Приложение к СОО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу по выбору «Глобальный мир в XXI веке» СОО г. Реж 2023г. Программа элективного курса "Глобальный мир в XXI веке"(10-11 класс) Пояснительная записка Программа курса «Глобальный мир в 21 веке» рассчитана на 67 часов (10- 11 класс): 1 час в неделю. Учебно-методический комплект включает учебник: Обществознание. Глобальный мир в 21 веке, 11 класс, Л.В. Поляков, – М.: Просвещение, 2009 год. Л.В. Поляков, Обществознание: глобальный мир в 21 веке: 11 класс: книга для учителя, М.: Просвещение, 2010 год. Актуальность предлагаемого курса в связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайно велика. Ряд факторов показывает необходимость введения такого курса в современной российской школе: Во-первых, информационное общество вносит значительные изменения в социальную структуру и существующие механизмы принятия решений на всех уровнях. Появляются новые общественные группы – нетократия, меритократия, смещаются акценты властных отношений, изменяется картина геополитических отношений между странами. Глобализация экономики включает принципиально новые механизмы принятия решений и установления контроля. Знания происходящих процессов, обсуждение их тенденций и прогнозирование возможных результатов становятся важной составляющей нового поколения российских граждан. Поэтому без серьезного анализа структуры информационного общества и происходящих в нем процессов невозможно представить свое место в этом обществе и быть активным гражданином. Во-вторых, все большее значение в современном глобальном мире приобретает роль консолидации граждан одной страны. Необходимо в рамках этого курса совместить понятия « россиянин», « гражданин РФ» с чувством малой родины. В-третьих, человеческий потенциал в новых условиях общественного развития становится важнейшим фактором стабильности и успешности, поэтому необходимо усилить воспитательную направленность преподавания обществознания, бороться с проявлениями экстремизма, расизма, нетерпимости, моральной деградации, алкоголизма и наркомании. Цель курса: создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки: социализация, то есть подготовка к жизни в информационном обществе в 21 веке; воспитание патриотизма и гражданственности, самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата. Интегрируя знания большинства школьных дисциплин, курс решает задачу теоретической и практической подготовки школьников в области управления процессами развития общества с учетом экологических и экономических факторов. Курс позволяет учащимся систематизировать и углубить знания и навыки по обществознанию, экономике, экологии, географии, истории, необходимые как в повседневной жизни, так и для поступления в вуз и успешной профессиональной карьеры в области предпринимательства, менеджмента, государственного и муниципального управления, охраны окружающей среды, здравоохранения, социальной и научно-исследовательской работы. В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Основной результат изучения курса – осознанная личностно и социально значимая деятельность учащихся, направленная на повышение качества жизни, на достижение положительных изменений состояния окружающей среды. Интегративный характер курса, развитие идей базовых дисциплин позволяют дать обобщающий, системный взгляд на изучаемые в школе предметы, углубить и систематизировать представления учащихся о путях развития цивилизации в целом. Учащиеся смогут: освоить разные социальные роли, в том числе и с учетом реалий современного информационного общества; занимать активную гражданскую позицию; участвовать в реализации социальных проектов; использовать различные источники информации при обсуждении проблем общественной жизни; овладеть правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе; противостоять манипулированию и рационально обосновывать свою точку зрения; понимать роль и место России в современном мире, геополитические перспективы развития страны. Тематическое планирование 10 класс № Тема урока 1 2-3 4-6 7-8 910 1113 1415 1618 1920 2123 2425 Введение: «Глобальный мир в XXI веке» Общество. Основные функции и подсистемы общества Общественное сознание и его формы. Факторы, влияющие на общественное сознание Российская государственность. Российская цивилизация Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству. Идея единого человечества в исламской цивилизации. Западные теории мироустройства. Теория мировой системы. Культура: понятие многообразие, формы. Социализация как фактор сохранения культуры. Религия и язык как явления культуры. Религия и современный мир. Мировое сообщество после холодной войны. Причины угрозы новой войны. Демократия и рынок в глобальной перспективе. Ценности демократии. Феномен мирового лидерства. 26- Россия в глобальной конкуренции. 27 Демократия как экспортный товар. Самопровозглашенный арбитр. 28- Евросоюз и его миссия. 29 Энергетическая безопасность. 30- Китай на пути к глобальной державе. 31 Пути модернизации - китайский и российский 32- Становление единого мирового хозяйства. 33 Модель глобальной экономики. 34 Россия в глобальной экономике. Необходимость постиндустриальной модернизации Кол-во Сроки проведения часов По плану По факту 1 2 3 2 2 3 2 3 2 3 2 2 2 2 2 1 Тематическое планирование 11 класс № Тема урока Колво часов 1-2 Сила оружия в современном мире. 3-4 5-7 8-9 1011 1214 1516 1718 1920 2123 2425 2627 2829 3032 33 Гонка вооружений. Кому нужны войны Экономика и экология: поиски равновесия. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 21 век и новые угрозы для человечества. Угроза глобального экономического коллапса. Ресурсы. Терроризм. Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Информация и демократия. Информация и власть. СМИ между властью и гражданским обществом. Свобода СМИ и международный терроризм Нетократия. Четвертая власть. Россия и русский мир. Особенности русской политической культуры. Политическая система современной России. Россия - президентско-парламентская республика. Развитие гражданского общества в современной России. Государство и гражданское общество. Россия – ближний круг и русский мир. Интеграционные процессы в СНГ. Россия в глобальном мире: угрозы и вызовы для России в 21 веке Экономические, социальные, военные риски для России Решение национальных задач на основе эффективной демократии Геополитическая и цивилизационная миссия России в 21 веке. Сохранение суверенитета и национальной независимости. Суверенитет и геополитика справедливости. Обобщающее повторение 2 2 3 2 2 3 2 2 2 3 2 2 2 3 1 Сроки проведения По плану По факту