РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОО РУССКИЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС

I\4

у н и чи lI ал

ьное авто номн ое общеобразовательное учреждение

<Срелняя общеобразовательная школа М 44>
WiLK оОП С:()()
..,,'.''

ва

N9

l2l

2020 l,ода

Рабочая

программа

по предмету

((РусскиЙ язык>>
срелнего общего образования

2020
г.Реж

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание учебного предмета «Русский язык» в 10-11 классе по учебнометодическому комплексу авторов Л. М. Рыбченковой и др. ведётся в соответствии со
следующими нормативными и распорядительными документами:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего

образования (утверждён приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 года) с
изменениями и дополнениями.
3.

Примерная

основная

образовательная

программа

среднего

общего

образования: одобрена 28 июня 2016. Протокол от №2/16 //Реестр примерных основных
общеобразовательных программ.
4. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ
СОШ № 44, утвержденная приказом от 23.03.2020 г. № 54.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего
образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета
«Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
– овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий
о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского
литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
– овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение
к прочитанным текстам;
– овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
– овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в
степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего
самообразования;
– овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции
соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных
способностей и речевой культуры.
Средством реализации рабочей программы учебного предмета «Русский язык»
является учебно-методический комплект:
Учебник:
- Русский язык.10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый
уровень / Л.М. Рыбченкова и др. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2020. – 272 с.
Дополнительные пособия:

1. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах средней школы. М.: Просвещение,2014
2. Цифровые ресурсы:
1. https://infourok.ru/
2. https://mogu-pisat.ru/
3.https://ege.sdamgia.ru/
4.http://ege.edu.ru
5. http://www.gramota.ru/
6.http://rus.1september.ru/
7.http://likbez.spb.ru/tests
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 69 часов за два года обучения.
Срок реализации рабочей программы - 2 года.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В 10-11 КЛАССАХ
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка.Взаимосвязь различных единиц и уровней
языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон,

арго).

Активные

процессы

в

русском

языке

на

современном

этапе.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование,
говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой

сферах

общения.

Овладение

опытом

речевого

поведения

в

официальных

и

неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная
дифференциации

стилистика

языка.

публицистический),

как

учение

Функциональные

разговорная

речь

о

стили

и

язык

функционально-стилистической
(научный,

официально-деловой,

художественной

литературы

как

разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства,

характерные

для

разговорного

языка,

научного,

публицистического,

официально-делового стилей.
Основные

жанры

научного

(доклад,

аннотация,

статья,тезисы,конспект,

рецензия,выписки,реферат и др.), публицистического (выступление, статья,интервью,
очерк,

отзыв

и

др.),

официально-делового

(резюме,

характеристика,

расписка,

доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды
сочинений.

Совершенствование

умений

и

навыков

создания

текстов

разных

функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста
с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический.Коммуникативная целесообразность,
уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных
качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за
собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм русского
литературного

языка:

орфоэпические

(произносительные

и

акцентологические),

лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические.
Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических
и пунктуационных умений и навыков.Соблюдение норм литературного языка в речевой
практике.Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные

словари

современного

русского

языка

и

лингвистические

справочники; их использование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕМАТЕРИАЛА КУРСА
РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 и 11 КЛАССЕ
Курс русского языка в 10 классе предусматривает изучение следующих разделов:


Язык как знаковая система и общественное явление



Язык и общество



Язык и речь. Культура речи



Речь. Речевое общение



Текст. Виды его преобразования



Повторение

Курс русского языка в 11 классе предусматривает изучение следующих разделов:


Язык как знаковая система и общественное явление



Язык и речь. Культура речи



Функциональная стилистика и культура речи



Повторение

Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
в 10-11 классах
Личностные результаты:
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию;

 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств);
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования,
нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Метапредметные результаты:
В соответствии с ФГОС СОО выделяются три группы метапредметных универсальных
учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики
и морали;

 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия,
а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования

Выпускник на базовом уровне научится:
 использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой
ситуации;
 использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго) при создании текстов;
 создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические
тексты
определённой
функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых
жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения,
аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
 выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
 подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
 правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
 создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
 сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка
при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
 использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования
(с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
 анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и
основную мысль;
 извлекать необходимую информацию из различных источников и
переводить ее в текстовый формат;
 преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
 выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
 соблюдать культуру публичной речи;
 соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные
нормы русского литературного языка;
 оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;
 использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;

 анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
 отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
 использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
 иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
 выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
 дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
 проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
 сохранять стилевое единство при создании текста заданного
функционального стиля;
 владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
 создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
 соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
 соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
 соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
 осуществлять речевой самоконтроль;
 совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
 использовать основные нормативные словари и справочники для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
 оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов (в том числе художественной литературы).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
1. Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний по русскому
языку.Развернутый
ответ
должен
представлять
собой
связное,
логически
последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1. полноту и правильность ответа;
2. степень осознанности, понимания изученного;
3. языковое оформление ответа.
Оценка «5»
1. ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых
понятий;
2. обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и
самостоятельно составленные;
3. излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
Оценка «4»
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но
допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности
и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3»
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои
примеры;
3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого материала.
Оценка «2»
ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются
серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
2.Нормы оценки письменных контрольных работ
Нормы оценивания контрольного диктанта:
«5» -1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.
«4» - 2 орф. - 2 пункт.Или1 орф.- 3 пункт.Или0 орф. – 4 пункт.
*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные.
«3» - 4 орф. - 4 пункт.Или3 орф. - 5 пункт.Или0 орф. - 7 пункт.
*при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
«2» - 7 орф.- 7 пункт.Или6 орф. - 8 пункт.Или5 орф.- 9 пункт. Или8 орф.- 6 пункт.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического,
лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две
оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий учитываетсястепень выполнения
задания:

«5»- выполнены все задания верно
«4» - выполнено правильно не менее 3/4 заданий
«3» - выполнено не менее половины заданий
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах встречаются неверные написания двух видов:
орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической
нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией
письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа.
Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если
над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают
несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из
правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование
дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в
роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные
ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как
одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания
связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к
однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова
или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят,
видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение
которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения
спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как
применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в
подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с
правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают
уровня орфографической
грамотности учащихся.
Они
свидетельствуют
о
невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не
учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых
отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки
грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо
двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют
действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой
между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила
ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий
второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником
запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об
исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из
знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе
или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных
работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это
объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на
семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных
ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.







3.Нормы оценивания сочинений
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений
являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в
количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии)
ошибок и недочетов.
«5» - при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а
отметку «4» - при наличии двух недочетов в содержании.





Критерии и нормативы оценки языкового оформленияизложений и сочинений:
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря,
развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций,
использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами
языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее
уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит
от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать
возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых
оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых
грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые
соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что
пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает
высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные,
изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны
оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в
переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные
научному стилю речи.Снижает выразительность школьных сочинений использование
штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение
пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии
ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной
речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными
задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание
работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице
«Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным
нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а
также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).При
выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных
и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при
оценке языкового оформления сочинений и изложений.
1. Содержание работы полностью соответствуеттеме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета,
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
«5» -

«4» - 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные
отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические
неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых
недочетов.2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или1 орфографическая и 3
пунктуационные ошибки, или4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,а также 2 грамматические ошибки
«3» - 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические
неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции,
встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,или3 орфографические ошибки и 5
пунктуационных ошибок,или7 пунктуационных при отсутствии орфографических
ошибок, а также 4 грамматические ошибки
«2» - 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями
со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.7
орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок, или5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или8
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность
замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.
Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую
оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то
при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на
одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится
при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при
соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—
4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во
внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта
тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и
негрубых ошибках, а также о сделанных исправлениях, приведенные в разделе «Оценка
диктантов».
4. Оценка тестовых работ.
«5»-81-100%
«4»-61-80%
«3»-41-60%
«2»-40-0%
5.Оценка зачетных работ.
Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход.
Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая
часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть
предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы
должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и
обеспечивать достаточную полноту проверки
Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:
1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;
2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.
Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна
отметка, которая равна среднему баллу работы.
6.Комплексный анализ текста
«5»-обучающийсяотлично освоил теоретический материал, получил навыки его
применения на практике, свободно владеет навыками комплексного анализа текста,
активно принимает участие в обсуждении тем, свободно использует словари, творчески
мыслит
«4»-при понимании 75% основных фактов
«3»-при понимании менее 50% основных фактов
«2»-не ставится, обучающийся получает возможность поработать с текстом, получить
консультацию.

Тематическое планирование по русскому языку 10 класс
№
п/п
1

2

КолиДата
ПримечаТема урока
чество
Элементы содержания урока
проведения
ние
план факт
часов
ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (4 ч)
Язык как знаковая система.
1
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь
Основные функции языка
различных единиц и уровней языка. Историческое
развитие русского языка. Выдающиеся отечественные
Лингвистика как наука.
1
лингвисты. Язык и культура.
Русский язык как объект
научного изучения

3-4 Язык и культура

2
ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО (4 ч)

5

Русский язык в Российской
Федерации

1

6

Формы
русского
языка

1

7

Словари русского языка

1

8

Развитие речи. Сочинение

1

существования
национального

Язык и общество. Русский язык в Российской Федерации
и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования
русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго).
Нормативные словари современного русского языка и
лингвистические справочники; их использование.
ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (14 ч)

9

Единицы языка.
языковой системы

Уровни

1

10

Культура речи как раздел
лингвистики

1

11

Фонетика.
нормы

1

Орфоэпические

12- Лексикология
13 фразеология.
нормы
14

и
Лексические

Морфемика
словообразование.
Словообразовательные
нормы

и

15- Морфология.
16 Морфологические нормы

2

1

2

17

Диктант
/
контрольная
работа по теме «Фонетика.
Лексика. Морфология»

1

18

Орфографические
Принципы
орфографии

1

19

Правописание
корне

в

1

20

Правописание
приставок.
Буквы и, ы после приставок

1

нормы.
русской

гласных

Языковая норма и её функции. Основные виды языковых
норм русского литературного языка: орфоэпические
(произносительные и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические),
стилистические.
Орфографические
нормы,
пунктуационные
нормы.
Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Соблюдение норм литературного языка в речевой
практике. Уместность использования языковых средств в
речевом высказывании.

21

Правописание Н/НН
в
словах различных частей
речи

1

22

Правописание не и ни,
правописание
предлогов,
союзов, частиц

1
РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (2 ч)

Язык и речь. Речевое
общение. Виды, сферы и
ситуации речевого общения

1

24 Речевая деятельность. Виды
речевой деятельности

1

23

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности:
чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды
речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения.
Компоненты речевой ситуации.

ТЕКСТ. ВИДЫ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (7 ч)
25

Признаки текста

26- Информационная
27 переработка текста. План.
Тезисы. Конспект

1
2

28

Реферат. Аннотация

1

29

Оценка текста. Рецензия

1

30- Развитие речи. Сочинение
31

2

Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в
зависимости от коммуникативной задачи и характера
текста.
Информационная
переработка
текста.
Виды
преобразования текста. Анализ текста с точки зрения
наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных разновидностей языка.
ПОВТОРЕНИЕ (4 ч)

32

Повторение изученного в 10 1
классе

33

Итоговая
контрольная 1
работа в формате ЕГЭ

34- Практикум
по
теме 2
35 «Повторение изученного в
10 классе»

Совершенствование орфографических и пунктуационных
умений и навыков. Соблюдение норм литературного
языка в речевой практике.

Тематическое планирование по русскому языку 11 класс
№
п/п

КолиДата
ПримечаТема урока
чество
Элементы содержания урока
проведения
ние
план факт
часов
ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (4 ч.)

Повторение изученного в
10 классе
2 Русский язык в современном
мире. Экология языка.
3-4 Сочинение- рассуждение
1

1
1

Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире: в международном общении, в
межнациональном

2

общении.

Формы

существования

русского национального языка (литературный язык,
просторечие,

народные

говоры,

профессиональные

разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в
русском языке на современном этапе. Взаимообогащение
языков как результат взаимодействия национальных
культур. Проблемы экологии языка.
Совершенствование

орфографических

и

пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (11 ч.)
5

Синтаксис. Синтаксические
нормы

1

6

7

8

9

10

11

12

13

14
15

1617

Пунктуационные нормы.
1
Знаки препинания и их
функции в письменной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды
Знаки препинания в
1
предложениях с
языковых норм русского литературного языка:
однородными членами.
орфоэпические
(произносительные
и
Знаки препинания в
1
акцентологические),
лексические,
грамматические
предложениях с
обособленными членами
(морфологические и синтаксические), стилистические.
Знаки препинания в
1
Орфографические нормы, пунктуационные нормы.
предложениях с вводными
конструкциями
Совершенствование орфографических и пунктуационных
Знаки препинания в
1
умений и навыков. Соблюдение норм литературного
сложносочинённом
предложениях
языка в речевой практике. Уместность использования
Знаки препинания в
1
языковых средств в речевом высказывании.
сложноподчинённом
предложении
Нормативные словари современного русского
Знаки препинания в
1
языка и лингвистические справочники; их использование.
бессоюзном сложном
предложении
Знаки препинания в
1
сложном предложении с
разными видами связи
Контрольная работа по
1
синтаксису и пунктуации
Анализ контрольной работы
1
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (15 ч.)
Понятие о функциональной
стилистике и

2

18

стилистической норме
русского языка
Разговорная речь

Функциональная
1

стилистика

как

учение

о

функционально-стилистической дифференциации языка.
Функциональные стили (научный, официально-деловой,

19
2021
22

Научный стиль

1

Официально-деловой стиль

1

Публицистический стиль.
Жанры публицистики.
23- Интервью
24
25 Очерк

публицистический),
художественной

разговорная
литературы

речь

как

и

язык

разновидности

современного русского языка.

1

Сфера употребления, типичные ситуации речевого

1

общения, задачи речи, языковые средства, характерные
для разговорного языка, научного, публицистического,

1

официально-делового стилей.

26

Язык рекламы

1

Основные жанры научного (доклад, аннотация,

27

Культура публичной речи

1

статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и

28

Язык художественной
литературы

2

др.), публицистического (выступление, статья, интервью,

29

Итоговая контрольная
работа

1

Анализ контрольной работы

1

30

очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме,
характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды
сочинений. Совершенствование

умений и навыков

создания текстов разных функционально-смысловых
типов, стилей и жанров.
Литературный

язык

и

язык

художественной

литературы. Отличия языка художественной литературы

от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства
языка.
ПОВТОРЕНИЕ (4 ч.)
3132

Повторение изученного в 1011 классе

2

3334

Итоговая
контрольная
работа в формате ЕГЭ

2

Совершенствование орфографических и пунктуационных
умений и навыков. Соблюдение норм литературного
языка в речевой практике.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».