РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОО РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА(РУССКАЯ) 11 КЛАСС

Му

ни

шиllаJI

ьное авl,ономное общеобразовательное

<сре.liняя обпlеобразовательная школа

учреждение

Jyq

п,

(,()()

робьева
iИказ Jф l21
та 2020 года

Рабочая

программа

по предмету

((Родная литература (русская)>
cpeilнe I,o общеl,о образования

2020

г.Реж

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)» 10-11 классы (базовый уровень)
Преподавание учебного предмета «Родная литература (русская)» в 10-11 классе ведется
в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(утверждён приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 года) с изменениями и
дополнениями .
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования: одобрена 28
июня 2016. Протокол от №2/16 //Реестр примерных основных общеобразовательных программ.
- Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ № 44,
утвержденная приказом от 23.03.2020 г. № 54.
Цель учебного предмета «Родная литература»: формирование культуры читательского
восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на
навыках анализа и интерпретации литературных текстов.
Стратегическая цель предмета в 10–11-х классах – завершение формирования
соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению
художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность,
как к средству самопознания и саморазвития.
Задачи учебного предмета «Литература»:
–
получение опыта медленного чтения произведений русской, и мировой литературы;
–
овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим
обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
–
овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять
основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и
композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое
и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
–
формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно
прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
–
формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на
вопросы, рецензии, аннотации и др.);
–
овладение умением определять стратегию своего чтения;
–
овладение умением делать читательский выбор;
–
формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской
деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
–
овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности
(проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
–
знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой,
современным литературным процессом;
–
знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания
(культурология, психология, социология и др.)
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечить:
сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные
темы;
включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание
ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о
его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35-34 часа в год, 69 часов за два года
обучения:
- в 10 классе – 35 часов в год (1 час в неделю);
- в 11 классе – 34 часа в год (1 час в неделю).
Учебники:
- Литература.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Базовый
уровень / в 2 ч. Ч. 1 Ю.В. Лебедев. - 8-е изд.-М.: Просвещение, 2020. – 367 с.
- Литература.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Базовый
уровень / в 2 ч. Ч. 2 Ю.В. Лебедев. - 8-е изд.-М.: Просвещение, 2020. – 368 с.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»
Планируемые личностные результаты:
– формирование российской идентичности, способности к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения
прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–

ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельно-

сти;
–готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
–

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

–

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности;
– бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

–

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;

–

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;

–

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;

–

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

–

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

–

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры
двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы
(русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;

–

осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативноэстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа;

–

навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих
разные этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
•
обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы
и подтексты);

•

использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
•
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
•
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия
и/или развития их характеров;
•
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;

•

анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста
способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие
на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между
счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

•

анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
•
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя
целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе
(периоду);
•
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.

•

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
Как и в примерной ООП СОО по учебному предмету «Литература», в рабочей программе по
учебному предмету «Родная литература (русская)» предложен модульный принцип
формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой освоения
конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования
читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую
деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей программы оформляется в
проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой и традициями:
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и
другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество,
первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие
начала).

• Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения;
мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность;
поколения, традиции, культура повседневности).

• Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека;
человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности,
интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).

• Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения
природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее
проблемы и вызовы).

• Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в
истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода
человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах
будущего).
Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния
отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как
саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных произведениях
отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической значимости.
10 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека».
Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». Судьба и облик главного героя романа – Аркадия
Макаровича Долгорукого.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»).
Своеобразие конфликта и система образов в комедии.

И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Неразрешимое
столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего быта.
А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные отношения в
комедии.
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.
А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма «Три сестры».
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и традиции.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и
Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт
характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контакты разных слоев
русского населения Сибири с местными жителями. «Русский» путь цивилизации края, его
отличие от европейского.
В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в
рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние
христианских заповедей на становление характера героя рассказа.
Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница».
Рассуждения о смысле существования человечества.
11 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к читателю.
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об
опасности саморазрушения личности.
Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического одиночества
человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя
Христофорова и история его любви в повести.
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ Машеньки как
символ далекой родины.
Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в романе, история
деревни Пекашино как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена,
душевная красота членов семей Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых.
А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы, ответственность
людей за тех, кто рядом.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.
А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи Гражданской
войны, особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа
А.Н. Островского.

Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность и
патриотизм как национальные ценности в повести.
В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в рассказе,
проблема межнациональных отношений.
З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе, тема
внутреннего мира членов радикальных молодежных движений, система пространственных
образов как отражение эволюции главного
героя Саши Тишина.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина
моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи». Проблемы освоения и покорения
природы в лирике Н.М. Рубцова.
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…» –
проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе,
опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности
русской эмиграции.
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей».
Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианскогуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху
сталинских репрессий в романах.
В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в рассказе.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
№ ПроблемноКол-во №
Тема урока
Кол
тематический
часов
п/п
-во
п/п
блок
час
I.

«Личность»

5

1.

Тема «лишнего человека» в рассказе
И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».

1

2.

Приём
самоиронии
в
рассказе
И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».

1

3.

Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». История
создания. Прототипы героев романа.

1

4.

Становление личности
главного героя романа – Аркадия Макаровича
Долгорукого.

1

5.

Макар Долгорукий как символ понимания
народной правды и идеи нравственного
«благообразия» в романе.

1

II.

III

«Личность и
семья»

«Личность –
общество –
государство»

14

6

6.

А.Н.Островский.
Комедия
«Женитьба
Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»).
Своеобразие конфликта и система образов в
комедии.

1

7.

Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии.

1

8.

И.С.Тургенев.
«Первая
любовь».
создания. Автобиографизм повести.

История

1

9.

Душевные переживания юного героя повести.
Неразрешимое столкновение с драматизмом и
жертвенностью взрослой любви.

1

10.

М.Е.Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы" как
роман-хроника помещичьей семьи.

1

11.
12.

Образ Иудушки Головлёва в романе
Инсценировки и экранизации романа СалтыковаЩедрина в русском театре и кинематографе

1
1

13.

А.В.Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского».
Драматические обстоятельства в судьбе автора в
период написания комедии.

1

14.

Семейные и родственные отношения в комедии
«Свадьба Кречинского».

1

15.

Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место
человека в семье и обществе.

1

16.

История жизни Ивана Ильича - «история самая
простая и обыкновенная и самая ужасная».

1

17.

Герасим в повести как образ, продолжающий
галерею толстовских персонажей из народа.

1

18.

Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни
человека в прозе А.П. Чехова (рассказы
«Любовь», «Душечка», «Попрыгунья»).

1

19.

А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции,
культура повседневности в драме.

1

20.

И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественнополитической жизни в романе.

1

21.

Образ главного героя романа. Отзывы в критике.

1

IV

V.

«Личность –
природа –
цивилиза-ция»

«Личность –
история –
современность»

3

6

22.

Особенности
композиции,
авторский язык в романе.

23.

Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendezvous». История отношений Тургенева и
Чернышевского:
столкновение
двух
мировоззрений.

1

24.

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»:
влияние социальной среды на личность человека.

1

25.

Специфика
композиции
«Гуттаперчевый мальчик».

1

26.

И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада»
(фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт
характера
коренных народов Сибири, их
нравственной чистоты.

1

27.

«Русский» путь цивилизации края, его отличие от
европейского в очерках «Фрегат «Паллада».

1

28.

Отражение сущности современного автору
общества в рассказе В.М.Гаршина «Красный
цветок».

1

29.

Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум».
«Праведник» как национальный русский тип.

1

30.

Влияние христианских заповедей на становление
характера героя рассказа.

1

31.

Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе
«Выпрямила».

1

32.
Рассказ Г.И. Успенского «Пятница»
33-34 Зачёт
«Основные
проблемы
и
темы
художественной и публицистической литературы
XIX века»

1
2

35

Итоговое занятие.

индивидуальный

произведения

1

1

11 класс (34 часа)
№ ПроблемноКолип/п тематический чество
блок
часов

№
п/п

Тема урока

Кол
-во
час

I.

II.

III

«Личность»

3

«Личность и
семья»

«Личностьобществогосударство»

9

10

1.

А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как
нравственное воззвание к читателю

1

2.

М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления
писателя о природе человека, об опасности
саморазрушения личности

1

3.

Осознание трагического одиночества человека
перед неразрешимыми проблемами бытия в
рассказе Ю.П. Казакова «Во сне
ты горько плакал»

1

4.

Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н.
Зайцева «Голубая звезда»

1

5.

Образ мечтателя Христофорова и история его
любви в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда»

1

6.

Своеобразие конфликта в романе В.В. Набокова
«Машенька»

1

7.

Образ Машеньки как символ далекой родины в
романе В.В. Набокова «Машенька»

1

8.

Народная правда военного времени в романе Ф.А.
Абрамова «Братья и сёстры»

1

9.

История деревни Пекашино в романе Ф.А.
Абрамова «Братья и сёстры» как олицетворение
мужества простого русского народа в военные
времена

1

10.

Душевная красота членов нескольких семейств:
Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых – в
романе
Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры».

1

11.

Нравственная проблематика пьесы А.Н.Арбузова
«Жестокие игры»

1

12.

Ответственность людей за тех, кто рядом, в пьесе
А.Н. Арбузова «Жестокие игры»

1

13.

Русский национальный характер в рассказе И.А.
Бунина "Иоанн Рыдалец"

1

14.

Отражение событий эпохи Гражданской войны в
романе А.Н. Островского «Как закалялась сталь».

1

15.

Особенности
художественного
метода
социалистического реализма на примере романа
А.Н. Островского «Как закалялась сталь»

1

16.

Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в
повести

1

17.

Э. Веркин. «Облачный полк». Гражданственность
и патриотизм как национальные ценности в
повести

1

18.

Человек и государственная система в рассказе
В.С. Маканина «Кавказский пленный»

1

19.

Проблема межнациональных отношений в
рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный».

1

20.

Законы морали и государственные законы в романе
З. Прилепина «Санькя»

1

Тема внутреннего мира членов радикальных
молодежных движений в романе
З. Прилепина «Санькя»
Система пространственных образов романа З.
Прилепина «Санькя» как отражение эволюции
главного героя Саши Тишина

1

23.

Проблемы освоения и покорения природы в
лирике Н.М. Рубцова (стихотворения: «В
горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия,
родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский
огонек», «Стихи»)

1

24.

«Будущее, которое наступит без нас…» –
проблемы современной цивилизации в научнофантастическом романе А. и Б. Стругацких
«Улитка на склоне»

1

25.

Современная цивилизация
в рассказе Л.С.
Петрушевской «Новые робинзоны»

1

26.

Опасность для человечества «падения вниз» по
эволюционной лестнице в рассказе Л.С.
Петрушевской «Новые робинзоны»

1

27.

И.А. Бунин. Статья «Миссия русской
эмиграции». Оценка автором деятельности
русской эмиграции

1

28.

Роль личности в истории (дилогия Ю.О.
Домбровского «Хранитель древностей» и
«Факультет ненужных вещей»)

1

21.

22.

IV

V.

«Личность –
природа –
цивилизация»

«Личность –
история –
современность»

4

7

1

29.

Роман Ю.О. Домбровского
«Факультет
ненужных
вещей».
Судьба
ценностей
христианско-гуманистической цивилизации в
мире антихристианском

30.

Образ русского интеллигента в эпоху
сталинских репрессий в романе Ю.О.
Домбровского «Факультет ненужных вещей»

1

31-32 Трагедия периода раскулачивания в рассказе
В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых»

2

33-34 Зачёт «Основные проблемы и темы русской
художественной
и
публицистической
литературы XX-XXI вв.»

2

Оценка достижения планируемых результатов по литературе
Проверка уровня достижения планируемых результатов по литературе осуществляется в ходе
 написания творческих работ (сочинений различной тематики и жанровой формы),
 учебных исследований;
 индивидуальных и групповых проектов;
 через систему диагностических работ: тестовых заданий открытой и закрытой формы,
 самостоятельного анализа незнакомого ученикам художественного текста по вопросам
учителя;
 составление своих вопросов и ответов к самостоятельно прочитанному на уроке
художественному тексту.
Система оценки достижения планируемых результатов призвана обеспечить одинаковые
требования к умениям учащихся, формируемых в ходе изучения литературы. Система оценки
включает периодичность оценивания, виды, формы контроля знаний1 и нормы оценки различных
видов деятельности.
Нормы оценки устанавливают единые критерии оценки различных сторон владения устной и
письменной речью, количество отметок за различные виды контрольных работ.
При разработке системы оценки достижения планируемых результатов по литературе в
соответствии с требованиями ФГОС использованы традиционные нормы оценки различных видов
деятельности, поскольку эти формы проверки знаний и умений не утратили своей актуальности.
Однако в современный образовательный процесс вошли и новые формы контроля: тесты,
диагностические работы по литературе, проекты и исследования. Эти виды деятельности требуют
критериального оценивания. Критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с
художественным произведением.
1) Оценивание устных ответов учащихся
При оценке устных ответов учитывается знание текста и понимание идейнохудожественного содержания изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь
событий, характер и поступки героев; понимание роли художественных средств в раскрытия
идейно-эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико-литературных
понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе
и прочитанных самостоятельно; речевая грамотность, логичность и последовательность ответа,
техника и выразительность чтения).
Оценка за устный ответ ставится исходя из особенностей организации урока и
полученного учеником задания. Это может быть развёрнутый монологический ответ или ответы
учащегося в течение всего урока или нескольких уроков.

«5» - за ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста
изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев
и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения,
умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе
художественного произведения, привлечение текста для аргументации своих выводов; хорошее
владение литературной речью.
«4» - за ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание
текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерные поступки
героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками
разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для
обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному, двум из этих
компонентов ответа могут быть допущены неточности.
«3» - за ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого
произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерные поступки
главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но
недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения, ограниченность
навыка разбора и недостаточное умение привлекать текст произведения для подтверждения
своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряд
недостатков в его композиции и языке.
«2» - за ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение
объяснять поведение, характеры героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретиколитературных понятий и слабое владение литературной речью.
2) Оценивание письменных работ
При оценивании сочинений учитывается правильное понимание учебного задания,
глубина и полнота раскрытия темы, верная передача фактов, правильное объяснение событий и
поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность
основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы,
умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения,
соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними, точность и
богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка).
«5» - ставится за сочинение:
- глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее о хорошем знании текста
произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и
обобщения;
- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
- допускается одна - две неточности в содержании.
«4» - ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее;
обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме
сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и
обобщения;
- логическое и последовательное в изложении содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых
недочетов.
«3» - ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или
недостаточно полный ответ на тему; допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в
изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения
последовательности выражения мыслей;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения
последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
«2» - ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из
спутанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не
опирающихся на текст произведения;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Приведённые нормы оценки за сочинение по литературе носят примерный и обобщённый
характер. В зависимости от жанра сочинения и объёма работы возникает необходимость
корректировки содержания критериев (или разработки новых критериев). Каждый раз критерии
оценки сочинения могут меняться, но они должны быть известны ученикам перед выполнением
работы. Учитель чётко формулирует задание и критерии его оценивания. То же касается и
тестовых, и диагностических работ по литературе.

Тематическое планирование по Родной литературе (русской) 10 класс
№
п/п
1.

2.

3.
4.

5.

6.
7.

8.

9.
10.

Тема урока
Основные проблемы и темы художественной и
публицистической литературы XIX века

Количество
часов
1

Тема «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева
«Гамлет Щигровского уезда». Приём самоиронии

1

И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания.
Автобиографизм повести.
Душевные переживания юного героя повести.
Неразрешимое столкновение с драматизмом и
жертвенностью взрослой любви.
И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественнополитической жизни в романе. Образ главного
героя.
Особенности композиции, индивидуальный
авторский язык в романе. Мнение критики.
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendezvous». История отношений Тургенева и
Чернышевского: столкновение двух
мировоззрений.
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада»
(фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт
характера коренных народов Сибири, их
нравственной чистоты.
«Русский» путь цивилизации края, его отличие от
европейского в очерках «Фрегат «Паллада».

1

А.Н.Островский. Комедия «Женитьба
Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»).

1

1

1

1
1

1

Элементы содержания урока

Дата
проведения
план

факт

Примечание
(проблемнотематический
блок)

Русская литература как самостоятельно
развивающаяся
эстетическая
система.
Общественная
и
культурно-историческая
значимость произведений русской литературы.
Образ России «живой» в «Записках охотника».
Антикрепостнический пафос цикла «Записки
охотника»
Авторская концепция любви в повести «Первая
любовь».
Роль композиции в изображении характеров
героев. Испытание любовью героев повести

ПТБ «Личность»

ПТБ «Личность
и семья»

Идейное содержание романа. Несостоятельность
главного героя.
Проблема
положительного
героя-деятеля.
Литературная критика о романе «Рудин»

ПТБ «Личностьобществогосударство»

Основные идеи диссертации Чернышевского
«Эстетические отношения искусства и
действительности». Современники писателя о
диссертации.
Столкновение патриархального и буржуазного
уклада в очерке.
Проблемы развития цивилизации, отношения к
природе.

ПТБ «Личностьобществогосударство»

Сатирическое изображение мещанства в
комедии.

ПТБ «Личность
и семья»

ПТБ «личность природацивилизация»

1

Своеобразие конфликта и система образов в
комедии.

«Пьесы Островского — это нечто новое, чему
дали бы название “пьес жизни”».

11.

Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии

1

12.

А.В.Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского».
Драматические обстоятельства в судьбе автора в
период написания комедии.
Семейные и родственные отношения в комедии
«Свадьба Кречинского».

1

Отражение сущности современного автору
общества в рассказе В.М.Гаршина «Красный
цветок».
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»:
влияние социальной среды на личность человека.

1

16.

Специфика композиции произведения
«Гуттаперчевый мальчик».

1

17.

Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе
«Выпрямила».

13.
14.

15.

18.

Изображение семейных отношений и социально
– исторические процессы, происходившие в
России после отмены крепостного права, в
комедии.
Тема дворянского хищничества и паразитизма в
комедии
Тема противостояния злу в рассказе «Красны
цветок»

ПТБ «Личность
и семья»

Обездоленное детство в повести. Нищета и
бесправие людей в России второй половины 19
века

ПТБ «Личностьобществогосударство»

1

Проблема влияния искусства на человека в эссэ
«Выпрямила».

1

Проблема необразованности и веры в
предсказания, поверья русского народа в
рассказе.

ПТБ «Личностьисториясовременность»

1

1

Рассказ Г.И. Успенского «Пятница»

20.

М.Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы" как
роман-хроника помещичьей семьи.
Образ Иудушки Головлёва в романе

21.

Инсценировки и экранизации романа СалтыковаЩедрина в русском театре и кинематографе

1

22.

Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». История
создания. Прототипы героев романа.

1

23.

Становление личности главного героя романа –
Аркадия Макаровича Долгорукого.

1

19.

1
1

Творческая история романа-хроники.
«Общественный роман». Тема духовного
омертвения человека. «Господа Головлевы» в
театре и кино.
Ротшильдовская идея в пореформенной России
и ее влияние на уклад жизни общества.Тема
власти денег в романе.

ПТБ «личность природацивилизация»

ПТБ «Личность
и семья»

ПТБ «Личность»

Макар Долгорукий как символ понимания
народной правды и идеи нравственного
«благообразия» в романе.
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место
человека в семье и обществе.
История жизни Ивана Ильича - «история самая
простая и обыкновенная и самая ужасная».
Герасим в повести как образ, продолжающий
галерею толстовских персонажей из народа.
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как
национальный русский тип.

1

29.

Влияние христианских заповедей на становление
характера героя рассказа.

1

3031.

Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни
человека в прозе А.П. Чехова (рассказы «Любовь»,
«Душечка», «Попрыгунья»).

2

Образ «положительно прекрасного человека» в
рассказах А.Чехова. Женские образы.

1

Мечта и мечтатели, мечта и действительность,
неспособность мечтателей бороться за реальное
воплощение своей мечты, бездейственность, тоска
о лучшей жизни – основные мотивы пьесы.

24.

25.
26.
27.
28.

32.

35

Зачёт «Основные проблемы и темы
художественной и публицистической литературы
XIX века»
Итоговый урок.

земле,

1
1
1
1

А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции,
культура повседневности в драме.
3334

Идея бескорыстного служения родной
обществу, народу в романе Достоевского.

2

1

Идейно-художественное своеобразие повести.
Проблема смысла жизни, предназначении человека
в повести.
Особенности изображения русского национального
характера
в
рассказе
«Однодум».
Тема
праведничества, образ праведника

ПТБ
«Личность и
семья»

ПТБ
«ЛичностьисторияОсовременно
сть»
ПТБ
«Личность и
семья»
ПТБ
«Личность и
семья»

Тематическое планирование по Родной литературе (русской) 11 класс
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

1

Основные проблемы и темы русской
художественной и публицистической литературы
XX-XXI вв.

1

2

И.А. Бунин. Статья «Миссия русской
эмиграции». Оценка автором деятельности
русской эмиграции

1

3

4
5
6
7
8

9-10

Элементы содержания урока

Дата
проведения
план

Основные периоды, связанные с изменением
социокультурной и литературной ситуации;
проблемы,
темы,
направления. Развитие
постмодернизма.
Политический смысл манифеста, осмысление
произошедшего в России
Тема особенностей русской национальной
жизни, вечной тяги русского человека к
мистическому, высокому, иррациональному,
духовному подвижничеству.

факт

Примечание
(проблемнотематический
блок)

ПТБ «Личностьисториясовременность»
ПТБ «Личностьобществогосударство»

Русский национальный характер в рассказе И.А.
Бунина "Иоанн Рыдалец"

1

Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н.
Зайцева «Голубая звезда»
Образ мечтателя Христофорова в повести Б.Н.
Зайцева «Голубая звезда»
Своеобразие конфликта в романе В.В. Набокова
«Машенька»
Образ Машеньки в романе В.В. Набокова
«Машенька»
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления
писателя о природе человека, об опасности
саморазрушения личности

1

1

Трагедия расчеловечивания в рассказе

ПТБ «Личность»

Отражение событий эпохи Гражданской войны в
романе А.Н. Островского «Как закалялась сталь»

2

Особенности художественного метода
социалистического реализма. Павел Корчагин и
его героическое поколение.
Смысл названия рассказа. Абсурдность и
трагизм существования простого человека в
описываемую эпоху.

ПТБ «личность обществогосударство»

Гражданская позиция писателя.

ПТБ «Личность»

11-12 Трагедия периода раскулачивания в рассказе
В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых»
13 А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как
нравственное воззвание к читателю

1
1
1

2

1

История любви Христофорова. Дух и искания
русской интеллигенции накануне великих
социальных потрясений.
Характерные черты проходного героя прозы
Набокова. Образ Машеньки как символ далекой
родины

ПТБ «Личность
и семья»

ПТБ «Личность
и семья»

ПТБ «Личностьистория современность»

14

Народная правда военного времени в романе Ф.А.
Абрамова «Братья и сёстры»

15 История деревни Пекашино в романе
Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры»
16 Душевная красота членов нескольких семейств:
Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых –
в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры».
17-18 Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в

1

1

Идейно – художественное своеобразие
тетралогии Ф. Абрамова «Братья и сестры»
Мужество простого русского народа в военные
времена. Судьба русской деревни и русского
человека.

1

2

Гражданственность и патриотизм как
национальные ценности в повести

19 Роль личности в истории (дилогия
Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» и
«Факультет ненужных вещей»)
20-21 Роман Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных
вещей». Судьба ценностей христианскогуманистической цивилизации в мире
антихристианском
22
Проблемы освоения и покорения природы в
лирике Н.М. Рубцова

1

Образ русского интеллигента в эпоху
сталинских репрессий

23 «Будущее, которое наступит без нас…» А. и Б.
Стругацкие «Улитка на склоне»
24-25 Современная цивилизация в рассказе

1

повести

Человек перед неразрешимыми проблемами
бытия в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты
горько плакал»
27-28 Нравственная проблематика пьесы
А.Н.Арбузова «Жестокие игры»
29-30 Человек и государственная система в рассказе

Анализ стихотворений: «В горнице», «Зимняя
песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая
моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»
Проблемы современной цивилизации в научнофантастическом романе

ПТБ «Личностьприродацивилизация»

2

Опасность для человечества «падения вниз» по
эволюционной лестнице

1

Осознание трагического одиночества героем
рассказа.

ПТБ «Личностьприродацивилизация»
ПТБ «Личность»

2

Ответственность людей за тех, кто рядом

2

Проблема
рассказе

2

Тема внутреннего мира членов радикальных
молодежных движений

1

В.С. Маканина «Кавказский пленный»
31- 32 Законы морали и государственные законы в
романе З. Прилепина «Санькя»

ПТБ «Личностьобществогосударство»
ПТБ «Личностьисториясовременность»

2

Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны»
26

ПТБ «Личность
и семья»

межнациональных

отношений

в

ПТБ «Личность
и семья»
ПТБ «Личность
– общество –
государство»

33

Эволюция главного героя романа З. Прилепина
«Санькя»

34 Зачёт по теме: «Русская художественная и
публицистическая литература XX-XXI вв.»

1

1

Система
пространственных
образов
как
отражение эволюции главного героя Саши
Тишина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».