Рабочая программа ООО(9класс)ХИМИЯ

Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе: примерных программ по учебным предметам
«Химия 8-9 классы» (стандарты второго поколения) М., Просвещение, 2015; авторской учебной программы
О.С.Габриелян «Программа основного общего образования. Химия. 8-9 классы». М.: Дрофа,2018.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников по химии и учебно-методических пособий УМК,
созданных коллективом авторов под руководством О.С.Гариеляна.
Общие цели основного общего образования с учетом специфики курса химии
Цели химического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном,
личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Основное общее образование - вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является
подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся
должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе
опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Главные цели основного общего образования состоят в:
1. формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах
деятельности;
2. приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
3. подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной
траектории.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии. Которое призвано
обеспечить:
1. формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
2. развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них
гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3. выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как
к возможной области будущей практической деятельности;
4. формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Целями изучения химии в основной школе являются:

1. формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания
для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки,
сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой
ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
2. формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной,
социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
3. приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков
(ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения
проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков
измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Основными идеями учебного предмета Химия являются:
○ материальное единство веществ естественного мира, их генетическая связь;
○ причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами, получением и применением веществ;
○ познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
○ объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
○ конкретное химическое соединение как звено в непрерывной цепи превращений веществ, участвующее в круговороте
химических элементов и химической эволюции;
○ объективность и познаваемость законов природы; знание законов химии позволяет управлять химическими
превращения ми веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от
загрязнения;
○ взаимосвязанность науки и практики; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики
обусловлены достижениями науки;
○ развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют
гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Эти идеи реализуются путем достижения следующих целей:
формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественнонаучной картины;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими
химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс;

формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.)
в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;
воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной
необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве;
проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля
обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения;
овладение ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми,
коммуникативными)
Общая характеристика учебного предмета химия
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учащиеся
должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу,
ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его
основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, учащиеся должны
овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать.
Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими
им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.Особенности содержания обучения
химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами
химии являютсяизучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с
заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения
веществ, материалов, энергии.
Предлагаемое пособие по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
и определяет важнейшие содержательные линии предмета:
 «вещество» — знание о составе и строении веществ, их свойствах и биологическом значении;
 «химическая реакция» — знание о превращениях одних веществ в другие, условиях протекания таких превращений
и способах управления реакциями;
 «применение веществ» — знание и опыт безопасного обращения с веществами, материалами и процессами,
необходимыми в быту и на производстве;

«язык химии» — оперирование системой важнейших химических понятий, знание химической номенклатуры, т.е.
их названия (в том числе и тривиальные), владение химической символикой (химическими формулами и
уравнениями), а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены. В программе содержание
представлено не по линиям, а по разделам.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он позволяет сформировать у учащихся
специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить
их безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат не только средством
закрепления умений и навыков, но и контроля качества их сформированности. По своему усмотрению, а также исходя, из
возможностей школьного кабинета химии, учитель может изменить и структуру представленного в программе
практикума, например, увеличить число лабораторных работ за счет сокращения демонстраций.
Это возможно при небольшой наполняемости классов в сельских школах, особенно малокомплектных.
Главное отличие предлагаемой программы заключается в двукратном увеличении времени, отведенного на изучение
раздела «Многообразие веществ». Это связано со стремлением авторов основательно отработать важнейшие
теоретические положения курса химии основной школы на богатом фактологическом материале химии элементов и
образованных ими веществ.
Место учебного предмета в учебном плане
В процессе освоения программы курса химии для основной школы учащиеся овладевают умениями ставить вопросы,
наблюдать, объяснять, классифицировать, сравнивать, проводить эксперимент и интерпретировать выводы на его основе,
определять источники химической информации, получать и анализировать ее, а также готовить на этой основе
собственный информационный продукт, презентовать его и вести дискуссию.
Программа курса химии для основной школы разрабатывалась с учетом первоначальных представлений, полученных
учащимися в начальной школе при изучении окружающего мира. Предлагаемая программа, хотя и носит общекультурный
характер и не ставит задачу профессиональной подготовки учащихся, тем не менее, позволяет им определиться с выбором
профиля обучения в старшей школе. В программе предусмотрено резервное время, так как реальная продолжительность
учебного года всегда оказывается меньше нормативной. В связи с переходом основной школы на такую форму итоговой
аттестации, как ГИА, в курсе предусмотрено время на подготовку к ней.
Учебное содержание курса химии включает:


Химия. 9 класс. 68 ч, 2ч в неделю
Авторская учебная программа О.С.Габриелян «Программа основного общего образования. Химия. 8-9 классы». М.:
Дрофа,2015. (ФГОС);
Содержание учебного предмета химия
Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов.
Закономерности в изменении свойств химических элементов первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений в
соответствии с положением элементов в Периодической системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток, зависимость свойств вещества от типа
кристаллической решётки и вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ. Химические свойства веществ, относящихся к различным
классам неорганических соединений, генетическая связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу участвующих в реакции веществ,
по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по участию
катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых химических реакциях. Понятие о
гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о катализе. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на
скорость химической реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции.
Составление уравнений окислительно­-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации
веществ с различными видами химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные и сокращённые ионные уравнения
реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации. Качественные
реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент:

ознакомление с моделями кристаллических решёток неорганических веществ – металлов и неметаллов (графита и
алмаза), сложных веществ (хлорида натрия), исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия
различных факторов, исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации кислот, щелочей и
солей (возможно использование видео материалов), проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций
ионного обмена (образование осадка, выделение газа, образование воды), опытов, иллюстрирующих примеры
окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения), распознавание неорганических
веществ с помощью качественных реакций на ионы, решение экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Строение и
физические свойства простых веществ – галогенов. Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами,
неметаллами, щелочами). Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение, применение. Действие хлора
и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ – кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода и серы.
Химические свойства серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как представители
кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и
специфические). Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты.
Применение серной кислоты. Соли серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион. Нахождение серы и её
соединений в природе. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение
воздуха и водоёмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Азот,
распространение в природе, физические и химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и
химические свойства, получение и применение. Соли аммония, их физические и химические свойства, применение.
Качественная реакция на ионы аммония. Азотная кислота, её получение, физические и химические свойства (общие как
представителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных
удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха,

почвы и водоёмов). Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора (V)
и фосфорная кислота, физические и химические свойства, получение. Использование фосфатов в качестве минеральных
удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе, физические и химические свойства. Адсорбция.
Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода, их физические и химические свойства, действие на живые организмы,
получение и применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV), гипотеза глобального потепления
климата, парниковый эффект. Угольная кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и
применение. Качественная реакция на карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и
сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода (метан, этан, этилен, ацетилен,
этанол, глицерин, уксусная кислота). Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их
переработки (бензин), их роль в быту и промышленности. Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках,
углеводах – и их роли в жизни человека. Материальное единство органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение. Соединения кремния в природе. Общие
представления об оксиде кремния (IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, в промышленности.
Важнейшие строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного
использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент:
изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной кислоты, проведение качественных реакций на хлоридионы и наблюдение признаков их протекания, опыты, отражающие физические и химические свойства галогенов и их
соединений (возможно использование видеоматериалов), ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов),
ознакомление с образцами серы и её соединениями (возможно использование видеоматериалов), наблюдение процесса
обугливания сахара под действием концентрированной серной кислоты, изучение химических свойств разбавленной
серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и наблюдение признака её протекания, ознакомление
с физическими свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использование видеоматериалов), образцами

азотных и фосфорных удобрений, получение, собирание, распознавание и изучение свойств аммиака, проведение
качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их протекания, взаимодействие
концентрированной азотной кислоты с медью (возможно использование видеоматериалов), изучение моделей
кристаллических решёток алмаза, графита, фуллерена, ознакомление с процессом адсорбции растворённых веществ
активированным углём и устройством противогаза, получение, собирание, распознавание и изучение свойств углекислого
газа, проведение качественных реакций на карбонат и силикат-ионы и изучение признаков их протекания, ознакомление
с продукцией силикатной промышленности, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их
соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов – металлов на основании их положения в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая
кристаллическая решётка. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов.
Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их от коррозии. Сплавы
(сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их
атомов, нахождение в природе. Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды
натрия и калия. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе. Физические и химические свойства магния и кальция.
Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома,
нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида
алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома, нахождение
в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III), их состав,
свойства и получение.

Химический эксперимент:
ознакомление с образцами металлов и сплавов, их физическими свойствами, изучение результатов коррозии
металлов (возможно использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия с водой
(возможно использование видеоматериалов), исследование свойств жёсткой воды, процесса горения железа в кислороде
(возможно использование видеоматериалов), признаков протекания качественных реакций на ионы: магния, кальция,
алюминия, цинка, железа (II) и железа (III), меди (II), наблюдение и описание процессов окрашивания пламени ионами
натрия, калия и кальция (возможно использование видеоматериалов), исследование амфотерных свойств гидроксида
алюминия и гидроксида цинка, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное использование веществ и химических реакций в
быту. Первая помощь при химических ожогах и отравлениях.
Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая концентрация веществ, далее – ПДК). Роль
химии в решении экологических проблем.
Химический эксперимент:
изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется через использование как общих
естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно­-научного
цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ, синтез, классификация,
периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология,
материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический
заряд, проводники, полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества,
газ, раствор, растворимость, кристаллическая решётка, сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое
пространство, планеты, звёзды, Солнце.

Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения, микроэлементы, макроэлементы,
питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе обучения химии в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе, в том числе в части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения
химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной
компетентности в общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видах деятельности,
готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении
химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе
этой учебной деятельности, готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

3) ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие современному уровню
развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной картины мира, представления об основных
закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих
закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии, необходимые для объяснения
наблюдаемых процессов и явлений, познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами
информационных технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, проектной и
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни,
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости
соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной
траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов
и потребностей, успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений, готовность адаптироваться
в профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования,
понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному физическому и
психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а
также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей
природной средой, для повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических
проблем и путей их решения посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия
(закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественнонаучных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной
научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые
обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий
(выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для
объяснения отдельных фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и
химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения, строить логические
рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели,
используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления – химический знак
(символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебно-познавательных задач,
с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов –
химических веществ и химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для
формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;

приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать
за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления,
получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия,
ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных,
необходимых для выполнения учебных и познавательных задач определённого типа, приобретение опыта в области
использования информационно-коммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных
поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии
промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои
предложения относительно выполнения предложенной задачи;
умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и письменных текстах; делать
презентацию результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по
исследованию свойств веществ, учебного проекта);
умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и исследовательской деятельности
при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества
выполненной работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:

умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при
необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении
заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать соответствие
полученного результата заявленной цели, умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии
заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной федеральной
рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические
для предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию
и применению в различных учебных и новых ситуациях.
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у
обучающихся умений:
 раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество,
сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная
масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный
объём, оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция,
классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, экзо- и
эндотермические реакции, тепловой эффект реакции, ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь,
радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион,
раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
 иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их
превращений;
 использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;















определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, степень окисления элементов в бинарных
соединениях, принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам, вид химической связи
(ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать понимание периодической
зависимости свойств химических элементов от их положения в Периодической системе, законов сохранения
массы веществ, постоянства состава, атомно­-молекулярного учения, закона Авогадро;
описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать
понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды,
соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее
число электронов и распределение их по электронным слоям);
классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции (по числу и составу
участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту);
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание
примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава, возможности протекания
химических превращений в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического элемента по
формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической реакции;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение,
систематизацию, классификацию, выявление причинно-­следственных связей – для изучения свойств веществ и
химических реакций, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование,
эксперимент (реальный и мысленный);
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам
обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по
получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой

массовой долей растворённого вещества, планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию
растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и другие).
К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у
обучающихся умений:
 раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион,
простое вещество, сложное вещество, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая
реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор, электролиты,
неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие,
обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель,
окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая),
кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы, скорость химической реакции, предельно допустимая
концентрация ПДК вещества;
 иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их
превращений;
 использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
 определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава,
принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная,
ионная, металлическая) в неорганических соединениях, заряд иона по химической формуле, характер среды в
водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретного вещества;
 раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его понимание: описывать и
характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная
подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения,
которые имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов химических
элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям), объяснять
общие закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных
подгрупп с учётом строения их атомов;















классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции (по числу и составу
участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических
элементов);
характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ,
подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей, полные и сокращённые
уравнения реакций ионного обмена, уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи
между веществами различных классов;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса
этих реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения, возможности протекания химических
превращений в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического элемента по
формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической реакции;
соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения
с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и
собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ: распознавать опытным путём
хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы
изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение,
систематизацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических
реакций, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент
(реальный и мысленный).

Тематическое планирование 9 класс
№

Название раздела, глав
Всего

1

2
3
4
5

Введение. Общая характеристика химических
элементов и химических реакций
Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева
Металлы
Неметаллы
Органические вещества
Обобщение знаний по химии за курс основной
школы.
Итого

9

Количество часов
Из них (формы контроля)
контрольных практическ
работ
их работ
1
-

19
23
11
6

1
1
1

3
2
-

68

4

5

Календарно-тематическое планирование по химии для 9 класса
№

1

Тема урока

Дата проведения
по плану
по факту
Введение. Общая характеристика химических элементов. Химические реакции в растворах. (9 часов).
Периодический закон и периодическая система химических
Периодический закон и
элементов Д.И. Менделеева. Характеристика химического
периодическая система
элемента-неметалла
химических элементов
Д.И.Менделеева. Группы и
периоды периодической
системы.
Периодический закон
Д.И.Менделеева. Периодическая система химических
элементов Д.И.Менделеева –
графическое отображение
Периодического закона.
Физический смысл номера
элемента, номера периода и
номера группы.
Закономерности изменения
свойств элементов в
периодах и группах.
Значение Периодического
закона и периодической
системы химических
элементов Д.И. Менделеева

Примечание

2

Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева. Характеристика химического
элемента-металла

Периодический закон и
периодическая система
химических элементов
Д.И.Менделеева. Группы и
периоды периодической
системы.
Периодический закон
Д.И.Менделеева. Периодическая система химических
элементов Д.И.Менделеева –
графическое отображение
Периодического закона.
Физический смысл номера
элемента, номера периода и
номера группы.
Закономерности изменения
свойств элементов в
периодах и группах.
Значение Периодического
закона и периодической
системы химических
элементов Д.И. Менделеева

3

Генетические ряды металлов и неметаллов.

Понятие о генетической связи и
генетических рядах металлов и
неметаллов.

4

Участие простых веществ в окислительно-восстановительных
реакциях.

Степень окисления.
Определение степени
окисления. ОВР. Окисление,
восстановление, окислитель,
восстановитель.

5

Химические свойства кислот, оснований как электролитов.

Типичные свойства кислот:
взаимодействие их с металлами,
основными оксидами,
основаниями и солями.
Типичные свойства оснований;
взаимодействие с кислотами
(реакция нейтрализации),
взаимодействие щелочей с
растворами солей и оксидами
неметаллов. Разложение
нерастворимых оснований.

6

Химические свойства оксидов, солей как электролитов.

Типичные свойства оксидов,
солей: взаимодействие с
кислотами, основаниями,
металлами, растворами
кислот, качественные
реакции.

7

Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Скорость химических реакций. Катализ.

8

Контрольная работа №1 по теме «Химические реакции в
растворах»
Практическая работа №1 по теме «Химические реакции в
растворах»
Металлы (20 часов)
Положение металлов в ПСХЭ
Элементарные основы
Д.И.Менделеева, строение их атомов, кристаллических
неорганической химии
решёток.
Свойства простых веществ
(металлов ). Положение

9

10

Переходные элементы в
периодической системе,
образуемые соединения и их
свойства.
Скорость реакции,
зависимость скорости от
различных показателей:
природы реагирующих
веществ, концентрации,
температуры, площади
соприкосновения,
катализатора. Катализ.
Катализаторы. Гомо и
гетерогенные реакции.
Моделирование химических
процессов.
Применение катализатора в
производстве серной
кислоты.
Химическое загрязнение
окружающей среды и его
последствия.

11

Общие физические свойства металлов.

12

Общие химические свойства металлов. Электрохимический
ряд напряжений металлов.

13

Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы.

металлов в периодической
системе химических
элементов Д.И.Менделеева.
Особенности строения
атомов металлов.
Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая
связь..
Общие физические свойства
металлов. Значение металлов
в развитии человеческой
цивилизации.
Элементарные основы
неорганической химии
Свойства простых веществ
(металлов ). Химические
свойства металлов как
восстановителей.
Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств
конкретных металлов.
Элементарные основы
неорганической химии
Свойства простых веществ
(металлов) Нахождение
металлов в природе.
Способы получения ме-

14

Коррозия металлов.

таллов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Сплавы, их
классификация, свойства и
значение.
Коррозия металлов. Виды
коррозии. Способы защиты
от коррозии.

15

Общая характеристика элементов главной подгруппы I
группы.

16

Соединения элементов I группы главной подгруппы.

17

Общая характеристика элементов главной подгруппы II
группы.

18

Соединения щелочноземельных металлов и магния

19

Алюминий: его физические и химические свойства.

20

Соединения алюминия

Строение атомов щелочных
металлов. Щелочные металлы –
простые вещества, их физические
и химические свойства.
Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды,
гидроксиды и соли, их свойства
и применение в народном
хозяйстве
Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые
вещества, их физические и
химические свойства.
Получение и применение оксида
кальция (негашёной извести).
Получение и применение
гидроксида кальция (гашеной
извести). Разновидности
гидроксида кальция (известковая
вода, известковое молоко,
пушонка).Соединения кальция
как строительные и поделочные
материалы (мел,мрамор,
известняк).
Строение атома алюминия.
Физические и химические
свойства алюминия - простого
вещества. Области применения
алюминия.
Природные соединения
алюминия. Соединения
алюминия - оксид и гидроксид,
их амфотерный характер.

Решение расчетных задач

22

Расчеты по уравнениям реакций, если одно из
реагирующих веществ дано в избытке.
Железо.

23

Соединения железа.

Оксиды и гидроксиды железа.
Генетические ряды Fe2+ и Fe3+.
Важнейшие соли железа

24

Практическая работа №2. Осуществление цепочки
химических превращений металлов

25

Практическая работа №3. Получение и свойства
соединений металлов.
Практическая работа №4. Решение экспериментальных
задач по теме « Металлы»
Обобщающий урок по теме «Металлы».
Контрольная работа №1 по теме «Металлы».
Анализ контрольной работы

21

26
27
28
29
30

Общая характеристика неметаллов.

Строение атома железа. Степени
окисления железа. Физические и
химические свойства железа –
простого вещества. Области
применения железа.

Неметаллы (26 часов)
Свойства простых веществ (
неметаллов). Положение
неметаллов в периодической
системе химических элементов
Д.И. Менделеева. Особенности
строения атомов неметаллов.
Электроотрицательность, ряд

31

Водород

32

Галогены и их соединения

33

Практическая работа № 5 «Изучение свойств соляной
кислоты»

электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства
неметаллов. Состав воздуха.
Водород. Водородные
соединения неметаллов. Вода.
Двойственное положение водорода в периодической системе
химических элементов
Д.И.Менделеева. Физические и
химические свойства водорода,
его получение, применение.
Распознавание водорода.
Удивительное вещество на Земле
- вода.
Галогены. Галогеноводородные
кислоты и их соли. Строение
атомов галогенов и их степени
окисления. Строение молекул
галогенов. Физические и
химические свойства галогенов.
Применение галогенов и их
соединений в народном
хозяйстве.

34

Сера, её физические и химические свойства.

Сера. Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические
свойства серы. Сера в природе.
Биологическое значение серы, её
применение (демеркуризация).

35

Соединения серы.(H2S, SO2, SO3)

36

Серная кислота – электролит.

37

Серная кислота – сильный окислитель

38

Решение упражнений и задач на превращение и
распознавание соединений серы.

Летучее водородное соединение
серы.
Сероводородная кислота и её
соли Оксиды серы. Сернистая
кислота и ее соли Оксиды серы
(IV) и (VI), их получение,
свойства и применение.
Сернистая кислота и её соли.
Серная кислота и её соли
Свойства серной кислоты в свете
теории электролитической
диссоциации Применение серной
кислоты. Соли серной кислоты и
их применение в народном
хозяйстве.
Свойства серной кислоты в
окислительновосстановительных реакциях.
Сравнение свойств
концентрированной и разбавленной серной кислоты
Качественная реакция на сульфат-ион.

40

Практическая работа № 6 «Изучение свойств серной
кислоты»
Азот и его свойства.

41

Аммиак и его свойства.

42

Соли аммония.

43

Практическая работа № 7 «Получение аммиака и
изучение его свойств»
Азотная кислота и её соли.

39

44

Азот. Аммиак. Строение атома и
молекулы азота. Физические и
химические свойства азота в
свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение
азота. Азот в природе и его
биологическое значение.
Строение молекулы аммиака.
Физические и химические
свойства, получение, собирание
и распознавание аммиака.
Состав, получение, физические и
химические свойства солей
аммония: взаимодействие со
щелочами и разложение.
Применение солей аммония в
народном хозяйстве.

Оксиды азота. Азотная кислота и
ее соли. Состав и химические
свойства азотной кислоты как
электролита. Особенности
окислительных свойств
концентрированной азотной
кислоты. Применение азотной
кислоты.

45

Азотная кислота и её соли.

46

Фосфор и его свойства

47

Фосфорная кислота и её соли.

48

Решение задач на расчёт выхода продукта от
теоретически возможного.
Углерод. Оксиды углерода.

49

50

Практическая работа №8. Получение углекислого газа.
Качественная реакция на карбонат-ион.

51

Угольная кислота и её соли.

Азотная кислота и ее соли.
Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания
нитратов в сельскохозяйственной
продукции
Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические
свойства фосфора. Применение и
биологическое
значение
фосфора.
Оксид фосфора (V) - типичный
кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её
солей: фосфаты, гидрофосфаты и
дигидрофосфаты.
Решение расчетных задач
Оксид углерода (II) или угарный
газ: получение, свойства,
применение. Оксид углерода (IV)
или углекислый газ: получение,
свойства, применение.

Состав и химические свойства
угольной кислоты. Карбонаты и
их значение в природе и жизни
человека. Переход карбонатов в
гидрокарбонаты и обратно.

52

Кремний и его соединения.

53

Силикатная промышленность.

54
55

Обобщение знаний по теме «Неметаллы».
Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».

Распознавание карбонат-иона
среди других ионов.
Кремний. Оксид кремния.
Кремниевая кислота. Силикаты
Строение атома кремния,
сравнение его свойств со
свойствами атома углерода.
Кристаллический кремний: его
свойства и применение. Оксид
кремния (IV) и его природные
разновидности.
Кремниевая кислота и её соли.
Значение соединений кремния в
живой и неживой природе.
Понятие силикатной
промышленности

Органическая химия (7 часов)
56

Предмет органической химии.
Валентность.

Вещества органические и неорганические. Особенности
органических веществ. Причины
многообразия органических
соединений. Валентность и
степень окисления углерода в
органических соединениях.
Теория химического строения
органических соединений
А.М.Бутлерова. Структурные

57

Общие сведения об органических веществах

58

Предельные и непредельные углеводороды.

59

Спирты. Карбоновые кислоты.
Сложные эфиры.

формулы. Значение органической химии.
Первоначальные сведения о
строении органических веществ.
Вещества органические и неорганические. Особенности
органических веществ
Строение молекул метана и
этана. Физические свойства
метана. Горение метана и этана.
Дегидрирование этана.
Применение метана.
Углеводороды: этилен Строение
молекулы этилена. Двойная
связь. Химические свойства
этилена (горение,
взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации.

Спирты (метанол, этанол,
глицерин) Спирты –
представители кислородсодержащих органических
соединений. Физические и
химические свойства спиртов.
Физиологическое действие на
организм метанола и этанола.
Карбоновые кислоты (уксусная,
стеариновая) как представители

60

Жиры. Углеводы.

61

Аминокислоты и белки.

кислородсодержащих
органических соединений
Уксусная кислота, её свойства и
применение. Уксусная кислота –
консервант пищевых продуктов.
Стеариновая кислота –
представитель жирных
карбоновых кислот
Жиры в природе и их применение. Белки, их строение и
биологическая роль. Глюкоза,
крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Калорийность белков, жиров и
углеводов.
Строение, номенклатура,
изомерия, классификация
аминокислот, физические
свойства.Биологическое
значение аминокислот. Понятие
о белках, их строении, свойствах
Химия и пища: калорийность
белков.

62

63

Итоговая контрольная работа по курсу неорганической
химии
Химия и жизнь (4 часа )
Химия и пища Калорийность жиров, белков и углеводов
Жиры в природе и их применение. Белки, их строение и
биологическая роль. Глюкоза,
крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

64

65

66

67

Калорийность белков, жиров и
углеводов.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, Понятие о лекарствах как хисвязанные с их применением
миотерапевтических препаратах.
Группы лекарств. Безопасные
способы применения.
Химия и производство.
Сформировать представления о
Химические вещества как строительные и поделочные
силикатной промышленности, о
материалы
производстве керамики, стекла и
цемента.
Химия и экология
Химическое загрязнение
окружающей среды и его
последствия. Проблемы
безопасного использования
веществ и химических реакций в
повседневной жизни. Токсичные,
горючие и взрывоопасные
вещества. Бытовая химическая
грамотность.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (2 часа )
Периодический закон, периодическая система и строение Периодический закон
атома.
Д.И.Менделеева. Периодическая
система химических элементов
Д.И.Менделеева – графическое
отображение Периодического
закона. Физический смысл
номера элемента, номера
периода и номера группы.
Закономерности изменения
свойств элементов в периодах и
группах. Значение

68

Простые и сложные вещества Типы химических связей и
типы кристаллических решеток
Классификация химических реакций по различным
признакам

Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева
Типы химических связей, типы
кристаллических решёток.
Взаимосвязь строения и свойств
веществ.
Классификация химических
реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней
окисления атомов).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».