11 класс. Решение задач по физике повышенной сложности

Приложение к СОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу по выбору
«Решение задач по физике повышенного уровня»
СОО

г. Реж
2023г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по физике в 11 классе разработана на
основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, Основной образовательной программой СОО; авторской
программой
Г.Я.Мякишева
2006
года
(сборник
программ
для
общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл., М. «Просвещение»
2006г.),
Учебник « Физика» для 11 класса / Мякишев
.– М.: «Дрофа», 2015 г.
Курс рассчитан на учащихся 11 класса и предполагает совершенствование
подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Программный материал рассчитан на 1 учебный час в неделю (34 часа)
Основные цели курса:
 развитие интереса к физике и решению физических задач;
 совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
 формирование представлений о постановке, классификации, приемах и
методах решения школьных физических задач.
Программа элективного курса ориентирует учителя на дальнейшее
совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.
Для этого вся программа делится на несколько разделов.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический
материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.
Особое внимание уделяется задачам, связанным с профессиональными
интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При
работе с задачами
обращается внимание на мировоззренческие и
методологические обобщения: потребности общества и постановка задач,
задачи из истории физики, значение математики для решения задач,
ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и
др.
При решении задач по электродинамике главное внимание обращается на
формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач
различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи
как на описание того или иного физического явления физическими законами.
Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач
основные методы данной физической теории.
Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Вопервых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых,
выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих,
даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи
учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы
работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к
олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также
выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут
выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному
плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по

решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических
явлений и т.д.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Изучение физики по данной программе способствует формированию у
учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих
требованиям
федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования.
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России.
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты
программы должны отражать:

освоения

основной

образовательной

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты отражают:
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной
научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во
Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и
функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2)
владение
основополагающими
физическими
понятиями,
закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической
терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в
физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать
результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими
величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать физические задачи;
5) сформированность умения применять полученные знания для
объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия
практических решений в повседневной жизни;
6) сформированность собственной позиции по отношению к физической
информации, получаемой из разных источников;
В результате изучения курса физики 11 класса обучающийся научится и
получит возможность научиться:
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон. взаимодействие.
электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.
смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия,
потенциальная энергия.
смысл физических законов: Ньютона,всемирного тяготения, сохранения
импульса, и механической энергии.
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное
движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические
колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с
током.электромагнитную индукцию,
использовать физические приборы для измерения для измерения физических
величин: расстояния, промежутка времени.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и
выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода
колебаний от длины нити маятника.
выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ, приводить
примеры практического использования физических знаний о механических,
электромагнитных и квантовых представлений
решать задачи на применение изученных законов, использовать знаниями
умения в практической и повседневной жизни.
3.Содержание программы

Электрическое и магнитное поля
Задачи разных видов на описание электрического поля различными
средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми
линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач
на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия:
магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Механические и электромагнитные колебания и волны
Задачи разных видов на описание механических колебаний и явления
электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило
Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного
электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость,
отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по
геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по
СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном
ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и
коллективное решение экспериментальных задач с использованием
осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для
изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.

3. Тематическое планирование
№
Тема
п/п
1. Электрическое и магнитное поля
2.

Количество часов по программе
6

Механические и электромагнитные колебания и
волны

16

3.

Квантовая физика

6

4.

Повторение курса 10-11 класса

6

№

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
КолЭлектронные
во
(цифровые)
образовательные
часов
ресурсы

Электрическое и магнитное поля (6ч)
1/1

Решение задач на описание электрического поля

1ч

Статград сtege.info

2/2

Решение задач на описание магнитного поля. «Сила Ампера.»

1ч

3/3

Решение задач по темам «Сила Ампера. Сила Лоренца»

1ч

4/4

Решение задач на закон электромагнитной индукции

1ч

Статград сtege.info

5/5

Решение задач по теме «ЭДС индукции в движущихся
проводниках»

1ч

ЕГЭ-Студия
hello@ege-study.ru

6/6

Решение задач по теме «Самоиндукция. Индуктивность»

1ч

ЕГЭ-Студия
hello@ege-study.ru

ЕГЭ-Студия
hello@ege-study.ru
phys-ege.sdamgia.ru

Механические и электромагнитные колебания и волны (16ч)
7/1

Решение задач на колебания математического маятника

1ч

Статград сtege.info

8/2

Решение задач на превращение энергии при электрических
колебаниях

1ч

ЕГЭ-Студия
hello@ege-study.ru

9/3

Решение задач на переменный электрический ток

1ч

Дата
проведения

10/4

Решение задач по теме «Ёмкость и индуктивность в цепи
переменного тока»

1ч

Статград сtege.info

11/5

Решение задач по теме «Резонанс в электрической цепи»

1ч

12/6

Решение задач по теме «Генерирование электрической
энергии. Трансформаторы»

1ч

ЕГЭ-Студия
hello@ege-study.ru
phys-ege.sdamgia.ru

13/7

Решение задач на нахождение длины и скорости мех. волн

1ч

14/8

Рассмотрение свойств электромагнитных волн, радиоволн

1ч

15/9

Решение задач на закон отражения света, полное отражение

1ч

16/10

Решение задач на закон преломления света

1ч

17/11

Решение задач по теме «Линза. Построение изображения в
линзе»

1ч

ЕГЭ-Студия
hello@ege-study.ru

18/12

Решение задач на применение формулы тонкой линзы

1ч

19/13

Решение задач на дисперсию, интерференцию света

1ч

ЕГЭ-Студия
hello@ege-study.ru
phys-ege.sdamgia.ru

20/14

Решение задач по теме «Дифракционная решетка»

1ч

Статград сtege.info

21/15

Рассмотрение постулатов теории относительности.
Классификация задач по СТО, примеры их решения

1ч

ЕГЭ-Студия
hello@ege-study.ru

22/16

Решение задач на связь между массой и энергией

1ч

ЕГЭ-Студия
hello@ege-study.ru
phys-ege.sdamgia.ru
ЕГЭ-Студия
hello@ege-study.ru
Статград сtege.info

Квантовая физика (6)
23/1

Решение задач на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

1ч

phys-ege.sdamgia.ru

24/2

Решение задач по теме «Фотон»

1ч

Статград сtege.info

25/3

Решение задач по теме «Радиоактивность».

1ч

26/4

Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада».

1ч

ЕГЭ-Студия hello@egestudy.ru
phys-ege.sdamgia.ru

27/5

Решение задач по теме «Ядерные реакции».

1ч

28/6

Решение задач по теме «Энергия связи ядра».

1ч

ЕГЭ-Студия hello@egestudy.ru
phys-ege.sdamgia.ru

Повторение курса 10-11 класса (6)
29/1

Решение задач по кинематике.

1ч

Статград сtege.info

30/2

Решение задач по динамике.

1ч

phys-ege.sdamgia.ru

31/3

Решение задач по статике.

1ч

32/4

Решение задач на законы сохранения в механике.

1ч

ЕГЭ-Студия hello@egestudy.ru
phys-ege.sdamgia.ru

33/5

Решение задач по молекулярной физике и термодинамике

1ч

34/6

Решение комбинированных задач.

1ч

ЕГЭ-Студия hello@egestudy.ru

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета:
1. Орлов В.А., Сауров. Ю.А. «Практика решения физических задач. 10–11 классы», – М.: «Вентана - Граф», 2020
2. Гендштейн Л.Э. Физика (базовый и углубленный уровни) (в 2 частях)11 класс. Учебник, -М.: Просвещение 2021
3. ЕГЭ-Студия hello@ege-study.ru
4. phys-ege.sdamgia.ru
5. ctege.info


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».