11 класс Спецкурс по русскому языку

Приложение к СОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по спецкурсу по русскому языку, расширяющему базовый
уровень
СОО

г. Реж
2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание спецкурса по русскому языку в 11 классе ведётся в соответствии со
следующими нормативными и распорядительными документами:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего

общего

образования
Целью реализации программы специального курса является закрепление и систематизация
основных умений по разделам школьного курса, которые необходимо освоить, чтобы успешно сдать
единый государственный экзамен, как форму государственной итоговой аттестации, проводимой в
целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных
программ среднего общего образования требованиям федерального государственного
образовательного стандарта
Главными задачами реализации программы являются:
– овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе
стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а
также умений применять знания о них в речевой практике;
– овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях
различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
– овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
– овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым
нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры;
- освоение обучающимися структуры и содержания контрольных измерительных материалов
ЕГЭ 2022 года;
- разработка индивидуального плана подготовки обучающихся к экзамену;
- освоение / повторение обучающимися тем по предмету «Русский язык», на которые
целесообразно обратить особое внимание.
Средством реализации рабочей программы спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
является учебно-методический комплект:
Учебник:
- Русский язык.10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень /
Л.М. Рыбченкова и др. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2020. – 272 с.
Дополнительные пособия:
1. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших
классах средней школы. М.: Просвещение, 2014
2. ЕГЭ-2019. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк
экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы-составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И.
Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо,
2018.

3. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки
учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр,
2019.
4. Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: Учебное
пособие. / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2019.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучающимся по организации индивидуальной
подготовки к ЕГЭ 2020 года РУССКИЙ ЯЗЫК Москва, 2020 ФГБНУ "Федеральный институт
педагогических измерений" Автор-составитель: И.П. Цыбулько
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ г.
Москва, 2020 г. ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений"

Цифровые ресурсы:
1. https://infourok.ru/
2. https://mogu-pisat.ru/
3. https://ege.sdamgia.ru/
4. https://fipi.ru/ege
5. http://ege.edu.ru
6. http://www.gramota.ru/
7. http://rus.1september.ru/
8. http://likbez.spb.ru/tests
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа за один год обучения.
Срок реализации рабочей программы - 1 год.

Содержание программы
Введение - 1 час
Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение
заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к итоговому сочинению – 5 часов
Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования.
Сочинение по одному из направлений.
Подготовка к заданиям 1-26 – 13 час
Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи.
(Задания 1-3, 22, 23, 25)
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления.
Паронимы, синонимы, антонимы. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5, 6, 24, 26)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические
ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 7, 8)

Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических
конструкций.
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические
выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 8, 26)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания 9 - 15) Пунктуация.
Пунктуационные нормы. (Задания 16 – 21)
Подготовка к сочинению – 11 часов
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к
проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской
позиции. Способы обоснования собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление
композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 4 часа
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА СПЕЦИАЛЬНОГО
КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ
Спецкурс по русскому языку в 11 классе предусматривает изучение следующих разделов:
 Подготовка к итоговому сочинению
 Подготовка к заданиям 1-26
 Подготовка к сочинению (Задание 27)
 Комплексная подготовка к ЕГЭ

Планируемые результаты изучения специального курса «Подготовка к
ЕГЭ по русскому языку»
Предметные результаты:
Выпускник научится:
 создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определённых жанров;
 выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
 подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
 правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
 создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
 анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной
информации, определять его тему, проблему и основную мысль.

В результате изучения специального курса по русскому языку выпускник получит возможность
повторить и закрепить следующие учебные действия, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ:
 применять знания по фонетике в практике правописания;
 проводить фонетический и орфоэпический анализы;
 соблюдать основные орфоэпические нормы: нормы ударения в современном русском языке;
 находить в тексте основные выразительные средства фонетики русского языка
 соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского
литературного языка, в частности, употреблять слово в соответствии с его лексическим
значением;
 соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
 оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
 находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно русские и заимствованные
слова, устаревшие и неологизмы; определять прямое и переносное значение слова; подбирать к
слову синонимы, антонимы;
 выбирать из синонимического ряда нужное слово с учётом его значения и стилистических
свойств;
 проводить лексический анализ слов;
 находить в тексте основные выразительные лексические средства.
 определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим
признакам;
 применять знания по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического
анализа предложения;
 различать омонимичные формы слов разных частей речи (пила – существительное и пила –
глагол);
 проводить морфологический анализ слова;
 соблюдать в практике речевого общения основные морфологические нормы русского
литературного языка;
 оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм
русского литературного языка;
 находить в тексте основные выразительные средства морфологии.
 устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
 определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели по его
смыслу, интонации и грамматическим признакам;
 применять знания по синтаксису в практике правописания и проведения морфологического
анализа слов, входящих в состав предложения ;
 пользоваться синтаксическими синонимами;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать в практике речевого общения основные синтаксические нормы русского
литературного языка;
 оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм
русского литературного языка;
 находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса
 применять орфографические правила в практике письма;

 применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и
синтаксиса в практике правописания;
 проводить орфографический анализ слова, предложения, текста;
 соблюдать в практике речевого общения основные орфографические нормы русского
литературного языка;
 оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения основных орфографических норм
современного русского языка
 применять пунктуационные правила в практике письма;
 применять знания по другим разделам в практике правописания;
 проводить пунктуационный анализ предложения, текста;
 соблюдать в практике речевого общения основные пунктуационные нормы русского
литературного языка;
 оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения основных пунктуационных норм
современного русского языка.
 анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
 находить в тексте основные выразительные средства русского языка (фонетические,
лексические, морфологические, синтаксические);
 давать характеристику средству выразительности (троп, приём и т.п.)
 различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы;
 определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
анализировать структуру и языковые особенности текста;
 опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
 адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему основную и
дополнительную, явную и скрытую информацию);
 читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим,
ознакомительным, просмотровым);
 создавать тексты различных стилей и жанров;
 осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой
и ситуацией общения;
 свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
 адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
 уметь комментировать проблему прочитанного текста;
 соблюдать основные лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка, основные правила орфографии и пунктуации;
 соблюдать в практике письма;
 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности,
находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
 проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка .
Личностные результаты:
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию;

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств
Обучение сочинению способствует реализации следующих важных метапредметных
результатов, обозначенных в ФГОС среднего общего образования, а именно:
 умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять и
корректировать их;
 готовность к самостоятельному поиску решения практических задач;

 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов;
 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать мысли, использовать
адекватные языковые средства.
Для создания развернутых письменных и устных ответов на вопросы, сочинений и эссе,
докладов и рефератов по всем учебным предметам необходимо овладение универсальными
познавательными действиями:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии
проводимого анализа;
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения,
исследования;
 отбирать информацию или данные из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации.
Необходимо также овладение следующими универсальными учебными регулятивными
действиями:
самоорганизация:
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ

решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
самоконтроль (рефлексия):
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей.

Тематическое планирование специального курса по русскому языку в 11 классе

№
п/п

Тема урока

Количество
часов

1.

Демоверсия КИМов, кодификатор
и спецификация ЕГЭ. Обучение
заполнению бланков ЕГЭ

1

2.

Направления тем итогового
сочинения
Тема и проблема текста.
Основная мысль, Аргумент.
Способы аргументирования
Сочинение по одному из
направлений

1

Орфоэпия. Орфоэпические
нормы
Лексика. Значение слова.
Лексические нормы. Точность
словоупотребления. Словапаронимы. Синонимы,
антонимы
Лексические выразительные
средства
Фразеология

1

3-4.

5-6.
7.
8.

9.
10.

2

2

1

1
1

Элементы содержания урока

Кодификатор элементов содержания и требований к
уровню подготовки выпускников образовательных
организаций для проведения единого государственного
экзамена, демонстрационный вариант контрольных
измерительных материалов единого государственного
экзамена и спецификация контрольных измерительных
материалов для проведения ЕГЭ
Анализ предложенных направлений ИС
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Способы
аргументирования. Создание текстов различных стилей и
функционально-смысловых типов речи

Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Выразительные средства русской фонетики
Лексическое значение слова Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Паронимы Фразеологические обороты Группы
слов по происхождению и употреблению Лексические
нормы
Выразительные средства лексики и фразеологии
Выразительные средства грамматики Анализ средств
выразительности

Дата
проведения
план факт

Примечание

Морфологические нормы.
Грамматические ошибки,
связанные с их нарушением
13. Синтаксис. Предложение.
Простое, осложнённое, сложное
предложение
14. Синтаксические нормы.
Грамматические ошибки,
связанные с их нарушением
15. Синтаксические выразительные
средства. Стилистические фигуры

11-12.

2

1

1

1

16-17.

Орфография. Орфографические
нормы

2

18- 19.

Пунктуация. Пунктуационные
нормы

2

Самостоятельные части речи Служебные части речи
Грамматические нормы (морфологические нормы)
Выразительные средства словообразования
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены
предложения Второстепенные члены предложения
Двусоставные и односоставные предложения
Распространённые и нераспространённые предложения
Полные и неполные предложения
Осложнённое простое предложение Сложное предложение
Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения
между частями сложного бессоюзного предложения
Сложные предложения с разными видами связи между
частями Способы передачи чужой речи Синтаксический
анализ простого предложения Синтаксический анализ
сложного предложения Грамматические нормы
(синтаксические нормы)
Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после
шипящих и Ц Употребление гласных букв О/Е (Ё) после
шипящих и Ц Употребление Ь и Ъ Правописание корней
Правописание приставок Правописание суффиксов
различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) Правописание -Ни -НН- в различных частях речи Правописание падежных и
родовых окончаний Правописание личных окончаний
глаголов и суффиксов причастий Слитное и раздельное
написание НЕ с различными частями речи Правописание
отрицательных местоимений и наречий Правописание НЕ и
НИ Правописание служебных слов Правописание
словарных слов Слитное, дефисное, раздельное написание
слов различных частей речи
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Знаки препинания при обособленных определениях
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Знаки препинания при сравнительных оборотах

20.
21.
22.

23.

24.
25.
26.

Текст. Способы и средства связи
предложений в тексте
Текст. Стили и типы речи
Тема, проблема, идея текста.
Способы формулировки
проблемы текста
Виды комментария к проблеме
(текстуальный и
концептуальный комментарий)
Выявление и формулировка
авторской позиции
Способы обоснования
собственного мнения
Композиция сочинения. Речевое
оформление композиционных
частей сочинения

1
1
1

Знаки препинания при уточняющих членах предложения
Знаки препинания при обособленных членах предложения
(обобщение)
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения
Знаки препинания в осложненном предложении
(обобщение)
Знаки препинания при прямой речи, цитировании
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными
видами связи
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и
бессоюзной связью
Тире в простом и сложном предложениях
Двоеточие в простом и сложном предложениях
Пунктуация в простом и сложном предложениях
Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста Средства связи
предложений в тексте Стили и функционально-смысловые
типы речи Отбор языковых средств в тексте в зависимости

1

1
1
1

от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста

27-28.
29-30.
31-32.

33-34.

Практикум по написанию
сочинения
Практикум по написанию
сочинения
Тренинг в формате ЕГЭ.
Индивидуальная коррекция
ошибок
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ

2

Создание текстов различных стилей и функциональносмысловых типов речи

2
2

2

Совершенствование орфографических и пунктуационных
умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка
в речевой практике


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».