Школа безопасности (8 класс)

1.Пояснительная записка:
- Нормативное основание
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с
основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации», на основании Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287, с
требованиями Основной образовательной программы основного общего
образования (5-9 классы), утвержденной приказом директора от 30.07.2023 г.
№ 147.
Средством реализации рабочей программы курса внеурочной
деятельности
«Школа
безопасности»
являются
учебник
для
общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности.
9 класс /— М.: Дрофа, 2018. С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н.
Латчук, В. В. Марков.
- Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Школа безопасности» планом внеурочной деятельности
предусмотрено 1 час в неделю, 34 часа в год.
- Цели:
развитие у обучающихся качеств, обеспечивающих безопасную
жизнедеятельность, через познание себя и других;
- формирование готовности обучающихся к отношениям в обществе и
преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей,
активное самовоспитание.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную
безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к
индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к
сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности
жизнедеятельности личности, общества, государства.
Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности,
обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях;
способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений
работать в группе, коллективе;
Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении
человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений
оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного
поведения в экстремальных ситуациях.
1.Спортивно – оздоровительное направление
Решаемые задачи: всестороннее гармоническое развитие личности
обучающихся, формирование физически здорового человека, формирование
мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
2.Общеинтеллектуальное направление
2

Решаемые задачи: обогащение запаса обучающихся научными понятиями и
законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной
грамотности
3.Духовно-нравственное направление
Решаемые задачи:
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у
них ценностно - смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих
целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении
гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие
способностей
школьников
к
общению
в
полиэтничной
и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во
имя общественного мира и согласия.
4.Социальное направление
Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде,
выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах,
формирование нравственной культуры учащихся; создание условий для
сохранения и укрепления здоровья ; пропаганда здорового образа жизни,
воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности; развитие у детей
интереса
к
совместному
времяпровождению,
самоуважение
и
взаимоуважение. Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по
безопасному поведению, обучить правильному поведению на улицах;
обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив
тем свою собственную безопасность.
5.Общекультурное направление
Решаемые
задачи:
развивать
познавательную
активность
и
самостоятельность; индивидуальные и творческие способности; воспитывать
трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной
работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных
знаний школьником социальных знаний.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия.
Метапредметные
результаты
изучения
основ
безопасности
жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся
современной системы взглядов:

3

• на события и явления, происходящие в современном мире в природной,
техногенной и социальной сферах обитания, и их влияние на безопасность
жизнедеятельности человека;
• на состояние защищённости жизненно важных интересов личности,
общества и государства в Российской Федерации от внешних и
внутренних угроз.
Личностные результаты:
• сформированность целостного представления об основных направлениях
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и
основных приоритетах национальной безопасности (национальной
обороне, государственной и общественной безопасности);
• выбор направления самостоятельной подготовки в области безопасности
жизнедеятельности в сфере будущей профессиональной деятельности и в
повседневной жизни с учётом индивидуальных возможностей и
потребностей;
• сформированность современного уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния
человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• осознание терроризма и экстремизма как социальных явлений,
представляющих серьёзную угрозу личности, обществу, государству и
национальной безопасности;
• сформированность нравственных позиций и личных качеств,
способствующих противостоянию террористической и экстремистской
идеологии;
Представление результатов освоения курса: защита проекта.
3. Содержание учебного курса «Школа безопасности»
Раздел 1: Автономное существование
Теория: Понятие об автономном существовании человека. Понятие об
автономном существовании человека. План действия выживания в условиях
автономного существования. Сигналы бедствия. Жилище. Добывание пищи
и воды. Лекарственные растения. Лечение заболеваний. Хранение пищи.
Стрессоры выживания.
Практическая работа: Обеспечение выживания в условиях
автономного существования. Разработка плана действия выживания.
Отработка подачи сигналов бедствия. Тренинги по правильному
оборудованию жилища. Добывание огня и приготовление пищи без кухонной
посуды. Питание в условиях автономного существования в различных
регионах.
Раздел 2: Пожарная безопасность
4

Теория: Причины возникновения пожаров в бытовых условиях.
Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации
различных видов огнетушителей. Причины возникновения лесных пожаров,
как их избежать.
Практическая работа: Действия при возникновении пожара дома.
Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.
Раздел 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего
региона, действия в этих ситуациях.
Теория: Описание опасных природных явлений, характерных для
нашего региона.
Практическая работа: Составление таблиц по опасным природным
явлениям. Тренинги по правилам поведения при попадании в чрезвычайные
ситуации природного характера.
Раздел 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях
(4часа)
Теория: Человек и стихия. Характер и темперамент. Психологические
особенности поведения человека во время ЧС и после нее. Влияние опасных
факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения
стрессового состояния. Психофизические основы саморегуляции. Основные
приемы саморегуляции.
Практическая работа: Составление словарика научно-технических
терминов по условиям возникновения стрессов. Составление словарика
научно-технических терминов по условиям возникновения стрессов.
Групповые и самостоятельные тренировки по предотвращению
возникновения стрессового состояния и саморегуляции.
Раздел 5. Доврачебная помощь
Экстренная реанимация. Массаж сердца и И.В.Л.
Виды и правила перевязки. Переломы. Виды переломов. Травмы головы.
Вывихи и растяжения. Виды иммобилизаций при переломах.
Признаки клинической и биологической смерти. Кровотечение. Виды
наружных кровотечений. Инородное тело, прием Хеймалиха. Ожоги и
переохлождения. Тепловой удар. Сердечный приступ. Действия при укусе
змеи. Инсульт.
Практическая работа: Отработка различных приемов оказания ПМП при
ранениях и кровотечениях. Тренинги по использованию табельных и
подручных средств для остановки кровотечения. Работа над техникой
проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Отработка наложения повязок. Экскурсия в ЦРБ.
Раздел 6. Гражданская оборона
Структура ГО. Средства защиты органов дыхания.
Раздел 7. Основы здорового образа жизни
Теория : Составляющие ЗОЖ. Факторы разрушающие здоровье. Режим
учебы и отдыха подростка. Умственная и физическая работоспособность.
Профилактика переутомления. Правильное питания. Физическая активность..
Личная гигиена.
5

Практическая работа:
Защита проекта.
4. Тематическое планирование
№
уро
ка

1
1

Название раздела,
темы

Количе
ство
часов

Форма
организации
учебного
занятия

Дата проведения
По
план
у

2

3
4
6
7
Раздел «Автономное существование » ( 17 часов)
Введение.Цели и
1
Урок беседа
задачи курса.
Понятие об
автономном
существовании
человека.
Понятие об
автономном
существовании
человека.
План действия
выживания в
условиях
автономного
существования
Сигналы бедствия

1

Урок беседа

1

Урок беседа

.

1

урокпрактикум

.

1

урокпрактикум

Обустройство
жилище в
походных
условиях.
Способы
добывание пищи

1

Урок беседа

1

Урок беседа

8

Способы
добывание воды

1

Урок беседа

9

Лекарственные
растения.
Лечение

1

Урок беседа

2

3

4

5

6

7

По
Факт
у

Электронные
(цифровые
образовательные
ресурсы)

8
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html

https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode-

6

заболеваний.
10

11

12
13
14

15
16

17

18
19

20
21

Хранение пищи.
Стрессоры
выживания.
Разработка плана
действия
выживания.
Практическая
работа
Отработка подачи
сигналов бедствия.
Практическая
работа
Тренинги по
правильному
оборудованию
жилища.
Практическая
работа
Добывание огня и
приготовление
пищи без кухонной
посуды.
Практическая
работа
Питание в
условиях
автономного
существования
Практическая
работа
Причины
возникновения
пожаров в
бытовых условиях
Подручные
средства
пожаротушения.
Устройство и
правила
эксплуатации
различных видов
огнетушителей.
Причины
возникновения
лесных пожаров,

1

Урок беседа

1

Урок беседа

1
1

Урок беседа
урокпрактикум
урокпрактикум

1

1
1

1

2647717.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html

урокпрактикум
урокпрактикум

урокпрактикум

Раздел «Пожарная безопасность » ( 6 часов)
1
Урок беседа
1

Урок беседа

1

Урок беседа

1

Урок беседа

https://infourok.ru/pozharna
ya-bezopasnost4858335.html
https://infourok.ru/pozharna
ya-bezopasnost4858335.html

https://infourok.ru/pozharna
ya-bezopasnost4858335.html
https://infourok.ru/pozharna
ya-bezopasnost4858335.html

7

как их избежать.
https://infourok.ru/pozharna
Действия при
1
Урок беседа
ya-bezopasnostвозникновении
4858335.html
пожара дома.
Практическая
работа
https://infourok.ru/pozharna
Действия
при
1
Урок беседа
23
ya-bezopasnostпопадании в зону
4858335.html
пожаров в
природных
условиях.
Практическая
работа
Раздел 3 «Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона, действия в этих ситуациях»
(_3 часов)
22

24

25

26

https://infourok.ru/urok_po
Описание опасных
1
Урок беседа
_obzh_v_8_klasse_na_temu
природных
__chrezvychaynye_situacii_
явлений,
prirodnogo_haraktera_i_pri
chiny_ih-185532.htm
характерных для
нашего региона.
https://infourok.ru/urok_po
Составление
1
Урок беседа
_obzh_v_8_klasse_na_temu
таблиц по опасным
__chrezvychaynye_situacii_
природным
prirodnogo_haraktera_i_pri
chiny_ih-185532.htm
явлениям.
https://infourok.ru/urok_po
Тренинги по
1
Урок беседа
_obzh_v_8_klasse_na_temu
правилам
__chrezvychaynye_situacii_
поведения при
prirodnogo_haraktera_i_pri
chiny_ih-185532.htm
попадании в
чрезвычайные
ситуации
природного
характера.
Раздел « Психология поведения людей в экстремальных ситуациях» (9часа)

27

Человек и стихия.

1

Урок беседа

28

Характер и
темперамент.

1

Урок беседа

29

Психологические
особенности
поведения
человека во время
ЧС и Просмотр и
обсуждение
учебных фильмов,
презентаций,

1

Урок беседа

https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html

8

30

31

32

роликов после нее
Влияние опасных
факторов
окружающей
среды на психику
человека.
Условия
возникновения
стрессового
состояния.
Психофизические
основы
саморегуляции.

1

Урок беседа

https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html

1

Урок беседа

https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html

1

Урок беседа

https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html

33

Основные приемы
саморегуляции.

1

Урок беседа

34

Составление
словарика научнотехнических
терминов по
условиям
возникновения
стрессов.
Практическая
работа
Составление
словарика научнотехнических
терминов по
условиям
возникновения
стрессов.
Практическая
работа.

1

Урок беседа

1

Урок практика

35

36

Экстренная
реанимация.

37

Непрямой массаж
сердца и И.В.Л.
Просмотр и
обсуждение
учебных фильмов,
презентаций,
роликов
Виды и правила
перевязки.
Переломы. Виды
переломов.

38

39

Раздел 5. Доврачебная помощь (21 час)
1
Урок практика

1

Урок практика

1

Урок практика

1

Урок практика

https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html

https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html

9

1

Урок - беседа

1

Урок - беседа

Виды
иммобилизаций
при переломах.
Признаки
клинической и
биологической
смерти.
Кровотечение.

1
1

Урок практика
Урок - беседа

1

Урок - беседа

45

Виды наружных
кровотечений.

1

Урок - беседа

46

Инородное тело,
прием Хеймалиха.
Ожоги и
переохлождения

1

Урок практика

1

Урок - беседа

48

Тепловой удар.

1

Урок - беседа

49

Сердечный
приступ.

1

Урок - беседа

50

Действия при
укусе змеи.

1

Урок - беседа

51

Инсульт.

1

Урок - беседа

52

Отработка
различных
приемов оказания
ПМП при
ранениях и
кровотечениях.
Практическая
работа.
Тренинги по

1

Урок практика

1

Урок -

40

Травмы головы.
Вывихи и
растяжения.

41

42
43

44

47

53

https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html

https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html

https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html
https://infourok.ru/konspekt
-uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html

10

54

55

56

использованию
табельных и
подручных средств
для остановки
кровотечения.
Практическая
работа.
Работа над
техникой
проведения
искусственной
вентиляции легких
и непрямого
массажа сердца.
Практическая
работа
Отработка
наложения
повязок.
Практическая
работа.
Экскурсия в ЦРБ.

практика

1

Урок практика

1

Урок практика

1
экскурсия
Раздел «Гражданская оборона» (2 часа)

57
58

Структура ГО.
Средства защиты
органов дыхания.

59

1

Урок- беседа

1

Урок- беседа

1

Урок- беседа

1

Урок- беседа

1

Урок- беседа

1

Урок- беседа

1

Урок- беседа

66

Составляющие
ЗОЖ.
Факторы
разрушающие
здоровье.
Режим учебы и
отдыха подростка.
Умственная и
физическая
работоспособность
.
Профилактика
переутомления.
Правильное
питания.
Физическая
активность.
Личная гигиена.

1

Урок- беседа

67

Защита проекта.

1

Урокпрактика

60

61
62

63
64
65

Урок- беседа
Урок практика
Раздел «Основы здорового образа жизни» (11 часа)
1
1

https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html
https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html
https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html
https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html

https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html
https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html
https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html
https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html

11

68

Защита проекта.

1

Урокпрактика

12

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».