательного
процесса:

«Стартовая школа для дошкольников»
01.10.202330.04.2024

30.12.2023 – 09.01.2024
28 недель
1 раз
в неделю
среда

Режим работы:

1 час 40 мин.

Продолжительность:
Время проведения:

17.30 -18.40
20

3.3. Ресурсное обеспечение программы
Для реализации программного содержания курса «АБВГДейка» используются:
1.
2.

Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2
ч. - М.: Просвещение, 2022г.
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.:
Просвещение, 2022г.

Для реализации программного содержания курса «Считаем и растем» используются:
1.
2.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к
школе. - М.: Просвещение, 202 г.
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.:
Просвещение, 2022 г.

Эффективное достижение запланированных целей осуществляется
при наличии следующих условий:
- мультимедийного оборудования (интерактивной доски, проектора, компьютера);
- канцелярских принадлежностей.
Интернет ресурсы:
1.

http://nsportal.ru/

2.

http://solnyshko.68edu.ru/

3.

http://www.maam.ru/

4.

http://ped-kopilka.ru/

5.

http://dohcolonoc.ru/

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».