Занимательная биология

Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут
способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их
в интеллектуальных соревнованиях.
Направление: общеинтеллектуальное.
Актуальность программы
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и
каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого
на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь
школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о
тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои
мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности по
предмету биология, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Внеурочная деятельность по биологии организуется для обучающихся
5-9 классов. Среди отличительных особенностей данной программы можно
назвать следующие: охватывает большой круг естественно - научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление
биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с
учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и
навыки в области биологии и экологии, так как программа предусматривает
участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах.
Цель и задачи
Цель: формирование у обучающихся интереса к изучению живых организмов.
Задачи:

формирование естественнонаучного мировоззрения, основанного
на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании
человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

формирование экологического мышления и навыков здорового
образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

приобретение опыта разнообразной практической деятельности,
опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в
позитивную созидательную экологическую деятельность;

создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему
профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными
интересами ребенка и потребностями региона.


Планируемые результаты
Предметные результаты:
- формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира;
- умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные
закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его
единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции;
- владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии:
использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и
процессов;
- понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов;
- умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные):
строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;
- умение объяснять положение человека в системе органического мира,
его происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам;

- умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека;
- умение решать учебные задачи биологического содержания, в том
числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчёты, делать
выводы на основании полученных результатов;
- умение создавать и применять словесные и графические модели для
объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы;
- понимание вклада российских и зарубежных учёных в развитие биологических наук;
- владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности;
- умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать
адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;
- умение интегрировать биологические знания со знаниями других
учебных предметов;
- сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных
экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать
целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, своему здоровью и здоровью окружающих
- умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового
образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья.
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные действия:
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических
объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации биологических
объектов, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
• с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических
явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и ин-

дуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта изучения, причинно-следственных связей
и зависимостей биологических объектов между собой;
• оценивать применимость и достоверность информации, полученной в
ходе биологического исследования (эксперимента);
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе биологической информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной биологической задачи;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическую информацию различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
• оценивать надёжность биологической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию;
• овладеть системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; выражать себя (свою
точку зрения) в устных и письменных текстах;

• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного биологического
опыта (эксперимента, исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной учебной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких
людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
• овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используя биологические знания;

• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
• регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
• открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
• овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий,
которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Личностные результаты
Патриотическое воспитание:
• понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой
биологической науки.
Гражданское воспитание:

• готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
• готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков.
Эстетическое воспитание:
• понимание эмоционального воздействия природы и её ценности. Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на современную систему биологических
научных представлений об основных закономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
• развитие научной любознательности, интереса к биологической науке
и исследовательской деятельности;
• овладение основными навыками исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
• осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в природной среде;
• умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей,
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
• сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание:
• активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
• ориентация на применение биологических знаний для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде;
• готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

• освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения в группах и сообществах при выполнении биологических
задач, проектов и исследований, открытость опыту и знаниям других;
• осознание необходимости в формировании новых биологических знаний, умение формулировать идеи, понятия, гипотезы о биологических объектах и явлениях, осознание дефицита собственных биологических знаний,
планирование своего развития;
• умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики; оценивание своих действий с учётом влияния на окружающую
среду, достижения целей и преодоления вызовов и возможных глобальных
последствий;
• осознание стрессовой ситуации, оценивание происходящих изменений и их последствий; оценивание ситуации стресса, корректирование принимаемых решений и действий;
• уважительное отношение к точке зрения другого человека, его мнению, мировоззрению.
Отличительные особенности
Деятельность школьников при изучении курса «Занимательная биология» имеет отличительные особенности:

имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

групповой характер работ будет способствовать формированию
коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в
группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

работа с различными источниками информации обеспечивает
формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Возраст обучающихся
Программа внеурочной деятельности «Занимательная биология» предназначена для обучающихся 11-12 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана для обучающихся 6 класса, срок реализации: 1
год. 35 часов в год (1 час в неделю).
Формы занятий
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные
и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. Данные
формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою актив-

ность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Содержание курса
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии.
Ботаника - наука о растениях. Зоология - наука, предметом изучения
которой являются представители царства животных. Микробиология - наука
о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия - наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология - раздел
биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Физиология
- наука о жизненных процессах. Этология - дисциплина зоологии, изучающая
поведение животных. Экология - наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология - наука о бактериях. Биогеография - наука
изучает закономерности географического распространения и распределения
организмов. Дендрология раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика - научная дисциплина, о классификации живых
организмов. Микология - наука о грибах. Морфология изучает внешнее
строение организма. Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению
птиц. Анатомия - наука о строении тела организмов и их частей.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
•
Словесный;
•
Наглядный;
•
Практический;
•
Метод контроля;
•
Объяснительно-иллюстративный;
•
Исследовательский;
•
Творческий.
Оборудование
Материально-техническое оснащение Лаборатории химии и биологии
Центра «Точка роста» необходимое для организации процесса обучения.
Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий,
так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и
выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения
живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов,
обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных
наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарногигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей
различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуниативных
средств обучения входят: аппаратура для записейи воспроизведения аудиои видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, коллекция медиаресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы.
Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие
качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ
обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии,
формировании универсальных учебных действий, по строении индивидуальной образовательной программы.
Комплекты печатных демонстрационных пособий: (таблицы,
транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов).
Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации
самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.
Натуральные объекты:
Гербарии
Основные группы растений
Сельскохозяйственные растения
Растительные сообщества
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Комплекты микропрепаратов
Ботаника I
Ботаника II
Зоология
Объёмные модели
Цветок
Магнитные модели-аппликации
Классификация растений и животных
Развитие насекомых с полным и неполным превращением
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения
Приборы
Раздаточные
Лупа ручная
Микроскоп
Посуда и принадлежности для опытов
Лабораторные
Набор препаровальных инструментов
Печатные пособия
Демонстрационные
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.

Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»
Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные»
Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные»
Комплект таблиц «Человек и его здоровье 1. Уровни организации человеческого организма»
Портреты биологов
Дидактические материалы
Карточки с заданиями, тесты

№ занятия
1
2-4
5-8
9-12

13-14
15
16 -18
19-21
22-34
35

Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Содержание
Количество часов
Вводное занятие Правила поведения в кабинете, правила работы с ла1
бораторным оборудованием
Я – ботаник
Творческая мастерская. Изготовление простейшего
3
гербария цветкового растения
Я – фенолог
Лабораторная работа «Составление макета этапов
4
развития семени фасоли или гороха»
Я – орнитолог Подкармливание птиц зимой, правила. Изготовление
4
самодельных кормушки. Проведение заготовок корма.
Я – библиограф Великие естествоиспытатели
2
Я – эколог
Игра - домино «Кто, где живет»
1
Я – сказочник Растения в мифах, легендах и сказках
3
Я-ботаник
Я – цветовод
Итоговое занятие

Растения в государственной символике
Проект «Школьная клумба»
Отчеты обучающихся
Итого

3
13

Форма контроля
Устный зачет
Гербарий цветкового растения
Макет
Фотоотчет
Альбом
Игра
Иллюстрированный словарь
Презентация
Проект
Защита проекта
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».