Россия - мои горизонты (6-11 класс)

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по профориентации «Россия
- мои горизонты» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам
воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1
от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года»
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287 (далее - ФГОС ООО),
- Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.20223 №370 (далее ФОП ООО),
- методическими рекомендациями Минпросвещения «О реализации проекта
«Билет в будущее», утвержденными распоряжением Р-97 от 23 сентября 2019г.
- Положением об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №10,
- Примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Билет в
будущее» (основное общее и среднее общее образование), одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 29 сентября 2022г. №7/22)

Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью
реализации комплексной и систематической профориентационной работы для
обучающихся

классов

6-9

на

основе

апробированных

материалов

Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее — проект).
Внеурочная деятельность — важная часть основной образовательной программы
общего

образования,

образовательной

в

рамках

организации

которой

педагогический

обеспечивает

достижение

коллектив
предметных,

метапредметных и личностных результатов за счет использования потенциала
разнообразия

форм

образовательной

деятельности,

организации

содержательного взаимодействия с предметной развивающей средой.
Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя
профориентация обучающихся 6-9 классов, позволяющая сконцентрироваться на
достижении
осознанно

соответствующих
подойти

к

личностных

решению

и

проблемы

предметных
выбора

результатов,

индивидуальной

образовательной траектории и направления получения профессионального
образования. Одним из современных и эффективных вариантов реализации
профориентационной работы в общеобразовательной организации является
участие школы во Всероссийском проекте «Билет в будущее».
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия
самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной
на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего,
практико-ориентированного
формированию

готовности

и

диагностико-консультативного
к

профессиональному

подходов

к

самоопределению

и

вовлечению всех участников образовательного процесса.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее
- ГПС) обучающихся 6-9 классов МБОУ СШ №6
Задачи:

• построение системы содействия профессиональному самоопределению
обучающихся, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего,
информационно-обучающего,

практико-ориентированного

и

диагностико-

консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех
участников образовательного процесса;
• выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационноличностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон
готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня
готовности,

который

продемонстрирует

обучающийся

после

участия

в

профориентационной программе;
•

формирование

индивидуальных

рекомендаций

для

обучающихся

по

построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от
уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
• информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики
РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
• формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и
других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной
самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого
опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального
самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных
проб,

осознанного

конструирования

индивидуальной

образовательно-

профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций
и возможностей среды;
• формирование ценностного отношения к труду как основному способу
достижения

жизненного

благополучия,

залогу

его

успешного

профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
года

2025

одним

из

направлений

считается

трудовое

воспитание

и

профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством
«воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
содействия

профессиональному

самоопределению,

приобщения

детей

к

социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии
является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и
неотрывно

рассматривается

в

связке

с

физическим,

эмоциональным,

интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е.
интегрирована

в

профориентационная

учебно-воспитательный
работа

в

школах

процесс,

является

а,

одним

следовательно,
из

важнейших

компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Участие МБОУ СШ №6 во Всероссийском проекте «Билет в будущее» позволит
реализовать ключевые задачи профориентационной деятельности и получить
информационно-методическое сопровождение специалистов, ответственных за
реализацию программы (педагогов-навигаторов).
Место и роль курса внеурочной деятельности в учебном плане основной
общеобразовательной программы
Рабочая

программа

разработана

с

учетом

преемственности

профориентационных задач при переходе обучающихся 6-9 классов из класса в
класс.
Программа курса рассчитана на 34 часа (ежегодно), в рамках которых
предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы,
экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных
профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры,
консультации педагога и психолога.

Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности с Рабочей
программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом Рабочей
программы воспитания МБОУ СШ №6. Это позволяет на практике соединить
обучающую и в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в
Рабочей программе воспитания;
• в возможности включения школьников в деятельность, организуемую
образовательной организацией в рамках курса внеурочной деятельности;
• в возможности проведения единых и общих тематических занятий в
разновозрастных

группах,

организованных

для

профориентационной

деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в
Рабочей программе воспитания;
• в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую
их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и
возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое
значение которых для воспитания подчёркивается Рабочей программой
воспитания.
Особенности работы педагога по программе курса внеурочной деятельности
Задача

педагога

состоит

в

том,

чтобы

сопровождать

процесс

профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через
вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах.
При этом результатом работы педагога в первую очередь является личностное
развитие учащегося.
Личностных результатов педагог может достичь, увлекая учащегося
совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время
занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия
содержанием ценностно значимым для обучающегося.

Примерный алгоритм проведения аудиторных занятий по программе курса
может быть такой: приветствие школьников; эмоциональная разрядка (короткие
игры, маленькая притча, размышления учащихся о предложенном высказывании
или цитате и т.п.); проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме
занятия;

рефлексия.

Важной

особенностью

занятий,

повышающей

их

развивающий потенциал, является их интерактивность.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:


готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с
которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации
программы;



готовность к разнообразной совместной деятельности;



выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации
программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

В сфере патриотического воспитания:


осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;



ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству,

спорту,

технологиям,

боевым

подвигам

и

трудовым

достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе
профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:



ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;



готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;



осознание

важности

свободы

и

необходимости

брать

на

себя

ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:


осознание

важности

художественной

культуры

как

средства

коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;


стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе
прикладного;



стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне
зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой
школьник планирует заниматься в будущем.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:


осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;



ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни;



способность

адаптироваться

необходимостью

к

стрессовым

профессионального

ситуациям,

вызванным

самоопределения,

осмысляя

собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей
профессиональной жизнью;



умение принимать себя и других, не осуждая;



умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии
внутренних ресурсов;



сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека.

В сфере трудового воспитания:


установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;



интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения программы
проекта;



осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого;



готовность адаптироваться в профессиональной среде;



уважение к труду и результатам трудовой деятельности;



осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной
траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.

В сфере экологического воспитания:



повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в
процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;



активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том
числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает
ту или иную профессиональную деятельность;



осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

В сфере понимания ценности научного познания:


ориентация в деятельности, связанной с освоением программы на
современную

систему

научных

представлений

об

основных

закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;


овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в
профессиональной сфере;



овладение основными навыками исследовательской деятельности в
процессе

изучения

собственного

мира

опыта,

совершенствовать

профессий,

наблюдений,

пути

достижения

установка

на

осмысление

поступков

и

стремление

цели

индивидуального

и

коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:


освоение

социального

опыта,

основных

социальных

ролей,

соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,

включая

семью,

профессиональному признаку;

группы,

сформированные

по



способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить
профессиональные пробы в разных сферах деятельности;



навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том
числе профессиональное;



умение оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;



умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;



умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;



способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и
последствия,

формировать

опыт,

уметь

находить

позитивное

в

произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:


выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой
для полноты представлений о ней, и находить способы для решения
возникшей проблемы;



использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;



аргументировать свою позицию, мнение;



оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе работы с интернет-источниками;



самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре;



прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия, связанные с выбором будущей профессии;



выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или
иную специальность в новых условиях;



применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или
дальнейшим обучением;



выбирать,

анализировать,

систематизировать

и

интерпретировать

информацию различных видов и форм представления;


находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;



самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации, предназначенную для остальных участников программы.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:


воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и
условиями общения в рамках занятий, включённых в программу;



выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;



понимать намерения других участников занятий по программе проекта
«Билет в будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к
взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать
свои возражения;



в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения друг с другом;



сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;



публично представлять результаты работы, проделанной в рамках
выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;



понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной
деятельности, коллективно планировать действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;



уметь обобщать мнения нескольких участников программы, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;



участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и др.);



выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
участников.

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:


выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;



ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие

решений
решений

группой);


делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в
процессе профессионального самоопределения;



владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;



предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей
профессии;



объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы
курса, уметь находить позитивное в любой ситуации;



уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых
обстоятельств,

изменившихся

ситуаций,

установленных

ошибок,

возникших трудностей;


различать, называть и управлять собственными эмоциями;



уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения участников курса, осознанно относиться к ним.

Предметные результаты
Предметные результаты освоения Программы основного общего образования
представлены

с

учётом

специфики

содержания

предметных

областей,

затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников.
Русский язык:


формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения
при помощи современных средств устной и письменной речи): создание
устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений
и личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научнопопулярной

литературы:

монолог-

описание,

монолог-рассуждение,

монолог-повествование;


участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации;



обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой
деятельности;



извлечение информации из различных источников, её осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями,
справочной литературой, в том числе информационно-справочными
системами в электронной форме;



создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм
построения текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность
и относительная законченность;



последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости
от цели текста, типа речи);



правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи
предложений в тексте, логичность.

Литература:


овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать
проверенные

источники

в

библиотечных

фондах,

Интернете

для

выполнения учебной задачи;


применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.
Иностранный язык:



овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства
со спецификой современных профессий;



приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать
правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни
и при работе в Интернете;



использовать

иноязычные

словари

и

справочники,

в

том

числе

информационно- справочные системы в электронной форме.
Информатика:


овладение основными понятиями: информация, передача, хранение,
обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их
использованием для решения учебных и практических задач;



умение оперировать единицами измерения информационного объёма и
скорости передачи данных;



сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как
профильного предмета.

География:


освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на
планете Земля, в решении современных практических задач своего
населенного пункта;



умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами;



умение использовать географические знания для описания существенных
признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;



сформированность мотивации к продолжению изучения географии как
профильного предмета на уровне среднего общего образования.

Физика:


умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и



техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;



понимание необходимости применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования;



расширенные представления о сферах профессиональной деятельности,
связанных с физикой и современными технологиями, основанными на
достижениях физической науки, позволяющие рассматривать физикотехническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной
деятельности;



сформированность мотивации к продолжению изучения физики как
профильного предмета на уровне среднего общего образования.

Обществознание:


освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как
базового

социального

института;

характерных

чертах

общества;

содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том
числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы
налогового законодательства);процессах и явлениях в экономической
сфере (в области макро- и микроэкономики);


умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации)
деятельности

людей,

социальных

объектов,

явлений,

процессов

определённого типа в различных сферах общественной жизни, их
структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа
социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм;



умение

классифицировать

устанавливать
объекты,

по

существенный

явления,

разным
признак

процессы,

признакам

(в

классификации)

относящиеся

к

том

числе

социальные

различным

сферам

общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные
функции;


овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой,

графической,

аудиовизуальной)

по

заданной

теме

из

различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций средств массовой информации (далее – СМИ)

с

соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;


приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов
индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для
реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в
том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения
гражданских

обязанностей;

для

анализа

потребления

домашнего

хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
для опыта публичного представления результатов своей деятельности в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом.
Биология:


владение навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа
информации и оценки её достоверности;



умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных
предметов;



интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как
профильного предмета на уровне среднего общего образования для
будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины,
экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности,
психологии, искусства, спорта.

Изобразительное искусство:


сформированность
материалах

в

системы

знаний

изобразительном

о

различных

искусстве;

о

художественных

различных

способах

живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах
изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных
художниках, скульпторах и архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности:


сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе
освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания
значимости безопасного поведения;



овладение

знаниями

и

умениями

предупреждения

опасных

и

чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в
помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды).
Содержание курса по профориентации
Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей
экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час)

Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой
страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития,
профессиональных

навыков

и

качеств,

востребованных

в

будущем.

Формирование представлений о развитии и достижениях страны в следующих
сферах: медицина и здоровье; архитектура и строительство; информационные
технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское
хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность;
креативные технологии; сервис и торговля; предпринимательство и финансы.
Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее»
(введение в профориентацию) (1 час)
В 6 классе: тематическое содержание занятия построено на обсуждении и
осознании трех базовых компонентов, которые необходимо учитывать при
выборе:
– «ХОЧУ» – ваши интересы;
– «МОГУ» – ваши способности;
– «БУДУ» – востребованность обучающегося на рынке труда в будущем.
Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением
представлений о мире профессионального труда в общем: формирование
системного

представления

о

мире

профессий

и

значимости

трудовой

деятельности, например, как различные качества или навыки могут по-разному
реализовываться в разных профессиональных направлениях. Помощь в выборе
увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы, развивать
возможности и помогать окружающим. Поиск дополнительных занятий и
увлечений.
В 7 классе: тематическое содержание занятия предполагает знакомство с

различными профессиональными средами и профессиями через проектную
деятельность.

Информирование

современных

профессий:

обучающихся

формирование

о

разнообразии

представлений

о

сред

и

взаимосвязи

деятельности различных специалистов при достижении общего результата,
решение проектных заданий с профориентационным компонентом, работа в
школьных проектных командах для поиска и презентации проектных решений.
Обучающимся предстоит предложить проектные решения по тематическим
направлениями

виртуального

города

профессий

«Профиград»:

выбрать

проблему для решения, сформировать проектную задачу, сформировать команду
профессионалов из разных профессий, предложить и презентовать решение.
В 8 классе: занятие знакомит обучающихся с разнообразием направлений
профессионального развития, возможностями прогнозирования результатов
профессионального самоопределения. На занятии раскрываются существующие
профессиональные

направления,

варианты

получения

профессионального

образования (уровни образования). Актуализация процессов профессионального
самоопределения. Информирование школьников о видах профессионального
образования (высшее образование / среднее профессиональное образование).
Помощь

школьникам

в

соотнесении

личных

качеств

и

интересов

с

направлениями профессиональной деятельности.
В 9 классе: формирование представлений о преимуществах обучения как в
организациях высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего
профессионального

образования

возможных профессиональных
познавательного

интереса

к

(СПО).

Актуализация

направлениях
философии

представлений

о

для учащихся. Повышение

выбора

и

построению

своей

персональной карьерной траектории развития. В 10 классе: в ходе занятия
обучающиеся

получают

информацию

профессиональной деятельности:

по

следующим

направлениям

– естественно-научное направление;
– инженерно-техническое направление;
– информационно-технологическое направление;
– оборонно-спортивное направление;
– производственно-технологическое направление;
– социально-гуманитарное направление;
– финансово-экономическое направление;
– творческое направление.
Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание»
вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о
компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с
инструментами и мероприятиями профессионального выбора.
В 11 классе: занятие направлен помочь выпускникам взглянуть на различные
жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после
окончания школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий
будет раскрыта и тема разнообразия выбора профессий в различных
профессиональных направлениях. Формирование представления о выборе,
развитии и возможных изменениях в построении персонального карьерного
пути. Формирование позитивного отношения и вовлеченности обучающихся в
вопросы самоопределения. Овладение приемами 20 построения карьерных
траекторий развития. Актуализация знаний по выбору образовательной
организации: организации высшего образования (ВО, вузы) или организации
среднего

профессионального

образования

формирования персонального карьерного пути.

(СПО)

как

первого

шага

Тема 3.Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор
результатов (1 час) Для обучающихся, не принимающихучастие в проекте
«Билет в будущее», доступна профориентационная диагностика № 1 «Мой
профиль».
Профориентационная

диагностика

обучающихся

на

интернет-платформе

profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных участников) позволяет определить
требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую
индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Методика «Мой профиль» – диагностика интересов, которая позволяет
рекомендовать

профиль

обучения

и

направления

развития.

Методика

предусматривает 3 версии: для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Тест реализуется в
форме кейсов, время прохождения – около 15 минут. По итогам диагностики
рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в
индивидуальном или групповом формате).
Тема 4.Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разбор
результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее»
доступна профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» (обязательна
для проведения).Профориентационная диагностика обучающихся на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта)
позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и
сформировать 7 дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе
профориентационной работы.
Методика

«Мои

профсреды»

–

онлайн-диагностика

профессиональных

склонностей и направленности обучающихся. В результатах обучающийся
получает рекомендации по построению трека внутри проекта «Билет в будущее»
(«Профессиональных сред»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9
и 10- 11 классов. Методика реализуется в форме кейсов, время прохождения –
около 15 минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение

консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом
формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой
консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/).
Тема

5.Профориентационное

(дополнительное

образование,

занятие
уровни

«Система

образования

профессионального

России»

образования,

стратегии поступления) (1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с системой общего образования РФ и
понятием «дополнительное образование для школьников», обсуждают значение
и возможности, которые дает образование каждому человеку, учатся подбирать
дополнительное образование для решения разных задач, в том числе для
подготовки к будущему профессиональному выбору.
В 8-9 классе: обучающиеся знакомятся с понятием «профессиональное
образование» и его уровнями, учатся соотносить профессии и уровень
образования, который требуется для их освоения, узнают об условиях
поступления, длительности обучения, результатах образования в учреждениях
среднего и высшего профессионального образования.
В 10-11 классе: обучающиеся знакомятся с основными этапами подбора
профессионального образования, узнают, что такое специальность и профиль
обучения, учатся читать коды специальностей, обсуждают основные ошибки,
которые делают школьники при подборе профессионального образования.
Тема 6. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и
образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1
час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника, в
рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 7.Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор:
импортозамещение,

авиастроение,

судовождение,

судостроение,

лесная

промышленность) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1).
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору
профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня
технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения
активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики, и
со временем результат этой работы займет достойное место не только на
российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские
технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия
предложены следующие отрасли и тематики на выбор: импортозамещение,

авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность.
Тема 8.Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор
результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее»
доступна профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна
для проведения).
Профориентационная

диагностика

обучающихся

на

интернет-платформе

https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет
определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать
дальнейшую

индивидуальную

траекторию

участия

в

программе

профориентационной работы.
Методика «Мои ориентиры» – онлайн-диагностика особенностей построения
образовательно-профессиональной

траектории.

В

8-11

классах

методика

направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения
обучающихся и уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Версия

6-7

классов

включает

только

диагностику

готовности

к

профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных
ориентиров. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по
полученным результатам (в индивидуальном или групповом
Возможно

проведение

консультации

с

помощью

формате).

видеозаписи

готовой

консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/).
Тема

9.Профориентационное

занятие

«Россия

промышленная:

узнаю

достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая
промышленность, добыча и переработка сырья) (1 час)
Популяризация

и

просвещение

обучающихся

на

основе

знакомства

достижениями страны в сфере промышленности и производственных

с

технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и
специалистами в области промышленной и смежных технологий. Повышение
информированности о достижениях и перспективах развития промышленности,
направленное на решение важнейших задач развития общества и страны.
Информирование о профессиях и современном рынке труда в области
промышленности и смежных отраслей.
Тема

10.Профориентационное

занятие

«Пробую

профессию

в

сфере

промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет
в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным
технологиям и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения

обучающихся.

Знакомство

с

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и
профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).

Тема 11.Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения
страны в области цифровых технологий» (информационные технологии,
искусственный интеллект, робототехника) (1 час)
Популяризация

и

просвещение

обучающихся

на

основе

знакомства

с

достижениями страны в сфере цифровых технологий. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сквозных
цифровых технологий. Повышение информированности о достижениях и
перспективах развития цифровизации, направленной на решение важнейших
задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области цифровой экономики и смежных отраслей.
Тема 12. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.)
(1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения

обучающихся.

Знакомство

с

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере цифровых технологий, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.

– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление
полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 13.Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор:
медицина, реабилитация, генетика) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2, 1 час)
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору
профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня
технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения
активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики и
со временем результат этой работы займет достойное место не только на
российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские
технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия
предложены следующие отрасли и тематики на выбор: медицина, реабилитация,
генетика.
Тема 14.Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор
результатов (1 час)
Для

обучающихся-участников

проекта

«Билет

в

будущее»

доступна

профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» (обязательна для
проведения).
Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы
и сильные стороны обучающихся с подсвечиванием «зон

потенциала»

(талантов), рекомендуемых отраслей и профессий. Методика предусматривает
версии для 6-7, 8-9 классов, в силу особенностей образовательных возможностей
для данной нозологии. Рекомендуем проходить диагностику в сопровождении

учителя, родителя, тьютора для предотвращения случаев, когда у ученика
возникают сложности с платформой, непонимание слов, интерпретации
результатов. Также рекомендуется видео-сопровождение для знакомства с
результатами и рекомендациями для пользователя.
Для обучающихся – участников проекта «Билет в будущее» доступно
дополнительное тестирование по методикам «Мои возможности» и «Мои
способности»

(проводится

по

желанию

обучающихся).

Дополнительное

тестирование увеличивает точность и полноту рекомендаций. Тестирование
проводится в рамках дополнительных занятий или в домашних условиях. Для
тестирования рекомендуется использовать стационарные компьютеры или
ноутбуки, в случае отсутствия такой возможности допускается использование
мобильных устройств.
Тема 15. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения
страны

в

области

инженерного

дела»

(машиностроение,

транспорт,

строительство) (1 час)
Популяризация

и

просвещение

обучающихся

на

основе

знакомства

с

достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной
и

инжиниринговой

деятельности.

Повышение

информированности

о

достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области инженерной деятельности и
смежных отраслей.
Тема 16.Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»

по профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения

обучающихся.

Знакомство

с

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. 28
Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии),
в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема

17.Профориентационное

общественная

безопасность»

занятие

«Государственное

(федеральная

управление

государственная,

военная

и
и

правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах)
(1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с основными функциями государства и
государственными органами, которые ответственны за реализацию этих
функций; знакомятся с понятием «военнослужащий», видами войск РФ и
примерами профессий, имеющих отношение к военному делу; узнают о
возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об

особенностях военной службы: наличие рисков для жизни и здоровья, льгот при
поступлении в учебные заведения, возможностей предоставления служебного
жилья и др.
В 8-9 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и
обязанностях

государства

в

отношении

своих

граждан,

а

также

о

государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций;
знакомятся с понятием «правоохранительные органы» и с основными
профессиями в сфере, соотнося различные ведомства с занятыми в них
сотрудниками; актуализируют знания о возможностях и ограничениях работы в
госструктурах, в частности, об особенностях работы в правоохранительных
органах.
В 10-11 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и
обязанностях

государства

в

отношении

своих

граждан,

а

также

о

государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций;
обучающиеся

узнают

об

основных

рабочих

задачах

гражданских

государственных служащих в различных органах государственного управления,
узнают о релевантном образовании для управленческих позиций в госструктурах
и особенностях трудоустройства в органы государственного управления;
актуализируют

знания

о

возможностях

и

ограничениях

работы

в

государственных структурах.
Тема 18.Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления
и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и
др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения

обучающихся.

Знакомство

с

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб

(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере управления и безопасности, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 19. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя страна»
(1 час)
Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных
занятий. Постановка образовательных и карьерных целей. Формирование планов
образовательных шагов и формулирование карьерной траектории развития.
Развитие

проектного

осмысление

мышления,

значимости

рефлексивного

собственных

усилий

сознания
для

обучающихся,

достижения

успеха,

совершенствование субъектной позиции, развитие социально-психологических
качеств личности.
Тема

20.Профориентационное

занятие

«Россия

плодородная:

узнаю

о

достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный
комплекс) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с

достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и
сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с
экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных
технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах
развития АПК, направленного на решение важнейших задач развития общества
и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области
экономики сельского хозяйства и смежных отраслей.
Тема 21.Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения

обучающихся.

Знакомство

с

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в аграрной сфере, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).

Тема 22.Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения
страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения,
фармацевтика и биотехнологии) (1 час)
Популяризация

и

просвещение

обучающихся

на

основе

знакомства

с

достижениями страны в сфере медицины и здравоохранения. Знакомство на
основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области
современной медицины и смежных технологий. Повышение информированности
о достижениях и перспективах развития здравоохранения, направленного на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области медицины и смежных
отраслей.
Тема

23.Профориентационное

занятие

«Пробую

профессию

в

области

медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1
час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения

обучающихся.

Знакомство

с

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.

– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 24. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на
благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1
час)
Популяризация

и

просвещение

обучающихся

на

основе

знакомства

с

достижениями страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства.
Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами
в области социально-экономического развития. Повышение информированности
о достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области социальной сферы и смежных
отраслей.
Тема 25.Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных
мероприятий и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения

обучающихся.

Знакомство

с

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование

представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба в социальной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 26. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие
профессии» (сфера культуры и искусства) (1 час)
Популяризация

и

просвещение

обучающихся

на

основе

знакомства

с

достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области креативной
экономике и творческих индустрий. Повышение информированности о
достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики,
направленных на решение важнейших задач развития общества и страны.
Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда в данной
области и смежных отраслей.
Тема 27.Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения

обучающихся.

Знакомство

с

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач

с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере творчества, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и
профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 28.Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1)
(учитель, актер, эколог) (1 час)
Формирование

познавательного

интереса

у

обучающихся

к

вопросам

профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для
молодежимедийными личностями – популярными блогерами, артистами,
ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалитишоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель,
актер, эколог.
Тема 29.Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2)
(пожарный, ветеринар, повар) (1 час)
Формирование

познавательного

интереса

у

обучающихся

к

вопросам

профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для
молодежимедийными личностями – популярными блогерами, артистами,

ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалитишоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный,

ветеринар, повар.
Тема 30. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1
час).
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через
интервью с реальными представителями профессий – героями первого
профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного
интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной историей
труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе
жизненных историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер:
медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и
искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4
серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:
1 серия: начальник конструкторского отдела компании «ОДК-Авиадвигатели»,
владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «Peshi».
2 серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части по
тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот –
Российские авиалинии», полицейский-кинолог Отдельного батальона патрульнопостовой службы полиции на метрополитене.
3 серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей
компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного

бюро

Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского
комплекса
институт»).

НБИКС-природоподобных

технологий

(НИЦ

«Курчатовский

4

серия:

мастер

руководитель

участка

компании

Курчатовского

«ОДК-Авиадвигатели»,

комплекса

скульптор,

синхротронно-нейтринных

исследований (НИЦ «Курчатовский институт»).
Тема 31.Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) (1
час).
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через
интервью с реальными представителями профессий – героями первого
профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит
обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе
практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных
сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства,
наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению
5-8 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:
5 серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины,
реабилитолог.
6

серия:

врач-педиатр

Псковской

областной

инфекционной

больницы,

основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом».
7 серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании
«ЛобаевАрмс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +».
8 серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий
машиностроительного завода «Тонар», травматолог-ортопед, клинический
ординатор.
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
(1 час)
Темы 29-33 – серия профориентационных занятий в формате марафона по

профессиональным

пробам:

решение

онлайн-проб

(моделирующая

профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью
цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе
проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/), направленных на погружение
обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением
профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред.
Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии),
в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 33.Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с
решением

профессиональных

задач

специалистов

из

различных

профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в цифровой
сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность
этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.

– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 34.Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» (1 час)
Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта
по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями
экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся
личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к
профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных
интересах и возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших
шагов в области профессионального самоопределения.

Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности
«Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год
Классы-участникиПрофминимума
№

Дата

Классы - участники

(незарегистрированныевпроекте«Билетвбудущее»)

Кол-

Профминимума(зарегистрированныевпроекте«Билетв

вочас

будущее»)

ов

Сентябрь
1

7сентября

Тема1.Вводныйурок«МояРоссия—

2023г.

1

моигоризонты»(обзоротраслейэкономическогоразвитияРФ—
счастьевтруде)

2

14сентября

Тема2.Тематическийпрофориентационныйурок«Откройсвоёбудущее»(введениевпро

2023г.
3

4

фориентацию)

21сентября

Тема3.Профориентационнаядиагностика№1

Тема3.Профориентационнаядиагностика№1

2023г.

«Мойпрофиль»иразборрезультатов

«Мои профсреды» и разбор результатов

28сентября
2023г.

1

Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования

1

1

России»(дополнительноеобразование,уровнипрофессиональногообразования,стратегиипоступле
ния)
Октябрь

5октября
5

2023г.

Тема 5.Профориентационноезанятие«Пробую профессию в сфере науки и
образования»(моделирующаяонлайн-

1

пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессииучителя,приуроченная
кГодупедагогаинаставника)
Тема6.Профориентационноезанятие«Россия в
6

12октября

деле»(часть1)

Тема6.Профориентационнаядиагностика№2 «Мои

2023г.

(на выбор: импортозамещение, авиастроение,

ориентиры»иразборрезультатов

1

судовождение, судостроение, лесная
промышленность)
19октября
7

2023г.

Тема7.Профориентационноезанятие«Россияпромышленная:узнаюдостижениястранывсферепромышленностиип
роизводства»

1

(тяжелаяпромышленность,добычаипереработкасырья)
26октября
8

2023г.

Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности»
(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:металлург,

1

специалистпоаддитивнымтехнологиямидр.)
Ноябрь
2ноября
9

2023г.
9ноября

10

2023г.

Тема9.Профориентационноезанятие«Россияцифровая:узнаюдостижениястранывобластицифровыхтехнологий»
(информационныетехнологии,искусственныйинтеллект,робототехника)

1

Тема10.Профориентационноезанятие
«Пробуюпрофессиювобластицифровыхтехнологий»(моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:программист,робототехникидр.
)

1

16ноября
11

2023г.

Тема11.Профориентационноезанятие«Россия в деле»

Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои

(часть2)

таланты» и разбор результатов

1

(навыбор:медицина,реабилитация,генетика)
23ноября
12

2023г.
30ноября

13

2023г.

Тема12.Профориентационноезанятие«Россияинженерная:узнаюдостижениястранывобластиинженерногодела»
(машиностроение,транспорт,строительство)

1

Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере»(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:инженер-

1

конструктор,электромонтеридр.)
Декабрь
7декабря
14

2023г.

Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная
безопасность»(федеральнаягосударственная,военнаяиправоохранительнаяслужбы,особенностиработыипр

1

офессиивэтихслужбах)
14декабря
15

2023г.

Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и
безопасности»(моделирующаяонлайн-

1

пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:специалистпокибербезопасности,юристидр.
)
16

21декабря

Тема16.Профориентационноезанятие-рефлексия «Моё будущее—моя страна»

1

2023г.
Январь
11января
17

2024г.

Тема 17.Профориентационное занятие «Россия плодородная :узнаю о достижениях агропромышленного
комплекса страны»

1

(агропромышленныйкомплекс)

18января
18

2024г.

Тема18.Профориентационноезанятие
«Пробуюпрофессиюваграрнойсфере»(моделирующаяонлайн-

1

пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:агроном,
зоотехникидр.)
25января
19

2024г.

Тема19.Профориентационноезанятие«Россияздоровая:узнаюдостижениястранывобластимедициныиздравоохран
ения»

1

(сфераздравоохранения,фармацевтикаибиотехнологии)
Февраль
1февраля
20

2024г.

Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
медицины»(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:врач

1

телемедицины, биотехнолог и др.)
21

8февраля
2024г.
15февраля

22

2024г.

Тема21.Профориентационноезанятие«Россиядобрая:узнаюопрофессияхнаблагообщества»(сферасоц

1

иальногоразвития,туризмаигостеприимства)
Тема22.Профориентационноезанятие«Пробую профессию на благо общества»
(моделирующаяонлайн-

1

пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:менеджерпотуризму,организаторблаготвори
тельныхмероприятийидр.)
23

22февраля
2024г.

Тема23.Профориентационноезанятие«Россиякреативная:узнаютворческиепрофессии»(сферак
ультурыиискусства)

1

29февраля
24

2024г.

Тема24.Профориентационноезанятие «Пробую творческую профессию»
(моделирующаяонлайн-

1

пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:дизайнер,продюсеридр.)
Март
25

7марта
2024г.

26

14марта
2024г.

27

21марта

Тема25.Профориентационноезанятие «Один день в профессии» (часть1) (учитель,

1

актер, эколог)
Тема26.Профориентационноезанятие«Одинденьвпрофессии»(часть2)(пожарный,вете

1

ринар,повар)
Тема27.Профориентационныйсериалпроекта «Билет в будущее» (часть1)

1

Тема28.Профориентационныйсериалпроекта «Билет в будущее» (часть2)

1

2024г.
28

28марта
2024г.

Апрель
29

4апреля
2024г.

Тема29.Профориентационноезанятие

1

«Пробуюпрофессиювинженернойсфере»(моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта «Билет в будущее»)

30

31

32

11апреля

Тема30.Профориентационноезанятие «Пробую профессию в цифровой сфере»

2024г.

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта«Билет в будущее»)

18апреля

Тема31.Профориентационноезанятие «Пробую профессию в сфере промышленности»

2024г.

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта«Билет в будущее»)

25апреля

Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины»

1

1

1

2024г.

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта«Билет в будущее»)
Май

33

34

2мая

Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере»

2024г.

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

16мая
2024г.

Тема34.Профориентационноезанятие«Моё будущее—моя страна»

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».