Основные вопросы биологии (9 класс)

Пояснительная записка
- Нормативное основание
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287, с требованиями
Основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы), утвержденной
приказом директора от 30.09.2023 г. № 147
Средством
реализации программы
курса внеурочной деятельности «Основные
вопросы биологии» являются программы для общеобразовательных учреждений к комплекту
учебников, созданных авторским коллективом под руководством И. Пономарёвой.
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для основного государственного экзамена по биологии.
Спецификации контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена.
На изучение курса «Основные вопросы биологии» планом внеурочной деятельности
предусмотрено 1час в неделю, 34 часа - в 9-ом классе. Всего 34 часа
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую
биологическую грамотность, которая необходима для успешной сдачи выпускного экзамена по
биологии за курс основной школы. Однако знания, полученные в среднем звене, требуют
систематизации. Курс «Основные вопросы биологии» поможет решить эту проблему.
Общая характеристика курса
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного
образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области
«Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования,
обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и
творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В процессе освоения программы элективного курса, обучающиеся смогут проверить уровень
знаний по различным разделам школьного курса биологии, а также пройдут необходимый этап
подготовки к основному государственному экзамену.
Программа построена с учетом изучения общих биологических закономерностей на разных
уровнях организации живой природы, идей, гипотез и теорий о целостности, системности природы,
ее эволюции, в которых живые системы характеризуются как целостные, способные к
саморегуляции и саморазвитию.
Это будет способствовать формированию у школьников
способности к критическому мышлению, приведения в систему биологических знаний.
Цель курса: целенаправленная работа по систематизации знаний учащихся 9 классов
Задачи курса:
• формирование основных компонентов содержания образования: знаний,
репродуктивных и творческих умений;
• выполнение тренировочных упражнений и демоверсий ОГЭ;
• активизация мышления учащихся;
• развитие биологической интуиции, выработка техники быстро выполнения
предложенных экзаменационных заданий;
• профессиональная ориентация в прикладных областях биологии.

Виды и формы контроля
Текущий контроль осуществляется с помощью индивидуального опроса.
Тематический контроль осуществляется по завершении раздела, темы в форме тренировочных
упражнений, по опросному листу.
В завершении курса учащиеся выполняют пробное тестирование в соответствии с
требованиями к экзаменационной работе по биологии.
Планируемые результаты
Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности,
настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в
практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
• Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
• Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
• Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
• Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
• Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;

• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата.
Познавательные УУД. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных
ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки.
Коммуникативные УУД. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Предметные результаты курса «Биология»:
Выпускник научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей
среды;
• аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды;
• осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических
объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для
сохранения биосферы;
• объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления
особенностей их строения и функционирования;
• объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и
систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений
и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию
о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального
природопользования, и пути решения этих проблем;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов
риска на здоровье человека;
• находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет
ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение к объектам живой природы);
• создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в
области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников

информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики,
экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.
Краткий вывод: для успешной сдачи экзамена выпускник должен
• Знать и понимать: основные положения биологических законов; теорий;
закономерностей; гипотез; строение и признаки биологических объектов; сущность
биологических процессов и явлений; современную биологическую терминологию и
символику; особенности организма человека.
• Уметь: объяснять и анализировать биологические процессы, устанавливать их
взаимосвязи; решать биологические задачи; составлять схемы; распознавать, определять и
описывать биологические объекты, выявлять их особенности, сравнивать эти объекты и
делать выводы на основе сравнения.
• Использовать приобретенные знания и умения для обоснования правил поведения в
окружающей среде, здорового образа жизни, оказания первой помощи.
Содержание и тематическое планирование
Содержание курса соответствует программе средней школы и нормативным документам
ОГЭ. В соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников по биологии содержание курса поделено на 5 содержательных блоков. Содержание
этих блоков направлено на активизацию, систематизацию знаний об основных положениях
биологических законов, теорий, закономерностей, гипотез, строение и признаков биологических
объектов; сущности биологических процессов и явлений; особенностей строения и
жизнедеятельности организма человека.
№
Тема
1 Биология как
наука. Методы
научного
познания
2 Признаки
живых
организмов

3

Система,
многообразие и
эволюция
живой природы

Содержание
Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира
Клеточное строение организмов – основа единства органического мира,
доказательство родства живой природы. Гены и хромосомы.
Вирусы – неклеточные формы жизни.
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства
организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани,
органы, системы органов растений и животных, выявление
изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения
растений и домашних животных, ухода за ними.
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний
растений, животных, человека.
Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной
деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и
собственной деятельности.
Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и

4

5

6

собственной деятельности.
Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и
собственной деятельности.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник
учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе
эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы и результата эволюции
Органы и системы органов. Регуляция процессов.
Человек и его
Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их
здоровье
биологическое значение. Индивидуальные особенности личности:
способности, темперамент, характер.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная
активность, сбалансированное питание, рациональная организация
труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное
питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков,
стресс, вредные условия труда, и др.
Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие
инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов
дыхания).
Предупреждение
инфекционных
заболеваний.
Профилактические прививки.
Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и
грибами; заболеваний, вызываемых
паразитическими животными и животными - переносчиками
возбудителей болезней.
Профилактика травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и
слуха.
Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении
некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями,
угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорнодвигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления
Взаимосвязи
организмов к различным экологическим факторам. Популяция.
организмов и
Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз,
окружающей
паразитизм).
среды
Сезонные изменения в живой природе.
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей,
потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и
круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи
питания. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь
других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах,
влияние собственных поступков на живые организмы и экосистему в
целом.
Работа с КИМами ОГЭ. Анализ работ

Первый блок «Биология как наука» включает в себя задания, контролирующие знания: о роли
биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической

деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение,
эксперимент).
Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими знания: о
строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых
организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выращивания
растений и разведения животных.
Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы»
содержит задания, контролирующие знания: о важнейших отличительных признаках основных
царств живой природы (Животные, Растения, Грибы, Бактерии, Вирусы); классификации растений
и животных (отдел (тип), класс); об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о
биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.
Четвертый блок «Человек и его здоровье» содержит задания, выявляющие знания: о
происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и об
особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов
(нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения, пищеварения, половой,
опоры и движения); внутренней среде, об иммунитете, органах
чувств, о нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; санитарно-гигиенических
нормах и правилах здорового образа жизни.
Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие
знания: о системной организации живой природы, об экологических факторах, о взаимодействии
разных видов в природе; об естественных и искусственных экосистемах и о входящих в них
компонентах, пищевых связях; об экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и
жизнь других людей; о правилах поведения
Тематическое планирование
№

Тема

Количество
часов

1

Биология как наука. Методы научного познания

1

2

Признаки живых организмов

3

3

Система, многообразие и эволюция живой природы

11

4

Человек и его здоровье

14

5

Взаимосвязь организмов и окружающей среды

3

6

Работа с КИМами ОГЭ. Анализ работ

2

Календарно-тематическое планирование

№

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

«Биология как наука. Методы научного познания» (1 часа)

1

Биология как наука,
ее
достижения,
методы
познания
живой природы. Роль
биологии
в
формировании
современной
естественнонаучной
картины мира

понятия,
Биология как наука, ее Определяют
достижения,
методы формируемые в ходе изучения темы
познания живой природы. Биология как комплексная наука,
роль биологии в современном
Роль биологии.
обществе. Приводят примеры имена
многих
выдающихся
ученых,
внесших вклад в развитие биологии

«Признаки живых организмов» (3 часа)

2

3

4

Клеточное строение
организмов – основа
единства
органического мира,
доказательство
родства
живой
природы. Гены и
хромосомы.

Современная клеточная
теория, ее основные
положения. Развитие знаний
о клетке.

Вирусы
–
неклеточные формы
жизни
Признаки организмов.
Наследственность и
изменчивость
–
свойства организмов.
Одноклеточные
и
многоклеточные
организмы.

Вирусы –
неклеточные формы жизни.
Одноклеточные и
многоклеточные; автотрофы,
гетеротрофы, аэробы,
анаэробы

Знать
основные
положения
клеточной
теории,
этапы
становления клеточной теории.
Знать признаки живых организмов –
клеточное
строение.
Уметь
распознавать и описывать на
таблицах
основные
части
и
органоиды
клетки;
сравнивать
разные клетки и делать выводы на
основе их строения.
Уметь распознавать представителей
разных царств и давать их общую
характеристику.
Знать особенности строения
одноклеточных, многоклеточных;
уметь сравнивать и находить
отличия автотрофы, гетеротрофы,
аэробы, анаэробы

«Система, многообразие и эволюция живой природы» (11 часов)

5

6

7-9

Царство
бактерий, Строение бактериальной
строение,
клетки.
жизнедеятельность,
размножение, роль в
природе.

Знать
строение
бактериальной
клетки
Уметь распознавать описывать
особенности клеток бактерий.

Царство
грибов, Признаки царства грибов,
строение,
строение грибов
жизнедеятельность,
размножение.
Роль
лишайников.

Знать классификацию и значение
грибов в природе и жизни человека.
Уметь распознавать и описывать
особенности
строения
грибов;
объяснять роль грибов в природе и
в жизни человека.
Знать признаки растений
Уметь сравнивать растения между
собой; распознавать и описывать
отделы растений обосновывать роль
цветковых растений

Царство
растений. Признаки царства растения.
Роль
растений
в
природе,
жизни
человека

1014

15

Царство
животные.
Роль животных в
природе,
жизни
человека
Учение об эволюции
мира.
Ч.Дарвиносновоположник
учения об эволюции.
Усложнение растений
и
животных
в
процессе эволюции.

Царство животных.

Учение об эволюции мира.
Ч.Дарвин-основоположник
учения об эволюции.
Усложнение растений и
животных в процессе
эволюции.

Уметь
выделять
особенности
животных; приводить примеры
животных царство животных..
Знать основные положения
эволюционного учения Ч.Дарвина.
Усложнение растений и животных в
процессе эволюции.

«Человек и его здоровье» (14 часов)

16

17

18

19

20

21

Сходство человека с
животными и отличие
от них. Общий план
строения и процессы
жизнедеятельности
человека
Нервная
и
эндокринная системы.
Нейрогуморальная
регуляция процессов
жизнедеятельности
организма. Нервная
система.
Рефлекс.
Рефлекторная дуга.

Сходство
человека
с
животными и отличие от
них. Особенности строения
характерные для человека
Нервная система. Значение
нервной системы. Отделы
нервной
системы:
центральный и периферический.
Нервы,
нервные
узлы
Рефлекторный
характер
деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная
дуга, Рецепторы.

Уметь определить принадлежность
биологического вида. Сравнивать
человека с животными и делать
вывод
на
основе
сравнения,
характеризовать
особенности
человека
Знать
определения
понятия
«рефлекс»; особенности строения
нервной системы (отделы, органы);
принцип деятельности нервной
системы; функции нервной системы,
особенности строения и работы
желез
эндокринной
системы;
железы внешней секреции.

Железы внутренней Эндокринная система. Железы внешней и внутренней
секреции. Гормоны.
секреции. Их строение и
функции.
Свойства
и
функции гормонов.
Питание.
Питание.
Пища
как
Пищеварительная
биологическая
основа
система.
Роль жизни.
Пищеварение.
ферментов
в Органы пищеварения. Роль
пищеварении
ферментов в пищеварении

Научиться
различать
железы
внутренней секреции и железы
внешней секреции; распознавать и
описывать на таблицах органы
эндокринной системы
узнать питательные вещества и
пищевые продукты, в которых они
находятся.
научиться
объяснять
роль
питательных веществ в организме;
характеризовать
сущность
процесса питания. Различать на
таблицах и муляжах органы
пищеварительной системы.

Дыхание.
Дыхательная система.

узнать особенности строения
организма человека - органы
дыхательной системы.
научиться распознавать и описывать на таблицах основные органы
дыхательной системы
человека;
Знать составляющие внутренней
среды организма, составляющие

Дыхание. Система органов
дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган
голосообразования, трахея,
главные бронхи, бронхиальное дерево, легкие) и ее роль
в обмене веществ.
Внутренняя
среда Кровь, ее состав и функции.
организма человека. Группы крови. Переливание

22

Кровь, ее состав и
функции.
Группы
крови. Переливание
крови. Иммунитет.
Транспорт веществ.
Кровеносная
и
лимфатическая
системы

крови. Иммунитет.

Транспорт
веществ,
кровеносные
сосуды.
Строение
сердца.
Круги
кровообращения.
Лимфатическая система.
Обмен
веществ
и
превращение энергии как
необходимое
условие
жизнедеятельности
организма. Витамины, роль
в организме.
Выделение.
Мочевыделительная
система. Роль органов
мочевыделения, их значение. Строение и функции
почек.

23

Обмен веществ и
превращение энергии
в организме человека.
Витамины

24

Выделение продуктов
жизнедеятельности.
Выделительная
система.

25

Покровы тела и их Покровы тела. Значение и
функции.
строение
кожных
покровов
Опора и движение. Опора и движение. Строение
функции
опорноОпорно-двигательный и
двигательной системы
аппарат

26

27

28

29

их Анализатор. Органы чувств.
Значение анализаторов.
Рецепторы,
проводящие
пути, чувствительные зоны
коры больших полушарий.
Психология
и Значение интеллектуальных,
поведение человека. творческих и эстетических
ВНД. Условные и потребностей. ВНД рефлекс,
безусловные
сон, речь, память, эмоции
рефлексы
Органы чувств,
роль в организме.

Приемы
оказания Приемы оказания первой
первой доврачебной доврачебной помощи
помощи

«Взаимосвязь организмов и окружающей среды» (3 часа)

крови, плазмы;
Уметь характеризовать сущность
свертывания крови, иммунитета
Знать особенности строения органов
кровеносной
системы,
систему
лимфообращений.
Знать
определения
понятий,
основные группы витаминов в
организме, объяснять роль обмена
веществ, витаминов
Научиться использовать приобретенные знания для соблюдения мер
профилактики
заболеваний
выделительной
системы,
профилактики вредных привычек;
анализировать
и
оценивать
воздействие факторов риска на
здоровье
Знать особенности строения кожи
и функции
Знать
особенности
строения
скелета
человека,
функции
опорно-двигательной системы
Уметь устанавливать взаимосвязь
между строением и функциями
отделов скелета
Узнать как работают органы чувств
и анализатор в целом; ключевые
понятия:
органы
чувств,
анализатор,
рецептор;
состав
анализаторов.
Знать
психологические
особенности человека
Уметь
характеризовать
особенности ВНД
Использовать полученные знания
для соблюдения мер профилактики
вредных привычек, оказания первой
помощи

30

31

32

3334

Влияние
экологических
факторов
на
организмы.
Приспособления
организмов к разным
экологическим
факторам. Популяция.
Взаимодействия
разных
видов
(конкуренция,
хищничество,
симбиоз, паразитизм)
Экосистема
(биогеоценоз),
ее
компоненты:
продуценты,
консументы,
редуценты, их роль.
Пищевые связи
Биосфера
–
глобальная
экосистема.
Роль
человека в биосфере.
Экологические
проблемы, их влияние
на собственную жизнь
и
жизнь
других
людей. Последствия
деятельности
человека
в
экосистемах, влияние
собственных
поступков на живые
организмы и

Основные понятия: экология,
абиотические, биотические,
антропогенные
факторы.
Экология
–
наука
о
взаимосвязях организмов с
окружающей среды.

Знать
определение
терминов:
«экология»,
«абиотические»,
«биотические»,
«антропогенный
факторы».
Уметь анализировать и оценивать
воздействия факторов среды на
живые
организмы;
выявлять
приспособленность
живых
организмов
к
действию
экологических факторов.

Экосистема (биогеоценоз), ее
компоненты:
продуценты,
консументы, редуценты, их
роль. Пищевые связи

Знать
основные
компоненты
экосистемы
Уметь характеризовать компоненты
пространственной и экологической
структуры экосистемы, составлять
схемы передачи веществ и энергии

Распространение и роль
живого вещества в биосфере.
Основные
понятия:
антропогенные
факторы.
Факты: влияние человека на
биосферу.
Антропогенные
факторы воздействия на
биоценозы.
Факторы,
вызывающие экологический
кризис.

Знать роль человека в биосфере
факторы,
вызывающие
экологический
кризис;
антропогенные
факторы
воздействия на биоценозы.
Уметь
высказывать
предположения о последствиях
вмешательства человека в процессы
биосферы;
предлагать
пути
преодоления
экологического
кризиса; объяснять необходимость
защиты
окружающей
среды;
использовать
приобретенные
знания в повседневной жизни для
соблюдения правил поведения в
окружающей среде.

Работа с КИМами ОГЭ. Анализ работ (2 часа)

Интернет-ресурсы
1. http://www.mon.gov.ru - Министерство образования и науки.
2. http://www.fipi.ru - Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений.
3. http://www.ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ).
4. http://www.probaege.edu.ru - Портал Единый экзамен.
5. http://edu.ru/index.php - Федеральный портал «Российское образование».
6. https://www.yaklass.ru/ - платформа ЯКласс.
7. https://bio-oge.sdamgia.ru/ - СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».