Рабочая программа ООО За страницами учебника географии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «За страницами учебников географии» составлена с
учетом следующих нормативных правовых документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
№1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте
России 01.10.2013 № 30067);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345
«О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015
г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897».
Курс направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках
географии, а также на отработку практических умений учащихся. Данный курс даёт
возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих расширению
географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения курса,
могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по
географии и сдаче ГИА по географии в 9 классе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ ГЕОГРАФИИ»
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение
практической составляющей школьной географии.
Задачи изучения данного курса:
 получение базовых знаний в области фундаментальных наук о Земле и
представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях геосфер (оболочек Земли);
 знакомство с методами исследования, применяемыми в разных областях наук о
Земле;
 развитие умения анализировать информацию из различных источников,
преобразовывать ее в различные формы;
 активизация интереса к изучению географии, обобщение, обогащение и
углубление знаний по предмету;
 формирование системного экологического мышления.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ ГЕОГРАФИИ
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа предусматривает изучение курса «За страницами учебников
географии» в 6 классе - 1 час в неделю, всего - 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «За страницами учебников географии» на уровне
основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов:
Личностные результаты
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности
в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию

природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу
России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов,
проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль»,
волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать
способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на
нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с
учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и
других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного
отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре
других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений географических наук об основных закономерностях
развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения
различных источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая

активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и
пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной

деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных
результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
—
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
—
устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
—
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
—
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
—
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
—
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент
познания;
—
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
—
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных
вопросов и проблем;
—
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на
краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических
объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими
объектами, процессами и явлениями;
—
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического
исследования;
—
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных
результатов и выводов;
—
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов,
процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а

также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей
среды.
Работа с информацией
—
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников географической информации с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
—
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию
различных видов и форм представления;
—
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, в различных источниках географической информации;
—
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
географической информации;
—
оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
—
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
—
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим
аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
—
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
—
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
—
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
—
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,

договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей
всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять
свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
—
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с
исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности.
Овладению
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
Самоорганизация
—
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
—
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
—
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
—
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту;
—
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,

изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
—
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
—
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
—
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты
—
Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений,
изучаемых различными ветвями географической науки;
—
приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
—
выбирать источники географической информации (картографические,
текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения
истории географических открытий и важнейших географических исследований
современности;
—
определять направления, расстояния по плану местности и по
географическим картам, географические координаты по географическим картам;
—
использовать условные обозначения планов местности и географических
карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
—
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
—
земную кору;
—
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны,
крупные формы рельефа Земли;
—
различать горы и равнины;
—
классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
—
называть причины землетрясений и вулканических извержений;
—
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых
невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих
литосферу;
—
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и
наличия полезных ископаемых в своей местности;
—
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за
погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 час)
Знакомство с программой курса. Определение уровня знаний учащихся и их
интересов.
1.
План и карта (5 часов)
Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт.
Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения
рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение
направлений, азимутов, расстояний, географических координат. Комплексный анализ
географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа
местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и
анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости
параллелей и меридианов на глобусе и географической карте.
Практическая работа №1: Составление плана местности. Изображение холма на
плане местности.
Практическая работа №2: Решение задач на определение географических
координат.
Практическая работа №3: Построение профиля рельефа местности по
топографической карте.

Практическая работа №4: Определение расстояний на карте.
2.
Путешествия и географические открытия (2 часа)
Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен,
Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха
экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон
Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское
географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. СеменовТян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И.
Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев). Географические закрытия на карте.
Практическая работа №5: Обозначение на контурной карте маршрутов
путешествий.
3.
Природа Земли (10 часов)
Строение Земли. Оболочки Земли.
Геохронология. Вулканизм, гейзеры,
сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные
процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры
водных объектов.
Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы.
Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Практическая работа №6. Определение средней температуры за сутки, при
подъеме и спуске. Решение задач на определение амплитуды колебания температур за
сутки, неделю, месяц, год, составление графика «Роза ветров».
Решение задач на определение атмосферного давления.
4.
Материки, океаны, народы и страны (9 часов)
Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение
закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные
особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение
уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической
номенклатуры объектов.
Практическая работа №7 Описание страны по плану.
5.
География России (6 часов)
Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного
мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники
природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные
отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация
экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения
предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории
страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России.
Классификация природных ресурсов. Страны-мировые лидеры по различным
показателям. Определение стран по краткому описанию.
Практическая работа №8 Решение географических задач на определение поясного
времени.
Практическая работа №9. Решение географических задач на определение
плотности населения, анализ таблиц, графиков.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

1.

Количество часов
всего

Введение

1

0

0

План и карта

https://www.yaklass.ru
https://videouroki.net

5

1

4

http://schoolcollection.edu.ru

контроль- практиные
ческие
работы
работы

2.

3.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Наименование
разделов и тем
программы

Путешествия и
географические
открытия

2

Природа Земли

9

0

1

https://resh.edu.ru
https://multiurok.ru
https://resh.edu.ru
https://multiurok.ru
http://pedsovet.org

https://infourok.ru
1

1

4.

5.

Материки, океаны,
народы и страны

1

10

1

http://schoolcollection.edu.ru

https://resh.edu.ru
https://multiurok.ru
https://resh.edu.ru
https://multiurok.ru
http://pedsovet.org

География России

6

1

2

34

4

9

6.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://infourok.ru
https://resh.edu.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п
1.
2.

3.

4.

Тема урока
Введение. Зачем нужна
география?
Ориентирование на местности.
Азимут.
План местности. Составление
плана. Определение расстояний
на плане местности.
Координатная сетка. Широта.
Долгота

Всего

Дата проведения
По
плану

По
факту

Примечания

1
1

1

1

Практическая работа №1:
Составление плана
местности. Изображение
холма на плане местности.
Практическая работа №2:
Решение задач на
определение географических
координат.

Построение профиля рельефа
местности по топографической
карте.
5.

6.
7.

8.

1

Контрольная работа № 1 по теме
«План и карта».
Эпоха Великих географических
открытий.
Путешественники, географы,
которые внесли вклад в изучение
России.

Развитие земной коры. Земная
кора на карте.
Крупные формы рельефа.
10.
Внешние и внутренние силы
Земли
Атмосфера. Температура воздуха.
Ветер. «Роза ветров».
9.

11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Взаимосвязь природных
компонентов
Контрольная работа №2 по теме
«Природа Земли»
Особенности природы Африки.

Особенности природы Южной
Америки
Особенности
природы Австралии.
20.
19.

21.
22.
23.

1
1

1

Практическая работа №5:
Обозначение на контурной
карте маршрутов
путешествий.

1
1

1

Атмосферное давление.
Климатические пояса Земли.
Климатические области Земли.
Воды суши: состав, свойства,
происхождение.
Природные зоны Земли.

Практическая работа №3:
Построение профиля рельефа
местности по
топографической карте
Практическая работа №4:
Определение расстояний на
карте.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Особенности природы
Антарктиды.
Особенности природы Евразии.

1

Особенности природы Северной
Америки.

1

1

Практическая работа №6.
Определение средней
температуры за сутки, при
подъеме и спуске. Решение
задач на определение
амплитуды колебания
температур за сутки, неделю,
месяц, год, составление
графика «Роза ветров».

24.
25.
26.
27.

28.

Население мира.
Страны мира. Классификация
стран.
Океаны Земли, их особенности.
Контрольная работа №3
«Материки, океаны, народы и
страны»
ГП России. Административнотерриториальное устройство РФ.
Физико-географические районы
России. Экономические районы
России.
Часовые пояса. Поясное время.

29.

30.

31.

1

Общая характеристика природы
России.
Народы, населяющие Россию, их
география. Демографическая
ситуация в России.

Практическая работа №7
Описание страны по плану.

1
1

1

1

Регионы России. Хозяйство
Европейской части России.
Заповедники
Регионы России. Хозяйство
33.
Азиатской части России.
Заповедники
Итоговая контрольная работа за
34.
курс 6 класса
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
32.

1

Практическая работа №8
Решение географических
задач на определение
поясного времени.

1

1

1

1
1
34

Практическая работа №9.
Решение географических
задач на определение
плотности населения, анализ
таблиц, графиков.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».