В мире книг

Пояснительная записка
Нормативное основание
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на
основании Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения РФ от 31.05.2021 № 286, с требованиями Основной образовательной
программы начального общего образования (1-4 классы), утвержденной приказом
директора от 30.07.2023 г. № 147.
Средством реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «В
мире книг» является учебное пособие: программы Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н.
«Литература как предмет эстетического цикла» и Н. Н. Светловской и О. В.
Джежелей «Внеклассное чтение».
Место предмета в учебном плане
На изучение курса «В мире книг» планом внеурочной деятельности
предусмотрено 1 час в неделю, 34 часа в год в 3 классе.
Программа внеурочной деятельности «В мире книг» разработана для работы с
литературными источниками. Она создана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией
духовно-нравственного воспитания и развития. Ни для кого не секрет, что сегодня
все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают
хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют
в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным
источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания
окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать
познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а
особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности
ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная деятельность обладает некоторыми преимуществами по
сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет
большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя
использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и
методы работы.
Новизна программы состоит в решении проблемы организации внеурочного
чтения. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития
интереса
к
чтению
осуществлялось
комплексное
воздействие
на
интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми
целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по
формированию читательских умений и расширению читательского кругозора
ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь,
сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников –
характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость
использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает
эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому
материалу.
















Содержание, задачи, формы работы выстроены в соответствии с основными
задачами предмета «Литературное чтение», базисного учебного плана и
ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего
школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа).
Занятия по внеклассному чтению нив коей мере не должны подменять уроки
литературного чтения. Они призваны их дополнять, расширяя читательский
кругозор детей.
Занятия внеклассным чтением отличаются от уроков задачами,
продолжительностью, содержанием и структурой.
Цель программы «В мире книг» – возрождение системы уроков внеклассного
чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение
младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения в условиях
как основного, так и дополнительного образования.
Задачи:
совершенствование навыка чтения учащихся;
развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной
литературы;
знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее
структурой, видами, жанрами, темами;
формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной
читательской деятельности;
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших
школьников;
выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе
самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках
литературного чтения.
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи
учащихся.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух,
рассказывание, инсценирование, беседа.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм
и методов работы: фронтальная беседа, групповые выступления, проектная
деятельность, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, КВН.
Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературнопедагогических принципов:
ориентация на читательские интересы ребенка;
разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному
чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков
классного чтения;
важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является
принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и
воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о

прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные
принципы народа, раскрывают красоту подвига человека.
Произведения устного народного творчества способствуют развитию у детей
образного мышления, обогащают их речь.
Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его
многовековой опыт.
Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать,
сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность,
эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.
К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно
ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека
волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую
судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет
научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался
бы этим путём за узкие рамки эгоценрических интересов и чувств».
Воспитательной целью лицея является способствование формированию социальноценностных отношений обучающихся. Одной из основных задач:
приобщить детей к общечеловеческим ценностям, способствовать развитию
креативности («творческости») как черты личности.















2.Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение
третьеклассниками:
Личностных результатов изучения данного курса являются:
развитие речевой культуры, речевых навыков, навыков чтения;
умение постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая
разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении;
творческая деятельность и эмоционально-чувственное отношение к
действительности, которая поможет воспринимать художественное произведение
на основе проявления собственных творческих способностей.
Метапредметных результатов
владеть навыками сознательного, беглого, правильного и выразительного
чтения целыми словами;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения,
цитирования;
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными
правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы.
Предметных результатов











понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему,
уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного,
выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из
персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное
продолжение и завершение;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые
описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику
основным действующим лицам произведения;
знать название темы и сюжеты 2-3 произведений фольклорных жанров, а
также литературных произведений писателей-классиков;
знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их рассказывать;
знать пословицы, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять,
в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных
по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к
творчеству писателей;
Воспитательных результатов:
– духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся
вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в
каком-либо событии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного
действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень:
приобретение третьеклассниками социальных знаний (об общественных
нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и
дополнительном образовании) как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень:
получение третьеклассниками опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в
целом. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, образовательного
учреждения, т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает
первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает
их ценить.
Третий уровень:

получение
третьеклассниками
начального
опыта
самостоятельного
общественного действия, освоение социально приемлемых моделей поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом
воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о
ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности
младших школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных
нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения
младшими школьниками элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Прогнозируемый результат реализации программы.
1.
2.
3.
4.

Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
Умение работать с книгой.
Умение работать с текстом.
Заинтересованность и активное участие родителей по развитию
познавательных способностей у своих детей.
Диагностические средства.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих
показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 3 класса)
Анкета для третьеклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а
также направленности читательского интереса.
-рассказы о животных
1. Любишь ли ты читать?
5.Что любишь больше всего?
-да-читать сам
-нет-слушать чтение взрослых
2. Почему ты любишь читать?
6. Читают ли в вашей семье книги
-можно многое узнать
вслух?
-интересно
-читают
-не читают
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
7. Как ведут себя родители во время
-да
твоего чтения?
-нет-хвалят
4. Что ты любишь читать?
-ругают, сердятся
-стихи
8. Можешь ли ты назвать книгу,
-сказки
которую недавно прочитал?
-смешные рассказы

-могу
-не мог

Проверка читательских умений в 3классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
- использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и
титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
- определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после
просмотра оглавления;
- пользоваться сносками и примечаниями книги;
- отвечать на типовые вопросы о книге;
- составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает
знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
В 3 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью
следующих вопросов и заданий:
1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?
2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?
3. Назови писателей - авторов сказок
4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.
5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
9. Чем отличаются стихи от прозы?
10. О чем вы любите читать?
11. Что отличает произведения народного творчества и литературы?
12. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о
временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
13. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

4. Тематическое планирование

№
п/
п

Тема
раздела/урока

Самые
интересные
1.
книги,
прочитанные
летом.
2- Конкурс
3 рисунков по
прочитанным
книгам.

Коли
честв
Форма организации
о
учебного занятия
часов

1

По
плану

По
факту

Электронны
е (цифровые
образовател
ьные)
ресурсы

Посещение
библиотеки.

2

Организация и
проведение
конкурса.

4- Конкурсная
5 программа
«Путешествие в
море книг»

2

Конкурсная
программа.
Подготовка по
группам.

Литературная
игра- викторина
«Лукоморье» по
сказкам А. С.
Пушкина.

1

Литературная игравикторина.

6

Дата
проведения

https://nsport
al.ru/nachaln
ayashkola/vospit
atelnayarabota/2012/
11/21/vnekla
ssnoemeropriyatie
puteshestviev-mir-knig
https://nsport
al.ru/shkola/l
iteratura/libr
ary/2023/04/
30/viktorinau-lukomorya

1

Форма проведения
по выбору учителя.

3

Литературная игравикторина

11 Писатели –
- юбиляры.
14

4

Устный журнал.

15 Литературная
игра
«Что? Где?
Когда?» по
сказкам
Андерсена.

1

Литературная игравикторина

7

810

День книги –
именинницы.

Сказки и стихи
К.Чуковского.

https://nsport
al.ru/nachaln
ayashkola/vospit
atelnayarabota/2022/
07/23/vnekla
ssnoemeropriyatie
-prazdnikknigi
https://nsport
al.ru/nachaln
ayashkola/chteni
e/2016/01/16
/vneklassnoe
-chtenieskazki-istihi-k-ichukovskogo
-3-klass
http://luzabis
.ru/index.php
/42kalendarzpd-na2017god/290pisateliyubilyary2023-goda
https://nsport
al.ru/detskiisad/hudozhe
stvennayaliteratura/20
20/02/17/lite
raturnayaviktorina-poskazkam-gh-andersena

Конкурс
кроссвордистов.

16
- «И в шутку, и
18 всерьез».
Рассказы Н.
Носова.

3

19 Сказки
- зарубежных
21 писателей.
.

3

Викторина по
сказкам Ш. Перро.
Конкурс рисунков.

22 Сказки братьев
- Гримм.
25

4

Устный журнал.

26 Зарубежный
- фольклор.
29

4

Беседа, чтение.

30 Конкурс
семейных
31 плакатов и
рисунков
«Вместе весело
шагать»
32
- «Папа, мама, я –
33 читающая
семья».

2

Выставка рисунков
и плакатов.

34 Посещение
. библиотеки.

1

2
Проектная
деятельность.
Праздник для
родителей и детей
Беседа, обзор книг.

https://nsport
al.ru/nachaln
ayashkola/chteni
e/2016/10/16
/urok-igrapovneklassnom
u-chteniyuv-3-klassena-temu
https://kladra
z.ru/skazkidljadetei/zarubez
hnye-skazki3-4-klas.html
https://www.
grimmstories
.com/ru/grim
m_skazki/list
https://uchite
lya.com/liter
atura/4366prezentaciya
zarubezhnyy
-folklor-3klass.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».