Приложение к СОО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по спецкурсу по русскому языку, расширяющему базовый уровень СОО г. Реж 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Преподавание спецкурса по русскому языку в 11 классе ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования Целью реализации программы специального курса является закрепление и систематизация основных умений по разделам школьного курса, которые необходимо освоить, чтобы успешно сдать единый государственный экзамен, как форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта Главными задачами реализации программы являются: – овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике; – овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам; – овладение умениями комплексного анализа предложенного текста; – овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры; - освоение обучающимися структуры и содержания контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2022 года; - разработка индивидуального плана подготовки обучающихся к экзамену; - освоение / повторение обучающимися тем по предмету «Русский язык», на которые целесообразно обратить особое внимание. Средством реализации рабочей программы спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» является учебно-методический комплект: Учебник: - Русский язык.10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Л.М. Рыбченкова и др. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2020. – 272 с. Дополнительные пособия: 1. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2014 2. ЕГЭ-2019. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы-составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2018. 3. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2019. 4. Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: Учебное пособие. / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2019. 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2020 года РУССКИЙ ЯЗЫК Москва, 2020 ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" Автор-составитель: И.П. Цыбулько 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ г. Москва, 2020 г. ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" Цифровые ресурсы: 1. https://infourok.ru/ 2. https://mogu-pisat.ru/ 3. https://ege.sdamgia.ru/ 4. https://fipi.ru/ege 5. http://ege.edu.ru 6. http://www.gramota.ru/ 7. http://rus.1september.ru/ 8. http://likbez.spb.ru/tests Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа за один год обучения. Срок реализации рабочей программы - 1 год. Содержание программы Введение - 1 час Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Подготовка к итоговому сочинению – 5 часов Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений. Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования. Сочинение по одному из направлений. Подготовка к заданиям 1-26 – 13 час Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания 1-3, 22, 23, 25) Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4) Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5, 6, 24, 26) Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 7, 8) Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 8, 26) Орфография. Орфографические нормы. (Задания 9 - 15) Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 16 – 21) Подготовка к сочинению – 11 часов Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы обоснования собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. Комплексная подготовка к ЕГЭ – 4 часа Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ Спецкурс по русскому языку в 11 классе предусматривает изучение следующих разделов: Подготовка к итоговому сочинению Подготовка к заданиям 1-26 Подготовка к сочинению (Задание 27) Комплексная подготовка к ЕГЭ Планируемые результаты изучения специального курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» Предметные результаты: Выпускник научится: создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров; выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста; анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль. В результате изучения специального курса по русскому языку выпускник получит возможность повторить и закрепить следующие учебные действия, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ: применять знания по фонетике в практике правописания; проводить фонетический и орфоэпический анализы; соблюдать основные орфоэпические нормы: нормы ударения в современном русском языке; находить в тексте основные выразительные средства фонетики русского языка соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка, в частности, употреблять слово в соответствии с его лексическим значением; соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы; определять прямое и переносное значение слова; подбирать к слову синонимы, антонимы; выбирать из синонимического ряда нужное слово с учётом его значения и стилистических свойств; проводить лексический анализ слов; находить в тексте основные выразительные лексические средства. определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам; применять знания по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения; различать омонимичные формы слов разных частей речи (пила – существительное и пила – глагол); проводить морфологический анализ слова; соблюдать в практике речевого общения основные морфологические нормы русского литературного языка; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка; находить в тексте основные выразительные средства морфологии. устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов; определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам; применять знания по синтаксису в практике правописания и проведения морфологического анализа слов, входящих в состав предложения ; пользоваться синтаксическими синонимами; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; соблюдать в практике речевого общения основные синтаксические нормы русского литературного языка; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка; находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса применять орфографические правила в практике письма; применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания; проводить орфографический анализ слова, предложения, текста; соблюдать в практике речевого общения основные орфографические нормы русского литературного языка; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения основных орфографических норм современного русского языка применять пунктуационные правила в практике письма; применять знания по другим разделам в практике правописания; проводить пунктуационный анализ предложения, текста; соблюдать в практике речевого общения основные пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения основных пунктуационных норм современного русского языка. анализировать текст с точки зрения средств выразительности; находить в тексте основные выразительные средства русского языка (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические); давать характеристику средству выразительности (троп, приём и т.п.) различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа; адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию); читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым); создавать тексты различных стилей и жанров; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; уметь комментировать проблему прочитанного текста; соблюдать основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать в практике письма; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка . Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию; Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств Обучение сочинению способствует реализации следующих важных метапредметных результатов, обозначенных в ФГОС среднего общего образования, а именно: умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять и корректировать их; готовность к самостоятельному поиску решения практических задач; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать мысли, использовать адекватные языковые средства. Для создания развернутых письменных и устных ответов на вопросы, сочинений и эссе, докладов и рефератов по всем учебным предметам необходимо овладение универсальными познавательными действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии. формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования; отбирать информацию или данные из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации. Необходимо также овладение следующими универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; самоконтроль (рефлексия): предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей. Тематическое планирование специального курса по русскому языку в 11 классе № п/п Тема урока Количество часов 1. Демоверсия КИМов, кодификатор и спецификация ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ 1 2. Направления тем итогового сочинения Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования Сочинение по одному из направлений 1 Орфоэпия. Орфоэпические нормы Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Словапаронимы. Синонимы, антонимы Лексические выразительные средства Фразеология 1 3-4. 5-6. 7. 8. 9. 10. 2 2 1 1 1 Элементы содержания урока Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена, демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена и спецификация контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ Анализ предложенных направлений ИС Текст. Признаки текста. Анализ текста. Способы аргументирования. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи Орфоэпические нормы (постановка ударения) Выразительные средства русской фонетики Лексическое значение слова Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы Фразеологические обороты Группы слов по происхождению и употреблению Лексические нормы Выразительные средства лексики и фразеологии Выразительные средства грамматики Анализ средств выразительности Дата проведения план факт Примечание Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением 13. Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение 14. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением 15. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры 11-12. 2 1 1 1 16-17. Орфография. Орфографические нормы 2 18- 19. Пунктуация. Пунктуационные нормы 2 Самостоятельные части речи Служебные части речи Грамматические нормы (морфологические нормы) Выразительные средства словообразования Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения Второстепенные члены предложения Двусоставные и односоставные предложения Распространённые и нераспространённые предложения Полные и неполные предложения Осложнённое простое предложение Сложное предложение Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения Сложные предложения с разными видами связи между частями Способы передачи чужой речи Синтаксический анализ простого предложения Синтаксический анализ сложного предложения Грамматические нормы (синтаксические нормы) Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц Употребление Ь и Ъ Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) Правописание -Ни -НН- в различных частях речи Правописание падежных и родовых окончаний Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи Правописание отрицательных местоимений и наречий Правописание НЕ и НИ Правописание служебных слов Правописание словарных слов Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи Знаки препинания между подлежащим и сказуемым Знаки препинания в простом осложненном предложении Знаки препинания при обособленных определениях Знаки препинания при обособленных обстоятельствах Знаки препинания при сравнительных оборотах 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте Текст. Стили и типы речи Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий) Выявление и формулировка авторской позиции Способы обоснования собственного мнения Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения 1 1 1 Знаки препинания при уточняющих членах предложения Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение) Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение) Знаки препинания при прямой речи, цитировании Знаки препинания в сложносочинённом предложении Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью Тире в простом и сложном предложениях Двоеточие в простом и сложном предложениях Пунктуация в простом и сложном предложениях Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста Средства связи предложений в тексте Стили и функционально-смысловые типы речи Отбор языковых средств в тексте в зависимости 1 1 1 1 от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста 27-28. 29-30. 31-32. 33-34. Практикум по написанию сочинения Практикум по написанию сочинения Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок Диагностическая работа в формате ЕГЭ 2 Создание текстов различных стилей и функциональносмысловых типов речи 2 2 2 Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике