РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОО ИНФОРМАТИКА 11 КЛАСС

М ч ttи

l

t

1.1 I ]

ал

ь

гI

ое а вl,о tl ом н ое общеобразо вател ьное учреждение

uCp..,tr,r, обrцеобразоватеJIьная школа

ЛJЬ

lI,

J\lч

l2l

2020 года

Рабочая

программа

по предмету

<Информатика>)
среднего общего образования

2020
l,.Реж

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ
Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:
1. Федеральный закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ, от 29.12.2012;
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области»;
3.

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. №413 (с
изменениями и дополнениями Приказами Минобрнауки России 30.08.2013. №1015, от 29.12.2014 г. №1645, от 31.12.2015 г. №1578, от 29.06.2017 №613
(дополнениями от 07.08.2017 г.));

4. СанПин 1.2.3.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. N 2 и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. №28;
5. Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 20.05.2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
6. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №44
7. Учебный план МАОУ СОШ №44
8. Положение о рабочих программах МАОУ СОШ №44
Средством реализации рабочей программы учебного предмета является учебно-методический комплект по информатике для основной
школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
МЕСТО КУРСА В УЧЕБОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе среднего общего
образования 69 часов для обязательного изучения образовательной области «Информатика». В том числе в 10 классе – 35 часов, из расчета 1
час в неделю, в 11 классе – 34 часа, тоже 1 час в неделю.
1

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом и углубленном уровнях среднего общего образования – обеспечение
дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного
общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
Программа учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС
СОО; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. В ней соблюдается преемственность с ФГОС ООО и
учитываются межпредметные связи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
–
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
–
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
–
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и
числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы,
написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
–
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа
числовых и текстовых данных;
–
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с
использованием основных алгоритмических конструкций;
–
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной
специализации;
–
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
–
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать
числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для
публикации;
–
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач,
используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
–
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;

–
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые
запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу
данных;
–
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств;
–
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
–
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих
СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении
поисковых запросов;
–
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать,
складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
–
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
–
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о
кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
–
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении
задач анализа данных;
–
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку
программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ;
выполнять созданные программы;
–
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и
процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на
предмет соответствия реальному объекту или процессу;
–
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать
учебные многотабличные базы данных;
–
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
–
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила
безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
–
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать
принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
–
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Выпускник на углубленном уровне научится:
–
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений, используя условие Фано; понимать задачи построения кода, обеспечивающего по возможности меньшую
среднюю длину сообщения при известной частоте символов, и кода, допускающего диагностику ошибок;

–
строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции, конъюнкции, отрицания, импликации, эквиваленции; выполнять
эквивалентные преобразования этих выражений, используя законы алгебры логики (в частности, свойства дизъюнкции, конъюнкции,
правила де Моргана, связь импликации с дизъюнкцией);
–
строить таблицу истинности заданного логического выражения; строить логическое выражение в дизъюнктивной нормальной форме
по заданной таблице истинности; определять истинность высказывания, составленного из элементарных высказываний с помощью
логических операций, если известна истинность входящих в него элементарных высказываний; исследовать область истинности
высказывания, содержащего переменные; решать логические уравнения;
–
строить дерево игры по заданному алгоритму; строить и обосновывать выигрышную стратегию игры;
–
записывать натуральные числа в системе счисления с данным основанием; использовать при решении задач свойства позиционной
записи числа, в частности признак делимости числа на основание системы счисления;
–
записывать действительные числа в экспоненциальной форме; применять знания о представлении чисел в памяти компьютера;
–
описывать графы с помощью матриц смежности с указанием длин ребер (весовых матриц); решать алгоритмические задачи,
связанные с анализом графов, в частности задачу построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа
и определения количества различных путей между вершинами;
–
формализовать понятие «алгоритм» с помощью одной из универсальных моделей вычислений (машина Тьюринга, машина Поста и
др.); понимать содержание тезиса Черча–Тьюринга;
–
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы и размер используемой памяти при
заданных исходных данных; асимптотическая сложность алгоритма в зависимости от размера исходных данных); определять сложность
изучаемых в курсе базовых алгоритмов;
–
анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных
значений и при каких исходных значениях возможно получение указанных результатов;
–
создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы, связанные с анализом элементарных функций (в том
числе приближенных вычислений), записью чисел в позиционной системе счисления, делимостью целых чисел; линейной обработкой
последовательностей и массивов чисел (в том числе алгоритмы сортировки), анализом строк, а также рекурсивные алгоритмы;
–
применять метод сохранения промежуточных результатов (метод динамического программирования) для создания полиномиальных
(не переборных) алгоритмов решения различных задач; примеры: поиск минимального пути в ориентированном ациклическом графе,
подсчет количества путей;
–
создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе изученных алгоритмов и методов;
–
применять при решении задач структуры данных: списки, словари, деревья, очереди; применять при составлении алгоритмов базовые
операции со структурами данных;
–
использовать основные понятия, конструкции и структуры данных последовательного программирования, а также правила записи
этих конструкций и структур в выбранном для изучения языке программирования;
–
использовать в программах данные различных типов; применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки
символьных строк; выполнять обработку данных, хранящихся в виде массивов различной размерности; выбирать тип цикла в зависимости от
решаемой подзадачи; составлять циклы с использованием заранее определенного инварианта цикла; выполнять базовые операции с
текстовыми и двоичными файлами; выделять подзадачи, решение которых необходимо для решения поставленной задачи в полном объеме;
реализовывать решения подзадач в виде подпрограмм, связывать подпрограммы в единую программу; использовать модульный принцип
построения программ; использовать библиотеки стандартных подпрограмм;

–
применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач;
–
выполнять объектно-ориентированный анализ задачи: выделять объекты, описывать на формальном языке их свойства и методы;
реализовывать объектно-ориентированный подход для решения задач средней сложности на выбранном языке программирования;
–
выполнять отладку и тестирование программ в выбранной среде программирования; использовать при разработке программ
стандартные библиотеки языка программирования и внешние библиотеки программ; создавать многокомпонентные программные продукты
в среде программирования;
–
инсталлировать и деинсталлировать программные средства, необходимые для решения учебных задач по выбранной специализации;
–
пользоваться навыками формализации задачи; создавать описания программ, инструкции по их использованию и отчеты по
выполненным проектным работам;
–
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; анализировать соответствие модели реальному объекту или
процессу; проводить эксперименты и статистическую обработку данных с помощью компьютера; интерпретировать результаты, получаемые
в ходе моделирования реальных процессов; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
–
понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; выбирать
конфигурацию компьютера в соответствии с решаемыми задачами;
–
понимать назначение, а также основные принципы устройства и работы современных операционных систем; знать виды и назначение
системного программного обеспечения;
–
владеть принципами организации иерархических файловых систем и именования файлов; использовать шаблоны для описания
группы файлов;
–
использовать на практике общие правила проведения исследовательского проекта (постановка задачи, выбор методов исследования,
подготовка исходных данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета); планировать и выполнять небольшие
исследовательские проекты;
–
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и
смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение графиков и диаграмм;
–
владеть основными сведениями о табличных (реляционных) базах данных, их структуре, средствах создания и работы, в том числе
выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять
разработанную базу данных;
–
использовать компьютерные сети для обмена данными при решении прикладных задач;
–
организовывать на базовом уровне сетевое взаимодействие (настраивать работу протоколов сети TCP/IP и определять маску сети);
–
понимать структуру доменных имен; принципы IP-адресации узлов сети;
–
представлять общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений (сайты, блоги и др.);
–
применять на практике принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ; соблюдать при работе в сети нормы информационной этики и права (в том числе авторские права);
–
проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам безопасной и экономичной работы с компьютерами и
мобильными устройствами; соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с
нормами действующих СанПиН.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

–
применять коды, исправляющие ошибки, возникшие при передаче информации; определять пропускную способность и
помехозащищенность канала связи, искажение информации при передаче по каналам связи, а также использовать алгоритмы сжатия
данных (алгоритм LZW и др.);
–
использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов окружающего мира; использовать префиксные деревья и
другие виды деревьев при решении алгоритмических задач, в том числе при анализе кодов;
–
использовать знания о методе «разделяй и властвуй»;
–
приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, которые имеют различную сложность; использовать понятие
переборного алгоритма;
–
использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;
–
использовать второй язык программирования; сравнивать преимущества и недостатки двух языков программирования;
–
создавать программы для учебных или проектных задач средней сложности;
–
использовать информационно-коммуникационные технологии при моделировании и анализе процессов и явлений в соответствии с
выбранным профилем;
–
осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения для решения задач, возникающих в ходе учебы и вне ее,
для своих учебных и иных целей;
–
проводить (в несложных случаях) верификацию (проверку надежности и согласованности) исходных данных и валидацию (проверку
достоверности) результатов натурных и компьютерных экспериментов;
–
использовать пакеты программ и сервисы обработки и представления данных, в том числе – статистической обработки;
–
использовать методы машинного обучения при анализе данных; использовать представление о проблеме хранения и обработки
больших данных;
–
создавать многотабличные базы данных; работе с базами данных и справочными системами с помощью веб-интерфейса.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Базовый уровень
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и
обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел,
записанных в этих системах счисления.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений.
Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами
ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев,
списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых
алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление
алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с
использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры
задач:
–
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов,
а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);
–

алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;

–

алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);

–

алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление

элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка
соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного
образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов

Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов.
Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных
данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы,
таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов.
Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной
деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный
компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных.
Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные
производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного
обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств.
Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации.
Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации.
Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения
стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места.
Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры
документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с
использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными

Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных
приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации
готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы.
Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей
типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения.
Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение
загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в
киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные
приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность

Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие
проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
Углубленный уровень
Введение. Информация и информационные процессы. Данные
Способы представления данных. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных
компьютерных системах и предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.. Информационное взаимодействие в системе, управление. Разомкнутые и замкнутые
системы управления. Математическое и компьютерное моделирование систем управления.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование. Передача данных
Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы.
Равномерные и неравномерные коды. Префиксные коды. Условие Фано. Обратное условие Фано. Алгоритмы декодирования при
использовании префиксных кодов.
Сжатие данных. Учет частотности символов при выборе неравномерного кода. Оптимальное кодирование Хаффмана. Использование
программ-архиваторов. Алгоритм LZW.
Передача данных. Источник, приемник, канал связи, сигнал, кодирующее и декодирующее устройства.
Пропускная способность и помехозащищенность канала связи. Кодирование сообщений в современных средствах передачи данных.
Искажение информации при передаче по каналам связи. Коды с возможностью обнаружения и исправления ошибок.
Способы защиты информации, передаваемой по каналам связи. Криптография (алгоритмы шифрования). Стеганография.
Дискретизация
Измерения и дискретизация. Частота и разрядность измерений. Универсальность дискретного представления информации.
Дискретное представление звуковых данных. Многоканальная запись. Размер файла, полученного в результате записи звука.
Дискретное представление статической и динамической графической информации.
Сжатие данных при хранении графической и звуковой информации.
Системы счисления
Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы счисления.
Алгоритм перевода десятичной записи числа в запись в позиционной системе с заданным основанием. Алгоритмы построения записи числа
в позиционной системе счисления с заданным основанием и вычисления числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной
системе счисления с заданным основанием.
Арифметические действия в позиционных системах счисления.
Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в позиционных системах счисления. Перевод смешанного числа в позиционную
систему счисления с заданным основанием.
Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера. Компьютерная арифметика.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Операции «импликация», «эквиваленция». Логические функции.
Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Логические уравнения.
Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Дизъюнктивная нормальная форма. Конъюнктивная нормальная форма.
Логические элементы компьютеров. Построение схем из базовых логических элементов.
Дискретные игры двух игроков с полной информацией. Выигрышные стратегии.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами
ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами).
Обход узлов дерева в глубину. Упорядоченные деревья (деревья, в которых упорядочены ребра, выходящие из одного узла).
Использование деревьев при решении алгоритмических задач (примеры: анализ работы рекурсивных алгоритмов, разбор арифметических и
логических выражений). Бинарное дерево. Использование деревьев при хранении данных.
Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмы и структуры данных
Алгоритмы исследования элементарных функций, в частности – точного и приближенного решения квадратного уравнения с целыми и
вещественными коэффициентами, определения экстремумов квадратичной функции на отрезке.
Алгоритмы анализа и преобразования записей чисел в позиционной системе счисления.
Алгоритмы, связанные с делимостью целых чисел. Алгоритм Евклида для определения НОД двух натуральных чисел.
Алгоритмы линейной (однопроходной) обработки последовательности чисел без использования дополнительной памяти, зависящей от
длины последовательности (вычисление максимума, суммы; линейный поиск и т.п.). Обработка элементов последовательности,
удовлетворяющих определенному условию (вычисление суммы заданных элементов, их максимума и т.п.).
Алгоритмы обработки массивов. Примеры: перестановка элементов данного одномерного массива в обратном порядке; циклический сдвиг
элементов массива; заполнение двумерного числового массива по заданным правилам; поиск элемента в двумерном массиве; вычисление
максимума и суммы элементов двумерного массива. Вставка и удаление элементов в массиве.
Рекурсивные алгоритмы, в частности: нахождение натуральной и целой степени заданного ненулевого вещественного числа; вычисление
факториалов; вычисление n-го элемента рекуррентной последовательности (например, последовательности Фибоначчи). Построение и
анализ дерева рекурсивных вызовов. Возможность записи рекурсивных алгоритмов без явного использования рекурсии.
Сортировка одномерных массивов. Квадратичные алгоритмы сортировки (пример: сортировка пузырьком). Слияние двух отсортированных
массивов в один без использования сортировки.
Алгоритмы анализа отсортированных массивов. Рекурсивная реализация сортировки массива на основе слияния двух его отсортированных
фрагментов.
Алгоритмы анализа символьных строк, в том числе: подсчет количества появлений символа в строке; разбиение строки на слова по
пробельным символам; поиск подстроки внутри данной строки; замена найденной подстроки на другую строку.
Построение графика функции, заданной формулой, программой или таблицей значений.
Алгоритмы приближенного решения уравнений на данном отрезке, например, методом деления отрезка пополам. Алгоритмы
приближенного вычисления длин и площадей, в том числе: приближенное вычисление длины плоской кривой путем аппроксимации ее
ломаной; приближенный подсчет методом трапеций площади под графиком функции, заданной формулой, программой или таблицей

значений. Приближенное вычисление площади фигуры методом Монте-Карло. Построение траекторий, заданных разностными
схемами. Решение задач оптимизации. Алгоритмы вычислительной геометрии. Вероятностные алгоритмы.
Сохранение и использование промежуточных результатов. Метод динамического программирования.
Представление о структурах данных. Примеры: списки, словари, деревья, очереди. Хэш-таблицы.
Языки программирования
Подпрограммы (процедуры, функции). Параметры подпрограмм. Рекурсивные процедуры и функции.
Логические переменные. Символьные и строковые переменные. Операции над строками.
Двумерные массивы (матрицы). Многомерные массивы.
Средства работы с данными во внешней памяти. Файлы.
Подробное знакомство с одним из универсальных процедурных языков программирования. Запись алгоритмических конструкций и структур
данных в выбранном языке программирования. Обзор процедурных языков программирования.
Представление о синтаксисе и семантике языка программирования.
Понятие о непроцедурных языках программирования и парадигмах программирования. Изучение второго языка программирования.
Разработка программ
Этапы решения задач на компьютере.
Структурное программирование. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла:
постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Методы проектирования программ «сверху вниз» и «снизу вверх». Разработка программ, использующих подпрограммы.
Библиотеки подпрограмм и их использование.
Интегрированная среда разработки программы на выбранном языке программирования. Пользовательский интерфейс интегрированной
среды разработки программ.
Понятие об объектно-ориентированном программировании. Объекты и классы. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.
Среды быстрой разработки программ. Графическое проектирование интерфейса пользователя. Использование модулей (компонентов) при
разработке программ.
Элементы теории алгоритмов
Формализация понятия алгоритма. Машина Тьюринга – пример абстрактной универсальной вычислительной модели. Тезис Чёрча–
Тьюринга.
Другие универсальные вычислительные модели (пример: машина Поста). Универсальный алгоритм. Вычислимые и невычислимые функции.
Проблема остановки и ее неразрешимость.
Абстрактные универсальные порождающие модели (пример: грамматики).
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных.
Сложность алгоритма сортировки слиянием (MergeSort).
Примеры задач анализа алгоритмов: определение входных данных, при которых алгоритм дает указанный результат; определение результата
алгоритма без его полного пошагового выполнения.
Доказательство правильности программ.
Математическое моделирование
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Проведение вычислительного эксперимента. Анализ достоверности
(правдоподобия) результатов компьютерного эксперимента.

Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы,
таблицы, графики).
Построение математических моделей для решения практических задач.
Имитационное моделирование. Моделирование систем массового обслуживания.
Использование дискретизации и численных методов в математическом моделировании непрерывных процессов.
Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной
деятельности.
Компьютерный (виртуальный) и материальный прототипы изделия. Использование учебных систем автоматизированного
проектирования.
Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа данных
Аппаратное и программное обеспечение компьютера
Аппаратное обеспечение компьютеров. Персональный компьютер.
Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные
цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Соответствие конфигурации компьютера решаемым задачам. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Классификация программного обеспечения. Многообразие
операционных систем, их функции. Программное обеспечение мобильных устройств.
Модель информационной системы «клиент–сервер». Распределенные модели построения информационных систем. Использование
облачных технологий обработки данных в крупных информационных системах.
Инсталляция и деинсталляция программного обеспечения. Системное администрирование.
Тенденции развития компьютеров. Квантовые вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере. Гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при
эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его
использования.
Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Технология проведения профилактических
работ над средствами ИКТ: диагностика неисправностей.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Технологии создания текстовых документов. Вставка графических объектов, таблиц. Использование готовых шаблонов и создание
собственных.
Средства поиска и замены. Системы проверки орфографии и грамматики. Нумерация страниц. Разработка гипертекстового документа:
определение структуры документа, автоматическое формирование списка иллюстраций, сносок и цитат, списка используемой литературы и
таблиц. Библиографическое описание документов. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста.
Средства создания и редактирования математических текстов.
Технические средства ввода текста. Распознавание текста. Распознавание устной речи. Компьютерная верстка текста. Настольноиздательские системы.
Работа с аудиовизуальными данными

Технические средства ввода графических изображений. Кадрирование изображений. Цветовые модели. Коррекция изображений. Работа с
многослойными изображениями.
Работа с векторными графическими объектами. Группировка и трансформация объектов.
Технологии ввода и обработки звуковой и видеоинформации.
Технологии цифрового моделирования и проектирования новых изделий. Системы автоматизированного проектирования. Разработка
простейших чертежей деталей и узлов с использованием примитивов системы автоматизированного проектирования. Аддитивные
технологии (3D-печать).
Электронные (динамические) таблицы
Технология обработки числовой информации. Ввод и редактирование данных. Автозаполнение. Форматирование ячеек. Стандартные
функции. Виды ссылок в формулах. Фильтрация и сортировка данных в диапазоне или таблице. Коллективная работа с данными.
Подключение к внешним данным и их импорт.
Решение вычислительных задач из различных предметных областей.
Компьютерные средства представления и анализа данных. Визуализация данных.
Базы данных
Понятие и назначение базы данных (далее – БД). Классификация БД. Системы управления БД (СУБД). Таблицы. Запись и поле. Ключевое
поле. Типы данных. Запрос. Типы запросов. Запросы с параметрами. Сортировка. Фильтрация. Вычисляемые поля.
Формы. Отчеты.
Многотабличные БД. Связи между таблицами. Нормализация.
Подготовка и выполнение исследовательского проекта
Технология выполнения исследовательского проекта: постановка задачи, выбор методов исследования, составление проекта и плана работ,
подготовка исходных данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета. Верификация (проверка надежности и
согласованности) исходных данных и валидация (проверка достоверности) результатов исследования.
Статистическая обработка данных. Обработка результатов эксперимента.
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект. Анализ данных с
применением методов машинного обучения. Экспертные и рекомендательные системы.
Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических экспериментов, интернет-данные, в частности данные
социальных сетей). Технологии их обработки и хранения.
Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Проводные и беспроводные
телекоммуникационные каналы. Сетевые протоколы. Принципы межсетевого взаимодействия. Сетевые операционные системы. Задачи
системного администрирования компьютеров и компьютерных сетей.
Интернет. Адресация в сети Интернет (IP-адреса, маски подсети). Система доменных имен.
Технология WWW. Браузеры.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Язык HTML. Динамические страницы.
Разработка веб-сайтов. Язык HTML, каскадные таблицы стилей (CSS). Динамический HTML. Размещение веб-сайтов.

Использование сценариев на языке Javascript. Формы. Понятие о серверных языках программирования.
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных
телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. Облачные
версии прикладных программных систем.
Новые возможности и перспективы развития Интернета: мобильность, облачные технологии, виртуализация, социальные сервисы,
доступность. Технологии «Интернета вещей». Развитие технологий распределенных вычислений.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Проблема подлинности полученной информации.
Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. Информационная культура.
Информационные пространства коллективного взаимодействия. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков,
библиотечного и издательского дела и др.) и компьютерной эры (языки программирования).
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие
проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Компьютерные вирусы и вредоносные программы. Использование
антивирусных средств.
Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Правовые нормы использования компьютерных программ и работы в
Интернете. Законодательство РФ в области программного обеспечения.
–
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
В основу программы коррекционной работы положены общедидактические и специальные принципы общей и специальной
педагогики. Общедидактические принципы включают принцип научности; соответствия целей и содержания обучения государственным
образовательным стандартам; соответствия дидактического процесса закономерностям учения; доступности и прочности овладения
содержанием обучения; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли учителя; принцип единства
образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
Специальные принципы учитывают особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (принцип коррекционноразвивающей направленности обучения, предполагающий коррекцию имеющихся нарушений и стимуляцию интеллектуального,
коммуникативного и личностного развития; системности; обходного пути; комплексности).
Цель программы коррекционной работы — разработать систему комплексной психолого-педагогической и социальной помощи
обучающимся с особыми образовательными потребностями, направленной на коррекцию и/или компенсацию недостатков в физическом или
психическом развитии для успешного освоения ими основной образовательной программы, профессионального самоопределения,
социализации, обеспечения психологической устойчивости старшеклассников.
Цель определяет задачи:

–
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, инвалидов, а также подростков, попавших в трудную
жизненную ситуацию;
–
создание условий для успешного освоения программы (ее элементов) и прохождения итоговой аттестации;
–
коррекция (минимизация) имеющихся нарушений (личностных, регулятивных, когнитивных, коммуникативных);
–
обеспечение непрерывной коррекционно-развивающей работы в единстве урочной и внеурочной деятельности;
–
выявление профессиональных склонностей, интересов подростков с особыми образовательными потребностями; проведение работы
по их профессиональному консультированию, профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению;
–
осуществление консультативной работы с педагогами, родителями, социальными работниками, а также потенциальными
работодателями;
–
проведение информационно-просветительских мероприятий.
Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, включающих
использование индивидуальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых занятий под
руководством специалистов
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное и информационнопросветительское – способствуют освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной
программы среднего общего образования, компенсации имеющихся нарушений развития, содействуют профориентации и социализации
старшеклассников. Данные направления раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной
организации.
Характеристика содержания
Диагностическое направление работы включает выявление характера и сущности нарушений у подростков с ОВЗ и инвалидов,
определение их особых образовательных потребностей (общих и специфических). Также изучаются особые образовательные потребности
обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Диагностическое направление коррекционной работы в образовательной организации проводят учителя-предметники и все специалисты
(психолог, специальный психолог, логопед, дефектолог-олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог).
Учителя-предметники осуществляют аттестацию обучающихся, в том числе с ОВЗ, по учебным предметам в начале и конце учебного года,
определяют динамику освоения ими основной образовательной программы, основные трудности.
Специалисты проводят диагностику нарушений и дифференцированное определение особых образовательных потребностей школьников с
ОВЗ, инвалидов, а также подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, в начале и в конце учебного года. В зависимости от
состава обучающихся с ОВЗ в образовательной организации к диагностической работе привлекаются разные специалисты.
В своей работе специалисты ориентируются на заключение ПМПК о статусе обучающихся с ОВЗ и на индивидуальную программу
реабилитации инвалидов (ИПР).
Коррекционно-развивающее направление работы позволяет преодолеть (компенсировать) или минимизировать недостатки
психического и/или физического развития подростков, подготовить их к самостоятельной профессиональной деятельности и вариативному
взаимодействию в поликультурном обществе. Для этого различными специалистами (психологом, логопедом, дефектологом, социальным
педагогом и др.) разрабатываются индивидуально ориентированные рабочие коррекционные программы. Эти программы создаются на

дискретные, более короткие сроки (четверть, триместр, год), чем весь уровень среднего образования, на который рассчитана ПКР. Поэтому
рабочие коррекционные программы являются вариативным и гибким инструментом ПКР.
Коррекционное направление ПКР осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности.
В урочной деятельности эта работа проводится частично учителями-предметниками. Целенаправленная реализация данного направления
проводится группой специалистов организации: логопедом, психологом (при необходимости — сурдопедагогом, тифлопедагогом, тьютором
и др.). Специалисты, как правило, проводят коррекционную работу во внеурочной деятельности. Вместе с тем в случае необходимости они
присутствуют и оказывают помощь на уроке (сурдопедагог; тьютор, сопровождающий подростка с ДЦП). В старшей школе роль тьюторов
могут выполнять одноклассники подростков с особыми образовательными потребностями, помогая школьникам в передвижении по зданию
и кабинетам. Эта деятельность может осуществляться на основе волонтерства.
Коррекционная работа с обучающимися с нарушениями речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического
развития, с аутистическими проявлениями может включать следующие направления индивидуальных и подгрупповых коррекционных
занятий: «Развитие устной и письменной речи, коммуникации», «Социально-бытовая ориентировка», «Ритмика», «Развитие эмоциональноволевой сферы».
Для слабослышащих подростков, кроме перечисленных занятий, обязательны индивидуальные занятия по развитию слуха и
формированию произношения.
Для слабовидящих учеников необходимо проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы по развитию
зрительного восприятия и охране зрения.
Подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, рекомендованы занятия с психологом (как с общим, так и со специальным –
при необходимости) по формированию стрессоустойчивого поведения, по преодолению фобий и моделированию возможных вариантов
решения проблем различного характера (личностных, межличностных, социальных и др.).
Залогом успешной реализации программы коррекционной работы является тесное сотрудничество всех специалистов и педагогов, а также
родителей, представителей администрации, органов опеки и попечительства и других социальных институтов.
Спорные вопросы, касающиеся успеваемости школьников с ОВЗ, их поведения, динамики продвижения в рамках освоения основной
программы обучения (как положительной, так и отрицательной), а также вопросы прохождения итоговой аттестации выносятся на
обсуждение психолого-педагогического консилиума организации, методических объединений и ПМПК
Консультативное направление работы решает задачи конструктивного взаимодействия педагогов и специалистов по созданию
благоприятных условий для обучения и компенсации недостатков старшеклассников с ОВЗ, отбора и адаптации содержания их обучения,
прослеживания динамики их развития и проведения своевременного пересмотра и совершенствования программы коррекционной работы;
непрерывного сопровождения семей обучающихся с ОВЗ, включения их в активное сотрудничество с педагогами и специалистами:
–
Консультативное направление программы коррекционной работы осуществляется во внеурочной и внеучебной деятельности
педагогом класса и группой специалистов: логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом.
–
Педагог класса проводит консультативную работу с родителями школьников. Данное направление касается обсуждения вопросов
успеваемости и поведения подростков, выбора и отбора необходимых приемов, способствующих оптимизации его обучения. В отдельных
случаях педагог может предложить методическую консультацию в виде рекомендаций (по изучению отдельных разделов программы).
–
Психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями. Работа с педагогами касается
обсуждения проблемных ситуаций и стратегий взаимодействия. Работа психолога со школьной администрацией включает просветительскую
и консультативную деятельность.

–
Работа психолога с родителями ориентирована на выявление и коррекцию имеющихся у школьников проблем — академических и
личностных. Кроме того, психолог принимает активное участие в работе по профессиональному самоопределению старшеклассников с
особыми образовательными потребностями.
–
Логопед реализует консультативное направление ПКР в работе с подростками с нарушениями речи, их родителями, педагогами, со
школьной администрацией (по запросу).
–
В ходе консультаций с подростками с нарушениями речи и родителями специалист информирует их об основных направлениях
логопедической работы, ее результатах; рассказывает о динамике речевого развития школьников, их затруднениях и предлагает
рекомендации по преодолению речевых недостатков.
–
Консультативная работа логопеда с педагогами включает: обсуждение динамики развития устной и письменной речи учеников
класса, их коммуникации, в том числе речевой; выработку общих стратегий взаимодействия с учителями и другими специалистами;
определение возможности и целесообразности использования методов и приемов логопедической работы на отдельных уроках, а также
альтернативных учебников и учебных пособий (при необходимости).
–
Консультативная работа с администрацией школы проводится при возникающих вопросах теоретического и практического характера
о специфике образования и воспитания подростков с ОВЗ.
–
Дефектолог реализует консультативную деятельность в работе с родителями, педагогами-предметниками, психологом, логопедом и
школьной администрацией по вопросам обучения и воспитания подростков с сенсорными (слуховыми, зрительными) и познавательными
нарушениями. В работе с родителями обсуждаются причины академических затруднений этих обучающихся и предлагаются индивидуально
ориентированные рекомендации по их преодолению; обсуждается динамика успеваемости школьников с ОВЗ (как положительная, так и
отрицательная).
–
Специалист может выбирать и рекомендовать родителям к использованию дополнительные пособия, учебные и дидактические
средства обучения. Консультативное направление работы с педагогами может касаться вопросов модификации и адаптации программного
материала.
Информационно-просветительское направление работы способствует расширению представлений всех участников
образовательных отношений о возможностях людей с различными нарушениями и недостатками, позволяет раскрыть разные варианты
разрешения сложных жизненных ситуаций.
Данное направление специалисты реализуют на методических объединениях, родительских собраниях, педагогических советах в виде
сообщений, презентаций и докладов, а также психологических тренингов (психолог) и лекций (логопед, дефектолог).
Направления коррекционной работы реализуются в урочной и внеурочной деятельности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Критерии и нормы оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный, на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической
последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный, на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической
последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка; или неполный, несвязный ответ.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные
ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерии и нормы оценки практического задания
Отметка «5»:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах,
обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
Отметка «4»: работа выполнена правильно, с учетом 2-3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину, или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: в ходе работы допущены две (и более) существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже по требованию
учителя.
Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
не более трех недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил:
не более одной грубой ошибки и двух недочетов;
не более одной грубой и одной негрубой ошибки;
не более трех негрубых ошибок;
одной негрубой ошибки и трех недочетов;
При наличии 4-5 недочетов;
Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для отметки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы;
Тест оценивается следующим образом:
«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;
«2» - 10-50% правильных ответов на вопросы;
Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми
объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам
какого-либо языка или системы программирования.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком
уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос,
предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приемов составления алгоритмов.

2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или
неверное объяснение хода ее решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе; ошибки, показывающие
неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения, неверное применение операторов в программах, их
незнание.
4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить ее, получить результаты и объяснить их.
6. Небрежное отношение к ЭВМ.
7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.
Негрубые ошибки
1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки
синтаксического характера.
2. Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты
1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1. Перечень учебно-методического обеспечения
1.
Босова Л.Л. Информатика. Базовый уровень. 10 класс: учебник / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. стереотип. –
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
Босова Л.Л. Информатика. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. стереотип. –
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
2. Цифровые образовательные ресурсы
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
1.
Материалы авторской мастерской Босова Л.Л. (https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/)
2.
3. Технические средства обучения
1.
Компьютер – рабочее место учащегося
10
2.
Проектор
1
3.
Принтер
1
4.
Сканер
1

5.
Устройства вывода звуковой информации (колонки)
4. Экранно-звуковые пособия
1.
Презентации (ЦОР)

1

Календарно-тематическое планирование по информатике 10 класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Элементы содержания урока

Информация и информационные процессы — 6 часов
1
Техника
безопасности
и
1
Информация, её свойства и виды. Информационная
организация рабочего места.
культура, информационная безопасность и грамотность.
Информация.
Этапы работы с информацией. Некоторые приёмы работы с
Информационная грамотность
текстовой информацией. Содержательный подход к
и информационная культура.
измерению информации. Алфавитный подход к измерению
информации. Единицы измерения информации.Системы.
2
Подходы к измерению
1
Информационные связи в системах.Системы управления.
информации.
Задачи обработки информации. Кодирование информации.
3
Информационные связи в
1
Поиск информации.Передача информации.Хранение
системах различной природы.
информации. Тексты и кодирование. Равномерные и
4
Обработка информации.
1
неравномерные коды. Условие Фано.
5
Передача и хранение
1
информации.
6
Обобщение и систематизация
1
изученного материала по теме
«Информация и
информационные процессы» .
Компьютер и его программное обеспечение — 5 часов
Компьютер — универсальное устройство обработки данных
7
История развития
1
Программная и аппаратная организация компьютеров и
вычислительной техники.
компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров.
8
Основополагающие принципы
1
Персональный
компьютер.
Многопроцессорные
системы.
устройства ЭВМ.
Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и
9
Программное обеспечение
1
обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и
компьютера.
их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры.
10 Файловая система компьютера
1
Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор
11 Обобщение и систематизация
1
конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
изученного материала по теме
Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных
«Компьютер и его
систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности
программное обеспечение».
программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с
использованием интернет сервисов, облачных технологий и
мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы,
используемые в соответствии с типом решаемых задач и по
выбранной специализации. Параллельное программирование.
Инсталляция
и
деинсталляция
программных
средств,
необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной
специализации. Законодательство Российской Федерации в
области программного обеспечения. Способы и средства

Домашнее задание

§1

§2
§3
§4
§5
§1-5

§6
§7
§8
§9
§6-9

Дата проведения
план
факт

обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ.
Применение специализированных программ для обеспечения
стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность,
гигиена,
эргономика,
ресурсосбережение,
технологические требования при эксплуатации компьютерного
рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего
места в соответствии с целями его использования
Работа с аудиовизуальными данными
Создание
и
преобразование аудиовизуальных объектов.
Ввод изображений
с
использованием различных цифровых
устройств (цифровых
фотоаппаратов
и микроскопов,
видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с
использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки
презентаций проектных работ. Работа в группе, технология
публикации готового материала в сети

Представление информации в компьютере — 9 часов
Системы счисления
12 Представление чисел в
1
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и
позиционных системах
шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание
счисления
чисел, записанных в этих системах счисления
13 Перевод чисел из одной
1
позиционной системы
счисления в другую
14 «Быстрый» перевод чисел в
1
компьютерных системах
счисления
15 Арифметические операции в
1
позиционных системах
счисления
16 Представление чисел в
1
компьютере
17 Кодирование текстовой
1
информации
18 Кодирование графической
1
информации
19 Кодирование звуковой
1
информации
20 Обобщение и систематизация
1
изученного материала по теме
«Представление информации
в компьютере».
Элементы теории множеств и алгебры логики — 8 часов

§10

§ 11.1–11.4

§11.5

§12

§13
§14
§15
§16
§10 - 16

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической
Некоторые сведения из теории
1
логики. Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры
множеств
законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования
22 Алгебра логики
1
логических выражений. Построение логического выражения с
23 Таблицы истинности
1
данной таблицей истинности. Решение простейших логических
24 Основные законы алгебры
1
уравнений.
логики
25 Преобразование логических
1
выражений
26 Элементы схем техники.
1
Логические схемы
27 Логические задачи и способы
1
их решения
28 Обобщение и систематизация
1
изученного материала по теме
«Элементы теории множеств и
алгебры логики».
Современные технологии создания и обработки информационных объектов — 5 часов
Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Средства
29 Текстовые документы
1
поиска и автозамены. История изменений. Использование
30 Объекты компьютерной
1
готовых шаблонов и создание собственных. Разработка
графики
структуры документа, создание гипертекстового документа.
31 Компьютерные презентации
1
Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка,
32 Выполнение мини-проекта по
1
научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка
теме «Создание и обработка
литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование
информационных объектов»
текста. Облачные сервисы.
33 Обобщение и систематизация
1
Знакомство
с
компьютерной версткой текста. Технические
изученного материала по
средства
ввода
текста. Программы распознавания текста,
введенного
с
использованием сканера, планшетного ПК или
теме «Современные
графического планшета. Программы синтеза и распознавания
технологии создания и
устной речиРабота с аудиовизуальными данными
обработки информационных
Создание
и
преобразование аудиовизуальных объектов.
объектов».
Ввод
изображений
с
использованием различных цифровых
34- Основные идеи и понятия
1
устройств
(цифровых
фотоаппаратов
и микроскопов,
35
курса
видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с

21

использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки
презентаций проектных работ. Работа в группе, технология
публикации готового материала в сети

§17
§18
§19
§20.1
§20.2-20.3
§21
§22
§17-22

§23
§24
§25
§23-25

§23-25

Календарно-тематическое планирование по информатике 11 класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Элементы содержания урока

Домаш
нее
задание

Обработка информации в электронных таблицах – 7 часов
1
2
3
4
5
6
7

Табличный
процессор.
Основные
сведения
Редактирование и форматирование в
табличном процессоре
Встроенные функции и их использование

1

Логические функции
Финансовые и текстовые функции
Инструменты анализа данных
Контрольная работа по теме «Обработка
информации в электронных таблицах»

1
1
1
1

Примеры использования динамических (электронных) таблиц на
практике (в том числе — в задачах математического моделирования)

§1

1

§2

1

§3 п.1,
2
§3 п.3
§3 п.4,5
§4
§5

Алгоритмы и элементы программирования – 9 часов
8

Основные сведения об алгоритмах

Алгоритмические структуры
Запись алгоритмов на языке
программирования Паскаль
11
Анализ программ с помощью
трассировочных таблиц
12
Функциональный подход к анализу
программ
13
Структурированные типы данных.
Массивы
14
Структурное программирование
15
Рекурсивные алгоритмы
16
Контрольная работа по теме «Алгоритмы
и элементы программирования
Информационное моделирование – 8 часов
9
10

17
18
19
20
21
22
23

1
1
1
1

Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов
управления исполнителями и вычислительных алгоритмов.
Определение исходных
данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер
используемой памяти;
зависимость вычислений от размера исходных данных

§6
§6
§7п.1,2
§7 п.3
§7 п.4

1

§8

1

§9 п.1,2

1
1
1

§9 п.3,4
§9 п.3,4
§9

Модели и моделирование
Моделирование на графах
Знакомство с теорией игр
База данных как модель предметной
области
Реляционные базы данных
Системы управления базами данных

1
1
1
1

Проектирование и разработка базы
данных

1

1
1

Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы,
таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме.
Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов.
Использование сред имитационного моделирования (виртуальных
лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной
деятельности

§10
§11
§11 п.2
§12 п.13
§12 п.4
§13
п.1,2
§13
п.3,4

Дата проведения
план

факт

24

Контрольная работа по теме
«Информационное моделирование»

1

§13

Сетевые информационные технологии – 5 часов
25
26
27
28
29

Основы построения компьютерных
сетей
Как устроен Интернет

1

Службы Интернета
Интернет как глобальная
информационная система
Тест по теме « Сетевые информационные
технологии»

1
1

1

Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы.
Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен.
Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Веб-сайт.
Страница. Взаимодействие веб- страницы с сервером. Динамические
страницы. Разработка интернет-приложений (сайты). Сетевое
хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет Расширенный поиск информации в сети
Интернет. Использование языков построения запросов. Другие виды
деятельности в
сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация
мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и
т. п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т. п.

§14 п.13
§14 п.45
§15
§16
§16

Основы социальной информатики –5 часов
30
31
32
33
34

Информационное общество
Информационное право
Информационная безопасность
Разбор решения заданий ЕГЭ
Основные идеи и понятия курса

1
1
1
1
1

Социальные сети — организация коллективного взаимодействия и
обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в
киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации.
Информационная культура. Государственные
электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы
Средства защиты информации в автоматизированных
информационных системах (АИС), компьютерных сетях и
компьютерах. Общие проблемы защиты информации и
информационной безопасности АИС. Электронная подпись,
сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием
ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности

§17
§18
§18
§18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».