Рабочая программа ООО(9класс) ЛИТЕРАТУРА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ЛИТЕРАТУРА»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует
формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого
поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении
основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что
литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия
выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал
воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим
ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и
изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой
литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как
добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное
восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и
интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоциональноэстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей
школьников, их психического и литературного развития, жизненного и
читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего
образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом
"литературное чтение" на уровне начального общего образования,
межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и
учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует
развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию
эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в
творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историколитературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и
представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении
каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в
формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры
читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания
собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам,
аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных
идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе.
Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые
постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры
своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к
наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим
образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной
классике как высочайшему достижению национальной культуры,
способствующей воспитанию патриотизма, формированию национальнокультурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению
духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих
культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического
мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения
литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы
на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений,
как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что
способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных
произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,
посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя,
обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как
искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных

знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации
художественных произведений, умения воспринимать их в историкокультурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов
искусства; развитие читательских умений, творческих способностей,
эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять
проблематику произведений и их художественные особенности,
комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в
единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного
толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать
художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между
собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления
о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном
процессе; развивать умения поиска необходимой информации с
использованием различных источников, владеть навыками их критической
оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере
высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные
виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными
видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая
чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В 9 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
Древнерусская литература.
«Слово о полку Игореве».
Литература XVIII века.
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол
Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и
другие стихотворения (по выбору).
Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например,
«Властителям и судиям», «Памятник» и др.
Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
Литература первой половины XIX века.
В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например,
«Светлана», «Невыразимое», «Море» и др.
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».
Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М.
Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору).
А. С. Пушкин. Стихотворения. Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль
улиц шумных…», «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «К морю»,
«К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Мадонна», «Осень» (отрывок),
«Отцы-пустынники и жёны непорочны…», «Пора, мой друг, пора! Покоя
сердце просит…», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…»,
«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Я вас любил: любовь ещё,
быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. Поэма
«Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Например, «Выхожу один я на
дорогу…», «Дума», «И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою
окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Нет, ни
тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт»
(«Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть
Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу,
хочу печали…» и др. Роман «Герой нашего времени».
Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души».
Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по
выбору). Например, произведения: «Лафертовская маковница» Антония
Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. Бестужева-Марлинского, «Кто
виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др.
Зарубежная литература.
Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору).

У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (фрагменты по выбору).
И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору).
Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя
мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и др. Поэма
«Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмента по выбору).
Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по
выбору). Например, произведения Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для
основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в
произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и
нормами
поведения
и
способствуют
процессам
самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
 активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в
том числе с опорой на примеры из литературы;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры
из литературы;
 активное участие в школьном самоуправлении;



готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство;
помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России в контексте изучения произведений
русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях;
 уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на
их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;
 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
 активное
неприятие
асоциальных
поступков,
свобода
и
ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетического воспитания:
 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
 осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе
школьного литературного образования;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь
на примеры из литературных произведений;
 уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудового воспитания:
 установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах
литературных произведений;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе
при изучении произведений русского фольклора и литературы;



осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.

Экологического воспитания:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения;
 овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом специфики школьного литературного образования;
 установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального
и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая семью, группы, сформированные по


















профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных
произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании
новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и
читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося
универсальные учебные действия.

формируются

Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:

следующие

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и
явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного
процесса);
 устанавливать
существенный
признак
классификации
и
классифицировать литературные объекты по существенному
признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
 с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых литературных фактах и
наблюдениях над текстом;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий
с учётом учебной задачи;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных
явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
 формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе
с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей литературного объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
 оценивать на
применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования (эксперимента);


самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
 владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе литературной и другой информации или данных из источников
с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
литературную и другую информацию различных видов и форм
представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые
учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
 оценивать надёжность литературной и другой информации по
критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать
конфликты, вести переговоры;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на


решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
 использовать
преимущества командной (парной, групповой,
коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
 принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке
литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою
роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению, и координировать свои действия с другими
членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать
свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
 участниками взаимодействия на литературных занятиях;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности
и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях,
анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
 ориентироваться
в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов
и
собственных
возможностей,
аргументировать
предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в
школьном литературном образовании; давать адекватную оценку
учебной ситуации и предлагать план её изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
 объяснять
причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;


вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
 развивать способность различать и называть собственные эмоции,
управлять ими и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, анализируя примеры из художественной литературы;
 регулировать способ выражения своих эмоций.
4) Принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя
над взаимоотношениями литературных героев;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать
себя и других, не осуждая;
 проявлять открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС
1) Понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность
литературы, осознавать её роль в формировании гражданственности и
патриотизма, уважения к своей Родине и её героической истории, укреплении
единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфические черты литературы как вида словесного
искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста
научного, делового, публицистического;
3) владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического
анализа произведений художественной литературы (от древнерусской до
современной); анализировать литературные произведения разных жанров;
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с
учётом литературного развития обучающихся), понимать условность
художественной картины мира, отражённой в литературных произведениях с
учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов:
 анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять тематику и проблематику произведения, его родовую и
жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя,
рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные
особенности произведения и отраженные в нём реалии;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные





характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности
композиции и основной конфликт произведения; характеризовать
авторский пафос; выявлять и осмысливать формы авторской оценки
героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем
как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственнофилософской, социально-исторической и эстетической проблематики
произведений (с учётом литературного развития обучающихся);
выявлять языковые особенности художественного произведения,
поэтической
и
прозаической
речи;
находить
основные
изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции, выявляя
особенности авторского языка и стиля;
овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретиколитературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе
анализа и интерпретации произведений, оформления собственных
оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное
творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел;
литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть,
роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода,
элегия, песня, отрывок, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма
и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика;
пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет,
композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка,
развитие
действия,
кульминация,
развязка,
эпилог;
авторское/лирическое отступление; конфликт; система образов; образ
автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж),
лирический герой, лирический персонаж; речевая характеристика
героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; символ,
подтекст, психологизм; реплика, диалог, монолог; ремарка; юмор,
ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, метонимия,
сравнение, олицетворение, гипербола, умолчание, параллелизм;
антитеза,
аллегория;
риторический
вопрос,
риторическое
восклицание; инверсия, анафора, повтор; художественное время и
пространство;
звукопись
(аллитерация,
ассонанс);
стиль;
стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм,
рифма, строфа; афоризм;
рассматривать
изученные
и
самостоятельно
прочитанные
произведения в рамках историко-литературного процесса (определять

и учитывать при анализе принадлежность произведения к
историческому
времени,
определённому
литературному
направлению);
 выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в
том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В.
Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского
мировоззрения, проблематики произведений;
 выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую
специфику
изученного
и
самостоятельно
прочитанного
художественного произведения;
 сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых
и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и
факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы,
жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;
 сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения
художественной литературы с произведениями других видов
искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино,
фотоискусство, компьютерная графика);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12
поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное
отношение к произведению (с учётом литературного развития,
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное
произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов,
обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и
самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и
вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в
учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию
с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать
аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения,
используя литературные аргументы;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров
(объёмом не менее 250 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме
с опорой на прочитанные произведения; представлять развёрнутый устный
или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и редактировать
собственные и чужие письменные тексты; собирать материал и обрабатывать
информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада,

конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы
на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему,
применяя различные виды цитирования;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные
и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской,
классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с
использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений
фольклора и художественной литературы как способа познания мира и
окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических
впечатлений, а также средства собственного развития;
10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой
литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также
проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений
современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и
исследовательской деятельности и уметь публично презентовать полученные
результаты;
12) уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и
справочной литературой, информационно-справочными системами, в том
числе в электронной форме; пользоваться каталогами библиотек,
библиографическими указателями, системой поиска в Интернете; работать с
электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и
Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач; применять
ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.
При планировании предметных результатов освоения рабочей
программы следует учитывать, что формирование различных умений,
навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью
и в разной степени, что диктует необходимость дифференцированного и
индивидуального подхода к ним и применения разных стратегий и создания
индивидуальных образовательных траекторий достижения этих результатов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Древнерусская литература
1.1

«Слово о полку Игореве»

Итого по разделу

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

3

Раздел 2. Литература XVIII века

2.1

М. В. Ломоносов. «Ода на день
восшествия на Всероссийский престол Ея
Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года» и другие
стихотворения (по выбору)

2

2.2

Г. Р. Державин. Стихотворения (два по
выбору).Например, «Властителям и
судиям», «Памятник» и др.

2

2.3

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

6

Раздел 3. Литература первой половины XIX века
3.1

В. А. Жуковский. Баллады, элегии. (однадве по выбору). Например, «Светлана»,
«Невыразимое», «Море» и др.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

3.2

А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

8

3.3

Поэзия пушкинской эпохи. К. Н.
Батюшков, А. А. Дельвиг, Н.М.Языков,
Е. А. Баратынский (не менее трёх
стихотворений по выбору)

2

3.4

А. С. Пушкин. Стихотворения.Например,
«Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц
шумных…», «...Вновь я посетил…», «Из
Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я
помню чудное мгновенье…»),
«Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцыпустынники и жёны непорочны…»,
«Пора, мой друг, пора! Покоя сердце
просит…», «Поэт», «Пророк», «Свободы
сеятель пустынный…», «Элегия»
(«Безумных лет угасшее веселье…»), «Я
вас любил: любовь ещё, быть может…»,
«Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…» и др. Поэма «Медный
всадник». Роман в стихах «Евгений
Онегин»

15

3.5

М. Ю. Лермонтов.
Стихотворения.Например, «Выхожу один
я на дорогу…», «Дума», «И скучно и
грустно», «Как часто, пёстрою толпою
окружён…», «Молитва» («Я, Матерь
Божия, ныне с молитвою…»), «Нет, не
тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не

11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

Байрон, я другой…», «Поэт» («Отделкой
золотой блистает мой кинжал…»),
«Пророк», «Родина», «Смерть Поэта»,
«Сон» («В полдневный жар в долине
Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу
печали…» и др. Роман «Герой нашего
времени»
3.6

Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»

8

3.7

Отечественная проза первой половины
XIX в. (одно произведение по
выбору).Например, «Лафертовская
маковница» Антония Погорельского,
«Часы и зеркало» А. А. БестужеваМарлинского, «Кто виноват?» (главы по
выбору) А. И. Герцена и др.

2

Итого по разделу
Раздел 4. Зарубежная литература
Данте. «Божественная комедия» (не
4.1
менее двух фрагментов по выбору)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

49

2

4.2

У. Шекспир. Трагедия «Гамлет»
(фрагменты по выбору)

2

4.3

И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее
двух фрагментов по выбору).

2

4.4

Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по
выбору). Например, «Душа моя мрачна.
Скорей, певец, скорей!..», «Прощание
Наполеона» и др. Поэма «Паломничество

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

Чайльд-Гарольда» (не менее одного
фрагмент по выбору)

4.5

Зарубежная проза первой половины XIX
в. (одно произведение по выбору).
Например, произведения Э. Т. А.
Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др.

Библиотека ЦОК

3

https://m.edsoo.ru/7f41b720

Итого по разделу

11

Развитие речи

11

Внеклассное чтение

4

Итоговые контрольные работы

4

4

102

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b720

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс

№
уро
ка

Тема урока

Колво
часов

1

2

3

1.

Введение. Литература и её роль
в духовной жизни человека.

1

Элементы содержания

По
плану

По
факту

4

5

6

Шедевры родной литературы. Формирование
потребности общения с искусством, возникновение
и развитие творческой читательской
самостоятельности. Углубление представлений о
литературе как искусстве слова. Выявление уровня
литературного развития учащихся.
Раздел «Из древнерусской литературы» (3 часа)

2.

Литература Древней Руси.
«Слово о полку Игореве» величайший памятник
древнерусской литературы.

1

Самобытный характер древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров. История
открытия «Слова о полку Игореве». Проблема
авторства. Историческая основа памятника, его
сюжет. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении
(в переводе Н. А. Заболоцкого). Переводы
«Слова…».

3.

Центральные образы «Слова о
полку Игореве».

1

Образы русских князей. Ярославна как идеальный
образ русской женщины. Образ Русской земли.
Золотое слово Святослава и основная идея
произведения.

Примечание

7

4.

Образ автора и поэтика «Слова
о полку Игореве»

1

Образ автора. Авторская позиция и язык «Слова…».
Соединение языческой и христианской образности.
Раздел «Из русской литературы XVIII века» (7 часов)

5.

Классицизм в русском и
мировом искусстве

1

Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.

6.

М. В. Ломоносов: жизнь и
творчество (обзор).

1

Жизнь и творчество М. В. Ломоносова. М. В.
Ломоносов – учёный, поэт, реформатор русского
литературного языка и стиха. Особенности
содержания и формы оды «Вечернее
размышление…». Ода в актёрском исполнении.

7.

М. В. Ломоносов. «Ода на день 1
восшествия на всероссийский
престол её величества
государыни императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года»

Ода как жанр лирической поэзии. Прославление
Родины, мира, науки и просвещения в одах М. В.
Ломоносова.

8.

Г. Р. Державин: жизнь и
творчество (обзор).
«Властителям и судиям»,
«Памятник».

Жизнь и творчество Г. Р. Державина. Идеи
Просвещения и гуманизма в лирике Г. Р.
Державина. Тема несправедливости сильных мира
сего. Высокий слог и ораторские, декламационные
интонации. Ода в актёрском исполнении.

1

Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.
Стихотворение «Памятник» в актёрском
исполнении. Мысль о бессмертии поэта. Оценка
Державиным собственного поэтического
новаторства. «Забавный русский слог» Державина и
его особенности.

9.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»:
сюжет и герои.

1

Слово о писателе. Понятие о сентиментализме.
«Бедная Лиза»: сюжет и герои.

10.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»:
новые черты русской
литературы. «Осень» и другие
произведения писателя

1

Утверждение общечеловеческих ценностей.
Внимание писателя к внутреннему миру героини.
Новые черты русской литературы.

Письменный ответ на
проблемный вопрос по
литературе XVIII века.

1

11.

«Осень» как произведение сентиментализма..
Стихотворение в актёрском исполнении.
Письменный ответ на проблемный вопрос «Чем
современна литература XVIII века?» (на примере 23 произведений)
Раздел «Из русской литературы XIX века» ( 60час.)

12.

Русская поэзия первой
половины XIX века

1

Основные черты русской литературы XIX века.
Общая характеристика русской поэзии первой
половины XIX века. Русская поэзия начала XIX
века: творчество К. Н. Батюшкова, В. К.
Кюхельбекера, К. Ф. Рылеева, А. А. Дельвига, П. А.
Вяземского, Е. А. Баратынского.

13.

В. А. Жуковский – поэтромантик.

1

Слово о поэте. Основные этапы его творчества.
«Море»: романтический образ моря. Образы моря и
неба: единство и борьба, Особенности языка и стиля
стихотворения. Понятие об элегии. Черты элегии в
стихотворении.

«Невыразимое», «Море».

Отношение поэта-романтика к слову. Границы
выразимого. Возможности поэтического языка и
трудности, встающие на пути поэта.
15.

В. А. Жуковский. «Светлана»:
черты баллады.

1

Развитие представлений о балладе. Жанр баллады в
творчестве В. А. Жуковского: сюжетность,

фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны
и символика сна, пугающий пейзаж, роковые
предсказания и приметы, утренние и вечерние
сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и
смерти. «Светлана» как пример преображения
традиционной фантастической баллады. Баллада в
актёрском исполнении.
16.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума».
Жизнь и творчество писателя
(обзор).

1

Многогранный талант, блестящее образование и
дипломатическая карьера А. С. Грибоедова. Связи с
декабристами. Отношения с правительством.
Любовь и смерть писателя. История создания,
публикации и первых постановок комедии. Герои и
прототипы.

17.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»:
проблематика и конфликт.

1

Обзор содержания комедии. Смысл названия и
проблема ума. Особенности развития интриги.
Своеобразие общественного и личного конфликта.
Фрагменты в актёрском исполнении.

18.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»:
фамусовская Москва.

1

Образ фамусовской Москвы. Система образов
комедии. Анализ ключевых монологов Фамусова.
Скалозуб и Молчалин. Софья. Гости Фамусова.
Фрагменты в актёрском исполнении.

19.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»:
образ Чацкого.

1

Чацкий как необычный резонёр, предшественник
«странного человека» в русской литературе. Анализ
ключевых монологов Чацкого. Особенности
любовной интриги. Художественная функция
внесценических персонажей. Необычность развязки,
смысл финала комедии. Фрагменты в актёрском
исполнении.

20.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»:
язык комедии.

1

Черты классицизма и реализма в комедии.
Образности и афористичность языка. Мастерство
драматурга в создании речевых характеристик
действующих лиц. Необычность развязки, смысл
финала комедии. Конкретно-историческое и
общечеловеческое в пьесе.

21.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
в критике.

1

Критика о пьесе А. С. Грибоедова. И. А. Гончаров
«Мильон терзаний».

2223.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». 2
Урок развития речи. Сочинение.

Обучение созданию текста на литературном
материале с использованием собственного
жизненного и читательского опыта.

24

А. С. Пушкин: жизнь и
творчество. Лицейская лирика.

1

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики (с
повторением ранее изученного): тема человека и
природы, тема любви и дружбы, тема свободы,
историческая тема. Проблемы пушкинской прозы.
Хронология жизни и творчества поэта. Мотив
дружбы, прочного союза друзей. Верность
лицейской дружбе на протяжении всей жизни поэта.

2526.

А. С. Пушкин. Лирика
петербургского, южного и
михайловского периодов: «К
Чаадаеву», «К морю», «Анчар».

2

А. С. Пушкин и декабристы. Проблема свободы,
служения Родине. Тема свободы и власти. Единение
красоты природы, красоты человека, красоты жизни
в пейзажной лирике. Стихотворения в актёрском
исполнении.

27.

А. С. Пушкин. Тема поэта и
поэзии: «Пророк», «Поэт и
толпа», «Поэт»

1

Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Библейские
параллели в интерпретации темы творчества.
Стихотворение в актёрском исполнении.

28.

А. С. Пушкин. Любовь как
гармония душ в интимной

1

Одухотворённость и чистота чувства любви.
Адресаты любовной лирики и стихи, им

лирике поэта: «На холмах
Грузии лежит ночная мгла…»,
«Я Вас любил: любовь ещё быть
может…».

посвящённые. Стихотворения в актёрском
исполнении.

29.

А. С. Пушкин. «Бесы», «Два
чувства дивно близки нам…» и
другие стихотворения.

1

Две Болдинские осени в творчестве поэта.
Душевное смятение и угнетённое состояние
лирического «я» стихотворения «Бесы», его
отражение в картинах природы. Слияние личных,
философских и гражданских мотивов в лирике
поэта. Особенности ритмики, метрики и строфики
пушкинской поэзии. Стихотворения в актёрском
исполнении.

30.

А. С. Пушкин. «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный…»

1

Самооценка творчества в стихотворении. Вечность
темы памятника в русской и мировой поэзии.
Стихотворение в актёрском исполнении.

31.

Письменный ответ на
проблемный вопрос по лирике
А. С. Пушкина.

1

Письменный ответ на проблемный вопрос по
лирике А. С. Пушкина.

32.

А. С. Пушкин. «Медный
всадник.

1

Поэма «Медный всадник» как философское
раздумье о ходе истории. Герои поэмы: образ
Евгения, личность Петра I

33.

А. С. Пушкин. «Моцарт и
Сальери».

1

Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа
мировосприятия, олицетворённые в персонажах
трагедии. Отражение их нравственных позиций в
сфере творчества. Проблема «гения и злодейства».
Развитие понятия о трагедии как жанре драмы.
Трагедия в актёрском исполнении.

34.

А. С. Пушкин. «Евгений
Онегин» как новаторское
произведение.

1

Творческая история романа. Начальные
представления о жанре романа в стихах. Онегинская
строфа. Обзор содержания. Образы главных героев.
Основная сюжетная линия и лирические
отступления. Фрагменты в актёрском исполнении.

35.

А. С. Пушкин. «Евгений
Онегин»: главные мужские
образы романа.

1

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и
Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

36.

А. С. Пушкин. «Евгений
Онегин»: главные женские
образы романа.

1

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.
Татьяна и Ольга.

37.

А. С. Пушкин. «Евгений
Онегин»: взаимоотношения
главных героев.

1

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.
Анализ двух писем. Письмо Татьяны и Онегина в
актёрском исполнении.

38.

А. С. Пушкин. «Евгений
Онегин»: образ автора.

1

Автор как идейно-композиционный и лирический
центр романа. Автор-повествователь и авторперсонаж.

39.

А. С. Пушкин. «Евгений
Онегин» как энциклопедия
русской жизни.

1

Реализм романа. Развитие понятия о реализме
литературы. Россия и пушкинская эпоха в романе.
Реальные исторические личности как герои романа.

40.

А. С. Пушкин. «Евгений
Онегин» в зеркале критики.

1

Литературная критика о романе: В. Г. Белинский, Д.
И. Писарев, Ф. М. Достоевский, С. М. Бонди, Ю. М.
Лотман, философская критика начала XX века;
писательские оценки. Роман А. С. Пушкина и опера
П. И. Чайковского.

А. С. Пушкин. «Евгений
Онегин». Урок развития речи.
Сочинение.

1

Подготовка к письменному ответу на проблемный
вопрос (или контрольное сочинение в формате
ГИА).

43.

М. Ю. Лермонтов. Хронология
жизни и творчества.
Многообразие тем, жанров,
мотивов лирики поэта.

1

Страницы биографии и творчества М. Ю.
Лермонтова. Тема одиночества, мотив скитаний,
гармония мира природы и счастье на небесах,
интерес поэта к отечественной истории.
Осмысление роли поэтического слова: «Есть речи –
значенье…». Мотивы вольности и одиночества в
лирике поэта: «Парус». Тема трагического
одиночества в зрелой лирике поэта. Философские
размышления о быстротечности жизни,
иллюзорности любви и предназначении человека:
«И скучно, и грустно». «Сон», «Я жить хочу…»
.Стихотворения в актёрском исполнении.

44.

Образ поэта-пророка в лирике
М. Ю. Лермонтова.

1

Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в
лирике М. Ю. Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я
другой…», «Я жить хочу! хочу печали…».
Поэтический дар как символ избранности и как
источник страдания: «Молитва» («Не обвиняй меня,
Всесильный…»). Трагическая судьба поэта и
человека в бездуховном мире: «Смерть поэта»,
«Поэт», «Пророк». Стихотворения в актёрском
исполнении.

45.

М. Ю. Лермонтов. Любовь как
страсть, приносящая страдания,
в лирике поэта: «Нищий»,
«Расстались мы, но твой
портрет…», «Нет, не тебя так
пылко я люблю…».

1

Любовь как страсть, приносящая страдания.
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и
послания к ним. Стихотворения в актёрском
исполнении.

41.
42

46.

М. Ю. Лермонтов. Тема Родины
в лирике поэта.

1

Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание»,
«Дума», «Выхожу один я на дорогу». Тема России и
её своеобразие: «Родина». Характер лирического
героя поэзии Лермонтова. Поэзия М. Ю.
Лермонтова в критике В. Г. Белинского.
Стихотворения в актёрском исполнении.

47.

Анализ стихотворения М. Ю.
Лермонтова (по выбору)

1

Анализ лирического произведения.

48.

Контрольная работа за I
полугодие.

1

Письменные ответы на вопросы и тестирование по
произведениям, включённым в Кодификатор
элементов содержания для составления КИМ ГИА
для выпускников IX и XI классов: Г. Р. Державин,
Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов.
лирика А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова; роман в
стихах «Евгений Онегин».

49.

М. Ю. Лермонтов. «Герой
нашего времени»: общая
характеристика романа

1

«Герой нашего времени» - первый психологический
роман в русской литературе, роман о незаурядной
личности. Обзор содержания романа. Главные и
второстепенные герои. Особенности композиции.

50.

М. Ю. Лермонтов. «Герой
1
нашего времени» (главы «Бэла»,
«Максим Максимыч»): загадки
образа Печорина.

Печорин – «самый любопытный предмет своих
наблюдений» (В. Г. Белинский). Загадки образа
Печорина: взгляд «со стороны». Смысл смены
рассказчиков.

51.

М. Ю. Лермонтов. «Герой
нашего времени» (главы
«Тамань», «Княжна Мери»).
«Журнал Печорина» как

Характер Печорина в его собственных оценках.
Печорин как источник страданий других людей.

1

средство самораскрытия его
характера.
52.

М. Ю. Лермонтов. «Герой
нашего времени»: дружба в
жизни Печорина.

1

Главные и второстепенные герои. Печорин в
системе мужских образов романа (Печорин и
Максим Максимыч, Печорин и доктор Вернер,
Печорин и Грушницкий, Печорин и Вулич).

53.

М. Ю. Лермонтов. «Герой
нашего времени»: любовь в
жизни Печорина.

1

Главные и второстепенные герои. Печорин в
системе женских образов романа (Печорин и Бэла,
Печорин и ундина, Печорин и Мери, Печорин и
Вера).

54.

М. Ю. Лермонтов. «Герой
нашего времени» (глава
«Фаталист»): философскокомпозиционное значение
новеллы.

1

Мотив предопределения и судьбы. Образ Печорина
в новелле и в романе. Споры о романтизме и
реализме романа. Роман в оценке критики.

5556.

М. Ю. Лермонтов. «Герой
нашего времени». Урок
развития речи. Сочинение.

2

Обучение созданию текста на литературном
материале с использованием собственного
жизненного и читательского опыта.

57.

Н. В. Гоголь. Жизнь и
творчество (обзор). «Мёртвые
души». Обзор содержания,
история создания поэмы.

1

Хронология жизни и творчества Н. В. Гоголя.
Проблематика и поэтика первых сборников:
«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с
обобщением ранее изученного). Первоначальный
замысел Н. В. Гоголя и идея «Мёртвых душ».
Смысл названия поэмы и причины её
незавершённости. Соотношение с «Божественной
комедией» Данте, плутовским романом, романомпутешествием.

Развитие понятия о видах комического: юморе,
иронии, сатире, сарказме. Жанровое своеобразие
поэмы. Соединение комического и лирического
начал.
5861.

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»:
образы помещиков.

4

Система образов поэмы. Образы помещиков.
Обличительный пафос автора. Понятие о
литературном типе. Фрагмент поэмы в актёрском
исполнении.

62.

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»:
чиновники города.

1

Образ города в поэме. Сатира на чиновничество.

63.

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»:
образ Чичикова.

1

Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и
антигерой. Эволюция образов Чичикова и
Плюшкина в замысле поэмы. Понятие о герое и
антигерое. Образ дороги в поэме.

64.

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»:
образ России, народа и автора в
поэме.

1

«Мёртвые души» - поэма о величии России.
Мёртвые и живые души. Образ народа в поэме.
Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и
проповеднику. Лирические отступления.

65.

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души» в 1
оценке критики.

Поэма в оценке В. Г. Белинского. Ответ Н. В.
Гоголя на критику В. Г. Белинского.

66

Н. В. Гоголь «Мёртвые души».
Урок развития речи. Сочинение

Обучение созданию текста на литературном и
жизненном материале.

1

67

И. С. Тургенев «Ася». Проблема

1

счастья в повести.

68

«Ася» И. С. Тургенева как
лирическая повесть.

проблематика. Система образов.
1

69

Образ «тургеневской девушки».

1

70

Ф. М. Достоевский. «Белые
ночи»: образ главного героя

1

71.

72.

73

74.

Ф. М. Достоевский. «Белые
ночи»: образ Настеньки.

Л. Н. Толстой «Отрочество»
(главы). Автобиографический
характер произведения.

1

Художественное произведение, детали, их роль.

Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и нежного, доброго, несчастного,
склонного к несбыточным фантазиям. Черты его
внутреннего мира.
Роль истории Настеньки. Содержание и смысл
«сентиментальности» в понимании автора. Развитие
понятия о повести и психологизме литературы.

1

Слово о писателе. История создания повести.
Сложность взаимоотношений детей и взрослых.
Значение эпохи отрочества в жизни героев Толстого
и самого писателя. Развитие понятия
«автобиографическое произведение».

1

Слово о писателе. Эволюция образа «маленького
человека» в русской литературе XIX века и
чеховское отношение к нему. Истинные и ложные
ценности героев рассказа. Боль и негодование
автора. Рассказ в актёрском исполнении

Главный герой повести Л. Н.
Толстого «Отрочество». Его
чувства, поступки и духовный
мир.
А. П. Чехов. «Смерть
чиновника»: проблема
истинных и ложных ценностей.

Личность и взгляды И.С.Тургенева. Тема, идея,

Раздел «Из русской литературы XX – начала XI века» (24 час.)

75.

Русская литература ХХ века:
богатство и разнообразие
жанров и направлений.

1

Обзор основных тенденций развития русской
литературы в ХХ веке.
Слово о поэте. Чувство пронзительной любви к
Родине, её неброской красоте. Сквозные образы в
лирике поэта. Народно-песенная основа лирики
поэта. Олицетворение как основной
художественный приём. Своеобразие метафор и
сравнений. Стихотворения, песни и романсы на
стихи поэта в актёрском исполнении

С. А. Есенин. Тема России –
главная в есенинской поэзии:
«Вот уж вечер…», «Гой ты,
Русь моя родная…», «Край ты
мой заброшенный…», «Разбуди
меня завтра рано…»
76.

С. А. Есенин. Стихи о любви.

1

«Письмо к женщине»: драматизм любовного
чувства. Соединение в сознании лирического героя
личной трагедии и трагедии народа. «Шаганэ ты
моя, Шаганэ!»: исповедальность и искренность
стихов о любви. Родина и чужбина в стихотворении.

77.

В. В. Маяковский. «А вы могли
бы?»

1

. Слово о поэте. В. В. Маяковский о труде поэта.
Новаторство Маяковского-поэта. Стихотворение в
актёрском исполнении.

78.

В. В. Маяковский.
«Послушайте!», «Люблю»
(отрывок), «Прощанье».

1

Одиночество человека в мире обыденности и
равнодушия. Самоотверженность любовного
чувства. Патриотизм поэта. Своеобразие стиха,
ритма, словотворчества. Углубление представлений
о силлабо-тонической и тонической системах
стихосложения

79.

М. А. Булгаков. «Собачье
сердце»: проблематика и
образы.

1

Слово о писателе. История создания и судьба
повести. Социально-философская сатира на
современное общество. Система образов
произведения. Умственная, нравственная, духовная
неразвитость – основа живучести «шариковщины»,
«швондерства». Смысл названия повести

М. А. Булгаков. «Собачье
сердце»: поэтика повести.

2

Гуманистическая позиция автора. Поэтика
Булгакова-сатирика. Развитие понятий о
художественной условности, фантастике, сатире.
Приём гротеска в повести.

82.

М. И. Цветаева. Стихи о любви,
о жизни и смерти: «Бабушке»,
«Идёшь, на меня похожий…»,
«Мне нравится, что вы больны
не мной…», «Откуда такая
нежность?..»

1

Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и
смерти. Особенности поэтики М. И. Цветаевой.
Углубление представлений о видах рифм.
Стихотворения и романс в актёрском исполнении.

83.

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии
и о России: «Стихи к Блоку»,
«Родина», «Стихи о Москве».

1

Образы Родины и Москвы в лирике М. И.
Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих
поисках поэта. Углубление представлений о
способах рифмовки

84.

А. А. Ахматова. Стихи из книг
«Чётки», «Белая стая»,
«Подорожник», «ANNO
DOMINI»

1

Слово о поэте. Стихотворения А. А. Ахматовой о
Родине и о любви. Трагические интонации в
любовной лирике. Стихотворения в актёрском
исполнении.

85.

А. А. Ахматова. Стихи из книг
«Тростник», «Седьмая книга»,
«Ветер войны», из поэмы
«Реквием».

1

Стихи о поэте и поэзии. Трагические, благоговейнотрепетные, мужественные интонации и их причины.
Особенности поэтики ахматовских стихотворений и
поэм. Стихотворения в актерском исполнении

86.

Н. А. Заболоцкий. Стихи о
человеке и природе. «Я не ищу
гармонии в природе». «О
красоте человеческих лиц»,
«Где-то в поле возле

1

Слово о поэте. Тема гармонии с природой, её
красоты и бессмертия. Стихотворения в актёрском
исполнении.Философская глубина обобщений
поэта-мыслителя. Стихотворения в актёрском
исполнении.

80.
81.

Магадана…», «Можжевеловый
куст», «Завещание».
87.

М. А. Шолохов. «Судьба
человека»: проблематика и
образы.

1

Слово о писателе. Судьба человека и судьба
Родины. Образ главного героя, простого человека,
воина и труженика. Тема воинского подвига,
непобедимости человека. Фрагмент рассказа в
актёрском исполнении.

88.

М. А. Шолохов. «Судьба
человека»: поэтика рассказа.

2

Особенности авторского повествования в рассказе.
Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая
манера повествования. Смысл названия рассказа.
Значение картины весенней природы для раскрытия
идеи рассказа. Широта типизации, особенности
жанра. Реализм М. А. Шолохова в рассказе-эпопее.
Углубление понятия о реалистической типизации

90.

А.Н.Толстой. Рассказ «Русский
характер».

1

Слово о писателе. Образ главного героя, простого
человека. Тема воинского подвига, непобедимости
человека.

91.

А. Т. Твардовский. Стихи поэта- 1
воина: «Я убит подо
Ржевом…», «Я знаю, никакой
моей вины…».

92.

А. И. Солженицын. «Матрёнин
двор»: проблематика, образ
рассказчика

89

1

Образ воина в стихотворении. Особенности
восприятия мира лирическим «я». Проблемы и
интонации стихов о войне. Стихотворение в
актёрском исполнении.

93

А. И. Солженицын. «Матрёнин
двор»: проблематика, образ
рассказчика.

1

Слово о писателе. Картины послевоенной деревни и
их авторская оценка. Образ рассказчика

94.

А. И. Солженицын. «Матрёнин
двор»: образ Матрёны,
особенности жанра рассказапритчи. Фрагменты рассказа в
актёрском исполнении.

1

Образ праведницы. Трагизм судьбы героини.
Жизненная основа рассказа-притчи. Углубление
понятия о жанре притчи

95.

Произведения отечественных
прозаиков второй половины
XX—XXI века. Б.Н.Екимов.
Рассказ «Ночь исцеления».

1

. Слово о писателе. Образ рассказчика.

96.

Поэзия второй половины XX — 1
начала XXI века.
Стихотворения И. А. Бродского.

97.

Обобщение изученного

1

98.

Контрольная работа за II
полугодие.

1

Судьба поэта. Основные темы его стихов.

.
Письменные ответы на проблемные вопросы по
произведениям XX века, включённым в
Кодификатор элементов содержания по литературе
для составления КИМ ГИА для выпускников 9
класса: М. А. Булгаков, М. И. Цветаева, А. А.
Ахматова, М. А. Шолохов, Б. Л. Пастернак, Н. А.
Заболоцкий. А. Т. Твардовский, А. И. Солженицын.

Раздел «Из зарубежной литературы» (4 часа)
99

Данте Алигьери. «Божественная 1
комедия» (фрагменты)

Слово о поэте. Универсально-философский
характер поэмы. Отражение в поэме научной
картины мира, характерной для эпохи Данте.
Множественность смыслов поэмы: буквальный,
аллегорический, моральный, мистический.

100. У. Шекспир. «Гамлет»: образ
главного героя.

1

Слово о писателе. Характеристика гуманизма эпохи
Возрождения. Образ Гамлета, гуманиста эпохи
Возрождения. Одиночество Гамлета в его
конфликте с реальным миром «расшатавшегося
века». Трагедия как драматический жанр. Трагизм
любви Гамлета и Офелии. Философский характер
трагедии. Общечеловеческое значение героев
Шекспира. Гамлет как вечный образ мировой
литературы. Шекспир и русская литература.

101. Байрон «Паломничество Чайльд
Гарольда»

1

Слово о поэте. Лиро-эпическая поэма
«Паломничество Чайльд Гарольда». Композиция,
обзор содержания. Образ главного героя.

102. И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и
проблематика, идейный смысл
трагедии.

1

Слово о поэте. Гёте и русская литература.
Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» как философская трагедия эпохи
Просвещения. Сюжет и композиция трагедии.
«Пролог на небесах» - ключ к основной идее
трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая
сила его развития, динамики бытия.
Противостояние творческой личности Фауста и
неверия, духа сомнения Мефистофеля.
Трагизм любви Фауста и Гретхен. Поиски Фаустом
справедливости и разумного смысла жизни

человечества. Итоговый смысл трагедии.
Особенности жанра трагедии: сочетание в ней
реальности и элементов условности и фантастики.
Фауст как вечный образ мировой литературы.
Углубление понятия о драматической поэме.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
«Литература». Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я. Коровина, Журавлев В.П., Коровин В.Н. М.: Просвещение,
2018-2022

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по литературе 9 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac
ФГИС «Моя школа»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».