РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОО ФИЗИКЕ11 КЛАСС

N4уничипаJIьное автономное об щеобразовательное учреждение
<<Сре/tttяя обшеобразовательная школа J\Ъ 44_

ll,
ва

IIрl

Jъ l2l
2020 года

Рабочая

программа

по предмету
((Физика>>
среднего общего образования

2020
l,.Реж

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 44»

Приложение №1 к ООП СОО
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 44
____________Л.В.Воробева
Приказ № 121
от 28 августа 2020 г.

Рабочая программа
по предмету «Физика»
среднего общего образования

2020
г.Реж

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативное основание
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными
положениями Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»,
на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (с
изменениями), с требованиями Основной образовательной программы среднего общего
образования, утвержденной приказом директора от 23.03.2020 г. № 54.
Место предмета в учебном плане
Примерный недельный учебный план среднего общего образования отводит следующее
количество часов для изучения физики: 350 часов за два года обучения из расчета 5 часов в
неделю для 35 учебных недель в год.







Средством реализации рабочей программы является учебник.
10 класс
Физика. 10 класс. (базовый уровень). Мякишев Г.Я., Петрова М.А.Изд.-Дрофа,2019 г
Гендштейн Л.Э и др .Физика (базовый и углубленный уровни) (в 2-х частях)10
класс.Изд.М.Бином,2020
11 класс
Физика. 11 класс. (базовый уровень). Мякишев Г.Я., Петрова М.А.Изд.-Дрофа.
Гендштейн Л.Э и др .Физика (базовый и углубленный уровни) (в 2-х частях)11
класс.Изд.М.Бином,2020
Цели изучения физики в средней школе следующие:
• формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования,
значимость физического знания для каждого человека, независимо от его
профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные
выводы, устанавливать их связь с критериями оценок, формулировать и обосновывать
собственную позицию;
• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в
создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять поведение
объектов и процессы окружающей действительности — природной, социальной,
культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
• приобретении обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и
самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное
значение для различных видов деятельности, — навыков решения проблем, принятия
решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков
измерений, сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных
технических устройств;
• овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об
основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.
В преподавании предмета применяются следующие технологии обучения: игровые
технологии, элементы проблемного обучения, личностно-ориентированное обучение,
дифференцированное
обучение,
здоровьесберегающие
технологии,
методы
индивидуального обучения.
Формы организации учебного процесса: фронтальные, коллективные, работа в малых и
больших группах, а также работа в паре, индивидуальные.
Планируемые результаты освоения учебного предмета

В программе по физике для 10-11 классов основной школы, составленной на основе
федерального государственного образовательного стандарта определены требования к
результатам освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по курсу
«Физика»:
1. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность
и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,
готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к различным
событиям; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков.
2. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству): российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);формирование уважения
к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся
основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
3. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в
поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); развитие
компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в

4.

5.

6.

1.

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре: мировоззрение, соответствующее современному
уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая
культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое
отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой
профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться,
уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное
и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к
самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое,
социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности .
Метапредметные результаты освоения программы среднего образования по курсу
«Физика»:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как
перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
Предметные результаты реализации программы среднего общего образования по
физике.

В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной
научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической
деятельности людей;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими
естественными науками;
– устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные
физические модели для их описания и объяснения;
– использовать информацию физического содержания при решении учебных,
практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из
различных источников и критически ее оценивая;
– различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы
научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение
гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории),
демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
– проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая
измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход
измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную
погрешность по заданным формулам;
– проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить
измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих
данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
– использовать для описания характера протекания физических процессов физические
величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
– использовать для описания характера протекания физических процессов физические
законы с учетом границ их применимости;
– решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя
модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку
объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
– решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа
условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы,
необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный
результат;
– учитывать границы применения изученных физических моделей при решении
физических и межпредметных задач;
– использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных
характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения
практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
– использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде,
для принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
– владеть приемами построения теоретических доказательств, а также
прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе
полученных теоретических выводов и доказательств;
– характеризовать системную связь между основополагающими научными
понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
– выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических
закономерностей и законов;
– самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
– характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством:
энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
– решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
– объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
– объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Физика и естественно-научный метод познания природы
Предметные результаты освоения темы позволяют:
- дать определения понятий: физическая величина, физический закон, научная гипотеза,
модель в физике, элементарная частица, фундаментальное взаимодействие;
— приводить примеры объектов изучения физики;
— приводить базовые физические величины, кратные и дольные единицы, основные виды
фундаментальных взаимодействий, их характеристики, радиус действия;
— описывать и применять методы научного исследования в физике;
— делать выводы о границах применимости физических теорий, их преемственности,
существовании связей и зависимостей между физическими величинами;
— различать прямые и косвенные измерения физических величин; понимать смысл
абсолютной и относительной погрешностей измерения;
— интерпретировать физическую информацию, полученную из разных источников.
Механика
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— давать определения понятий: механическое движение, материальная точка, тело отсчета,
система отсчета, траектория, поступательное движение, вращательное движение,
равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение,
свободное падение, относительность механического движения, инерциальная система
отсчета, инертность, центр тяжести, невесомость, перегрузка, центр масс, замкнутая
система, реактивное движение, устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия,
[абсолютно упругий и абсолютно неупругий удары], абсолютно твердое тело,
гидростатическое давление, колебательное движение, колебательная система,
вынужденные колебания, механический резонанс, волна, волновая поверхность, луч,
музыкальный тон;
— использовать табличный, графический и аналитический способы описания
механического движения;

— анализировать графики равномерного и равноускоренного прямолинейного движений,
условия возникновения свободных колебаний в колебательных системах, зависимости
проекций скорости и ускорения гармонически колеблющейся точки от времени, процессы
превращения энергии при гармонических колебаниях, потери энергии в реальных
колебательных системах, особенности распространения поперечных и продольных волн в
средах, звуковых волн, основные характеристики звука;
— приводить определения физических величин: перемещение, скорость, пройденный путь,
средняя скорость, мгновенная скорость, средняя путевая скорость, среднее ускорение,
мгновенное ускорение, ускорение свободного падения, период и частота обращения,
угловая скорость, центростремительное ускорение, масса, сила, сила тяжести, первая
космическая скорость, сила упругости, вес тела, сила трения покоя, сила трения
скольжения, импульс материальной точки, работа силы, мощность, КПД механизма,
механическая энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия, момент силы, плечо
силы, сила давления, сила Архимеда, период, частота и фаза колебаний, длина волны и
скорость ее распространения; записывать единицы измерения физических величин в СИ;
— формулировать: закон сложения скоростей, принцип (закон) инерции, законы Ньютона,
принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея, законы Кеплера, закон
сохранения импульса, закон всемирного тяготения, закон Гука, теорему о кинетической
энергии, закон сохранения механической энергии, первое и второе условия равновесия
твердого тела, принцип минимума потенциальной энергии, закон Паскаля, закон Архимеда,
условие плавания тел, [уравнение Бернулли];
- выделять основные признаки физических моделей, используемых в механике:
материальная точка, инерциальная система отсчета, свободное тело, замкнутая система,
абсолютно твердое тело, идеальная жидкость, гармонические колебания, пружинный
маятник, математический маятник;
- описывать эксперименты: по измерению коэффициента трения скольжения, по изучению
основных положений статики и гидростатики, по наблюдению и изучению особенностей
колебательного и волнового движений; фундаментальные опыты Галилея, Кавендиша и др.;
— [рассматривать движение тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту,
возникновение силы сопротивления при движении тел в жидкостях и газах, динамику
движения тела по окружности, устройство, принцип действия и применение реактивных
двигателей, теорему о движении центра масс, ламинарное и турбулентное течение жидкости, использование
уравнения Бернулли в технике, возникновение подъемной силы крыла самолета,
автоколебания];
— определять положение тела на плоскости в любой момент времени, рассматривать
свободное падение тел без начальной скорости, преобразования Галилея, движение тела по
окружности с постоянной по модулю скоростью, основную (прямую) и обратную задачи
механики, движение искусственных спутников Земли, основные свойства работы силы,
кинетической энергии, отличия потенциальной энергии от кинетической энергии;
— [выводить закон Паскаля], получать уравнения движения груза на пружине и движения
математического маятника;
— записывать кинематические уравнения равномерного и равноускоренного
прямолинейного движения, равномерного движения по окружности, уравнение
гармонических колебаний, уравнение движения для вынужденных колебаний, формулы
для расчета периодов колебаний пружинного
и математического маятников;
— различать геоцентрическую и гелиоцентрическую системы отсчета;
— приводить значения: ускорения свободного падения вблизи поверхности Земли,
гравитационной постоянной, первой и второй космических скоростей для Земли;

— применять полученные знания при описании устройства и принципа действия приборов
(например, динамометра), при объяснении явлений, наблюдаемых в природе и быту
(например, роль сил трения в движении тел), при решении задач.
Молекулярная физика и термодинамика
Предметные результаты освоения темы позволяют:
—
давать
определения
понятий:
термодинамическая
система,
тепловое
(термодинамическое) равновесие, абсолютный нуль температуры,
изопроцесс,
изотермический, изобарный, изохорный и адиабатический процессы, теплообмен,
теплоизолированная система, тепловой двигатель,
замкнутый цикл, необратимый процесс, насыщенный пар;
— приводить определения физических величин: относительная молекулярная (или
атомная) масса, количество вещества, молярная масса, температура, внутренняя энергия
идеального газа, среднеквадратичная скорость, наиболее вероятная скорость, количество
теплоты, удельная теплоемкость вещества, теплоемкость тела, молярная теплоемкость вещества, КПД теплового
двигателя, удельная теплота парообразования жидкости, абсолютная и относительная
влажность воздуха, точка росы, [поверхностная энергия, давление насыщенного пара],
удельная теплота плавления; записывать единицы измерения физических величин в СИ;
— формулировать и объяснять основные положения молекулярно-кинетической теории
строения вещества;
— наблюдать и объяснять явления: броуновское движение, диффузия, испарение,
конденсация, сублимация, кипение, плавление, кристаллизация, анизотропия
монокристаллов;
— классифицировать агрегатные состояния вещества, характеризовать изменения
структуры агрегатных состояний вещества при фазовых переходах;
— формулировать: нулевой закон термодинамики, закон Бойля—Мариотта, закон ГейЛюссака, закон Шарля, объединенный газовый закон, закон Дальтона, закон сохранения
энергии, первый и второй законы термодинамики;
— понимать смысл: уравнения Клапейрона, уравнения состояния идеального газа
(уравнения Менделеева—Клапейрона), основного уравнения МКТ, уравнения теплового
баланса;
— выделять основные признаки физических моделей, используемых в молекулярной
физике: термодинамическая система, равновесное состояние системы, равновесный
процесс, теплоизолированная система, идеальный газ, идеальный тепловой двигатель, цикл
Карно;
— использовать статистический подход для описания поведения совокупности большого
числа частиц, включающий введение микроскопических и макроскопических параметров;
термодинамический метод при рассмотрении свойств макроскопических тел без
представлений об их внутреннем строении; уравнение теплового баланса при решении
задач;
— описывать эксперименты: по наблюдению и изучению изопроцессов, по измерению
удельной теплоемкости вещества; опыты, иллюстрирующие изменение внутренней энергии
тела при совершении работы; фундаментальные опыты Штерна, Джоуля и др.;
— объяснять газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории строения
вещества, зависимость давления газа от концентрации его молекул и температуры, связь
температуры и средней кинетической энергии хаотического движения молекул, строение и
свойства твердых
и аморфных тел, графический смысл работы, невозможность создания вечного двигателя,
необратимость тепловых явлений, цикл Карно, процессы, происходящие в идеальной
холодильной машине, работающей по циклу Карно, зависимость температуры кипения
жидкости от внешнего давления;

— [рассматривать зависимость внутренней энергии идеального газа от числа степеней
свободы молекул, свойства жидкостей, поверхностное натяжение, капиллярные явления,
смачивание и несмачивание, тепловое расширение жидкостей и твердых тел, теплоемкость
газа в изопроцессах, изотерму реального газа];
— применять первый закон термодинамики к изопроцессам;
— [обсуждать увеличение объема воды при ее замерзании];
— обсуждать применение адиабатических процессов в технике (принцип действия
дизельного двигателя), экологические проблемы использования тепловых машин, значение
влажности воздуха в жизни человека;
— приводить значения: постоянной Авогадро, универсальной газовой постоянной,
постоянной Больцмана;
— применять полученные знания при описании устройства и принципа действия приборов
(например, термометра, калориметра, конденсационного гигрометра, волосного
гигрометра, психрометра), тепловых машин, при объяснении явлений, наблюдаемых в
природе и быту, при решении задач.
Электродинамика
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— давать определения понятий: электризация тел, электрически изолированная система
тел, электрическое поле, линии напряженности электростатического поля, однородное
электрическое поле, эквипотенциальная поверхность, свободные и связанные заряды,
конденсатор, поляризация диэлектрика, электростатическая индукция, электрический ток,
сторонние силы, электролитическая диссоциация, ионизация
газа, магнитное взаимодействие, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле,
электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция, колебательный контур,
вынужденные электромагнитные колебания, переменный ток, [резонанс в цепи
переменного тока], электромагнитное поле, электромагнитная волна, модуляция, линза,
главный фокус линзы, оптический центр линзы, фокальная плоскость линзы, аккомодация,
дисперсия, интерференция, когерентные источники света, дифракция, [естественная
световая волна];
— приводить определения физических величин: электрический заряд, элементарный
электрический заряд, напряженность электростатического поля, диэлектрическая
проницаемость среды, [поверхностная плотность заряда], потенциал электростатического
поля, разность потенциалов, электроемкость уединенного проводника, электроемкость
конденсатора, сила тока, сопротивление проводника, удельное сопротивление проводника,
работа и мощность электрического тока, ЭДС источника тока, модуль магнитной индукции,
сила Ампера, сила Лоренца, магнитная проницаемость среды, магнитный поток,
индуктивность контура, действующие значения силы тока и напряжения, [емкостное
сопротивление, индуктивное сопротивление, полное сопротивление цепи], коэффициент
трансформации, длина и скорость распространения электромагнитной волны,
интенсивность электромагнитной волны, абсолютный и относительный показатели
преломления, [предельный угол полного
отражения], фокусное расстояние и оптическая сила линзы, линейное увеличение тонкой
линзы, угол зрения, [угловое увеличение]; записывать единицы измерения физических
величин в СИ;
— записывать формулы определения энергии заряженного конденсатора и объемной
плотности электрического поля, энергии магнитного поля тока, [закона Ома для цепи
переменного тока]; получать формулу для расчета: работы сил однородного
электростатического поля, [емкости плоского конденсатора, скорости упорядоченного
движения электронов в проводнике];
— рассматривать основные свойства электрических зарядов, смысл теорий близкодействия
и дальнодействия, основные свойства электрического поля, связь между работой сил
однородного электростатического поля и потенциальной энергией точечного заряда,

[энергию взаимодействия точечных зарядов], связь между напряженностью электрического
поля и разностью потенциалов, [потенциал поля различной конфигурации зарядов],
свойства проводников и диэлектриков в электростатическом поле, [последовательное и
параллельное
соединения
конденсаторов],
действия
электрического
тока,
последовательное, параллельное и смешанное соединения проводников, магнитные
свойства вещества, основные свойства вихревого электрического поля, [возникновение
ЭДС индукции в движущемся проводнике], спектр электромагнитных волн, принципы
радиосвязи и телевидения, закон независимости световых пучков, ход светового луча через
плоскопараллельную пластинку и треугольную
призму, [явление полного внутреннего отражения света], глаз как оптическую систему,
методы измерения скорости света, [примеры использования интерференции света];
— объяснять: зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин и
расстояния между ними, возникновение энергии электрического поля заряженного
конденсатора, условия возникновения и существования электрического тока, зависимость
сопротивления проводника от температуры, электронную проводимость металлов,
электропроводность электролитов, электролиз, электрический разряд в газах,
возникновение самостоятельного и несамостоятельного разрядов, ионизацию электронным
ударом, электрический ток в вакууме, возникновение собственной и примесной
проводимости полупроводников, [электронно- дырочный переход], радиационные пояса
Земли, возникновение энергии магнитного поля тока, свободных электромагнитных
колебаний, связь физических величин в формуле Томсона, процессы при гармонических
колебаниях в колебательном контуре, превращения энергии в колебательном контуре,
возникновение электромагнитной волны, связь физических величин в формуле тонкой
линзы, правило знаков при использовании формулы тонкой линзы, дефекты зрения и их
коррекцию, образование интерференционной картины в тонких пленках, дифракцию света
на длинной узкой щели, образование пятна Пуассона, [возникновение дифракционной
картины на решетке];
— [обсуждать явление сверхпроводимости, физический смысл критической температуры,
области применения сверхпроводников, разрядку и зарядку аккумулятора, различные типы
самостоятельного разряда, свойства плазмы, строение ферромагнетиков, кривую
намагничивания ферромагнетика, КПД трансформатора, производство, передачу и
использование электрической энергии, явление поляризации световых волн];
— изучать действие магнитного поля на проводник с током, рамку с током и движущуюся
заряженную частицу, магнитное взаимодействие проводников с токами;
— формулировать: закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, принцип
суперпозиции электрических полей, [принцип суперпозиции для потенциала], первое
правило Кирхгофа, закон Ома для участка цепи, закон Джоу-ля—Ленца, закон Ома для
полной цепи, закон Ома для
участка цепи, содержащего ЭДС, [закон электролиза Фарадея], принцип суперпозиции
магнитных полей, правило буравчика, правило левой руки, закон Ампера, закон Фарадея
(электромагнитной индукции), правило Ленца, закон прямолинейного распространения
света, закон отражения света, закон преломления света, принцип Гюйгенса, условия
интерференционных максимумов и минимумов, принцип
Гюйгенса—Френеля, условие дифракционных минимумов;
— [использовать принцип суперпозиции электрических полей при определении
напряженности поля, созданного различной конфигурацией зарядов];
— проводить измерения силы тока, напряжения и сопротивления в электрической цепи;
— описывать эксперименты: по электризации тел и объяснять их результаты; по
наблюдению силовых линий электрического поля, по измерению электроемкости
конденсатора; по наблюдению теплового действия электрического тока; по наблюдению
картин магнитного поля; по наблюдению электромагнитных колебаний; по наблюдению и
исследованию прямолинейного распространения, отражения и преломления света,

волновых свойств света; фундаментальные опыты Кулона, Эрстеда, Ампера, Фарадея,
Герца, Юнга, Френеля, Ньютона и др.;
— получать и описывать изображения предмета, получаемого с помощью плоского зеркала,
собирающих и рассеивающих линз;
— выделять основные признаки физических моделей, используемых в электродинамике и
оптике: точечный заряд, пробный заряд, линии напряженности электростатического поля,
однородное электростатическое поле, эквипотенциальные поверхности, электронный газ,
однородное магнитное поле, линии индукции магнитного поля, идеальный колебательный
контур, гармоническая электромагнитная волна,
точечный источник света, световой луч, однородная и изотропная среда, плоская световая
волна, тонкая линза;
— приводить значения: [постоянной Фарадея], скорости света в вакууме;
— описывать гармонические электромагнитные колебания в цепях, содержащих резистор,
[конденсатор, катушку индуктивности; в RLC-контуре];
— рассматривать устройство, принцип действия и примеры использования: электроскопа,
электрометра, конденсаторов, гальванического элемента, аккумулятора, реостата,
потенциометра, вакуумного диода, электронно-лучевой трубки, электродвигателя
постоянного тока, [стрелочного электроизмерительного прибора магнитоэлектрической
системы, масс-спектрографа, циклотрона], трансформатора,
[оптических приборов, дифракционной решетки, поляроидов]; принцип действия
генератора переменного тока, плоского зеркала, [световода, отражательных призм];
— применять полученные знания при объяснении явлений, наблюдаемых в природе и быту,
при решении задач.
Основы специальной теории относительности (СТО)
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— давать определения понятий: событие, собственное время, собственная длина;
— обсуждать трудности, возникающие при распространении принципа относительности на
электромагнитные явления; связь между энергией и массой в СТО;
— описывать принципиальную схему опыта Майкельсона—Морли;
— формулировать постулаты СТО;
— рассматривать относительность: одновременности событий, промежутков времени и
расстояний;
— записывать формулы определения релятивистского импульса, полной энергии и энергии
покоя в СТО; основной закон динамики в СТО; релятивистское соотношение между
энергией и импульсом.
Квантовая физика
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— давать определения понятий: тепловое излучение, фотоэффект, корпускулярноволновой дуализм, изотопы, ядерная реакция, дефект массы, энергетический выход
ядерных реакций, цепная ядерная реакция, критическая масса, ионизирующее излучение,
[термоядерная реакция], элементарная частица, аннигиляция;
— описывать квантовые явления, используя физические величины и константы: энергия
кванта, постоянная Планка, работа выхода электронов, энергия и импульс фотона, энергия
ионизации атома, период полураспада, зарядовое и массовое числа, атомная единица массы,
энергия связи атомного ядра, удельная энергия связи атомного ядра, коэффициент
размножения нейтронов, поглощенная доза излучения, мощность поглощенной дозы,
эквивалентная доза; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения в СИ, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами;
— объяснять корпускулярно-волновой дуализм света, явление давления света, гипотезу де
Бройля, [соотношения неопределенностей Гейзенберга], возникновение серии Бальмера;

— понимать смысл квантовой гипотезы Планка, постоянной Планка; физических законов:
внешнего фотоэффекта, радиоактивного распада, сохранения энергии, электрического
заряда, массового и зарядового чисел; радиоактивного распада; уравнения Эйнштейна для
фотоэффекта; постулатов Бора; правил квантования, смещения для альфа-распада и бетараспада; отличать словесную формулировку закона от его математической записи;
объяснять их содержание на уровне взаимосвязи физических величин;
— изучать экспериментально возникновение непрерывного и линейчатого спектров,
явление внешнего фотоэффекта, проводить измерения естественного радиационного фона,
исследования треков заряженных частиц по фотографиям и др.;
— описывать фундаментальные опыты Столетова, Лебедева, Резерфорда, Беккереля и др.;
— выделять основные признаки физических моделей, используемых в квантовой физике:
абсолютно черное тело, модель атома Томсона, планетарная модель атома, протоннонейтронная модель атомного ядра;
— обсуждать причины ≪ультрафиолетовой≫ катастрофы, красную границу фотоэффекта,
модель атома водорода по Бору, [свойства лазерного излучения], состав радиоактивного
излучения, физическую природу альфа-, бета- и гамма-лучей, свойства ядерных сил,
экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций
(АЭС), пути решения этих проблем, перспективы использования атомной [и термоядерной
энергетики], [проблему УТС], меры защиты от радиоактивных излучений, применение
радиоактивных изотопов, классификацию элементарных частиц, фундаментальные
взаимодействия;
— рассматривать устройство, принцип действия и примеры использования: [вакуумного
фотоэлемента, лазера], газоразрядного счетчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой
камеры, ядерного реактора, дозиметра;
— приводить значения: постоянной Планка, масс электрона, протона и нейтрона, атомной
единицы массы;
— [применять основные положения и законы квантовой физики, физики атома и атомного
ядра для объяснения явлений микромира; анализировать характер зависимостей между
физическими величинами в этих законах];
— применять полученные знания при объяснении явлений, наблюдаемых в природе и быту,
при решении задач.
Элементы астрофизики
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— познакомиться с объектами и методами исследования астрофизики;
— давать определения понятий: астрономическая единица, солнечная активность,
годичный параллакс, световой год, парсек, галактика, [критическая плотность Вселенной];
— рассматривать физическую природу планет земной группы, планет-гигантов и малых тел
Солнечной системы;
— приводить примеры астероидов, карликовых планет, комет, метеорных потоков, [типов
галактик, активных галактик];
— обсуждать гипотезу происхождения Солнечной системы;
— оценивать расстояния до космических объектов, используя понятия: астрономическая
единица, световой год, парсек;
— рассматривать строение солнечной атмосферы, примеры проявления солнечной
активности и ее влияния на протекание процессов на нашей планете, строение нашей
Галактики, эволюцию Вселенной, используя элементы теории Большого взрыва;
— описывать геоцентрическую и гелиоцентрическую системы мира, протон-протонный
цикл, происходящий в недрах Солнца, эволюцию звезд, используя диаграмму
Герцшпрунга—Рассела, крупномасштабную структуру Вселенной;
— записывать и анализировать: обобщенный третий закон Кеплера, закон Стефана —
Больцмана, закон Хаббла;

— сравнивать звезды, используя следующие параметры: масса, размер, температура
поверхности;
— указывать особенности: нейтронных звезд, пульсаров, черных дыр, переменных, новых
и сверхновых звезд, экзопланет, рассеянных и шаровых звездных скоплений, [темной
материи, темной энергии];
— приводить значения: солнечной постоянной, постоянной Хаббла;
— применять полученные знания при объяснении астрономических явлений, решении
задач.

Содержание учебного предмета «Физика».
Физика и естественно-научный метод познания природы
Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических
явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы
применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в
формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.
Физика и культура.
Механика
Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические
характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.
Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная
система отсчета. Законы механики Ньютона.
Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития
космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения
механической энергии. Работа силы.
Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы.
Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.
Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны.
Молекулярная физика и термодинамика
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные
доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии
теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение
состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона.
Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии.
Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия
тепловых машин.
Электродинамика
Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля.
Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор.
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме.
Сверхпроводимость.
Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и
движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства
вещества.
Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление
самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур.

Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое
применение.
Геометрическая оптика. Волновые свойства света.
Основы специальной теории относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна.
Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно-волновой
дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе
квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных
превращений атомных ядер.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Строение Вселенной
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация
звезд. Звезды и источники их энергии.
Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.
Примерный перечень практических и лабораторных работ (на выбор учителя)
Прямые измерения:
– измерение мгновенной скорости с использованием секундомера или компьютера с
датчиками;
– сравнение масс (по взаимодействию);
– измерение сил в механике;
– измерение температуры жидкостными и цифровыми термометрами;
– оценка сил взаимодействия молекул (методом отрыва капель);
– измерение термодинамических параметров газа;
– измерение ЭДС источника тока;
– измерение силы взаимодействия катушки с током и магнита помощью электронных
весов;
– определение периода обращения двойных звезд (печатные материалы).
Косвенные измерения:
– измерение ускорения;
– измерение ускорения свободного падения;
– определение энергии и импульса по тормозному пути;
– измерение удельной теплоты плавления льда;
– измерение напряженности вихревого электрического поля (при наблюдении
электромагнитной индукции);
– измерение внутреннего сопротивления источника тока;
– определение показателя преломления среды;
– измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линз;
– определение длины световой волны;
– определение импульса и энергии частицы при движении в магнитном поле (по
фотографиям).
Наблюдение явлений:
– наблюдение механических явлений в инерциальных и неинерциальных системах
отсчета;

– наблюдение вынужденных колебаний и резонанса;
– наблюдение диффузии;
– наблюдение явления электромагнитной индукции;
– наблюдение волновых свойств света: дифракция, интерференция, поляризация;
– наблюдение спектров;
– вечерние наблюдения звезд, Луны и планет в телескоп или бинокль.
Исследования:
– исследование равноускоренного движения с использованием электронного
секундомера или компьютера с датчиками;
– исследование движения тела, брошенного горизонтально;
– исследование центрального удара;
– исследование качения цилиндра по наклонной плоскости;
– исследование движения броуновской частицы (по трекам Перрена);
– исследование изопроцессов;
– исследование изохорного процесса и оценка абсолютного нуля;
– исследование остывания воды;
– исследование зависимости напряжения на полюсах источника тока от силы тока в
цепи;
– исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней;
– исследование нагревания воды нагревателем небольшой мощности;
– исследование явления электромагнитной индукции;
– исследование зависимости угла преломления от угла падения;
– исследование зависимости расстояния от линзы до изображения от расстояния от
линзы до предмета;
– исследование спектра водорода;
– исследование движения двойных звезд (по печатным материалам).
Проверка гипотез (в том числе имеются неверные):
– при движении бруска по наклонной плоскости время перемещения на определенное
расстояния тем больше, чем больше масса бруска;
– при движении бруска по наклонной плоскости скорость прямо пропорциональна
пути;
– при затухании колебаний амплитуда обратно пропорциональна времени;
– квадрат среднего перемещения броуновской частицы прямо пропорционален
времени наблюдения (по трекам Перрена);
– скорость остывания воды линейно зависит от времени остывания;
– напряжение при последовательном включении лампочки и резистора не равно сумме
напряжений на лампочке и резисторе;
– угол преломления прямо пропорционален углу падения;
– при плотном сложении двух линз оптические силы складываются;
Конструирование технических устройств:
– конструирование наклонной плоскости с заданным КПД;
– конструирование рычажных весов;
– конструирование наклонной плоскости, по которой брусок движется с заданным
ускорением;
– конструирование электродвигателя;
– конструирование трансформатора;
– конструирование модели телескопа или микроскопа.
Критерии оценивания
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание
физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает
точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также
правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно
выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает
рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении
практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным
материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку
«5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний
в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом,
усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не
более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью
учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность
рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач
с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих
преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых
ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем
необходимо для оценки «3».
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более
одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной
негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх
недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или
правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и
рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и
режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает
требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи,
таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три
недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.

2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части
таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения
опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части
работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления,
наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники
безопасности.
ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК
Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории,
формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт,
необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой
охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением
условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей,
графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении,
преобразовании и решении задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность
полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.

Календарно-тематическое планирование

№
п/п

1/1
2/2
3/1
4/2
5/3
6/4
7/5
8/6
9/7
10/8
11/9
12/10
13/11
14/12
15/13
16/14
17/15
18/16
19/17
20/18
21/19
22/20

23/21
24/22
25/23

Тема урока

Физика и естественный метод познания природы.
Физика и естественный метод познания природы.
Система
отсчета,
траектория,
путь
и
перемещение.
Прямолинейное равномерное движение.
Сложение скоростей
Переход в другую систему отсчёта
Мгновенная и средняя скорость
Прямолинейное равноускоренное движение.
Нахождение пути по графику зависимости
скорости от времени
Путь и перемещение при прямолинейном
равноускоренном движении.
Соотношения между путем и скоростью.
Свободное падение тел.
Движение тела, брошенного вертикально вверх
Основные
характеристики
равномерного
движения по окружности.
Ускорение и скорость при равномерном
движении по окружности.
Сложение скоростей при движении на плоскости.
Переход в другую систему отсчета при движении
на плоскости
Средняя
скорость
при
равноускоренном
движении
Пути, проходимые за последовательные равные
промежутки времени
Движения тела, брошенного горизонтально
Движения тела, брошенного под углом к
горизонту
Лабораторная работа
«Изучение движения тела, брошенного
горизонтально».
Относительное движение брошенных тел
Исследование ключевой ситуации «Отскок мяча
от наклонной плоскости»
Обобщающий урок «Кинематика»

Дата проведения
урока
По плану
По
факту

Примеча
ние

26/24
27/1
28/2
29/3
30/4
31/5
32/6
33/7
34/8
35/9
36/10
37/11
38/12
39/13
40/14
41/15
42/16
43/17
44/18
45/19
46/20
47/21
48/22
49/23
50/24

51/25
52/26
53/27
54/1
55/2

56/3
57/4

Контрольная работа № 1 «Кинематика»
Три закона Ньютона
Всемирное тяготение
Сила тяжести
Сила упругости
Лабораторная работа «Измерение жесткости
пружины».
Вес и невесомость.
Силы трения.
Решение задач по теме «Силы в природе»
Решение задач по теме «Силы в природе»
Плотность планеты
Учет вращения планеты вокруг своей оси
Тело на гладкой наклонной плоскости
Движение тела по наклонной плоскости с учетом
трения
Решение задач по теме «Движение по наклонной
плоскости»
Решение задач по теме «Движение по наклонной
плоскости»
Движение по горизонтали
Движение по вертикали
Поворот транспорта.
Конический маятник
Движение системы связанных тел в одном
направлении без учета трения
Движение системы связанных тел в разных
направлениях без учета трения
Движение системы тел.
Учет трения со стороны внешних тел.
Учет трения между телами системы тел в
начальном состоянии движутся друг относительно
друга
Обобщающий урок по теме «Динамика»
Обобщающий урок по теме «Динамика»
Контрольная работа №2 «Динамика»
Импульс. Закон сохранения импульса.
Изменение импульса при движении по
окружности.
Изменение
импульса
тела,
движущегося под действием силы тяжести.
Использование закона сохранения импульса при
столкновении.
Условия
применения
закона
сохранения
импульса. Внутренние и внешние силы.

58/5
59/6
60/7
61/8
62/9
63/10
64/11
65/12
66/13
67/14
68/15
69/16
70/17
71/18
72/19
73/20

74/21
75/22
76/23
77/24
78/25
79/26

80/27

81/28
82/29
83/30
84/31

Удары, столкновения, разрывы, выстрелы.
Применение закона сохранения импульса к
движению системы тел.
Комбинированные задачи с использованием
закона сохранения импульса.
Реактивное движение. Освоение космоса.
Изменение скорости ракеты при неоднократных
выбросах газа и вследствие отделения ступени.
Механическая работа.
Работа сил тяжести, упругости, трения.
Мощность.
Работа равнодействующей нескольких сил.
Связь энергии и работы.
Потенциальная энергия.
Кинетическая энергия.
Применение
теоремы
об
изменении
кинетической энергии.
Закон сохранения механической энергии.
Решение задач по теме «Применение закона
сохранения энергии в механике»
Лабораторная
работа
«Измерение
коэффициента трения с помощью наклонной
плоскости.
Конструирование
наклонной
плоскости с заданным КПД».
Нормальное и тангенциальное ускорение.
Движение груза, подвешенного на нити.
Движение по «мертвой петле» Соскальзывание с
полусферы. Движение системы тел
Разрывы сарядов в полете.
Баллистический маятник.
Гладкая горка и шайба.
Лабораторная работа
«Определение энергии и импульса по
тормозному пути».
Лабораторная работа «Изучение закона
сохранения энергии в механике с учётом
действия силы трения скольжения».
Движение жидкостей и газов: закон Бернулли
(как опытный факт).
Обобщающий урок по теме «Законы сохранения
в механике».
Контрольная работа №3 «Законы сохранения
в механике».
Обобщение по теме «Механика»

85/32
86/1
87/2
88/3
89/4
90/5
91/6
92/1
93/2
94/3
95/4
96/5
97/6

98/7
99/8
100/9
101/10
102/11
103/12
104/13
105/14
106/15
107/16
108/17
109/18
110/19
111/1
112/2
113/3

Зачёт по теме: «МЕХАНИКА»
Первое условие равновесия тел Условие
равновесия тела, закреплённого на оси.
Второе условие равновесия.
Центр тяжести.
Виды равновесия.
Зависимость давления жидкости от глубины.
Закон Архимеда
Плавание тел. Воздухоплавание.
Основные положения МКТ.
Агрегатное состояние вещества. Количество
вещества.
Изобарный и изохорный процессы.
Изотермический
процесс.
Уравнение
Клапейрона.
Решение задач по темам «Изопроцессы.
Уравнение Клапейрона».
Лабораторная работа
«Опытная
проверка
закона
БойляМариотта».
Лабораторная работа
«Опытная проверка закона Гей-Люссака».
Уравнение Клайперона.
Уравнение состояния идеального газа (уравнение
Менделеева – Клапейрона.
Закон Дальтона.
Основное уравнение МКТ.
Связь
между температурой
и
средней
кинетической энергией. Скорость молекул.
Решение задач по теме «Абсолютная температура
и средняя кинетическая энергия молекул».
Насыщенный и ненасыщенный пар.
Кипение. Влажность воздуха.
Лабораторная работа
«Исследование скорости остывания воды».
Модель строения жидкости. Поверхностное
натяжение.
Лабораторная работа «Измерение модуля
Юнга».
Контрольная работа № 4 «Молекулярная
физика»
Внутренняя энергия и способы ее измерения.
Первый закон термодинамики.
Адиабатный процесс.

114/4
115/5
116/6
117/7
118/8
119/9
120/10
121/11
122/12

123/13
124/14
125/15
126/16
127/1
128/2
129/3
130/4
131/5
132/6

133/7
134/8
135/9
136/10
137/11
138/12
139/1
140/2
141/3

Изменение внутренней энергии газа. Работа газа.
Принцип действия и основные элементы
теплового двигателя.
Пример расчета КПД цикла
Второй закон термодинамики
Плавление и кристаллизация.
Парообразование и конденсация.
Применение уравнения состояния идеального
газа: учет гидростатического давления
Первый закон термодинамики и уравнение
теплового баланса
Лабораторная работа
«Определение удельной теплоты плавления
льда».
Решение задач по теме: «Уравнение теплового
баланса»
Обобщающий урок «Молекулярная физика.
Тепловые явления»
Контрольная работа № 5 «Термодинамика»
Зачёт по теме: «Молекулярная физика и
термодинамика»
Электрические
взаимодействия
Закон
сохранения электрического заряда Закон Кулона.
Решение задач по теме «Закон Кулона»
Напряженность электрического поля.
Поле равномерно заряженной сферы.
Проводники и диэлектрики в электрическом поле
Решение задач по теме «Напряженность
электрического поля. Проводники и диэлектрики
в эл. Поле»
Работа
электрического
поля.
Разность
потенциалов
Решение задач по теме «Работа электрического
поля. Разность потенциалов»
Эквипотенциальные поверхности.
Электроемкость. Энергия электрического поля.
Обобщающий урок по теме «Электростатика»
Контрольная работа №6 «Электростатика»
Закон Ома для участка цепи
Природа
электрического
сопротивления.
Зависимость сопротивления от температуры.
Лабораторная
работа«Исследование
вольтамперной
характеристики
лампы
накаливания».

142/4
143/5
144/6
145/7
146/8

147/9

148/10
149/11
150/12
151/13
152/14
153/15
154/16
155/17
156/18
157/19
158/20
159/21
160/22
161/23
162/24
163/25
164/1
165/2
166/3
167/4
168/5
169/6
170/7
171/8
172/9
173/10
174/11
175/12

Последовательное и параллельное соединение
проводников
Решение задач по теме «Последовательное и
параллельное соединение проводников»
Работа и мощность тока
Закон Джоуля–Ленца
Применение
закона
Джоуля–Ленца
к
последовательно и параллельно соединённым
проводникам, мощность тока.
Лабораторная работа «Мощность тока в
проводниках при их последовательном и
параллельном соединении».
Источник тока. Закон Ома для полной цепи.
КПД источника тока.
Метод эквипотенциальных электрических схем.
Конденсаторы в цепи постоянного тока.
Лабораторная работа «Определение ЭДС и
внутреннего сопротивления источника тока».
Электрический ток в электролитах
Закон электролиза (Закон Фарадея)
Применение электролиза.
Электрический ток в газах и вакууме.
Плазма.
Полупроводники.
Полупроводниковый диод. Транзистор.
Обобщающий урок «Постоянный ток»
Контрольная работа №7 «Постоянный ток»
Обобщение по теме: «Электростатика и
постоянный электрический ток»
Зачёт по теме: «Электростатика и постоянный
электрический ток»
Повторение пройденного материала
Повторение пройденного материала
Повторение пройденного материала
Повторение пройденного материала
Повторение пройденного материала
Повторение пройденного материала
Повторение пройденного материала
Повторение пройденного материала
Контрольная работа в форме ЕГЭ
Анализ работы
Резерв


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».