Рабочая программа ООО(9класс)БИОЛОГИЯ

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, примернгой программой по биологии , авторы учебника И.Н. Пономарёва,
О.А. Корнилова, Н.М. Чернова "Биология. 9 класс".
Общая характеристика предмета:
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью
естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация
образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего
поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники
школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие,
жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та
среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии. Логические связи данного предмета
с остальными предметами.
Материал биологии 8 класса переплетается с материалом биологии 7 класса,
биологии 9 класса, ЗОЖ, географии, математики, русского языка. Здоровый образ жизни,
изучаемый на уроках ОБЖ , используется при изучении каждой темы. Вычисления
физических нагрузок на различные участки тела, пульса связаны с математическими
расчетами. При закреплении материала используются знания русского языка. Знакомимся
с различными видами физических упражнений при изучении опорно-двигательной
системы. Предполагаемые результаты знаний и система оценки достижений учащихся
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к
самостоятельной учебной работе.
Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:







освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах
познания живой природы
овладение умениями применять биологические знания, работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за
биологическими объектами
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственной жизни, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачами курса «Биология 9 класс» являются:
обучения:




создать условия для формирования у учащихся предметной и учебноисследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене
человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему
уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников
продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить
биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить
степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему
особых домашних заданий продолжить развивать у детей общеучебные умения:

особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и
отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять
схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий
развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной,
мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников
моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи,
выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс,
побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через
учебный материал уроков
воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных
личностей, формированию у школьников валеологической и коммуникативной
компетентностей. Особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию
восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием.
В ходе освоения программного содержания обеспечиваются условия для достижения
учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Планируемые личностные результаты:









формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде.

Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:







Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой,
логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести

поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD,
периодические издания, ресурсы Интернета).
Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи
лабораторной работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его
основе получать новые знания.
Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.





Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.










Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Умение слушать и вступать в диалог.
Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций,
корректного ведения диалога и дискуссии.





Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие
умения:
1. В познавательной сфере:






выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и
бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен
веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,
рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья
человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей
среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний;
классификация - определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;










объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и
животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов
в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных
заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов
человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и
систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и
классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и
ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем
органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:



знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов
риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:



знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы

4. В сфере физической деятельности:


освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:


выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
"Биология"
Ценностные ориентиры содержания курса биологии учащихся формируется ценностное
отношение. Ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При этом
ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный
предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых изучение природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания,

научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в учебной
деятельности в изучении биологии, проявляются в признании ценности научного знания,
его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов
исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого
процессе познания как извечного стремления к истине. В качестве объектов ценностей
труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а
ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как
формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы
и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,
основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации
направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической
терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать
в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Курс биологии в
наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на
формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий
нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание
самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей,
предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой
природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой
природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в
совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу,
человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере этических
ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и
преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии, эстетического отношения
к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в
совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу,
человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Предметные результаты освоения программы по биологии к концу
обучения в 9 классе:
характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию,
физиологию, медицину, гигиену, экологию человека, психологию) и их связи
с другими науками и техникой;
объяснять положение человека в системе органического мира, его
происхождение, отличия человека от животных, приспособленность к
различным экологическим факторам (человеческие расы и адаптивные типы
людей), родство человеческих рас;
приводить примеры вклада российских (в том числе И. М. Сеченов, И. П.
Павлов, И. И. Мечников, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин) и зарубежных (в том
числе У. Гарвей, К. Бернар, Л. Пастер, Ч. Дарвин) учёных в развитие
представлений о происхождении, строении, жизнедеятельности, поведении,
экологии человека;
применять биологические термины и понятия (в том числе: цитология,
гистология, анатомия человека, физиология человека, гигиена, антропология,

экология человека, клетка, ткань, орган, система органов, питание, дыхание,
кровообращение, обмен веществ и превращение энергии, движение,
выделение, рост, развитие, поведение, размножение, раздражимость,
регуляция, гомеостаз, внутренняя среда, иммунитет) в соответствии с
поставленной задачей и в контексте;
проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих
признаков организма человека, уровней его организации: клетки, ткани,
органы, системы органов, организм;
сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов
человека; процессы жизнедеятельности организма человека, делать выводы на
основе сравнения;
различать биологически активные вещества (витамины, ферменты,
гормоны), выявлять их роль в процессе обмена веществ и превращения
энергии;
характеризовать биологические процессы: обмен веществ и превращение
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, движение, рост,
регуляция функций, иммунитет, поведение, развитие, размножение человека;
выявлять причинно-следственные связи между строением клеток,
органов, систем органов организма человека и их функциями, между
строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека;
применять биологические модели для выявления особенностей строения
и функционирования органов и систем органов человека;
объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности
организма человека;
характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы,
наследственные и ненаследственные программы поведения, особенности
высшей нервной деятельности человека, виды потребностей, памяти,
мышления, речи, темпераментов, эмоций, сна, структуру функциональных
систем
организма,
направленных
на
достижение
полезных
приспособительных результатов;
различать наследственные и ненаследственные (инфекционные,
неинфекционные) заболевания человека, объяснять значение мер
профилактики в предупреждении заболеваний человека;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии,
анатомии, физиологии и поведению человека, в том числе работы с
микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными
микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
решать качественные и количественные задачи, используя основные
показатели здоровья человека, проводить расчёты и оценивать полученные
значения;

аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы
защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание,
соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом,
рациональная организация труда и полноценного отдыха, позитивное
эмоционально-психическое состояние;
использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового
образа жизни, сбалансированного питания, физической активности,
стрессоустойчивости, для исключения вредных привычек, зависимостей;
владеть приёмами оказания первой помощи человеку при потере
сознания, солнечном и тепловом ударе, отравлении, утоплении, кровотечении,
травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств, ожогах и
отморожениях;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке
со знаниями предметов естественно-научного и гуманитарного циклов,
различных
видов
искусства,
технологии,
основ
безопасности
жизнедеятельности, физической культуры;
использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать
организм человека и процессы его жизнедеятельности, проводить простейшие
исследования организма человека и объяснять их результаты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для
извлечения и обобщения информации из нескольких (4–5) источников;
преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный
аппарат изученного раздела биологии, сопровождать выступление
презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся.

Календарно- тематическое планирование уроков биологии 9 класс
2 часа в неделю
№
урока
1

2

3

4

5

6

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности
(на уровне учебных действий)
Тема 1.Общие закономерности жизни (5 часов)
Вводный инструктаж по технике
Называть и характеризовать различные научные области биологии.
безопасности. Биология — наука о
Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности
живом мире
людей
Методы биологических исследований
Объяснять назначение методов исследования в биологии.
Характеризовать и сравнивать методы между собой.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным
оборудованием
Общие свойства живых организмов
Называть и характеризовать признаки живых существ.
Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой природы, делать
выводы
Многообразие форм жизни
Различать четыре среды жизни в биосфере.
Характеризовать отличительные особенности представителей разных
царств живой природы.
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов.
Определять понятие «биосистема».
Характеризовать структурные уровни организации жизни
Обобщение и систематизация знаний по Объяснять роль биологии в жизни человека.
теме «Общие закономерности жизни»
Характеризовать свойства живого.
Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при
обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя итоговые задания.
Находить в Интернете дополнительную информацию об учёныхбиологах
Тема 2.Закономерности жизни на клеточном уровне (10 часов)21
Определять отличительные признаки клеток прокариот и эукариот.
Многообразие клеток
Приводить примеры организмов прокариот и эукариот.
Лабораторная работа № 1
Характеризовать
существенные
признаки
жизнедеятельности
«Многообразие клеток
свободноживущей клетки и клетки, входящей в состав ткани.
эукариот. Сравнение
Называть имена учёных, положивших начало изучению клетки.
растительных и животных
Сравнивать строение растительных и животных клеток.
клеток»

Дата
план

факт

Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным
оборудованием
7

Химические вещества в клетке

8

Строение клетки

9

Органоиды клетки и их функции

10

Обмен веществ — основа
существования клетки

11

Биосинтез белка в живой клетке

12

Биосинтез углеводов — фотосинтез

Различать и называть основные неорганические и органические вещества
клетки.
Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов,
липидов и нуклеиновых кислот в клетке.
Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой
природы, делать выводы
Различать основные части клетки.
Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки.
Сравнивать особенности клеток растений и животных
Выделять и называть существенные признаки строения органоидов.
Различать органоиды клетки на рисунке учебника.
Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности
растительной и животной клеток
Определять понятие «обмен веществ».
Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция».
Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в
жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения.
Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя
энергии.
Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и
организма
Определять понятие «биосинтез белка».
Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке.
Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке.
Отвечать на итоговые вопросы
Определять понятие «фотосинтез».
Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения.
Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и
природы в целом

13

Обеспечение клеток энергией

14

Размножение клетки и её жизненный
цикл
Лабораторная работа № 2
«Рассматривание микропрепаратов с
делящимися клетками»

15

Обобщение и систематизация знаний
по теме «Закономерности жизни на
клеточном уровне». Контрольная
работа № 1
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 часов)
Организм — открытая живая система
Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме.
(биосистема
Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен
веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ,
связи с внешней средой.
Объяснять целостность и открытость биосистемы.
Характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов
жизнедеятельности
Бактерии и вирусы
Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов.
Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий,
цианобактерий и вирусов.
Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения
вируса в клетку и его размножения.
Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами

16

17

Определять понятие «клеточное дыхание».
Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы.
Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма.
Выявлять сходство и различия дыхания и фотосинтеза
Характеризовать значение размножения клетки.
Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на
основе сравнения.
Определять понятия «митоз», «клеточный цикл».
Объяснять механизм распределения наследственного материала между
двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот.
Называть и характеризовать стадии клеточного цикла.
Наблюдать и описывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам.
Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным
оборудованием
Характеризовать существенные признаки важнейших процессов
жизнедеятельности клетки.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и
сообщений по материалам темы

18

Растительный организм и его
особенности

19

Многообразие растений и значение в
природе

20

Организмы царства грибов и
лишайников

21

Животный организм и его особенности

Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной
клетки.
Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений:
питания, дыхания, фотосинтеза, размножения.
Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения
растений, делать выводы на основе сравнения.
Объяснять роль различных растений в жизни человека.
Приводить примеры использования человеком разных способов
размножения растений в хозяйстве и в природе
Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп,
приводить примеры этих растений.
Выделять и обобщать особенности строения споровых и семенных
растений.
Различать и называть органы растений на натуральных объектах и
таблицах.
Сравнивать значение семени и спор в жизни растений
Выделять и характеризовать существенные признаки строения и
процессов жизнедеятельности грибов и лишайников на конкретных
примерах.
Сравнивать строение грибов со строением растений, животных и
лишайников, делать выводы.
Характеризовать значение грибов и лишайников для природы и
человека.
Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил
сбора грибов в природе
Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов
жизнедеятельности животных.
Наблюдать и описывать поведение животных.
Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее
распространённых домашних животных.
Объяснять роль различных животных в жизни человека.
Характеризовать
способы
питания,
расселения,
переживания
неблагоприятных условий и постройки жилищ животными

22

Многообразие животных

23

Сравнение свойств организма человека
и животных

24

Размножение живых организмов

25

Индивидуальное развитие организмов

Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов
жизнедеятельности животных.
Выявлять принадлежность животных к определённой систематической
группе (классификации).
Различать на натуральных объектах и таблицах органы и системы
органов животных разных типов и классов, наиболее распространённых
домашних животных и животных, опасных для человека.
Объяснять роль различных животных в жизни человека.
Характеризовать рост и развитие животных (на примере класса
Насекомые, типа Хордовые)
Приводить доказательства родства человека с млекопитающими
животными.
Выявлять и называть клетки, ткани, органы и системы органов человека
на рисунках учебника и таблицах.
Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать
выводы.
Выделять особенности биологической природы человека и его социальной
сущности, делать выводы
Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов
размножения организмов.
Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские
половые клетки, делать выводы.
Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии
живого мира.
Выявлять и характеризовать половое и бесполое поколения у
папоротника по рисунку учебника.
Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и
животных.
Раскрывать биологическое преимущество полового размножения
Определять понятие «онтогенез».
Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов
онтогенеза.
Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма.
Сравнивать и характеризовать значение основных этапов развития
эмбриона.

Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного
материала и условий внешней среды.
Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным
превращением.
Называть и характеризовать стадии роста и развития у лягушки
26

Образование половых клеток. Мейоз

27

Изучение механизма наследственности

28

Основные закономерности
наследственности организмов

29

Закономерности изменчивости
Лабораторная работа № 3
«Выявление наследственных и
ненаследственных признаков у растений
разных видов»

Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки,
диплоидные и гаплоидные клетки организмов.
Определять понятие «мейоз».
Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать
выводы.
Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез».
Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза
Характеризовать этапы изучения наследственности организмов.
Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и
изменчивости Г. Менделя.
Выявлять и характеризовать современные достижения науки в
исследованиях наследственности и изменчивости
Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость».
Объяснять механизмы наследственности и изменчивости организмов.
Определять понятия «ген», «генотип», «фенотип».
Приводить примеры проявления наследственности и изменчивости
организмов
Выделять существенные признаки изменчивости.
Называть и объяснять причины наследственной изменчивости.
Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной
изменчивости организмов.
Объяснять причины проявления различных видов мутационной
изменчивости.
Определять понятие «мутаген».
Выявлять, наблюдать, описывать признаки проявления наследственных
свойств организмов и их изменчивости.
Обобщать информацию и формулировать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным
оборудованием

30

31

32

Ненаследственная изменчивость
Лабораторная работа № 4
«Изучение изменчивости у организмов»

Выявлять признаки ненаследственной изменчивости.
Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости.
Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у разных
организмов, делать выводы.
Выявлять, наблюдать, описывать признаки изменчивости организмов на
примере листьев клёна и раковин моллюсков.
Обобщать информацию и формулировать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным
оборудованием
Основы селекции организмов
Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и
микроорганизмов.
Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей
Обобщение и систематизация знаний по Характеризовать отличительные признаки живых организмов.
теме «Закономерности жизни на
Выделять и характеризовать существенные признаки строения и
организменном уровне» Контрольная
процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным
работа № 2 по теме «Закономерности
царствам живой природы.
жизни на организменном уровне»7
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций
проектов и сообщений по материалам темы
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 часов)

33

Представления о возникновении жизни
на Земле в истории естествознания

Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни.
Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера

34

Современные представления о
возникновении жизни на Земле

35

Значение фотосинтеза и биологического
круговорота веществ в развитии жизни

Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез Опарина и
Холдейна о происхождении жизни, делать выводы на основе сравнения.
Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных
организмов
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности
первичных организмов.
Отмечать изменения условий существования жизни на Земле.
Аргументировать процесс возникновения биосферы.
Объяснять роль биологического круговорота веществ

36

Этапы развития жизни на Земле

37

Идеи развития органического мира в
биологии

38

Чарлз Дарвин об эволюции
органического мира

39

Современные представления об
эволюции органического мира

40

Вид, его критерии и структура

41

Процессы образования видов

42

Макроэволюция как процесс появления
надвидовых групп организмов

Выделять существенные признаки эволюции жизни.
Отмечать изменения условий существования живых организмов на
Земле.
Различать эры в истории Земли.
Характеризовать причины выхода организмов на сушу.
Описывать изменения, происходившие в связи с этим на Земле и в
свойствах организмов
Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка.
Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком,
как путей эволюции видов.
Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии
Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции
Ч. Дарвина.
Характеризовать движущие силы эволюции.
Называть и объяснять результаты эволюции.
Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина
Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения.
Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов.
Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную
единицу
Выявлять существенные признаки вида.
Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности
организмов вида к среде обитания.
Сравнивать популяции одного вида, делать выводы.
Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на
конкретных примерах)
Объяснять причины многообразия видов.
Приводить конкретные примеры формирования новых видов.
Объяснять причины двух типов видообразования.
Анализировать и сравнивать примеры видообразования (на конкретных
примерах)
Выделять существенные процессы дифференциации вида.
Объяснять возникновение надвидовых групп.
Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции
жизни на Земле.

Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать
из него нужную информацию
43

Основные направления эволюции

44

Примеры эволюционных
преобразований живых организмов

45

Основные закономерности эволюции

46

Лабораторная работа № 5
«Приспособленность организмов к
среде обитания»

Определять понятия «биологический прогресс», «биологический
регресс».
Характеризовать направления биологического прогресса.
Объяснять роль основных направлений эволюции.
Анализировать и сравнивать проявление основных направлений
эволюции.
Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей
дегенерации
Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере
нервной, пищеварительной, репродуктивной систем.
Характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной
системы у растений.
Сравнивать типы размножения у растительных организмов.
Объяснять причины формирования биологического разнообразия видов
на Земле
Называть и характеризовать основные закономерности эволюции.
Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства
существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих
её общую направленность.
Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки
наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости.
Записывать выводы и наблюдения в таблицах.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным
оборудованием
Называть и характеризовать основные закономерности эволюции.
Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства
существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих
её общую направленность.
Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки
наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости.
Записывать выводы и наблюдения в таблицах.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным
оборудованием
47

Человек — представитель животного
мира

48

Человек — представитель животного
мира

49

Этапы эволюции человека

50

Человеческие расы, их родство и
происхождение

51

Человек как житель биосферы и его
влияние на природу Земли

Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и
гоминид.
Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и
человекообразных обезьян на рисунках учебника.
Находить в Интернете дополнительную информацию о приматах и
гоминидах
Характеризовать основные особенности организма человека.
Сравнивать признаки сходства строения организма человека и
человекообразных обезьян.
Доказывать на конкретных примерах единство биологической и
социальной сущности человека
Различать и характеризовать стадии антропогенеза.
Находить в Интернете дополнительную информацию о
предшественниках и ранних предках человека.
Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного
типа.
Называть решающие факторы формирования и развития Человека
разумного.
Обосновывать влияние социальных факторов на формирование
современного человека
Называть существенные признаки вида Человек разумный.
Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания.
Выявлять причины многообразия рас человека.
Характеризовать родство рас на конкретных примерах.
Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида
Человек разумный
Выявлять причины влияния человека на биосферу.
Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на
биосферу.
Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности
человека в природе.
Аргументировать необходимость бережного отношения к природе

52

Обобщение и систематизация знаний
по теме «Закономерности
происхождения и развития жизни на
Земле». Зачетная работа

Выделять существенные признаки вида.
Характеризовать основные направления и движущие силы эволюции.
Объяснять причины многообразия видов.
Выявлять и обосновывать место человека в системе органического мира.
Находить в Интернете дополнительную информацию о происхождении
жизни и эволюции человеческого организма.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации
или сообщения об эволюции человека

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (16 часов)
53

Условия жизни на Земле

54

Общие законы действия факторов среды
на организмы

55

Приспособленность организмов к
действию факторов среды

56

Биотические связи в природе

Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на
Земле.
Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред
жизни.
Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их
обитания.
Распознавать и характеризовать экологические факторы среды
Выделять и характеризовать основные закономерности действия
факторов среды на организмы.
Называть примеры факторов среды.
Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника.
Выделять экологические группы организмов.
Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных
и растений
Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов.
Называть необходимые условия возникновения и поддержания
адаптаций.
Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая
группа»
Выделять и характеризовать типы биотических связей.
Объяснять многообразие трофических связей.
Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм,
симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция; приводить их
примеры.

57

Взаимосвязи организмов в популяции

58

Функционирование популяций в
природе

59

Природное сообщество —
биогеоценоз

60

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного
вида.
Объяснять территориальное поведение особей популяции.
Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и
половых отношений между особями в популяции.
Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего
свойства популяций
Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе.
Характеризовать причины колебания численности и плотности
популяции.
Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность
популяции», делать выводы.
Анализировать содержание рисунков учебника
Выделять существенные признаки природного сообщества.
Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети
питания и экологические ниши.
Понимать сущность понятия «биотоп».
Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз».
Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в
биоценозе

Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного
сообщества как экосистемы или биогеоценоза.
Характеризовать биосферу как глобальную экосистему.
Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и
потоке энергии в экосистемах.
Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения
биосферы.
Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере.
Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника

61

Развитие и смена природных
сообществ

62

Многообразие биогеоценозов
(экосистем)

63

Основные законы устойчивости живой
природы

64

Экологические проблемы в биосфере.
Охрана природы

65

Лабораторная работа № 6
«Оценка качества окружающей
среды»

Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов.
Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий,
сравнивать их между собой, делать выводы.
Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации
жизни в устойчивом развитии биосферы.
Объяснять процессы смены экосистем на примерах природы родного
края
Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства
водных, наземных экосистем и агроэкосистем.
Объяснять причины неустойчивости агроэкосистем.
Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы,
делать выводы
Выделять и характеризовать существенные причины устойчивости
экосистем.
Объяснять на конкретных примерах значение биологического
разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы.
Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в
экосистемах.
Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряжённая
численность видов в экосистеме» и «цикличность»
Выделять и характеризовать причины экологических проблем в
биосфере.
Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и
сокращения биологического разнообразия.
Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего
региона и биосферы в целом.
Аргументировать необходимость защиты окружающей среды,
соблюдения правил отношения к живой и неживой природе.
Выявлять и оценивать степень загрязнения помещений.
Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным
оборудованием
Выделять и характеризовать причины экологических проблем в
биосфере.
Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и
сокращения биологического разнообразия.

66

«Изучение и описание экосистемы
своей местности»

67

Обобщение и систематизация знаний
по теме «Закономерности
взаимоотношений организмов и
среды»

68

Итоговая контрольная работа в
формате ОГЭ

Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего
региона и биосферы в целом.
Аргументировать необходимость защиты окружающей среды,
соблюдения правил отношения к живой и неживой природе.
Выявлять и оценивать степень загрязнения помещений.
Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным
оборудованием
Описывать особенности экосистемы своей местности.
Наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты, делать
выводы.
Соблюдать правила поведения в природе
Выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
Объяснять роль круговорота веществ и превращения энергии в
экосистемах.
Характеризовать биосферу как глобальную экосистему.
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в
природе.
Находить в Интернете дополнительную информацию о работе учёных
по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений.
Систематизировать знания по темам раздела «Общие биологические
закономерности».
Применять основные виды учебной деятельности при формулировке
ответов к итоговым заданиям


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».