1.Пояснительная записка: - Нормативное основание Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», на основе авторской программы «Преемственность» авторов Федосовой Н.А., Комаровой Т.С. и др. (М., Просвещение, 2022 год), утверждённой МО РФ. Для реализации программного содержания используются: • Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2022 г. • Н.А. Федосова Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2022. • Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2022. - Место предмета в учебном плане На изучение курса «АБВГДейка» отводится 1 час в неделю, всего 28 часов в год. - Цели, задачи: Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. Отличительной чертой данной программы является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. 2.Планируемые результаты освоения учебного курса В результате освоения программного материала по курсу «АБВГДейка» дети должны: ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба; осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.; артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости; обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; использовать соответствующие ситуации, темп, громкость; следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре; смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное; сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности; соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание; правильно произносить все звуки; отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки; 1 находить слова с определенным звуком; определять место звука в слове; соблюдать орфоэпические нормы произношения; составлять предложения, по опорным словам, по заданной теме; составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; соблюдать элементарные гигиенические правила; ориентироваться на странице тетради. Дошкольники должны знать: - отличие буквы от звука; - конфигурацию печатных букв; - назначение прописной и строчной буквы; - отличие прописных букв от печатных. Дошкольники должны уметь: - ориентироваться на странице тетради; - перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д; - печатать буквы; - отличать заглавные и строчные буквы. 3. Содержание учебного курса Развитие и совершенствование устной речи. Расширение запаса слов, называющих предметы, действия, признаки. Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формирование умения правильно употреблять слова по смыслу в соответствующем контексте. Формирование правильного понимания переносного значения слов. Обучение умению замечать и исправлять свои речевые ошибки. Сравнивание предметов, выделение и правильное называние их существенных признаков; обогащение словаря точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, их активное использование в речи. Развитие диалогической и монологической речи. Обучение содержательной, логичной и последовательной передаче текста на основе иллюстраций. Развитие у детей внимания и интереса к слову, его эмоциональной окраске в процессе чтения сказок, стихотворений. Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказки с опорой на иллюстрации. Развитие умения связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; устно описывать окружающий мир (цветы, звери, птицы, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луна и др.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развитие эмоционального восприятия речи взрослых и детей. Умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Рассказ по картине: описание изображенного на картине, самостоятельное составление рассказа по картине, придумывание события, предшествующего изображенному и следующего за ним. Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение в создании рассказов, сказок, стихотворений. Подготовка к обучению чтению. Обучение правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка Совершенствование звуковой культуры речи: умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствование фонематического слуха: умения называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении; определять место звука в слове. Закрепление правильного произношения звуков. Упражнение в дифференциации звуков на слух. Укрепление и развитие артикуляционного аппарата ребенка: обучение четкому произношению слов и фраз; формирование умения менять силу, высоту голоса, соблюдать 2 мелодию, интонацию, темп речи, паузы, обучение правильному использованию интонационных средств. Знакомство с правильным произношением звуков, выделение звуков из слов по порядку; различение гласных и согласных звуков и обозначение их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавание гласных и согласных звуков в словах. Выделение звуков в начале, конце и середине слова; сопоставление слов по звуковой структуре. Подготовка к обучению письму. Подготовка пишущей руки к письму в процессе обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомство с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; обучение работе в ограниченном пространстве (на рабочей строке), перемещение пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо, знакомство с контуром Предмета и его особенностями, с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделирование и конструирование предметов из элементов букв различной конфигурации. 4. Тематическое планирование № уро ка 1 1 2 Тема урока 2 Понятие предложения. Схема предложения Слог. Деление слов на слоги 3 Понятие буквы и звука. Гласные и согласные звуки. 4 Буква а и звук [а]. Чтение слогов и слов с изученными буквами 5 Буква о и звук [о]. Чтение слогов и слов с Количе Элементы содержания ство часов 3 4 Раздел «Добукввенный период» (3 часа) 1 Беседа о том, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков. Тренинг на определение 1 предложений, слов, слогов, звуков. Схемы предложений и слов 1 Знакомство с правильным произношением звуков, выделение звуков из слов по порядку; различение гласных и согласных звуков и обозначение их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавание гласных и согласных звуков в словах. Выделение звуков в начале, конце и середине слова; сопоставление слов по звуковой структуре. Раздел «Буквенный период» (24 часов) 1 Знакомство с гласным звуком [а], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами А и а, их печатание, узнавание в словах. 1 Знакомство с гласным звуком [о], его характеристика, тренинг на определение места звука в По плану По факту 5 6 2023г. 04.10 11.10 18.10 25.10 08.11 3 изученными буквами словах. Составление схем. Знакомство с буквами О и о, их печатание, узнавание в словах. Знакомство с гласным звуком [у], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами У и у, их печатание, узнавание в словах. Знакомство с гласным звуком [э], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами Э и э, печатание, узнавание в словах. Знакомство с гласным звуками [и] и [ы], их характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами И и ы и, их печатание, узнавание в словах. Знакомство со звуками [н] и [н'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. Знакомство со звуками [р] и [р'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. 6 Буква у и звук [у]. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 7 Буква э и звук [э]. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 8 Буквы и, ы звуки [и] и [ы]. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 9 Буква н, звуки [н] и [н']. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 10 Буква р, звуки [р] и [р']. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 11 Буква л, звуки звуками [л] и [л']. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 Знакомство со звуками [л] и [л'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками 20.12 1 Знакомство со звуками [м] и [м'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. Знакомство со звуками [п], [п'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в 27.12 12 13 Буква м, звуки [м] и [м']. Чтение слогов и слов с изученными буквами Буква п, звуки [п], [п']. Чтение слогов и слов с 1 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 2024г 10.01 4 изученными буквами 14 Буква б, звуки [б], [б']. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 15 Буква т, звуки [т] и [т']. Чтение слогов и слов с изученными буквами Буква д, звуки [д] и [д']. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 17 Буква к, звуки [к], [к']. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 18 Буква г, звуки [г], [г']. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 19 Буква в, звуки [в], [в']. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 20 Буква з, звуки [з], [з']. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 16 1 словах. Знакомство с буквами П и п, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. Знакомство со звуками [б], [б'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Б и б, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. Знакомство со звуками [т] и [т'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. Знакомство со звуками [д] и [д'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. Знакомство со звуками [к], [к'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами К и к, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. Знакомство со звуками [г], [г'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Г и г, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. Знакомство со звуками [в], [в'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами В и в, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. Знакомство со звуками [з], [з'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами З и з, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. 17.01 24.01 31.01 07.02 14.02 21.02 28.02 5 21 Буква с, звуки с, с'. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 22 Буква ж, звук [ж]. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 23 24 Буква ш, звук [ш]. Чтение слогов и слов с изученными буквами 2 24 Буква й, звук [й]. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1 25 26 28 1 Гласные буква «ё», «е». Чтение слогов и слов с изученными буквами Гласные буква «я», «ю». Чтение слогов и слов с изученными буквами Игры с буквами и словами. Итоговое занятие 1 1 Знакомство со звуками [с], [с'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами С и с, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. Знакомство со звуками [ж], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ж и ж, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. Знакомство со звуками [ш], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ш и ш, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. Знакомство со звуками [й], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами й, её печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. Знакомство с буквой е, ее печатание. Звук [йэ], составление схем. Знакомство с буквой ё, ее печатание. Звук [йо], составление схем Знакомство с буквой е, ее печатание. Звук [йа], составление схем. Знакомство с буквой ё, ее печатание. Звук [йу], составление схем Игры «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» 06.03 13.03 20.03 27.03 03.04 10.04 17.04 24.04 5.Критерии оценивания Описание критериев оценивания разных форм контроля. ВАРИАНТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. Вопросы, подводящие итог занятия: • О чём вы узнали? • Какое задание было труднее (легче) всего выполнить? • Чему вы научились сегодня? 6 • О чём бы вы рассказали маме? • Что было самым интересным? • Чему вы смогли бы научить малышей? Ответы на вопросы такого типа прежде всего дают детям возможность осознать свои достижения и проблемы. 2. Определение отметки (например, сердечка, звездочки) к работе, которая больше всего понравилась. Используя данную форму оценки, необходимо проговорить за что (почему) ребенок определил свое «сердечко» именно этой работе. Не следует акцентировать внимание детей на том, у кого сколько «сердец». Важно – за что положено сердечко. 3. «Шкатулка с оценками» содействует введению в речь оценочных слов. Учитель или ребенок достает из шкатулки карточку, где написано и нарисовано высказывание (самый веселый, усердный, старательный, не такой как всегда и т.д.) и вместе с детьми выбирает, кто сегодня на занятии был самым… Это заставляет обосновать выбор и влияет на качество оценочных высказываний. Материально-техническое обеспечение: Комплект магнитных букв Слоговые таблицы Игрушки из разных материалов и размеров Цветные карандаши Тетрадь в клетку Литература: 1. Федосова Н. А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. -М.: Просвещение,2022 2.Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по программе «Преемственность». Подготовка к освоению программ «Школа России» и «Перспектива». – Волгоград: 2014 г. Интернет ресурсы: 1. 2. 3. 4. 5. http://nsportal.ru/ http://solnyshko.68edu.ru/ http://www.maam.ru/ http://ped-kopilka.ru/ http://dohcolonoc.ru/ 7