1.Пояснительная записка: - Нормативное основание Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287, с требованиями Основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы), утвержденной приказом директора от 30.07.2023 г. № 147. Средством реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Школа безопасности» являются учебник для общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс /— М.: Дрофа, 2018. С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. - Место предмета в учебном плане На изучение курса «Школа безопасности» планом внеурочной деятельности предусмотрено 1 час в неделю, 34 часа в год. - Цели: развитие у обучающихся качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других; - формирование готовности обучающихся к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание. Задачи: Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе; Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях. 1.Спортивно – оздоровительное направление Решаемые задачи: всестороннее гармоническое развитие личности обучающихся, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья. 2.Общеинтеллектуальное направление 2 Решаемые задачи: обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности 3.Духовно-нравственное направление Решаемые задачи: обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно - смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 4.Социальное направление Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование нравственной культуры учащихся; создание условий для сохранения и укрепления здоровья ; пропаганда здорового образа жизни, воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности; развитие у детей интереса к совместному времяпровождению, самоуважение и взаимоуважение. Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению, обучить правильному поведению на улицах; обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи; сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность. 5.Общекультурное направление Решаемые задачи: развивать познавательную активность и самостоятельность; индивидуальные и творческие способности; воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма. 2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний школьником социальных знаний. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Метапредметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся современной системы взглядов: 3 • на события и явления, происходящие в современном мире в природной, техногенной и социальной сферах обитания, и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; • на состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства в Российской Федерации от внешних и внутренних угроз. Личностные результаты: • сформированность целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности (национальной обороне, государственной и общественной безопасности); • выбор направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом индивидуальных возможностей и потребностей; • сформированность современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; • осознание терроризма и экстремизма как социальных явлений, представляющих серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности; • сформированность нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской идеологии; Представление результатов освоения курса: защита проекта. 3. Содержание учебного курса «Школа безопасности» Раздел 1: Автономное существование Теория: Понятие об автономном существовании человека. Понятие об автономном существовании человека. План действия выживания в условиях автономного существования. Сигналы бедствия. Жилище. Добывание пищи и воды. Лекарственные растения. Лечение заболеваний. Хранение пищи. Стрессоры выживания. Практическая работа: Обеспечение выживания в условиях автономного существования. Разработка плана действия выживания. Отработка подачи сигналов бедствия. Тренинги по правильному оборудованию жилища. Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного существования в различных регионах. Раздел 2: Пожарная безопасность 4 Теория: Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей. Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Практическая работа: Действия при возникновении пожара дома. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях. Раздел 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона, действия в этих ситуациях. Теория: Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона. Практическая работа: Составление таблиц по опасным природным явлениям. Тренинги по правилам поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера. Раздел 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях (4часа) Теория: Человек и стихия. Характер и темперамент. Психологические особенности поведения человека во время ЧС и после нее. Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Практическая работа: Составление словарика научно-технических терминов по условиям возникновения стрессов. Составление словарика научно-технических терминов по условиям возникновения стрессов. Групповые и самостоятельные тренировки по предотвращению возникновения стрессового состояния и саморегуляции. Раздел 5. Доврачебная помощь Экстренная реанимация. Массаж сердца и И.В.Л. Виды и правила перевязки. Переломы. Виды переломов. Травмы головы. Вывихи и растяжения. Виды иммобилизаций при переломах. Признаки клинической и биологической смерти. Кровотечение. Виды наружных кровотечений. Инородное тело, прием Хеймалиха. Ожоги и переохлождения. Тепловой удар. Сердечный приступ. Действия при укусе змеи. Инсульт. Практическая работа: Отработка различных приемов оказания ПМП при ранениях и кровотечениях. Тренинги по использованию табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Работа над техникой проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Отработка наложения повязок. Экскурсия в ЦРБ. Раздел 6. Гражданская оборона Структура ГО. Средства защиты органов дыхания. Раздел 7. Основы здорового образа жизни Теория : Составляющие ЗОЖ. Факторы разрушающие здоровье. Режим учебы и отдыха подростка. Умственная и физическая работоспособность. Профилактика переутомления. Правильное питания. Физическая активность.. Личная гигиена. 5 Практическая работа: Защита проекта. 4. Тематическое планирование № уро ка 1 1 Название раздела, темы Количе ство часов Форма организации учебного занятия Дата проведения По план у 2 3 4 6 7 Раздел «Автономное существование » ( 17 часов) Введение.Цели и 1 Урок беседа задачи курса. Понятие об автономном существовании человека. Понятие об автономном существовании человека. План действия выживания в условиях автономного существования Сигналы бедствия 1 Урок беседа 1 Урок беседа . 1 урокпрактикум . 1 урокпрактикум Обустройство жилище в походных условиях. Способы добывание пищи 1 Урок беседа 1 Урок беседа 8 Способы добывание воды 1 Урок беседа 9 Лекарственные растения. Лечение 1 Урок беседа 2 3 4 5 6 7 По Факт у Электронные (цифровые образовательные ресурсы) 8 https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode- 6 заболеваний. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Хранение пищи. Стрессоры выживания. Разработка плана действия выживания. Практическая работа Отработка подачи сигналов бедствия. Практическая работа Тренинги по правильному оборудованию жилища. Практическая работа Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Практическая работа Питание в условиях автономного существования Практическая работа Причины возникновения пожаров в бытовых условиях Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей. Причины возникновения лесных пожаров, 1 Урок беседа 1 Урок беседа 1 1 Урок беседа урокпрактикум урокпрактикум 1 1 1 1 2647717.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-na-temuavtonomnoe-prebivaniecheloveka-v-prirode2647717.html урокпрактикум урокпрактикум урокпрактикум Раздел «Пожарная безопасность » ( 6 часов) 1 Урок беседа 1 Урок беседа 1 Урок беседа 1 Урок беседа https://infourok.ru/pozharna ya-bezopasnost4858335.html https://infourok.ru/pozharna ya-bezopasnost4858335.html https://infourok.ru/pozharna ya-bezopasnost4858335.html https://infourok.ru/pozharna ya-bezopasnost4858335.html 7 как их избежать. https://infourok.ru/pozharna Действия при 1 Урок беседа ya-bezopasnostвозникновении 4858335.html пожара дома. Практическая работа https://infourok.ru/pozharna Действия при 1 Урок беседа 23 ya-bezopasnostпопадании в зону 4858335.html пожаров в природных условиях. Практическая работа Раздел 3 «Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона, действия в этих ситуациях» (_3 часов) 22 24 25 26 https://infourok.ru/urok_po Описание опасных 1 Урок беседа _obzh_v_8_klasse_na_temu природных __chrezvychaynye_situacii_ явлений, prirodnogo_haraktera_i_pri chiny_ih-185532.htm характерных для нашего региона. https://infourok.ru/urok_po Составление 1 Урок беседа _obzh_v_8_klasse_na_temu таблиц по опасным __chrezvychaynye_situacii_ природным prirodnogo_haraktera_i_pri chiny_ih-185532.htm явлениям. https://infourok.ru/urok_po Тренинги по 1 Урок беседа _obzh_v_8_klasse_na_temu правилам __chrezvychaynye_situacii_ поведения при prirodnogo_haraktera_i_pri chiny_ih-185532.htm попадании в чрезвычайные ситуации природного характера. Раздел « Психология поведения людей в экстремальных ситуациях» (9часа) 27 Человек и стихия. 1 Урок беседа 28 Характер и темперамент. 1 Урок беседа 29 Психологические особенности поведения человека во время ЧС и Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, 1 Урок беседа https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html 8 30 31 32 роликов после нее Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Психофизические основы саморегуляции. 1 Урок беседа https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html 1 Урок беседа https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html 1 Урок беседа https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzhpsihologiya-povedeniyalyudey-v-ekstremalnihsituaciyah-2528327.html 33 Основные приемы саморегуляции. 1 Урок беседа 34 Составление словарика научнотехнических терминов по условиям возникновения стрессов. Практическая работа Составление словарика научнотехнических терминов по условиям возникновения стрессов. Практическая работа. 1 Урок беседа 1 Урок практика 35 36 Экстренная реанимация. 37 Непрямой массаж сердца и И.В.Л. Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов Виды и правила перевязки. Переломы. Виды переломов. 38 39 Раздел 5. Доврачебная помощь (21 час) 1 Урок практика 1 Урок практика 1 Урок практика 1 Урок практика https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html 9 1 Урок - беседа 1 Урок - беседа Виды иммобилизаций при переломах. Признаки клинической и биологической смерти. Кровотечение. 1 1 Урок практика Урок - беседа 1 Урок - беседа 45 Виды наружных кровотечений. 1 Урок - беседа 46 Инородное тело, прием Хеймалиха. Ожоги и переохлождения 1 Урок практика 1 Урок - беседа 48 Тепловой удар. 1 Урок - беседа 49 Сердечный приступ. 1 Урок - беседа 50 Действия при укусе змеи. 1 Урок - беседа 51 Инсульт. 1 Урок - беседа 52 Отработка различных приемов оказания ПМП при ранениях и кровотечениях. Практическая работа. Тренинги по 1 Урок практика 1 Урок - 40 Травмы головы. Вывихи и растяжения. 41 42 43 44 47 53 https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html https://infourok.ru/konspekt -uroka-po-obzh-pervayadovrachebnayamedicinskaya-pomosch-pridtp-klass-542934.html 10 54 55 56 использованию табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Практическая работа. Работа над техникой проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Практическая работа Отработка наложения повязок. Практическая работа. Экскурсия в ЦРБ. практика 1 Урок практика 1 Урок практика 1 экскурсия Раздел «Гражданская оборона» (2 часа) 57 58 Структура ГО. Средства защиты органов дыхания. 59 1 Урок- беседа 1 Урок- беседа 1 Урок- беседа 1 Урок- беседа 1 Урок- беседа 1 Урок- беседа 1 Урок- беседа 66 Составляющие ЗОЖ. Факторы разрушающие здоровье. Режим учебы и отдыха подростка. Умственная и физическая работоспособность . Профилактика переутомления. Правильное питания. Физическая активность. Личная гигиена. 1 Урок- беседа 67 Защита проекта. 1 Урокпрактика 60 61 62 63 64 65 Урок- беседа Урок практика Раздел «Основы здорового образа жизни» (11 часа) 1 1 https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html https://infourok.ru/urokosnovi-zdorovogo-obrazazhizni-3389305.html 11 68 Защита проекта. 1 Урокпрактика 12 13 14