РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОО ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 КЛАСС

Му

ни

tt

и tl

ал ьн

ое

al]1,o

номное обiлеобразовательное учреждение

<<Сре/tttяя обlшеобразовательная школа

М

44))

ва

J1,I

lI;

N9

l2l

020 l,ода

Рабочая

программа

по предмету

<обществознание>)
срелнего общего образования

2020
l,.Реж

Обществознание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Нормативное основание
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации», на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями), с требованиями
Основной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом директора от 23.03.2020 г. № 54.
Средством реализации рабочей программы учебного предмета «Обществознание» являются учебники:
1.
Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / (Л.Н.Боголюбов и др.); под ред.
Л.Н.Боголюбова , А.Ю.Лазебниковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020
2.
Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / (Л.Н.Боголюбов и др.); под ред.
Л.Н.Боголюбова , А.Ю.Лазебниковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021
- Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных,
общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является
интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной
психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции
какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины
мира.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает
преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования
путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне,
введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой
знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие
выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
Задачами реализации примерной программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования
являются:
–формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к
осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

–формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер
и институтов;
–овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
–овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных
объектов и процессов;
–формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в
глобальном мире;
–формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
–овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных
ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
–формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа
для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного
развития.
Примерная программа учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) для базового уровня среднего
общего образования составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не задает последовательности
изучения материала, распределения его по классам, не определяет количество часов на изучение учебного предмета.
Примерная программа учебного предмета «Обществознание» определяет инвариантную (обязательную) часть учебного
курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
Базовый уровень
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура,
их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие
и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в
жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление
и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний.
Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы
научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и
индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности.
Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как
социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях
информационного общества.

Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные
институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.
Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса:
реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и
человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и
факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения.
Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в
экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и
бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования
бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк
Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и
последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области
занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в
экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые
предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные
макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная
специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок.
Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического
развития России.
Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их
типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы
разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный
контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности.
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной

политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской
Федерации.
Политика
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая
система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система.
Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и
правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в
обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация,
виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Политическая психология.
Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс.
Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право;
материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по
контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за
налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право
на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские
правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права
собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь,
достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и
обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и
образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и
трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной
защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского
процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
–Выделять черты социальной сущности человека;
–определять роль духовных ценностей в обществе;
–распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
–различать виды искусства;
–соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
–выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
–выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
–раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
–различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
–выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
–анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
–различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
–выявлять особенности научного познания;
–различать абсолютную и относительную истины;
–иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
–выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли
образования и науки в современном обществе;
–выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
–Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его
основных сфер и институтов;
–выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и
противоречивость социального развития;
–приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
–формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления
различных глобальных проблем.
Экономика

–Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
–конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
–объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
–оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
–различать формы бизнеса;
–извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной
экономики;
–различать экономические и бухгалтерские издержки;
–приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
–различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка
Российской Федерации в банковской системе РФ;
–различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных
социальных групп;
–выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
–определять причины безработицы, различать ее виды;
–высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
–объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать
собственное потребительское поведение;
–анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
–приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
–высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на
экономическую жизнь общества;
–различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный
продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
–различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
–Выделять критерии социальной стратификации;
–анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее
изменения;
–выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли
юношества;

–высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях
современного рынка труда;
–выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
–конкретизировать примерами виды социальных норм;
–характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
–различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для
человека и общества;
–определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных
норм;
–различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
–выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
–характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
–характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института
современной семьи;
–характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
–высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
–формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы
совести, сущность и значение веротерпимости;
–осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
–оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика
–Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
–различать политическую власть и другие виды власти;
–устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
–высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
–раскрывать роль и функции политической системы;
–характеризовать государство как центральный институт политической системы;
–различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном
развитии;
–обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии)
демократии;

–характеризовать демократическую избирательную систему;
–различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
–устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового
государства;
–определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
–конкретизировать примерами роль политической идеологии;
–раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
–формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
–оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
–иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
–различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное
суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
–Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
–выделять основные элементы системы права;
–выстраивать иерархию нормативных актов;
–выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
–различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами
гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
–обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к
лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
–аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
–раскрывать содержание гражданских правоотношений;
–применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия
принимаемых решений;
–различать организационно-правовые формы предприятий;
–характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
–давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания
основ семейного права в повседневной жизни;
–находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации
профессионального и высшего образования;
–характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

–иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
–извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ,
ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
–объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
–Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;
–применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
–оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
–характеризовать основные методы научного познания;
–выявлять особенности социального познания;
–различать типы мировоззрений;
–объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его
мировоззрения;
–выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
–Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным
развитием в целом;
–выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
–систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных
элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
–Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
–выявлять противоречия рынка;
–раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
–раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
–обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
–различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
–определять практическое назначение основных функций менеджмента;

–определять место маркетинга в деятельности организации;
–применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
–оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
–раскрывать фазы экономического цикла;
–высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны
мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
–извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития,
экономического развития России.
Социальные отношения
–Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
–высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных
условиях;
–анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
–выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
–толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным
конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
–находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
–выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в
Российской Федерации, давать им оценку;
–выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы
преодоления отклоняющегося поведения;
–анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
–Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской
Федерации, выделять проблемы;
–выделять основные этапы избирательной кампании;
–в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
–отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
–самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
–характеризовать особенности политического процесса в России;
–анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Правовое регулирование общественных отношений
–Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных
отношений;
–перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
–характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
–ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
–выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
–применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых
решений;
–оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
–характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма,
раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Критерии оценивания и краткое описание системы оценки достижений обучающихся
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в
определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой
логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные
ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.
Критерии оценивания письменного ответа.
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1.Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2.Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих
понятий в контексте ответа.
3.Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема
раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий
в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема
раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования
не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема
раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты
общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания
Нормы оценки тестовых заданий: оценка «5» - 86-100% выполненных заданий; «4» - 64-85%; «3» - 39-63% соответственно.
Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательной деятельности.
Технические средства обучения
1. Сенсорная доска IQ Board, программное обеспечение к сенсорной доске.
2. Проектор
3. Ноутбук Asus
Учебно-методическое обеспечение
1. Тематические презентации к урокам по обществознанию 10-11класс.
2. Интерактивные презентации игр по обществознанию.
3. КИМ по теме «Общество. Человек»
4. КИМ по теме «Политическая сфера»
5. КИМ по теме: «Социальная сфера»
6. КИМ по теме «Экономическая сфера»
7. КИМ по теме «Духовная сфера»
8. КИМ по теме: «Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ по обществознанию»
9. Олимпиадные задания по обществознанию
Электронные ресурсы
http://шцв.рф сайт «Школа цифрового века»
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы и др. , допущенные
Министерством просвещения РФ.

Тематическое планирование. 10 класс
В соответствии с учебным планом в 10 классе количество часов составляет: 70 часов в год, 2 часа – в неделю.
№
1.
2.
3.
4.
5.

Раздел
Введение
Человек и общество
Общество как мир культуры
Правовое регулирование
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса
Итого

Количество часов
1 час
24 часа
16 часов
28 часов
1 час
70 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
КЛАСС 10
№

Тема урока

1
1

2
Введение

Кол-во
часов
3
1

Природа человека

1

3-4

Что такое общество

2

5-6

Общество как сложная
динамическая система

2

7-8

Динамика
общественного
развития

2

2

Элементы обязательного минимума содержания

По плану

По факту

Примечание

4

5

6

7

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (24 часа)
Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции. Цель и смысл жизни человека. Философские и научные
представления о социальных качествах человека.
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и
природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Общество, страна, государство. Общество в узком и широком
смысле. Общество как социальная организация страны. Основные
признаки общества. Системное строение общества: элементы и
подсистемы. Взаимосвязь четырех сфер общества. Социальное
взаимодействие и общественные отношения. Основные
институты общества.
Многогранность общественного развития. Целостность и
противоречивость современного мира. Проблема современного
прогресса.

9-10

Сущность человека

2

11-12 Деятельность - способ
существования людей

2

13-14

Познавательная
деятельность человека

2

15-16

Свобода и
необходимость

2

17-18 Общество и природа

2

19-20 Многовариантность
общественного
развития

2

Особенности
современного мира

1

21

22-23 Общество и человек
перед лицом угроз и
вызовов XXI века
24
Практикум по теме
«Человек и общество»
25
Зачёт по теме «Человек
и общество»

2

Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества
личности. Самосознание и самореализация.
Деятельность как способ человеческого бытия. Мышление и
деятельность. Деятельность человека и поведение животных.
Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы
деятельности. Свобода и необходимость в человеческой
деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность.
Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение
деятельности и общения
Роль знаний в жизни человека. Виды человеческих знаний.
Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости
мира. Многообразие путей познания. Понятие истины, её
критерии. Объективность истины. Абсолютные и относительные
истины. Истина и заблуждение.
Свобода личности в различных ее проявлениях. «Буриданов осёл».
Свобода есть осознанная необходимость. Свобода и
ответственность. Тяжесть мира на плечах человека. Что такое
свободное общество.
Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы.
Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Глобальные экологические проблемы.
Эволюция и революция как формы социального изменения.
Понятие общественного прогресса, его противоречивость.
Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество.
Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное)
общество.
Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная
революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных
проблем.
Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая
угроза современной цивилизации.

1

Проблемные вопросы по теме.

1

Основное содержание темы.
Раздел 2. Общество как мир культуры (16 часов)

26-27

Человек как духовное
существо

2

28-29

Мировоззрение, его
место в духовном мире
человека.
Наука и научное
познание

2

32-33

Культура и духовная
жизнь общества

2

34-35

Наука и образование

2

36-37

Мораль.
Религия

2

38-39

Искусство и духовная
жизнь

2

30-31

2

Духовные ориентиры личности. Виды человеческих знаний.
Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм.
Добро и зло.
Мировоззрение, его виды и формы. Обыденное, религиозное,
научное. Мировоззрение и деятельность. Философия. Искусство.
Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное
познание, методы научных исследований. Естественные и
социально-гуманитарные науки. Особенности социального
познания.
Понятие культуры. Материальная и нематериальная культура, ее
состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная.
Многообразие и диалог культур как черта современного мира.
Традиции и новаторство в культуре. Культурное наследие и
культурные универсалии. Проблемы современной отечественной
культуры.
Основная задача и исторические формы образования. Приемы
обучения, предметы и формы усвоения знаний. Государственное и
частное образование, школьное и домашнее. Школа как особый тип
учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного
образования. Общее и специальное образование. Роль науки в
современном обществе. Классификация наук. Школа как способ
приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы
высшего образования.
Категории морали. Мораль и право. Становление нравственного в
человеке. Этика ненасилия. Различные определения религии; ее
значение и роль в обществе. Особенности религии и религиозного
мышления. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф
и мифология. Культ и символ как важные элементы религии.
Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Многообразие
религий. Мировые религии, буддизм, христианство, ислам.
Вероучение в мировых религиях. Роль религий в современном мире.
Атеизм.
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного
искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства.
Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений
искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные

40

41

Практикум по теме
«Общество как мир
культуры»
Зачёт по теме
«Общество как мир
культуры»

1

искусства».
Проблемные вопросы по теме

1

Основные вопросы темы. Обобщение знаний по теме

42-43

Современные подходы
к пониманию права

2

44-45

2

46-47

Социальные подходы и
право
Источники права

48-49

Правоотношения

2

50-51

Гражданство и
гражданское право

2

52-53

Правовые основы
социальной защиты

2

54-55

Занятость и
трудоустройство

2

56-57

Семейное право

2

58-59

Экологическое право

2

2

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (28 часов)
Нормативный подход к праву. Естественно-правовой подход к
праву. От идеи к юридической реальности. Естественное и
позитивное право.
Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма
права. Отрасли и институты права.
Что такое источник права. Основные источники (формы) права.
Нормативно-правовой акт. Нормативный договор. Федеральные
законы и законы субъектов Российской Федерации.
Законотворческий процесс.
Что такое правоотношение. Правомерное поведение и его виды.
Что такое правонарушение. Признаки правонарушения.
Юридическая ответственность.
Гражданство Российской Федерации. Основания приобретения
гражданства. Права и обязанности гражданина. Воинская
обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и
обязанности налогоплательщика. Гражданские правоотношения.
Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на
результат интеллектуальной деятельности. Наследование. Защита
гражданских прав.
Конституционные основы социальной защиты. Социальная защита
граждан. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной
закона.
Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые
формы предпринимательства. Трудовые правоотношения. Порядок
приема на работу. Профессиональное образование.
Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение
брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности
родителей и детей. Воспитание детей, оставшихся без попечения
родителей.
Общая характеристика экологического права. Право человека на

60-61

Процессуальные
отрасли права

2

62-63

Защита прав человека

2

64-65

Антитеррористическая
политика России

2

66

Практикум по теме
«Правовое
регулирование
общественных
отношений»
Зачет по теме
«Правовое
регулирование
общественных
отношений»
Человек в XXI веке

1

благоприятную окружающую среду. Способы защиты
экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданский процесс. Участники гражданского процесса. Стадии
прохождения дела в суде в гражданском процессе. Уголовный
процесс. Участники уголовного процесса. Прохождение дела в суде
в уголовном процессе. Административная юрисдикция. Основные
стадии конституционного судопроизводства. Прохождение дела в
Конституционном суде.
Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская
система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.
Международные преступления и правонарушения. Полномочия
международного уголовного суда.
Понятие и предмет международного права. Международная защита
прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая
база противодействия терроризму в Российской Федерации.
Проблемные вопросы по теме

1

Основные вопросы темы. Обобщение знаний по теме

2

Итоговая контрольная
работа за курс 10
класса

1

Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в
мире информации. Человек и ценности современного общества.
Обобщение изученного материала

67

68-69
70

Тематическое планирование. 11 класс
В соответствии с учебным планом в 11 классе количество часов составляет: 68 часов в год, 2 часа – в неделю.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Раздел
Введение в предмет
Социальная сфера
Политическая жизнь общества
Экономическая жизнь общества
Заключение
Резерв времени

Количество часов
1
16
20
25
4
2
Итого 68 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
КЛАСС 11
№

Тема урока

1
1

2
Введение

Кол-во
часов
3
1

Социальная структура
общества
Социальные нормы и
отклоняющееся
поведение
Нации и национальные
отношения
Семья и быт

2

10-11 Гендер – социальный
пол
12-13 Молодежь в
современном обществе

2-3
4-5

6-7
8-9

Элементы обязательного минимума содержания

По плану

По факту

Примечание

4

5

6

7

Социальная сфера (16 часов)
Социальная дифференциация

2

Социальные нормы, отклоняющееся ( девиантное ) поведение,
социальный контроль

2

Нация, ксенофобия, национальная дискриминация

2
2

Семья как малая группа, семья как социальный институт,
многопоколенная ( расширенная) семья
Гендер, гендерная идентичность, эмансипация

2

Молодежь, субкультура

14-15

16
17

Демографическая
ситуация в
современной России
Повторение темы
«Социальная сфера»
Контрольная работа по
теме «Социальная
сфера»

2

Депопуляция, рождаемость. смертность

1
1

18-19

Политика и власть

2

Политическая жизнь общества (20 часов)
Политика, власть политическая

20-21

Политическая система

2

Политическая система, политический режим

22-23

Гражданское общество
и правовое государство
Демократические
выборы
Политические партии и
партийные системы
Политическая элита и
политическое
лидерство
Политическое сознание
Политическое
поведение
Политический процесс
и культура
политического участи
Повторение по теме
«Политическая жизнь
общества»
Контрольная работа по
теме « Политическая
жизнь общества»

2
2

Гражданское общество, правовое государство, муниципальная
коммуна
Выборы, заградительный барьер

2

Партия, электорат

2

Политическая элита, политическое лидерство

2
2

Политическое сознание, политическая идеология
Политическое поведение, экстремизм

2

Политический процесс, политическое участие, политическая
культура

Роль экономики в

2

24-25
26-27
28-29

30-31
32-33
34-35

36

37

38-39

1

1
Экономическая жизнь общества (25 часов)
Специализация производства

жизни общества
Экономика: наука и
хозяйство
Экономический рост и
развитие
Рыночные отношения в
экономике
Фирма в экономике
Правовые основы
предпринимательской
деятельности
Слагаемые успехи в
бизнесе
Экономика и
государство
Финансы в экономике
Занятость и
безработица

1

Экономическая теория

2

Неравномерность экономического развития

2

Социально ориентированная рыночная экономика

2
2

Коммерческие организации
Фермерское хозяйство

2

Маркетинговое исследование

2

Экономическая безопасность. Налоговая политика

2
2

Финансовый рынок
Трудоустройство

Мировая экономика
Экономическая
культура
Повторение темы
«Экономическая жизнь
общества»
Контрольная работа по
теме «Экономическая
жизнь общества»

2
2

Глобализация экономики
Экономические интересы, экономическая свобода

63-64

Взгляд в будущее

2

65

Контрольная работа за
курс 11 класса
Итоговый урок
Резерв времени

1

40
41-42
43-44
45-46
47-48

49-50
51-52
53-54
55-56

57-58
59-60
61

62

66
67-68

1

1

1
2

Заключение (4 часа)
Глобальные проблемы человечества, постиндустриальное (
информационное общество


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».