11 класс Глобальный мир в XXI веке

Приложение к СОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу по выбору
«Глобальный мир в XXI веке»
СОО

г. Реж
2023г.

Программа элективного курса "Глобальный мир в XXI веке"(10-11 класс)
Пояснительная записка
Программа курса «Глобальный мир в 21 веке» рассчитана на 67 часов (10- 11
класс): 1 час в неделю.
Учебно-методический комплект включает учебник: Обществознание.
Глобальный мир в 21 веке, 11 класс, Л.В. Поляков, – М.: Просвещение, 2009 год. Л.В.
Поляков, Обществознание: глобальный мир в 21 веке: 11 класс: книга для учителя, М.:
Просвещение, 2010 год.
Актуальность предлагаемого курса в связи с происходящими в обществе
коренными изменениями чрезвычайно велика. Ряд факторов показывает
необходимость введения такого курса в современной российской школе:
Во-первых, информационное общество вносит значительные изменения в
социальную структуру и существующие механизмы принятия решений на всех
уровнях. Появляются новые общественные группы – нетократия, меритократия,
смещаются акценты властных отношений, изменяется картина геополитических
отношений между странами. Глобализация экономики включает принципиально
новые механизмы принятия решений и установления контроля. Знания происходящих
процессов, обсуждение их тенденций и прогнозирование возможных результатов
становятся важной составляющей нового поколения российских граждан. Поэтому без
серьезного анализа структуры информационного общества и происходящих в нем
процессов невозможно представить свое место в этом обществе и быть активным
гражданином.
Во-вторых, все большее значение в современном глобальном мире приобретает
роль консолидации граждан одной страны. Необходимо в рамках этого курса
совместить понятия « россиянин», « гражданин РФ» с чувством малой родины.
В-третьих, человеческий потенциал в новых условиях общественного развития
становится важнейшим фактором стабильности и успешности, поэтому необходимо
усилить воспитательную направленность преподавания обществознания, бороться с
проявлениями экстремизма, расизма, нетерпимости, моральной деградации,
алкоголизма и наркомании.
Цель курса: создание максимально благоприятных условий для развития
свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за
совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые
установки: социализация, то есть подготовка к жизни в информационном обществе в
21 веке; воспитание патриотизма и гражданственности, самостоятельность через
формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на
протяжении всей жизни, коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми
для достижения общего социально значимого результата.
Интегрируя знания большинства школьных дисциплин, курс решает задачу
теоретической и практической подготовки школьников в области управления
процессами развития общества с учетом экологических и экономических факторов.
Курс позволяет учащимся систематизировать и углубить знания и навыки по
обществознанию, экономике, экологии, географии, истории, необходимые как в
повседневной жизни, так и для поступления в вуз и успешной профессиональной
карьеры в области предпринимательства, менеджмента, государственного и

муниципального управления, охраны окружающей среды, здравоохранения,
социальной и научно-исследовательской работы.
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития
учащихся.
Основной результат изучения курса – осознанная личностно и социально
значимая деятельность учащихся, направленная на повышение качества жизни, на
достижение положительных изменений состояния окружающей среды.
Интегративный характер курса, развитие идей базовых дисциплин позволяют
дать обобщающий, системный взгляд на изучаемые в школе предметы, углубить и
систематизировать представления учащихся о путях развития цивилизации в целом.
Учащиеся смогут:








освоить разные социальные роли, в том числе и с учетом реалий современного
информационного общества;
занимать активную гражданскую позицию;
участвовать в реализации социальных проектов;
использовать различные источники информации при обсуждении проблем
общественной жизни;
овладеть правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в
обществе;
противостоять манипулированию и рационально обосновывать свою точку
зрения;
понимать роль и место России в современном мире, геополитические
перспективы развития страны.

Тематическое планирование 10 класс
№ Тема урока
1
2-3
4-6

7-8
910
1113
1415
1618
1920
2123
2425

Введение: «Глобальный мир в XXI веке»
Общество.
Основные функции и подсистемы общества
Общественное сознание и его формы.
Факторы, влияющие на общественное сознание
Российская государственность.
Российская цивилизация
Единство в разнообразии: особые пути к новому
мироустройству.
Идея единого человечества в исламской
цивилизации.
Западные теории мироустройства.
Теория мировой системы.
Культура: понятие многообразие, формы.
Социализация как фактор сохранения культуры.
Религия и язык как явления культуры.
Религия и современный мир.
Мировое сообщество после холодной войны.
Причины угрозы новой войны.
Демократия и рынок в глобальной перспективе.
Ценности демократии.
Феномен мирового лидерства.

26- Россия в глобальной конкуренции.
27 Демократия как экспортный товар.

Самопровозглашенный арбитр.
28- Евросоюз и его миссия.
29 Энергетическая безопасность.
30- Китай на пути к глобальной державе.
31 Пути модернизации - китайский и российский
32- Становление единого мирового хозяйства.
33 Модель глобальной экономики.
34 Россия в глобальной экономике.
Необходимость постиндустриальной
модернизации

Кол-во Сроки проведения
часов
По плану По факту
1
2
3
2
2

3
2
3
2
3
2
2

2
2
2
1

Тематическое планирование 11 класс
№ Тема урока

Колво
часов

1-2 Сила оружия в современном мире.

3-4
5-7

8-9

1011
1214
1516
1718
1920
2123
2425
2627
2829
3032

33

Гонка вооружений. Кому нужны войны
Экономика и экология: поиски равновесия.
Глобальные проблемы современности и пути их
решения.
21 век и новые угрозы для человечества.
Угроза глобального экономического коллапса.
Ресурсы. Терроризм.
Информационное общество: политическое и
социальное своеобразие.
Информация и демократия. Информация и
власть.
СМИ между властью и гражданским обществом.
Свобода СМИ и международный терроризм
Нетократия.
Четвертая власть.
Россия и русский мир.
Особенности русской политической культуры.
Политическая система современной России.
Россия - президентско-парламентская
республика.
Развитие гражданского общества в современной
России.
Государство и гражданское общество.
Россия – ближний круг и русский мир.
Интеграционные процессы в СНГ.
Россия в глобальном мире: угрозы и вызовы для
России в 21 веке
Экономические, социальные, военные риски для
России
Решение национальных задач на основе
эффективной демократии
Геополитическая и цивилизационная миссия
России в 21 веке.
Сохранение суверенитета и национальной
независимости.
Суверенитет и геополитика справедливости.
Обобщающее повторение

2
2

3

2

2
3
2
2

2

3
2
2
2
3

1

Сроки проведения
По плану

По факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».