Рабочая программа СОО Основы безопасности и защиты Родины

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и
защиты Родины" (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к
результатам освоения образовательной программы среднего общего
образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей
программы воспитания и предусматривает непосредственное применение
при реализации ОП СОО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в
логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной
ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с
окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися
знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности
жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию
практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и
непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них
навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня
основного общего образования; помогает педагогу продолжить освоение
содержания материала в логике последовательного нарастания факторов
опасности: опасная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного
построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в
повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной и информационной сферах.
Программа ОБЗР обеспечивает:
1.
формирование личности выпускника с высоким уровнем
культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически
целесообразного образа жизни;
2.
достижение
выпускниками
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности,
соответствующего
интересам
обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной
личности безопасного типа;
3.
взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего
и среднего общего образования;
4.
подготовку выпускников к решению актуальных практических
задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно
представлено
одиннадцатью
модулями
(тематическими
линиями),
обеспечивающими системность и непрерывность изучения предмета на
уровнях основного общего и среднего общего образования:
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства».
Модуль № 2. «Основы военной подготовки».
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе».
Модуль № 4. «Безопасность в быту».
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».
Модуль № 9. «Безопасность в социуме».
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета
ОБЗР на уровне среднего общего образования программа ОБЗР предполагает
внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных
модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости
безопасно действовать».
Программа
ОБЗР
предусматривает
внедрение
практикоориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с
возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей.
При этом использование цифровой образовательной среды на учебных
занятиях должно быть разумным: компьютер и дистанционные
образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и
практические действия обучающихся.
В современных условиях с обострением существующих и появлением
новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России
(резкий рост военной напряжённости на приграничных территориях;
продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма;
существенное
ухудшение
медико-биологических
условий
жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и другие)

возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для
самого человека, но также для общества и государства. При этом
центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся
сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах
огромное значение приобретает качественное образование подрастающего
поколения россиян, направленное на воспитание личности безопасного типа,
формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями,
навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной
жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения
образовательного процесса по ОБЗР определяется системообразующими
документами в области безопасности: Стратегией национальной
безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, Национальными целями
развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474,
государственной
программой
Российской
Федерации
«Развитие
образования», утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
ОБЗР является открытой обучающей системой, имеет свои
дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и
реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и
закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование
компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным
изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета
ОБЗР
является
общая
теория
безопасности,
которая
имеет
междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем
безопасности в общественных, гуманитарных, технических и естественных
науках. Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса
проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит
обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности,
общества и государства, а также актуализировать для выпускников
построение модели индивидуального и группового безопасного поведения в
повседневной жизни.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы.
ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты
Родины», является обязательным для изучения на уровне среднего общего
образования.

Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей, освоение
знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению
конституционного долга по защите Отечества и достижение базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у
выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных
ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в
экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности
безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать
благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и
государства
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является
овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с
современными потребностями личности, общества и государства, что
предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения в
повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового
образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных
опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых
средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями,
которые обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по
защите Отечества;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного и группового безопасного поведения в
интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и
государства;
знание и понимание роли личности, общества и государства в решении
задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего
образования отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»:

правовая основа обеспечения национальной безопасности;

принципы обеспечения национальной безопасности;

реализация национальных приоритетов как условие обеспечения
национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;

взаимодействие личности, государства и общества в реализации
национальных приоритетов;

роль правоохранительных органов и специальных служб в
обеспечении национальной безопасности;

роль личности, общества и государства в предупреждении
противоправной деятельности;

единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования;

территориальный и функциональный принцип организации
РСЧС, её задачи и примеры их решения;

права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;

задачи гражданской обороны;

права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны;

Россия в современном мире, оборона как обязательное условие
мирного социально-экономического развития Российской Федерации и
обеспечение её военной безопасности;

роль Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении
национальной безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:

движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом,
движение с изменением скорости движения, повороты в движении,
выполнение воинского приветствия на месте и в движении;

основы общевойскового боя;

основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь,
маневр);

виды маневра;

походный,
предбоевой
и
боевой
порядок
действия
подразделений;

оборона, ее задачи и принципы;

наступление, задачи и способы;

требования курса стрельб по организации, порядку и мерам
безопасности во время стрельб и тренировок;

правила безопасного обращения с оружием;

изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из
стрелкового оружия;

способы удержания оружия и правильность прицеливания;

назначение и тактико-технические характеристики современных
видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет Ярыгина,
пистолет Лебедева);

перспективы и тенденции развития современного стрелкового
оружия;

история возникновения и развития робототехнических
комплексов;

виды, предназначение, тактико-технические характеристики и
общее устройство беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА);

конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;

история возникновения и развития радиосвязи;

радиосвязь, назначение и основные требования;

предназначение, общее устройство и тактико-технические
характеристики переносных радиостанций;

местность как элемент боевой обстановки;

тактические свойства местности, основные её разновидности и
влияние на боевые действия войск, сезонные изменения тактических свойств
местности;

шанцевый инструмент, его назначение, применение и
сбережение;

порядок оборудования позиции отделения;

назначение, размеры и последовательность оборудования окопа
для стрелка;

понятие оружия массового поражения, история его развития,
примеры применения, его роль в современном бою;

поражающие факторы ядерных взрывов;

отравляющие вещества, их назначение и классификация;

внешние
признаки
применения
бактериологического
(биологического) оружия;

зажигательное оружие и способы защиты от него;

состав и назначение штатных и подручных средств первой
помощи;

виды боевых ранений и опасность их получения;

алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;

условные зоны оказания первой помощи;

характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой»
зон;

объем мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и
«зеленой» зонах;


порядок выполнения мероприятий первой помощи в «красной»,
«желтой» и «зеленой» зонах;

особенности прохождения службы по призыву, освоение военноучетных специальностей;

особенности прохождения службы по контракту;

организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных
Сил Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

военно-учебные заведение и военно-учебные центры.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:

понятие «культура безопасности», его значение в жизни
человека, общества, государства;

соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск»
(угроза);

соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная
ситуация»;

общие принципы (правила) безопасного поведения;

индивидуальный, групповой, общественно-государственный
уровень решения задачи обеспечения безопасности;

понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное
поведение»;

влияние действий и поступков человека на его безопасность и
благополучие;

действия, позволяющие предвидеть опасность;

действия, позволяющие избежать опасности;

действия в опасной и чрезвычайной ситуациях;

риск-ориентированное мышление как основа обеспечения
безопасности;

риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности
личности, общества, государства.


Модуль № 4. «Безопасность в быту»:

источники опасности в быту, их классификация;

общие правила безопасного поведения;

защита прав потребителя;

правила безопасного поведения при осуществлении покупок в
Интернете;

причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь,
порядок действий в экстренных случаях;

предупреждение бытовых травм;

правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с
опасностью получить травму (спортивные занятия, использование различных
инструментов, стремянок, лестниц и другое), первая помощь при ушибах
переломах, кровотечениях;

основные правила безопасного поведения при обращении и
газовыми и электрическими приборами;

последствия электротравмы;

порядок проведения сердечно-легочной реанимации;

основные правила пожарной безопасности в быту;

термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах;

правила безопасного поведения в местах общего пользования
(подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для
выгула собак и других);

коммуникация с соседями;

меры по предупреждению преступлений;

аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;

правила безопасного поведения в ситуации аварии на
коммунальной системе;

порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними;

действия в экстренных случаях.


Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:

история появления правил дорожного движения и причины их
изменчивости;

риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на
транспорте;

безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине;
движение в тёмное время суток; движение с использованием средств
индивидуальной мобильности);

взаимосвязь безопасности водителя и пассажира;

правила безопасного поведения при поездке в легковом
автомобиле, автобусе;

ответственность водителя, ответственность пассажира;

представления о знаниях и навыках, необходимых водителю;

порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях
разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими
пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством
участников);

основные источники опасности в метро, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасных или чрезвычайных
ситуаций;

основные источники опасности на железнодорожном транспорте,
правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении
опасных и чрезвычайных ситуаций;

основные источники опасности на водном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной и
чрезвычайной ситуации;

основные источники опасности на авиационном транспорте,
правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении
опасной, чрезвычайной ситуации.


Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:

общественные места и их классификация;

основные источники опасности в общественных местах
закрытого и открытого типа, общие правила безопасного поведения;

опасности в общественных местах социально-психологического
характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии;
криминогенные ситуации; случаи, когда потерялся человек);

порядок действий при риске возникновения или возникновении
толпы, давки;

эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи,
правила безопасного поведения при попадании в агрессивную и паническую
толпу;

правила безопасного поведения при проявлении агрессии;

криминогенные ситуации в общественных местах, правила
безопасного поведения, порядок действия при попадании в опасную
ситуацию;

порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок;
взрослый; пожилой человек; человек с ментальными расстройствами);

порядок действий в ситуации, если вы обнаружили
потерявшегося человека;

порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных
общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей
(медицинские и образовательные организации, культурные, торговоразвлекательные учреждения и другие);

меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения
зданий и отдельных конструкций;

меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае
террористического акта.
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде»:

отдых на природе, источники опасности в природной среде;

основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоёмах;

общие правила безопасности в походе;







особенности обеспечения безопасности в лыжном походе;
особенности обеспечения безопасности в водном походе;
особенности обеспечения безопасности в горном походе;
ориентирование на местности;
карты, традиционные и современные средства навигации (компас,

GPS);
порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной
среде;

источники опасности в автономных условия;

сооружение убежища, получение воды и питания;

способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных
условиях, первая помощь при перегревании, переохлаждении и
отморожении;

природные чрезвычайные ситуации;

общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях
(предвидеть;
избежать
опасности;
действовать:
прекратить
или
минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться помощи);

природные пожары, возможности прогнозирования и предупреждения;

правила безопасного поведения, последствия природных пожаров для
людей и окружающей среды;

природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
геологическими явлениями и процессами: землетрясения, извержение
вулканов, оползни, камнепады;

возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и
процессами;

природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
гидрологическими явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами,
сели, лавины;

возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями
и процессами;

природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
метеорологическими явлениями и процессами: ливни, град, мороз, жара;

возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными метеорологическими
явлениями и процессами;

влияние деятельности человека на природную среду;

причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы,
космоса;


чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий;

экологическая грамотность и разумное природопользование.


Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»

понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика»;

биологические,
социально-экономические,
экологические
(геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье человека;

составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая
активность, психологическое благополучие;

общие представления об инфекционных заболеваниях;

механизм распространения и способы передачи инфекционных
заболеваний;

чрезвычайные ситуации биолого-социального характера, меры
профилактики и защиты;

роль вакцинации, национальный календарь профилактических
прививок;

вакцинация по эпидемиологическим показаниям;

значение изобретения вакцины для человечества;

неинфекционные
заболевания,
самые
распространённые
неинфекционные заболевания;

факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;

факторы риска возникновения онкологических заболеваний;

факторы риска возникновения заболеваний дыхательной
системы;

факторы риска возникновения эндокринных заболеваний;

меры профилактики неинфекционных заболеваний;

роль диспансеризации в профилактике неинфекционных
заболеваний;

признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие
вызова скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая
боль в животе, эпилепсия и другие);

психическое здоровье и психологическое благополучие;

критерии
психического
здоровья
и
психологического
благополучия;

основные факторы, влияющие на психическое здоровье и
психологическое благополучие;

основные направления сохранения и укрепления психического
здоровья (раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния
хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учёбы;
профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических
средств; помощь людям, перенёсшим психотравмирующую ситуацию);



меры, направленные на сохранение и укрепление психического

здоровья;
первая помощь, история возникновения скорой медицинской
помощи и первой помощи;

состояния, при которых оказывается первая помощь;

мероприятия по оказанию первой помощи;

алгоритм первой помощи;

оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза;
«сложные» кровотечения; первая помощь с использованием подручных
средств; первая помощь при нескольких травмах одновременно);

действия при прибытии скорой медицинской помощи.


Модуль 9. «Безопасность в социуме»:

определение понятия «общение»;

навыки конструктивного общения;

общие представления о понятиях «социальная группа», «большая
группа», «малая группа»;

межличностное общение, общение в группе, межгрупповое
общение (взаимодействие);

особенности общения в группе;

психологические характеристики группы и особенности
взаимодействия в группе;

групповые нормы и ценности;

коллектив как социальная группа;

психологические закономерности в группе;

понятие «конфликт», стадии развития конфликта;

конфликты в межличностном общении, конфликты в малой
группе;

факторы, способствующие и препятствующие эскалации
конфликта;

способы поведения в конфликте;

деструктивное и агрессивное поведение;

конструктивное поведение в конфликте;

роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, способы
саморегуляции;

способы разрешения конфликтных ситуаций;

основные формы участия третьей стороны в процессе
урегулирования и разрешения конфликта;

ведение переговоров при разрешении конфликта;

опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие);

способы противодействия буллингу и проявлению насилия;

способы психологического воздействия;

психологическое влияние в малой группе;

положительные и отрицательные стороны конформизма;
эмпатия и уважение к партнёру (партнёрам) по общению как
основа коммуникации;

убеждающая коммуникация;

манипуляция в общении, цели, технологии и способы
противодействия;

психологическое влияние на большие группы;

способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение;
внушение; подражание;

деструктивные и псевдопсихологические технологии;

противодействие вовлечению молодёжи в противозаконную и
антиобщественную деятельность.



Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:

понятия «цифровая среда», «цифровой след»;

влияние цифровой среды на жизнь человека;

приватность, персональные данные;

«цифровая зависимость», её признаки и последствия;

опасности и риски цифровой среды, их источники;

правила безопасного поведения в цифровой среде;

вредоносное программное обеспечение;

виды вредоносного программного обеспечения, его цели,
принципы работы;

правила защиты от вредоносного программного обеспечения;

кража персональных данных, паролей;

мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников;

правила безопасного использования устройств и программ;

поведенческие опасности в цифровой среде и их причины;

опасные персоны, имитация близких социальных отношений;

неосмотрительное поведение и коммуникация в Интернете как
угроза для будущей жизни и карьеры;

травля в Интернете, методы защиты от травли;

деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой
среде, их признаки;

механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;

вербовка, манипуляция, «воронки вовлечения»;

радикализация деструктива;

профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные
сообщества;

правила коммуникации в цифровой среде;

достоверность информации в цифровой среде;

источники информации, проверка на достоверность;

«информационный
пузырь»,
манипуляция
сознанием,
пропаганда;

фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы;

понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков;

правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и
изображений;

понятие прав человека в цифровой среде, их защита;

ответственность за действия в Интернете;

запрещённый контент;

защита прав в цифровом пространстве.


Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:

экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития
общества;

понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь;

варианты проявления экстремизма, возможные последствия;

преступления террористической направленности, их цель,
причины, последствия;

опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность: способы и признаки;

предупреждение
и
противодействие
вовлечению
в
экстремистскую и террористическую деятельность;

формы террористических актов;

уровни террористической угрозы;

правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае
террористического акта, проведении контртеррористической операции;

правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в
Российской Федерации;

основы государственной системы противодействия экстремизму
и терроризму, ее цели, задачи, принципы;

права и обязанности граждан и общественных организаций в
области противодействия экстремизму и терроризму.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны
способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и
проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к
осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в
повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите
Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному
наследию и уважительном отношении к традициям многонационального
народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) Гражданское воспитание:

сформированность
активной
гражданской
позиции
обучающегося, готового и способного применять принципы и правила
безопасного поведения в течение всей жизни;

уважение закона и правопорядка, осознание своих прав,
обязанностей и ответственности в области защиты населения и территории
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях,
связанных с безопасностью жизнедеятельности;

сформированность базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития
личности, общества и государства;

готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма,
национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;

готовность к взаимодействию с обществом и государством в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;

готовность к участию в деятельности государственных
социальных организаций и институтов гражданского общества в области
обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства;
2) Патриотическое воспитание:

сформированность российской гражданской идентичности,
уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам
Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы

Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа
России, российской армии и флота;

ценностное отношение к государственным и военным символам,
историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым
традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в
области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;

сформированность чувства ответственности перед Родиной,
идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) Духовно-нравственное воспитание:

осознание духовных ценностей российского народа и
российского воинства;

сформированность ценности безопасного поведения, осознанного
и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других
людей, общества и государства;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение,
самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях
жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций,
перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;

ответственное отношение к своим родителям, старшему
поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей
волонтёрства и добровольчества;
4) Эстетическое воспитание:

эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой
безопасности жизнедеятельности;

понимание взаимозависимости успешности и полноценного
развития и безопасного поведения в повседневной жизни;
5) Ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего текущему
уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о
безопасности в технических, естественно-научных, общественных,
гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры
безопасности жизнедеятельности;

понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР,
осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности
человека, общества и государства;

способность применять научные знания для реализации
принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности
избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных
ситуациях);
6) Физическое воспитание:

осознание ценности жизни, сформированность ответственного
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять
их в случае необходимости;

потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;

осознание последствий и активное неприятие вредных привычек
и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
7) Трудовое воспитание:

готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности
для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной
безопасности;

готовность к осознанному и ответственному соблюдению
требований безопасности в процессе трудовой деятельности;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
включая военно-профессиональную деятельность;

готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
8) Экологическое воспитание:

сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной среды,
осознание глобального характера экологических проблем, их роли в
обеспечении безопасности личности, общества и государства;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе
соблюдения
экологической
грамотности
и
разумного
природопользования;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение представлений о деятельности экологической
направленности.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
.
В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:

самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы
безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет
и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного
решения в различных ситуациях;

устанавливать существенный признак или основания для
обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области
безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и
противоречия;

определять цели действий применительно к заданной
(смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом
самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной
жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для
реализации риск-ориентированного поведения;

моделировать объекты (события, явления) в области
безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные
состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые
знания в повседневную жизнь;

планировать и осуществлять учебные действия в условиях
дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;

развивать творческое мышление при решении ситуационных
задач.
Базовые исследовательские действия:

владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами в области безопасности жизнедеятельности;

осуществлять различные виды деятельности по приобретению
нового знания, его преобразованию и применению для решения различных
учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;

анализировать содержание учебных вопросов и заданий и
выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ
решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;

раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие
между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) в повседневной жизни;

критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач
результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых
условиях;

характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать
возможность их реализации в реальных ситуациях;

использовать знания других предметных областей для решения
учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить
приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:

владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и
анализа различных видов информации из источников разных типов при
обеспечении условий информационной безопасности личности;


создавать информационные блоки в различных форматах с
учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать
оптимальную форму их представления;

оценивать достоверность, легитимность информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;

владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике
угроз и защите от опасностей цифровой среды;

использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности и гигиены.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:

осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную
коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную
жизнь;

распознавать вербальные и невербальные средства общения;
понимать значение социальных знаков; определять признаки деструктивного
общения;

владеть приёмами безопасного межличностного и группового
общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;

аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать
оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях;

делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать
его; брать ответственность за своё решение;

оценивать приобретённый опыт;

расширять познания в области безопасности жизнедеятельности
на основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических
знаний других предметных областей; повышать образовательный и
культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:

оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою
деятельность; контролировать соответствие результатов целям;

использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки
образовательной ситуации, выбора оптимального решения;

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства,
невозможности контроля всего вокруг;


принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке
образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;

ставить цели и организовывать совместную деятельность с
учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника
команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного
взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы,
договариваться о результатах);

оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в
общий результат по совместно разработанным критериям;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и
практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты
характеризуют
сформированность
у
обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и способности построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны
обеспечивать:
1)
знание
основ
законодательства
Российской
Федерации,
обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от
внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о
государственной политике в области обеспечения государственной и
общественной безопасности, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного характера;
2) знание задач и основных принципов организации Единой системы
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и
обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в
области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской
обороны;
3) сформированность представлений о роли России в современном
мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской
Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений


общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации,
формирование представления о военной службе;
4) сформированность знаний об элементах начальной военной
подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со
стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах
и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах
защиты от него;
5) сформированность представлений о современном общевойсковом
бое; понимание о возможностях применения современных достижений
научно-технического прогресса в условиях современного боя;
6) сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора
построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных
организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и
безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;
7) сформированность представлений о ценности безопасного поведения
для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения
и способов их применения в собственном поведении;
8) сформированность представлений о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных
местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение
основными способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок
действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
9) сформированность представлений о важности соблюдения правил
дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на
транспорте. Знание правил безопасного поведения на транспорте, умение
применять их на практике, знание о порядке действий в опасных,
экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
10) знания о способах безопасного поведения в природной среде;
умение применять их на практике; знать порядок действий при
чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность
представлений об экологической безопасности, ценности бережного
отношения к природе, разумного природопользования;
11) знание основ пожарной безопасности; умение применять их на
практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе
пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной
среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
12) владение основами медицинских знаний: владение приемами
оказания первой помощи при неотложных состояниях, инфекционных и

неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья;
сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в
сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к
вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального и военного характера; умение применять
табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи;
13) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение
различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе
криминального характера; умение предупреждать опасные явления и
противодействовать им;
14) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в
социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в
цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать
опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера,
опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать
им;
15) сформированность представлений об опасности и негативном
влиянии на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии
в том числе экстремизма, терроризма; знать роль государства в
противодействии терроризму; уметь различать приемы вовлечения в
деструктивные
сообщества,
экстремистскую
и
террористическую
деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при
объявлении разного уровня террористической опасности; знать порядок
действий при угрозе совершения террористического акта; совершении
террористического акта; проведении контртеррористической операции.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается
посредством достижения предметных результатов освоения модулей ОБЗР.
10 КЛАСС
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»:

раскрывать правовые основы и принципы обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации;

характеризовать роль личности, общества и государства в
достижении стратегических национальных приоритетов, объяснять значение
их реализации в обеспечении комплексной безопасности и устойчивого
развития Российской Федерации, приводить примеры;

характеризовать
роль
правоохранительных
органов
и
специальных служб в обеспечении национальной безопасности;

объяснять роль личности, общества и государства в
предупреждении противоправной деятельности;

характеризовать правовую основу защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;

раскрывать назначение, основные задачи и структуру Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС);

объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в
области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени;

объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в
области гражданской обороны;

уметь действовать при сигнале «Внимание всем!», в том числе
при химической и радиационной опасности;

анализировать угрозы военной безопасности Российской
Федерации, обосновывать значение обороны государства для мирного
социально-экономического развития страны;

характеризовать роль Вооружённых Сил Российской в
обеспечении национальной безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:

знать строевые приёмы в движении без оружия;

выполнять строевые приёмы в движении без оружия;

иметь представление об основах общевойскового боя;

иметь представление об основных видах общевойскового боя и
способах маневра в бою;

иметь представление о походном, предбоевом и боевом порядке
подразделений;

понимать способы действий военнослужащего в бою;

знать правила и меры безопасности при обращении с оружием;

приводить примеры нарушений правил и мер безопасности при
обращении с оружием и их возможных последствий;

применять меры безопасности при проведении занятий по боевой
подготовке и обращении с оружием;

знать способы удержания оружия, правила прицеливания и
производства меткого выстрела;

определять характерные конструктивные особенности образцов
стрелкового оружия на примере автоматов Калашникова АК-74 и АК-12;

иметь представление о современных видах короткоствольного
стрелкового оружия;

иметь представление об истории возникновения и развития
робототехнических комплексов;


иметь представление о конструктивных особенностях БПЛА
квадрокоптерного типа;

иметь представление о способах боевого применения БПЛА;

иметь представление об истории возникновения и развития связи;

иметь представление о назначении радиосвязи и о требованиях,
предъявляемых к радиосвязи;

иметь представление о видах, предназначении, тактикотехнических характеристиках современных переносных радиостанций;

иметь представление о тактических свойствах местности и их
влиянии на боевые действия войск;

иметь представление о шанцевом инструменте;

иметь представление о позиции отделения и порядке
оборудования окопа для стрелка;

иметь представление о видах оружия массового поражения и их
поражающих факторах;

знать способы действий при применении противником оружия
массового поражения;

понимать особенности оказания первой помощи в бою;

знать условные зоны оказания первой помощи в бою;

знать приемы самопомощи в бою;

иметь представление о военно-учетных специальностях;

знать особенности прохождение военной службы по призыву и
по контракту;

иметь представления о военно-учебных заведениях;

иметь представление о системе военно-учебных центров при
учебных заведениях высшего образования.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:

объяснять смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск
(угроза)», «культура безопасности», «опасная ситуация», «чрезвычайная
ситуация», объяснять их взаимосвязь;

приводить примеры решения задач по обеспечению безопасности
в повседневной жизни (индивидуальный, групповой и общественногосударственный уровни);

знать общие принципы безопасного поведения, приводить
примеры;

объяснять смысл понятий «виктимное поведение», «безопасное
поведение»;

понимать влияние поведения человека на его безопасность,
приводить примеры;

иметь навыки оценки своих действий с точки зрения их влияния
на безопасность;


раскрывать суть риск-ориентированного подхода к обеспечению
безопасности;

приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода
на уровне личности, общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:

раскрывать источники и классифицировать бытовые опасности,
обосновывать зависимость риска (угрозы) их возникновения от поведения
человека;

знать права и обязанности потребителя, правила совершения
покупок, в том числе в Интернете; оценивать их роль в совершении
безопасных покупок;

оценивать риски возникновения бытовых отравлений, иметь
навыки их профилактики;

иметь навыки первой помощи при бытовых отравлениях;

уметь оценивать риски получения бытовых травм;

понимать взаимосвязь поведения и риска получить травму;

знать правила пожарной безопасности и электробезопасности,
понимать влияние соблюдения правил на безопасность в быту;

иметь навыки безопасного поведения в быту при использовании
газового и электрического оборудования;

иметь навыки поведения при угрозе и возникновении пожара;

иметь навыки первой помощи при бытовых травмах, ожогах,
порядок проведения сердечно-лёгочной реанимации;

знать правила безопасного поведения в местах общего
пользования (подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка,
площадка для выгула собак и другие);

понимать влияние конструктивной коммуникации с соседями на
уровень безопасности, приводить примеры;

понимать риски противоправных действий, выработать навыки,
снижающие криминогенные риски;

знать правила поведения при возникновении аварии на
коммунальной системе;

иметь навыки взаимодействия с коммунальными службами.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:

знать правила дорожного движения;

характеризовать изменения правил дорожного движения в
зависимости от изменения уровня рисков (риск-ориентированный подход);

понимать риски для пешехода при разных условиях, выработать
навыки безопасного поведения;

понимать влияние действий водителя и пассажира на
безопасность дорожного движения, приводить примеры;

знать права, обязанности и иметь представление об
ответственности пешехода, пассажира, водителя;




иметь представление о знаниях и навыках, необходимых

водителю;
знать правила безопасного поведения при дорожно-транспортных
происшествиях разного характера;

иметь навыки оказания первой помощи, навыки пользования
огнетушителем;

знать источники опасности на различных видах транспорта,
приводить примеры;

знать правила безопасного поведения на транспорте, приводить
примеры влияния поведения на безопасность;

иметь представление о порядке действий при возникновении
опасныхи чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:

перечислять и классифицировать основные источники опасности
в общественных местах;

знать общие правила безопасного поведения в общественных
местах, характеризовать их влияние на безопасность;

иметь навыки оценки рисков возникновения толпы, давки;

знать о действиях, которые минимизируют риски попадания в
толпу, давку, и о действиях, которые позволяют минимизировать риск
получения травмы в случае попадания в толпу, давку;

оценивать риски возникновения ситуаций криминогенного
характера в общественных местах;

иметь навыки безопасного поведения при проявлении агрессии;

иметь представление о безопасном поведении для снижения
рисков криминогенного характера;

оценивать риски потеряться в общественном месте;

знать порядок действий в случаях, когда потерялся человек;

знать правила пожарной безопасности в общественных местах;

понимать особенности поведения при угрозе пожара и пожаре в
общественных местах разного типа;

знать правила поведения при угрозе обрушения или обрушении
зданий или отдельных конструкций;

иметь представление о правилах поведения при угрозе или в
случае террористического акта в общественном месте.


11 КЛАСС
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:

выделять и классифицировать источники опасности в природной
среде;

знать особенности безопасного поведения при нахождении в
природной среде, в том числе в лесу, на водоёмах, в горах;

иметь представление о способах ориентирования на местности;
знать разные способы ориентирования, сравнивать их особенности, выделять
преимущества и недостатки;

знать правила безопасного поведения, минимизирующие риски
потеряться в природной среде;

знать о порядке действий, если человек потерялся в природной
среде;

иметь представление об основных источниках опасности при
автономном нахождении в природной среде, способах подачи сигнала о
помощи;

иметь представление о способах сооружения убежища для
защиты от перегрева и переохлаждения, получения воды и пищи, правилах
поведения при встрече с дикими животными;

иметь навыки первой помощи при перегреве, переохлаждении,
отморожении, навыки транспортировки пострадавших;

называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации;

выделять наиболее характерные риски для своего региона с
учётом географических, климатических особенностей, традиций ведения
хозяйственной деятельности, отдыха на природе;

раскрывать применение принципов безопасного поведения
(предвидеть опасность; по возможности избежать её; при необходимости
действовать) для природных чрезвычайных ситуаций;

указывать причины и признаки возникновения природных
пожаров;

понимать влияние поведения человека на риски возникновения
природных пожаров;

иметь представление о безопасных действиях при угрозе и
возникновении природного пожара;

называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации,
вызванные опасными геологическими явлениями и процессами;

раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными геологическими явлениями и процессами;

иметь представление о правилах безопасного поведения при
природных чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными геологическими
явлениями и процессами;

оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными геологическими явлениями и процессами, для своего региона,
приводить примеры риск-ориентированного поведения;

называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации,
вызванные опасными гидрологическими явлениями и процессами;


раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными гидрологическими явлениями и процессами;

иметь представление о правилах безопасного поведения при
природных
чрезвычайных
ситуациях,
вызванных
опасными
гидрологическими явлениями и процессами;

оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными гидрологическими явлениями и процессами, для своего региона,
приводить примеры риск-ориентированного поведения;

называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации,
вызванные опасными метеорологическими явлениями и процессами;

раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными метеорологическими явлениями и процессами;

знать правила безопасного поведения при природных
чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными метеорологическими
явлениями и процессами;

оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными метеорологическими явлениями и процессами, для своего региона,
приводить примеры риск-ориентированного поведения;

характеризовать источники экологических угроз, обосновывать
влияние человеческого фактора на риски их возникновения;

характеризовать значение риск-ориентированного подхода к
обеспечению экологической безопасности;

иметь навыки экологической грамотности и разумного
природопользования.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:

объяснять смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья»,
«здоровый образ жизни», «лечение», «профилактика» и выявлять
взаимосвязь между ними;

понимать
степень
влияния
биологических,
социальноэкономических, экологических, психологических факторов на здоровье;

понимать значение здорового образа жизни и его элементов для
человека, приводить примеры из собственного опыта;

характеризовать инфекционные заболевания, знать основные
способы распространения и передачи инфекционных заболеваний;

иметь навыки соблюдения мер личной профилактики;

понимать роль вакцинации в профилактике инфекционных
заболеваний, приводить примеры;

понимать значение национального календаря профилактических
прививок и вакцинации населения, роль вакцинации для общества в целом;

объяснять смысл понятия «вакцинация по эпидемиологическим
показаниям»;


иметь представление о чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера, действиях при чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера (на примере эпидемии);

приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода
к обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера;

характеризовать наиболее распространённые неинфекционные
заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные и другие),
оценивать основные факторы риска их возникновения и степень опасности;

характеризовать признаки угрожающих жизни и здоровью
состояний (инсульт, сердечный приступ и другие);

иметь навыки вызова скорой медицинской помощи;

понимать значение образа жизни в профилактике и защите от
неинфекционных заболеваний;

раскрывать значение диспансеризации для ранней диагностики
неинфекционных заболеваний, знать порядок прохождения диспансеризации;

объяснять смысл понятий «психическое здоровье» и
«психологическое благополучие», характеризовать их влияние на жизнь
человека;

знать
основные
критерии
психического
здоровья
и
психологического благополучия;

характеризовать факторы, влияющие на психическое здоровье и
психологическое благополучие;

иметь представление об основных направления сохранения и
укрепления психического здоровья и психологического благополучия;

характеризовать негативное влияние вредных привычек на
умственную и физическую работоспособность, благополучие человека;

характеризовать роль раннего выявления психических
расстройств и создания благоприятных условий для развития;

объяснять смысл понятия «инклюзивное обучение»;

иметь навыки, позволяющие минимизировать влияние
хронического стресса;

характеризовать признаки психологического неблагополучия и
критерии обращения за помощью;

знать правовые основы оказания первой помощи в Российской
Федерации;

объяснять смысл понятий «первая помощь», «скорая
медицинская помощь», их соотношение;

знать о состояниях, при которых оказывается первая помощь, и
действиях при оказании первой помощи;

иметь навыки применения алгоритма первой помощи;

иметь представление о безопасных действиях по оказанию
первой помощи в различных условиях (травмы глаза; «сложные»


кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая
помощь при нескольких травмах одновременно).
Модуль № 9. «Безопасность в социуме»:

объяснять смысл понятия «общение»; характеризовать роль
общения в жизни человека, приводить примеры межличностного общения и
общения в группе;

иметь навыки конструктивного общения;

объяснять смысл понятий «социальная группа», «малая группа»,
«большая группа»;

характеризовать взаимодействие в группе;

понимать влияние групповых норм и ценностей на комфортное и
безопасное взаимодействие в группе, приводить примеры;

объяснять смысл понятия «конфликт»;

знать стадии развития конфликта, приводить примеры;

характеризовать факторы, способствующие и препятствующие
развитию конфликта;

иметь навыки конструктивного разрешения конфликта;

знать условия привлечения третьей стороны для разрешения
конфликта;

иметь представление о способах пресечения опасных проявлений
конфликтов;

раскрывать способы противодействия буллингу, проявлениям
насилия;

характеризовать способы психологического воздействия;

характеризовать особенности убеждающей коммуникации;

объяснять смысл понятия «манипуляция»;

называть
характеристики
манипулятивного
воздействия,
приводить примеры;

иметь представления о способах противодействия манипуляции;

раскрывать механизмы воздействия на большую группу
(заражение, убеждение, внушение, подражание и другие), приводить
примеры;

иметь представление о деструктивных и псевдопсихологических
технологиях и способах противодействия.
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:

характеризовать цифровую среду, её влияние на жизнь человека;

объяснять смысл понятий «цифровая среда», «цифровой след»,
«персональные данные»;

анализировать угрозы цифровой среды (цифровая зависимость,
вредоносное программное обеспечение, сетевое мошенничество и травля,
вовлечение в деструктивные сообщества, запрещённый контент и другие),
раскрывать их характерные признаки;

иметь навыки безопасных действий по снижению рисков, и
защите от опасностей цифровой среды;

объяснять смысл понятий «программное обеспечение»,
«вредоносное программное обеспечение»;

характеризовать и классифицировать опасности, анализировать
риски, источником которых является вредоносное программное обеспечение;

иметь навыки безопасного использования устройств и программ;

перечислять и классифицировать опасности, связанные с
поведением людей в цифровой среде;

характеризовать риски, связанные с коммуникацией в цифровой
среде (имитация близких социальных отношений; травля; шантаж
разглашением сведений; вовлечение в деструктивную, противоправную
деятельность), способы их выявления и противодействия им;

иметь навыки безопасной коммуникации в цифровой среде;

объяснять смысл и взаимосвязь понятий «достоверность
информации», «информационный пузырь», «фейк»;

иметь представление о способах проверки достоверности,
легитимности информации, её соответствия правовым и морально-этическим
нормам;

раскрывать правовые основы взаимодействия с цифровой средой,
выработать навыки безопасных действий по защите прав в цифровой среде;

объяснять права, обязанности и иметь представление об
ответственности граждан и юридических лиц в информационном
пространстве.
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:

характеризовать экстремизм и терроризм как угрозу
благополучию человека, стабильности общества и государства;

объяснять смысл и взаимосвязь понятий «экстремизм» и
«терроризм»; анализировать варианты их проявления и возможные
последствия;

характеризовать признаки вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность, выработать навыки безопасных действий
при их обнаружении;

иметь представление о методах и видах террористической
деятельности;

знать уровни террористической опасности, иметь навыки
безопасных действий при их объявлении;

иметь представление о безопасных действиях при угрозе
(обнаружение бесхозных вещей, подозрительных предметов и другие) и в
случае террористического акта (подрыв взрывного устройства, наезд
транспортного средства, попадание в заложники и другие), проведении
контртеррористической операции;


раскрывать
правовые
основы,
структуру
и
задачи
государственной системы противодействия экстремизму и терроризму;

объяснять права, обязанности и иметь представление об
ответственности граждан и юридических лиц в области противодействия
экстремизму и терроризму.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Безопасное и устойчивое развитие
личности, общества, государства

4

2

Основы военной подготовки

12

3

Культура безопасности жизнедеятельности
в современном обществе

2

4

Безопасность в быту

6

5

Безопасность на транспорте

5

6

Безопасность в общественных местах

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

0

0

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Безопасность в природной среде

7

2

Основы медицинских знаний. Оказание
первой помощи

7

3

Безопасность в социуме

7

4

Безопасность в информационном
пространстве

7

5

Основы противодействия экстремизму и
терроризму

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Взаимодействие личности,
общества и государства в
обеспечении национальной
безопасности

1

2

Государственная и общественная
безопасность

1

3

Роль личности, общества и
государства в предупреждении и
ликвидации чрезвычайных
ситуаций

1

4

Оборона страны как обязательное
условие благополучного развития
страны

1

5

Строевые приемы и движение без
оружия (строевая подготовка)

1

6

Основные виды тактических
действий войск (тактическая
подготовка)

1

7

Требования безопасности при
обращении с оружием и
боеприпасами (огневая

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/eae0fff3

подготовка)

8

Виды, назначение и тактикотехнические характеристики
современного стрелкового оружия
(огневая подготовка)

1

9

Беспилотные летательные
аппараты (БПЛА) – эффективное
средство вооруженной борьбы
(основы технической подготовки и
связи)

1

10

Предназначение, общее
устройство и тактико-технические
характеристики переносных
радиостанций (основы
технической подготовки и связи)

1

11

Свойства местности и их
применение в военном деле
(военная топография)

1

12

Фортификационное оборудование
позиции отделения. Виды укрытий
и убежищ (инженерная
подготовка)

1

13

Оружие массового поражения
(радиационная, химическая,
биологическая защита)

1

14

Первая помощь на поле боя
(военно-медицинская подготовка.
Тактическая медицина)

1

15

Первая помощь на поле боя
(военно-медицинская подготовка.
Тактическая медицина)

1

16

Особенности прохождения
военной службы по призыву и по
контракту. Военно-учебные
заведения и военно-учебные
центры (тактическая подготовка)

1

17

Современные представления о
культуре безопасности

1

18

Влияние поведения на
безопасность. Рискориентированный подход к
обеспечению безопасности на
уровне личности, общества,
государства

1

19

Источники опасности в быту

1

20

Профилактика и первая помощь
при отравлениях

1

21

Безопасность в быту.
Предупреждение травм и первая
помощь при них

1

22

Пожарная безопасность в быту

1

23

Безопасное поведение в местах
общего пользования

1

24

Безопасное поведение в местах

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3488963

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ca989222

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ee497bff

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/63b34161

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/63b34161

общего пользования
25

Безопасность дорожного движения

1

26

Безопасность дорожного движения

1

27

Порядок действий при дорожнотранспортных происшествиях

1

28

Безопасное поведение на разных
видах транспорта

1

29

Безопасное поведение на разных
видах транспорта

1

30

Безопасность в общественных
местах. Опасности социальнопсихологического характера

1

31

Опасности криминального
характера, меры защиты от них

1

32

Опасности криминального
характера, меры защиты от них

1

33

Действия при пожаре, обрушении
конструкций, угрозе или
совершении террористического
акта

1

34

Действия при пожаре, обрушении
конструкций, угрозе или
совершении террористического
акта

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3eb0db0c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3eb0db0c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ec659795

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b4cebedd

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b4cebedd

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a196276c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a196276c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a2e1b5d5

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b12d5cd5

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b12d5cd5

0

0

11 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Безопасность в природной среде

1

2

Выживание в автономных
условиях

1

3

Природные чрезвычайные
ситуации. Природные пожары

1

4

Природные чрезвычайные
ситуации. Опасные
геологические явления и
процессы: землетрясения,
извержение вулканов, оползни,
сели, камнепады

1

5

Природные чрезвычайные
ситуации. Опасные
гидрологические явления и
процессы: наводнения, паводки,
половодья, цунами, сели,
лавины

1

6

Природные чрезвычайные
ситуации. Опасные
метеорологические явления и
процессы: ливни, град, мороз,
жара

1

7

Экологическая грамотность и

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

[[Библиотека ЦОК
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/4dd59356

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d331f5d5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/552ec0cd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/12845814

Библиотека ЦОК

разумное природопользование

https://m.edsoo.ru/6beae69f

8

Факторы, влияющие на здоровье
человека. Здоровый образ жизни

1

9

Инфекционные заболевания.
Значение вакцинации в борьбе с
инфекционными заболеваниями

1

10

Инфекционные заболевания.
Значение вакцинации в борьбе с
инфекционными заболеваниями

1

11

Неинфекционные заболевания.
Факторы риска и меры
профилактики. Роль
диспансеризации для
сохранения здоровья

1

12

Психическое здоровье и
психологическое благополучие

1

13

Первая помощь пострадавшему

1

14

Первая помощь пострадавшему

1

15

Общение в жизни человека.
Межличностное общение,
общение в группе

1

16

Конфликты и способы их
разрешения

1

17

Конфликты и способы их
разрешения

1

18

Конструктивные и

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/cf0d6e0f

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a38c6e17

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d4ee0176

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e58b334d

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e58b334d

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b20971f2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66f9d2e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66f9d2e

Библиотека ЦОК

деструктивные способы
психологического воздействия

https://m.edsoo.ru/738187f6

19

Конструктивные и
деструктивные способы
психологического воздействия

1

20

Психологические механизмы
воздействия на большие группы
людей

1

21

Психологические механизмы
воздействия на большие группы
людей

1

22

Безопасность в цифровой среде

1

23

Опасности, связанные с
использованием программного
обеспечения

1

24

Опасности, связанные с
коммуникацией в цифровой
среде

1

25

Опасности, связанные с
коммуникацией в цифровой
среде

1

26

Достоверность информации в
цифровой среде

1

27

Достоверность информации в
цифровой среде

1

28

Защита прав в цифровом
пространстве

1

29

Экстремизм и терроризм как

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/738187f6

https://m.edsoo.ru/d526ac07]]

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3906b95b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3906b95b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/39a257c1

Библиотека ЦОК

угроза устойчивого развития
общества

https://m.edsoo.ru/98341000000

30

Экстремизм и терроризм как
угроза устойчивого развития
общества

1

31

Правила безопасного поведения
при угрозе и совершении
террористического акта

1

32

Правила безопасного поведения
при угрозе и совершении
террористического акта

1

33

Противодействие экстремизму и
терроризму

1

34

Противодействие экстремизму и
терроризму

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/98341000000

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbc7d6cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbc7d6cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1e56ec00

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1e56ec00

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации для учителей по использованию учебников,
включённых в федеральный перечень, при реализации учебного предмета
«Основы безопасности и защиты Родины» https://uchitel.club/fgos/fgosobzh.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».