ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287, с требованиями Основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы), утвержденной приказом директора от 19.04.2022 г. №70/1. Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования. Курс «За страницами учебников биологии» позволит учащимся познакомиться с основными наиболее значимыми объектами живой природы родного края и их ролью для окружающей природы и человека как её части. Занятия создадут условия для формирования навыков грамотного, бережного обращения с объектами живой природы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ БИОЛОГИИ» Цели - формирование расширенного представления о многообразии растительного и животного мира, развитие ценностно-ориентироиннного отношения к живой природе. Задачи курса: 1. Создание условий для знакомства обучающихся с многообразием окружающего растительного мира. Отметить значимость растений для всего живого и для жизни человека. 2. Помощь обучающимся осознать практическую и личностную значимость разнообразия животных и его значения для всего окружающего мира и человека. 3. Содействие развитию у школьников умения работать на практике с наглядным материалом (гербарии, рисунки, иллюстрации, таблицы, муляжи, живые объекты растений, грибов и животных). 4. Создание условий для знакомства обучающихся с основными методиками изучения объектов живой природы. Закрепление правил поведения на экскурсии, пзнакомство с выполнением лабораторных и практических работ, самостоятельных исследований. 5. Обеспечение условий для воспитания и развития чувства личной ответственности за природу родного края и бережного отношения к ней. Содействие знакомству с краснокнижными объектами Свердловской области среди представителей растений и животных. 6. Помощь развитию у школьников культуры обращения и ухода ы комнатными растениями и домашними животными. 7. Способствование развитию необходимых практических навыков грамотного обращения с живой природой: принципы сбора грибов, луговых цветов, первоцветов, правила поведения в лесу, на водоеме. 8. Создание условий для развития творческих способностей обуча- ющихся. Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению обучающихся. Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Место данного курса в учебном плане. Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Требования к результатам освоения обучающимися программы курса «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ БИОЛОГИИ»: Личностные результаты освоения программы: - формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления. Метапредметные результаты освоения программы: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; - умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач; - умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; - планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью; - формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Познавательные результаты освоения программы: -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; - классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи; -строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественнонаучной картины мира; - приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде. Коммуникативные результаты освоения программы: -освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной. Общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ БИОЛОГИИ» 5 класс Введение (2 часа) «Живая и неживая природа» Отличия живой природы от объектов неживой природы. Сравнение живых и неживых объектов. Значение и многообразие проявлений жизни ни Земле. Экскурсия в парковую зону (пригородную зону, пришкольный участок) «Многоцветье жизни». Тема 1. «Растения и их виды» (9 часов) Практически значимые группы растений для человека, растения выращиваемые человеком. Растения, используемые в пищу: овощи, фрукты и ягоды, злаки. Витамины естественные и искусственные. Правильное питание. Лекарственные, декоративные и комнатные растения. Растения перечисленных групп, произрастающие на территории Улья невской области. Практическая работа № 1 «Работа с декоративными растениями». Изучение декоративных растений, составление цветочных композиций, икебана.. Практическая работа № 2 «Уход за комнатынми растениями». Практическая работа № 3 «Размножение комнатных растений». Лабораторная работа № 1 «Изучением злаков и зерновых культур» Знакомство со злаковыми растениями и зерновыми культурами. Тема 2. «Растения - зеленые соседи по планете» (9 часов) Климатические особенности различных мест произрастания растений. Отличительные особенности растений леса, луга, водоема, степи, пустыни. Основные представители этих групп (на примере 5-6 растений). Климатические зоны Свердловской области, преобладающие виды растений. Редкие и исчезающие растения. Красная книга растений Свердловской области. Практическая работа №4 «Изучение растений леса» (на примере 5- 6 растений). Практическая работа №5 «Изучение растений луга». Практическая работа №6«Изучение растений водоема». Практическая работа №7 «Изучение растений степи». Тема 3. «Эти удивительные грибы» (2 часа) Съедобные и несъедобные грибы Свердловской области. Правила сбора грибов. Разнообразие форм грибов (мукор, пеницилл, дрожжи, трутовик). Полезные и опасные грибы. Многообразие грибов, их значение для человека. Практическая работа №8 «Правила сбора грибов» Тема 4. «Животные» (9 часов) Отличительные особенности животных наземно-воздушной, почвенной и водной сред обитания. Наиболее важные представители этих групп животных Свердловской области. Животные, практически значимые для человека (сельскохозяйственные животные). Отличие диких и домашних животных Правила содержания и ухода за сельскохозяйственными и домашними животными. Редкие и исчезающие животные. Красная книга животных Свердловской области. Практическая работа №9 «Уход за домашними животными» Составление правил ухода за домашними животными. Тема 5. «Обобщение знаний» (3 часа) Подведение итогов, обобщение материала по теме «Растения» и «Животные». 7 класс Введение (2 час) Биология - занимательная наука. Экскурсия "Растения пришкольного участка" Наблюдение и эксперимент (2 часа) Отличие наблюдения от эксперимента. Особенности наблюдения за растениями. Дневник наблюдения. Приборы для наблюдения. Мир в микроскопе (6 часов) Строение растительной клетки. Рассматривание кожицы лука. Ткани растения. Фотосинтез, или величайшая тайна зеленого растения (5 часов) История открытия и сущность процесса. Экспериментальные доказательства выделения хлорофилла из листа и установление его состава. Фотосинтез и урожай. Окраска растений. Выделение пигментов из цветков. Зачем в аквариум помещают растения. Дыхание растений (4 часа) Сущность процесса дыхания. Обнаружение дыхания семян. Митохондрии, как органоиды, участвующие в дыхании растений. Дыхание корней. Дыхание дрожжей. Повышение температуры растения. Свечение у растений. Как питаются растения (2 часа) Макро- и микро-элементы. Влияние минеральных удобрений. Выращивание растений в воздухе. Растения-хищники. Растения-паразиты. Эпифиты. Почему растения становятся паразитами и хищниками Загадки роста (4 часа) Как быстро растут растения? Наблюдение за ростом молодого побега в длину. Влияние удаления верхушечной почки на рост побега. Рост корня в длину. Влияние пикировки на рост корня. Талая вода – стимулятор роста. Значение воды в жизни растений (3 часа) Водный обмен растений. Сокодвижение растений. Испарение воды растениями. Ограничение транспирации. Растения - накопители воды. Передвижение веществ в растении Почему обрезку деревьев производят поздней осенью или ранней весной. Как правильно собирать березовый сок. Раздражимость и движения у растений (4 часа) Сущность движения и раздражимости. Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке. Изучение фототропизма. Термонастии цветка тюльпана. Почему растения плохо растут на сквозняках и при загущении. Подведение итогов (2 часа) Тематическое планирование программы «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ БИОЛОГИИ» 5 класс № п/п Количество часов Наименование разделов и тем программы всего Введение 2 0 0 Тема 1 «Растения» 9 0 4 Тема 2 «Растения - зеленые соседи по планете» 9 1 4 Тема 3 «Эти удивительные грибы» 2 0 1 Тема 4 «Животные вокруг нас» 9 1 1 Тема 5 «Подведем итоги» 3 1 0 34 3 10 1. контроль- практиченые раские работы боты 2. 3. 4. 5. 6. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ № Тема занятия Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://www.yaklass.ru https://videouroki.net http://schoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru https://multiurok.ru https://resh.edu.ru https://multiurok.ru http://pedsovet.org https://infourok.ru http://schoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru https://multiurok.ru https://resh.edu.ru https://multiurok.ru http://pedsovet.org https://infourok.ru https://resh.edu.ru https://infourok.ru https://uchi.ru 7 класс Количество часов Всего Теория 2 1 2 1,5 Практика 1 0,5 1 2 Введение Наблюдение и эксперимент 3 4 Мир в микроскопе Фотосинтез, или величайшая тайна зеленого растения 6 5 2 2,5 4 2,5 5 6 Дыхание растений Как питаются растения 4 2 1,5 1 2,5 1 7 8 Загадки роста Значение воды в жизни 4 3 1 2.5 3 0.5 растений 9 Раздражимость и движения у растений 10 Подведение итогов Итого 4 2 34 1.5 2.5 14.5 2 19.5 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 класс № п/п Дата проведения Тема урока 2. Живая и неживая природа вокруг нас. Многоцветье жизни 3. Значение растений. 1. Всего 1 10. Особенности размножения комнатных растений. 1 11. Лекарственные растения. 1 6. 7. 8. 12. Особенности различных мест произрастания растений (географические, климатические). Растения леса 13. 14. 1 1 1 16. 1 Практическая работа №2 «Я умею и могу ухаживать за комнатными растениями». Практическая работа №3 «Размножение комнатных растений» 1 1 1 Растения степи. Лабораторная работа №1 «Из чего ты, каша?». 1 Растения водоёмов. 15. Практическая работа №1 «Сотвори красоту сам». 1 1 Растения луга Примечания 1 9. 5. По факту 1 Особенности и многообразие овощей. Особенности и многообразие декоративных растений. Особенности и многообразие дикорастущих растений. Особенности и многообразие злаков. Особенности и многообразие фруктов. Особенности и многообразие комнатных растений. 4. По плану 1 17. Растения пустыни. 1 18. Краснокнижные растения. 1 19. Растения Свердловской области. 1 20. Контрольная работа №1 «Растения» 1 21. Многообразие грибов. 1 Практическая работа №4 «Изучение растений леса» (на примере 5- 6 растений). Практическая работа №5 «Изучение растений луга». Практическая работа №6 «Изучение растений водоема». Практическая работа №7 «Изучение растений степи». 22. Значение грибов. 1 23. Многообразие животных. 1 24. Животные на земле. 1 25. Животные в воздухе. 1 26. Водный животный мир. 1 27. Мир подземной жизни. Животные Красной книги области. Дикие животные. 1 28. 29. 30. Домашние животные. Контрольная работа № 2 «Животные» Обобщение по разделам «Расте32. ния», «Грибы», «Животные». 31. Итоговая контрольная работа за курс 5 класса Итоговое занятие «Как прекрасен 34. этот мир, посмотри!» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33. Практическая работа №8 «Правила сбора грибов» 1 1 Практическая работа №9 «Уход за домашними животными» Составление правил ухода за домашними животными. 1 1 1 1 1 34 7 класс Дата проведения № В Тема урока п/п сего П П о плану о факту Биология - занимательная наука. 1. 1 Экскурсия "Растения 2. 1 пришкольного участка Отличие наблюдения от 3. 1 эксперимента. Приборы для наблюдения 4. 1 Строение растительной клетки. 5. 1 Клетки кожицы лука 6. 1 7. Ткани растения 1 8. Ткани корня 1 9. Ткани стебля. 1 10. Ткани листа 1 Примечания 14. История открытия и сущность фотосинтеза. Экспериментальные доказательства фотосинтеза Выделения хлорофилла из листа и установление его состава. Фотосинтез и урожай. 15. Окраска растений. Выделение пигментов из цветков. 1 16. Сущность процесса дыхания. 1 17. Обнаружение дыхания семян 1 18. Дыхание корней 1 11. 12. 13. 25. Повышение температуры растения. Свечение у растений Макро- и микро элементы. Влияние минеральных удобрений. Эпифиты. Выращивание растений в воздухе. Как быстро растут растения? Наблюдение за ростом молодого побега в длину. Влияние удаления верхушечной почки на рост побега. Рост корня в длину. Влияние пикировки на рост корня. Талая вода – стимулятор роста. 26. Водный обмен растений. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Сокодвижение растений. Испарение воды растениями. Ограничение транспирации. Почему обрезку деревьев производят поздней осенью или ранней весной. Сущность движения и раздражимости. Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке Изучение фототропизма. Термонастии цветка тюльпана. Почему растения плохо растут на сквозняках и при загущении Защита проекта 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34. Защита проекта Итого 1 34 Информационные ресурсы: 1.Артамонов В.И. занимательная физиология растений. – М.: Агропромиздат, 1991. 2.Батурицкая Н.В, Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями/ Биология, приложение к газете «Первое сентября» №№ 2-6, 8-11,2000 3. Теремов А.В., Рохлов В.С. Простые опыты по ботанике/ Биология, приложение к газете «Первое сентября» №№ 4, 5, 7, 2000. 4. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. Пособие для учащихся общеобразовательной школы.- М.: «Вентана-Граф»,2002. 5. Вавилов Н.И. Пять континентов. – Л.: Наука, 1987. 6. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. - М.: ПедагогикаПресс, 1995. 7. Грин Н., Стаут И., Тейлор Д. Биология. В 3-х т. – М.: Мир, 1990. 8. Губанов И.А и др. Определитель сосудистых растений центра Европейской России. – М.:Аргус, 1995. 9. Жизнь растений. В 6-ти т. – М.: Просвещение, 1974-1982.. 10.Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Мулдашев А.А.Высшие растения: краткий курс систематики с основами науки о растительности.- М.: «Логос». 2002. 11.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991. 12. Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии растений. – М.: Просвещение, 1996. 13. Ресурсы Интернет