Рабочая программа по курсу АБВГДейка

1.Пояснительная записка:
- Нормативное основание
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными
положениями Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»,
на основе авторской программы «Преемственность» авторов Федосовой Н.А., Комаровой
Т.С. и др. (М., Просвещение, 2022 год), утверждённой МО РФ.
Для реализации программного содержания используются:
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.:
Просвещение, 2022 г.
• Н.А. Федосова Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение,
2022.
• Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в
2 ч. - М.: Просвещение, 2022.
- Место предмета в учебном плане
На изучение курса «АБВГДейка» отводится 1 час в неделю, всего 28 часов в год.
- Цели, задачи:
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого
создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
 создание условий для формирования многосторонне развитой личности
ребенка
(интеллектуальное,
духовно-нравственное,
эстетическое,
эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации
учения в школе;
 практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
 формирование элементарной культуры речи, совершенствование на
доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данной программы является осуществление интеграции
работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной
речи и с подготовкой к обучению письму.
2.Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате освоения программного материала по курсу «АБВГДейка» дети
должны:
 ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
 знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
 знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание,
благодарность, просьба;
 осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо,
быстро - медленно, весело - грустно и т. д.;
 артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция,
хорошая дикция способствуют эффективному общению;
 оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
 обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
 использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
 следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре;
 смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и
жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;
 сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
 соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
 правильно произносить все звуки;
 отчетливо и ясно произносить слова;
 выделять из слов звуки;
1








находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения, по опорным словам, по заданной теме;
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным
иллюстрациям;
 соблюдать элементарные гигиенические правила;
 ориентироваться на странице тетради.
Дошкольники должны знать:
- отличие буквы от звука;
- конфигурацию печатных букв;
- назначение прописной и строчной буквы;
- отличие прописных букв от печатных.
Дошкольники должны уметь:
- ориентироваться на странице тетради;
- перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д;
- печатать буквы;
- отличать заглавные и строчные буквы.
3. Содержание учебного курса
Развитие и совершенствование устной речи. Расширение запаса слов, называющих
предметы, действия, признаки. Совершенствование умения образовывать однокоренные
слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формирование умения
правильно употреблять слова по смыслу в соответствующем контексте. Формирование
правильного понимания переносного значения слов. Обучение умению замечать и
исправлять свои речевые ошибки.
Сравнивание предметов, выделение и правильное называние их существенных
признаков; обогащение словаря точными названиями качеств (материал, форма, цвет,
размер). Правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, их активное
использование в речи. Развитие диалогической и монологической речи. Обучение
содержательной, логичной и последовательной передаче текста на основе иллюстраций.
Развитие у детей внимания и интереса к слову, его эмоциональной окраске в процессе
чтения сказок, стихотворений. Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказки с
опорой на иллюстрации. Развитие умения связно рассказывать об эпизодах из
собственной жизни на заданную тему; устно описывать окружающий мир (цветы, звери,
птицы, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луна и др.) по плану, предложенному
воспитателем, или по аналогии. Развитие эмоционального восприятия речи взрослых и
детей. Умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.
Рассказ по картине: описание изображенного на картине, самостоятельное составление
рассказа по картине, придумывание события, предшествующего изображенному и
следующего за ним. Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству,
поощрение в создании рассказов, сказок, стихотворений.
Подготовка к обучению чтению. Обучение правильному литературному
произношению, орфоэпическим нормам литературного языка
Совершенствование звуковой культуры речи: умения различать на слух и в
произношении все звуки родного языка. Совершенствование фонематического слуха:
умения называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в
предложении; определять место звука в слове. Закрепление правильного произношения
звуков. Упражнение в дифференциации звуков на слух.
Укрепление и развитие артикуляционного аппарата ребенка: обучение четкому
произношению слов и фраз; формирование умения менять силу, высоту голоса, соблюдать
2

мелодию, интонацию, темп речи, паузы, обучение правильному использованию
интонационных средств. Знакомство с правильным произношением звуков, выделение
звуков из слов по порядку; различение гласных и согласных звуков и обозначение их с
помощью цветных фишек и печатных букв; узнавание гласных и согласных звуков в
словах. Выделение звуков в начале, конце и середине слова; сопоставление слов по
звуковой структуре. Подготовка к обучению письму. Подготовка пишущей руки к письму
в процессе обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации и штриховки
предметов, гимнастики для пальцев; знакомство с правилами письма - с правильной
посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради;
обучение работе в ограниченном пространстве (на рабочей строке), перемещение
пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо, знакомство с контуром Предмета и его
особенностями, с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделирование
и конструирование предметов из элементов букв различной конфигурации.
4. Тематическое планирование
№
уро
ка
1

1

2

Тема урока

2
Понятие
предложения.
Схема
предложения
Слог. Деление
слов на слоги

3

Понятие буквы и
звука. Гласные и
согласные звуки.

4

Буква а и звук [а].
Чтение слогов и
слов
с
изученными
буквами

5

Буква о и звук [о].
Чтение слогов и
слов
с

Количе
Элементы содержания
ство
часов
3
4
Раздел «Добукввенный период»
(3 часа)
1
Беседа о том, что наша речь
состоит
из
предложений,
предложения состоят из слов,
слова из слогов, слоги из звуков.
Тренинг
на
определение
1
предложений,
слов,
слогов,
звуков. Схемы предложений и
слов
1
Знакомство
с
правильным
произношением
звуков,
выделение звуков из слов по
порядку; различение гласных и
согласных звуков и обозначение
их с помощью цветных фишек и
печатных
букв;
узнавание
гласных и согласных звуков в
словах. Выделение звуков в
начале, конце и середине слова;
сопоставление слов по звуковой
структуре.
Раздел «Буквенный период» (24 часов)
1
Знакомство с гласным звуком [а],
его характеристика, тренинг на
определение места звука в
словах.
Составление
схем.
Знакомство с буквами А и а, их
печатание, узнавание в словах.
1
Знакомство с гласным звуком [о],
его характеристика, тренинг на
определение места звука в

По плану

По факту

5

6

2023г.
04.10

11.10

18.10

25.10

08.11

3

изученными
буквами

словах.
Составление
схем.
Знакомство с буквами О и о, их
печатание, узнавание в словах.
Знакомство с гласным звуком [у],
его характеристика, тренинг на
определение места звука в
словах.
Составление
схем.
Знакомство с буквами У и у, их
печатание, узнавание в словах.
Знакомство с гласным звуком [э],
его характеристика, тренинг на
определение места звука в
словах.
Составление
схем.
Знакомство с буквами Э и э,
печатание, узнавание в словах.
Знакомство с гласным звуками
[и] и [ы], их характеристика,
тренинг на определение места
звука в словах. Составление
схем. Знакомство с буквами И и
ы и, их печатание, узнавание в
словах.
Знакомство со звуками [н] и [н'],
их характеристика, тренинг на
определение места звуков в
словах. Называние слов с
изучаемыми
звуками.
Составление схем.
Знакомство со звуками [р] и [р'],
их характеристика, тренинг на
определение места звуков в
словах. Называние слов с
изучаемыми
звуками.
Составление схем.

6

Буква у и звук [у].
Чтение слогов и
слов
с
изученными
буквами

1

7

Буква э и звук [э].
Чтение слогов и
слов
с
изученными
буквами

1

8

Буквы и, ы звуки
[и] и [ы]. Чтение
слогов и слов с
изученными
буквами

1

9

Буква н, звуки [н]
и [н']. Чтение
слогов и слов с
изученными
буквами

1

10

Буква р, звуки [р]
и [р']. Чтение
слогов и слов с
изученными
буквами

1

11

Буква л, звуки
звуками [л] и [л'].
Чтение слогов и
слов
с
изученными
буквами

1

Знакомство со звуками [л] и [л'],
их характеристика, тренинг на
определение места звуков в
словах. Называние слов с
изучаемыми звуками

20.12

1

Знакомство со звуками [м] и [м'],
их характеристика, тренинг на
определение места звуков в
словах. Называние слов с
изучаемыми
звуками.
Составление схем.
Знакомство со звуками [п], [п'],
их характеристика, тренинг на
определение места звуков в

27.12

12

13

Буква м, звуки [м]
и [м']. Чтение
слогов и слов с
изученными
буквами
Буква п, звуки [п],
[п']. Чтение слогов
и
слов
с

1

15.11

22.11

29.11

06.12

13.12

2024г
10.01
4

изученными
буквами

14

Буква б, звуки [б],
[б']. Чтение слогов
и
слов
с
изученными
буквами

1

15

Буква т, звуки [т]
и [т']. Чтение
слогов и слов с
изученными
буквами
Буква д, звуки [д]
и [д']. Чтение
слогов и слов с
изученными
буквами

1

17

Буква к, звуки [к],
[к']. Чтение слогов
и
слов
с
изученными
буквами

1

18

Буква г, звуки [г],
[г']. Чтение слогов
и
слов
с
изученными
буквами

1

19

Буква в, звуки [в],
[в']. Чтение слогов
и
слов
с
изученными
буквами

1

20

Буква з, звуки [з],
[з']. Чтение слогов
и
слов
с
изученными
буквами

1

16

1

словах. Знакомство с буквами П
и п, их печатание. Составление и
чтение слогов с изучаемыми
звуками.
Знакомство со звуками [б], [б'],
их характеристика, тренинг на
определение места звуков в
словах. Знакомство с буквами Б и
б, их печатание. Составление и
чтение слогов с изучаемыми
звуками.
Знакомство со звуками [т] и [т'],
их характеристика, тренинг на
определение места звуков в
словах. Называние слов с
изучаемыми
звуками.
Составление схем.
Знакомство со звуками [д] и [д'],
их характеристика, тренинг на
определение места звуков в
словах. Называние слов с
изучаемыми
звуками.
Составление схем.
Знакомство со звуками [к], [к'],
их характеристика, тренинг на
определение места звуков в
словах. Знакомство с буквами К
и к, их печатание. Составление и
чтение слогов с изучаемыми
звуками.
Знакомство со звуками [г], [г'],
их характеристика, тренинг на
определение места звуков в
словах. Знакомство с буквами Г и
г, их печатание. Составление и
чтение слогов с изучаемыми
звуками.
Знакомство со звуками [в], [в'],
их характеристика, тренинг на
определение места звуков в
словах. Знакомство с буквами В
и в, их печатание. Составление и
чтение слогов с изучаемыми
звуками.
Знакомство со звуками [з], [з'], их
характеристика,
тренинг
на
определение места звуков в
словах. Знакомство с буквами З и
з, их печатание. Составление и
чтение слогов с изучаемыми
звуками.

17.01

24.01

31.01

07.02

14.02

21.02

28.02

5

21

Буква с, звуки с,
с'. Чтение слогов и
слов
с
изученными
буквами

1

22

Буква ж, звук [ж].
Чтение слогов и
слов
с
изученными
буквами

1

23
24

Буква ш, звук [ш].
Чтение слогов и
слов
с
изученными
буквами

2

24

Буква й, звук [й].
Чтение слогов и
слов
с
изученными
буквами

1

25

26

28

1
Гласные
буква
«ё», «е». Чтение
слогов и слов с
изученными
буквами
Гласные
буква
«я», «ю». Чтение
слогов и слов с
изученными
буквами
Игры с буквами и
словами. Итоговое
занятие

1

1

Знакомство со звуками [с], [с'],
их характеристика, тренинг на
определение места звуков в
словах. Знакомство с буквами С
и с, их печатание. Составление и
чтение слогов с изучаемыми
звуками.
Знакомство со звуками [ж], их
характеристика,
тренинг
на
определение места звуков в
словах. Знакомство с буквами Ж
и ж, их печатание. Составление и
чтение слогов с изучаемыми
звуками.
Знакомство со звуками [ш], их
характеристика,
тренинг
на
определение места звуков в
словах. Знакомство с буквами Ш
и ш, их печатание. Составление и
чтение слогов с изучаемыми
звуками.
Знакомство со звуками [й], их
характеристика,
тренинг
на
определение места звуков в
словах. Знакомство с буквами й,
её печатание. Составление и
чтение слогов с изучаемыми
звуками.
Знакомство с буквой е, ее
печатание. Звук [йэ], составление
схем.
Знакомство с буквой ё, ее
печатание.
Звук
[йо],
составление схем
Знакомство с буквой е, ее
печатание. Звук [йа], составление
схем.
Знакомство с буквой ё, ее
печатание.
Звук
[йу],
составление схем
Игры
«Подбери
слова
на
заданный звук», «Угадай слово»

06.03

13.03

20.03
27.03

03.04

10.04

17.04

24.04

5.Критерии оценивания
Описание критериев оценивания разных форм контроля.
ВАРИАНТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Вопросы, подводящие итог занятия:
•
О чём вы узнали?
•
Какое задание было труднее (легче) всего выполнить?
•
Чему вы научились сегодня?
6

•
О чём бы вы рассказали маме?
•
Что было самым интересным?
•
Чему вы смогли бы научить малышей?
Ответы на вопросы такого типа прежде всего дают детям возможность осознать свои
достижения и проблемы.
2. Определение отметки (например, сердечка, звездочки) к работе, которая больше всего
понравилась. Используя данную форму оценки, необходимо проговорить за что (почему)
ребенок определил свое «сердечко» именно этой работе. Не следует акцентировать
внимание детей на том, у кого сколько «сердец». Важно – за что положено сердечко.
3. «Шкатулка с оценками» содействует введению в речь оценочных слов. Учитель или
ребенок достает из шкатулки карточку, где написано и нарисовано высказывание (самый
веселый, усердный, старательный, не такой как всегда и т.д.) и вместе с детьми выбирает,
кто сегодня на занятии был самым… Это заставляет обосновать выбор и влияет на
качество оценочных высказываний.

Материально-техническое обеспечение:
Комплект магнитных букв
Слоговые таблицы
Игрушки из разных материалов и размеров
Цветные карандаши
Тетрадь в клетку
Литература:
1. Федосова Н. А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет.
-М.: Просвещение,2022
2.Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по программе
«Преемственность». Подготовка к освоению программ «Школа России» и «Перспектива».
– Волгоград: 2014 г.
Интернет ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.

http://nsportal.ru/
http://solnyshko.68edu.ru/
http://www.maam.ru/
http://ped-kopilka.ru/
http://dohcolonoc.ru/

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».