1.Пояснительная записка: - Нормативное основание Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с требованиями Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 44 (ООП ООО), утвержденной приказом директора. - Место предмета в учебном плане На изучение учебного предмета «Функциональная грамотность» обязательной частью учебного плана предусмотрено 1 час в неделю. Программа рассчитана на 4 года обучения (с 5 по 8 классы). Всего 140 часов на уровне обучения основного общего образования. Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная (разделы: биология, география, физика, химия, глобальные компетенции), математическая (входит креативное мышление) и финансовая грамотность): - 7 часов на модуль «финансовая грамотность»; - 8 часов на модули «читательская грамотность»; - 9 часов «математическая грамотность»; - 11 часов для модуля естественнонаучной грамотности. Распределение модулей по четвертям: 1 четверть – модуль «финансовая грамотность», 2 четверть – модуль «математическая грамотность», 3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность», 4 четверть – модуль «читательская грамотность». - Цели, задачи (в соответствии с ФГОС) Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); 1 способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная 1 грамотность) ; способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. 2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Метапредметные и предметные Грамотности читательская математическая естественнонаучная находит и извлекает находит и извлекает находит и извлекает 5 класс Уровень информацию из математическую информацию о узнавания и различных текстов информацию в естественнонауч ных понимания различном явлениях в различном контексте контексте применяет применяет объясняет и описывает 6 класс Уровень извлеченную из математические естественнонаучные понимания и текста знания для решения явления на основе применения информацию для разного рода имеющихся решения разного проблем научных знаний рода проблем 7 класс Уровень анализа и синтеза анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста формулирует распознает и исследует математическую личные, местные, проблему на основе национальные, глобальные анализа ситуации естественнонаучные проблемы в различном контексте оценивает форму и интерпретирует и интерпретирует и 8 класс Уровень содержание оценивает оценивает оценки текста в рамках математические личные, местные, (рефлексии) предметного данные в контексте национальные, глобальные в рамках содержания лично значимой естественнонаучные предметного ситуации проблемы в различном содержания контексте в рамках предметного содержания 1 PISA // Официальный сайт Института http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.html стратегии развития образования финансовая находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте применяет финансовые знания для решения разного рода проблем анализирует информацию в финансовом контексте оценивает финансовые проблемы в различном контексте РАО. URL: 2 Личностные 5-9 классы Грамотность читательская математическая естественнофинансовая научная оценивает объясняет объясняет оценивает содержание гражданскую гражданскую финансовые прочитанного с позицию в позицию в действия в позиции норм конкретных конкретных конкретных морали и ситуациях ситуациях ситуациях с общечеловеческих общественной общественной позиции норм ценностей; жизни на основе жизни на основе морали и формулирует математических естественнонаучны общечеловеческих собственную знаний с позиции х знаний с позиции ценностей, позицию по норм морали и норм морали и прав и обязанностей отношению к общечеловеческих общечеловеческих гражданина страны прочитанному ценностей ценностей 3. Содержание учебного предмета, курса Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач. В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания. Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы. 3 4. Тематическое планирование 5 класс № Тема урока Количе Элементы содержания уро ство ка часов 1 2 3 4 Модуль «Финансовая грамотность» (7 часов) 1 Как появились 1 История возникновения денег, деньги? Что могут названий некоторых денежных знаков; деньги? формирование представления об экономических причинах возникновения денег; ознакомление с понятиями «бартер», «деньги», «товарно-денежные отношения» 2 Деньги в разных 1 Как выглядят деньги у других стран; странах какой валютный курс они имеют; чем отличаются друг от друга деньги разных стран; интересные факты о деньгах. 3 Деньги настоящие и 1 Отличие настоящих денег от ненастоящие фальшивых по характерным признакам; навыки добросовестного, внимательного отношения к деньгам. 4 Как разумно делать 1 Понятия «умные» покупки; умения покупки? различать «умные» и «неумные» покупки; приобретение опыта совершения «умных» покупок; установка на грамотное совершение покупок. 5 Кто такие 1 Психология мошенничества; мошенники? некоторые виды мошенничества; способы самозащиты от мошенников; развитие критического мышления. 6 Личные деньги 1 Способы сбережения средств, различные формы размещения сбережений; структура личного бюджета школьника, важность его планирования; рациональное ведение домашнего хозяйства. 7 Сколько стоит «своё 1 Азы управления личными деньгами; дело»? разумное финансовое поведение, принятие обоснованных решений, проявление ответственного отношения к личным финансам. Модуль «Математическая грамотность» (7 часов) 8 Применение чисел и 1 Арабские числа, десятичная и действий над ними. двоичная система счисления, позиция Счет и десятичная цифры в записи числа; запись числа система счисления. арабскими и римскими цифрами, перевод числа из одной системы счисления в другие, разложение числа По плану По факту Приме чание 5 6 7 4 9 Сюжетные задачи, решаемые с конца. 1 10 Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи. 1 Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. 1 11 12 13 14 1 на разрядные слагаемые, верное равенство; запись и чтение чисел по заданному условию, сравнение многозначных чисел. Прием решения задач «от конца к началу»; решение задачи с помощью чертежа, составлением таблицы; задачи с «лабиринтом» Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Задачи в «клетках» 1 Оценка размеров реальных объектов окружающего мира, иллюзии, большие и малые числа 1 Извлечение, интерпретация и преобразование информации, представленной в таблицах и на диаграммах, отражающей свойства и характеристики реальных процессов и явлений. Запись данных в виде таблиц, диаграмм. Раздел «Креативное мышление» (2 ч) 15 Визуальное 1 самовыражение Нет вредным привычкам; рисунок к математическому выражению; глаза разбежались. 16 Письменное 1 Сюжет для спектакля; необычная самовыражение картина; обложка для книги; новичок в классе. Модуль «Естественнонаучная грамотность» (8 часов) Раздел «Биология» (2 ч) 17 Можно ли жить на 1 Свойства воды, нахождение её в Земле без воды живых организмах и в неживой природе. Значение воды в жизни человека. Необходимость бережного отношения к ней. Роль воды в жизни 1 Почвенное питание растений. Вода18 растений важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растений 5 Раздел «География» (2 ч) 19 Реки России 1 Где спрятана вода 1 20 Раздел «Физика» (2 ч) 21 Вода. Физические свойства воды. 22 Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Сила Архимеда. Раздел «Химия» (2 ч) 23 Вода. Уникальность воды. 1 1 Питание и режим реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод. Размещение, особенности, происхождение и значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Сила Архимеда. Плавание тел. Растворение веществ в воде. Растворимые и нерастворимые вещества. 24 Химические свойства 1 Взаимодействие воды с различными воды. веществами. Признаки реакций. Раздел «Глобальные компетенции» (3 ч) 25 Чистая вода. 1 Какую воду мы пьем. Доступность чистой воды. 26 Загрязнение 2 Загрязнение мирового океана. 27 мирового океана. Государство «Мусорные острова». Модуль «Читательская грамотность» (8ч) 28 Определение 1 Тема текста. Тематическое единство основной темы в текста. Фольклор как устное народное фольклорном творчество, его своеобразие. произведении. Пословица и поговорка как жанры Пословицы, фольклора. поговорки как источник информации. 29 Сопоставление 1 Стили речи. Разговорный стиль: сфера содержания текстов применения, коммуникативная цель, разговорного стиля. языковые средства. Личная ситуация в текстах. 30 Работа с текстом: как 1 Основная мысль текста. Сохранение выделить главную основной мысли. Микротема. мысль текста или его Нахождение микротем в тексте. частей? Анализ средств связи: лексических, морфологических. Приёмы строения текста и развития основной мысли. Предъявление авторской позиции в тексте. 31 Типы текстов: текст- 1 Текст как источник и средство 1 6 описание (художественное и техническое). 32 33 34 35 Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом. 1 1 2 передачи информации. Типы речи. Описание как тип речи: цель, построение, художественное и деловое (техническое) описание Открытые и закрытые вопросы. Работа с текстом, информационный поиск, извлечение и преобразование необходимой информации, технологии и алгоритмы необходимых действий 6 класс № Тема урока Количе Элементы содержания уро ство ка часов 1 2 3 4 Раздел «Финансовая грамотность» (7 часов) 1 Удивительные 1 «Сувенирные» деньги. факты и истории о деньгах. 2 Нумизматика. 1 Фальшивые деньги: история и современность. 3 Откуда берутся 1 Заработная плата. Почему у всех она деньги? Виды разная? От чего это зависит? доходов. 4 Собственность и 1 Арендная плата, проценты, прибыль, доходы от нее. дивиденды. 5 Социальные 1 Пенсии, пособия. выплаты. 6 Как заработать 1 Мир профессий и для чего нужно деньги? учиться. Личные деньги. 1 Умение распределить свой бюджет. 7 Раздел «Математическая грамотность» (7 часов) 8 Числа и единицы 1 Время, деньги, масса, температура, измерения расстояние 9 Вычисление 1 Применение пропорций прямо величины пропорциональных отношений для решения проблем 10 Текстовые задачи, 1 Части, проценты, пропорция, решаемые движение, работа арифметическим способом 11 Инварианты. 1 Задачи на четность, чередование, разбиение на пары 12 Логические задачи, 1 Решения с помощью таблиц, графы применение графа в решении задач 13 Геометрические 1 Геометрические задачи на фигуры на клетчатой бумаге, построение и на конструирование изучение свойств По плану По факту Примеча ние 5 6 7 7 фигур 14 Комбинаторики и 1 Таблицы, диаграммы, вычисление элементы логики вероятности. Раздел «Креативное мышление» (2 ч) 15 Визуальное 1 Глаза разбежались, найди лишнее. самовыражение 16 Письменное 1 Сюжет для спектакля, необычная самовыражение картина. Раздел «Биология» (2 ч) 17 Воздушное питание 1 Условия, необходимые для растений воздушного питания растений. фотосинтез Космическая роль зелёных растений. Дыхание и обмен 1 Сущность процесса дыхания у 18 веществ у растений растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Раздел «География» (2 ч) 19 Состав и свойства 1 Понятие воздух, какие газы входят в газов воздуха. состав воздуха 20 Парниковые газы. 1 Парниковые газы: определение, виды, опасное влияние на экологию. Раздел «Физика» (2 ч) 21 Воздухоплавание. 1 Свойства газов. Атмосферное давление. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Физические основы воздухоплавания. 22 Воздухоплавательна 1 Аэростаты, стратостаты, дирижабли, я техника. воздушный шар. Раздел «Химия» (2 ч) 23 Кислород и его 1 Физические, химические свойства. свойства. Получение, методы сбора вещества, доказательство наличия данного газа в сосуде. 24 Углекислый газ и 1 Физические, химические свойства. его свойства Получение, методы сбора вещества, доказательство наличия данного газа в сосуде. Раздел «Глобальные компетенции» (3 ч) 25 Изменение климата 2 Причины изменения климата. 26 на Земле. Глобальное потепление. 27 Экологичный 1 Виды транспорта. Плюсы и минусы транспорт. различных видов транспорта. Экологичный транспорт. Раздел «Читательская грамотность» (8 ч) 28 Определение 1 Тема текста. Тематическое единство основной темы и текста. Роды литературы: эпос, идеи в эпическом лирика, драма. Своеобразие произведении. эпического произведения. 29 Древнерусская 1 Древнерусская литература. Летопись летопись как как один из жанров древнерусской 8 30 31 32 33 34 35 источник информации о реалиях времени. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы текстов: текстповествование (рассказ, отчет, репортаж) Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. литературы. Отражение событий в летописи. 1 1 1 1 2 Стили речи. Художественный стиль: сфера применения, коммуникативная цель, языковые средства. Средства выразительности текстов: образная и экспрессивная лексика, стилистический контраст, использование риторических фигур и тропов. Текст как источник и средство передачи информации. Типы речи. Повествование как тип речи: цель, построение текста (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Жанровое своеобразие повествовательных текстов. Понятие «ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ» Понятие о несплошном тексте. 7 класс № Тема урока Количе Элементы содержания уро ство ка часов 1 2 3 4 Раздел «Финансовая грамотность» (7 часов) 1 Переоценка товара 1 Скидка, маржа, наценка и уценка стоимости товара. 2 Что такое налоги и 1 Подоходный налог. Пеня и налоговые почему их надо льготы. Федеральные и региональные платить. Какие налоги; прямые налоги и косвенные; бывают налоги акцизы; финансовое поведение людей. 3 Учимся считать 1 Налоги , налоговый вычет; налоговые налоги. «Считаем выплаты семьи, основной источник налоги семьи» дохода - заработная плата; общий доход семьи за год; годовая сумма всех налоговых выплат; общая сумма всех обязательных расходов семьи помимо налогов; сумма «свободных» денег. 4 Что такое 1 Виды социальных пособий. Размер социальные пособия пенсии. Материнский капитал. По плану По факту Примеча ние 5 6 7 9 5 и какие они бывают Ролевая игра 1 «Оформляем социальное пособие» Банки, сбережения, 1 вклады. Социальное пособие в семейном бюджете. Банк, финансовые услуги предоставляемые банком, начисляемые проценты, государственная система страхования вкладов. Виды кредитов. 1 Кредит; денежный долг; приемлемые 7 условия кредитования. Раздел «Математическая грамотность» (7 часов) 8 Арифметические и 1 Развитие представлений о числе и алгебраические числовых системах от натуральных до выражения свойства действительных чисел; овладение операций и навыками устных, письменных, принятых инструментальных вычислений. соглашений. 9 Моделирование 1 Овладение системой функциональных изменений понятий, развитие умения окружающего мира с использовать функциональнопомощью линейной графические представления для функции решения различных задач, для описания и анализа реальных зависимостей. 10 Задачи практико1 Текстовые задачи разных типов на ориентированного производительность, покупки, содержания движение; анализ задач, устанавливающих зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Иллюстрация реальной зависимости или процесса по их характеристикам. 11 Геометрические 1 Овладение геометрическим языком; задачи на развитие умения использовать его для построения и на описания предметов окружающего изучение свойств мира; развитие пространственных фигур, возникающих представлений, изобразительных в ситуациях умений, навыков геометрических повседневной построений. жизни, задач практического содержания 12 Решение комбинатор 1 Овладение простейшими способами ных задач. представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на 6 10 13 Статистические явления, представленные в различной форме. 1 диаграммах, графиках, решение простейших комбинаторных задач; определение основных статистических характеристик числовых наборов. Извлечение информации, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках. Чтение и анализ несложных готовых диаграмм, гистограмм, таблиц, оценка, прикидка. Геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Решение 1 геометрических задач исследовательского характера Раздел «Креативное мышление» (2 ч) 15 Визуальное 1 Геометрические фигуры, проездной, самовыражение идти в гору 16 Письменное 1 Игра «Путешествие по школе», самовыражение фотохудожник, журнал с фотографиями Раздел «Биология» (2 ч) 17 Способы движения 1 Активные способы движения: бег, животных. прыжки, плавание, полет. Бионика и 1 Бионика – это наука, пограничная 18 использование её в между биологией и техникой, жизни человека решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Раздел «География» (2 ч) 19 Явления природы 1 Понятие «явления природы»; (зимние, весенние, характерные признаках явлений летние, осенние) природы в разные времена года. 20 Атмосферные 1 Ветер. Направление ветра. Ураган, явления. торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Раздел «Физика» (2 ч) 21 Механическое 1 Механическое движение под движение. Инерция. действием сил. Колебательное движение. Инерция. 22 Звуковые явления. 1 Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Раздел «Химия» (2 ч) 23 Физические и 1 Физические явления. Понятие о химические явления. химических явлениях и их отличие от физических явлений. 24 Признаки 1 Химическая реакция. Условия химических реакций. протекания и признаки химических реакций. Раздел «Глобальные компетенции» (3ч) 25 Такой разный звук. 1 Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. 14 11 Образование кислотных дождей, медицинские, экологические и экономические последствия кислотных дождей. Раздел «Читательская грамотность» (8 ч) 28 Определение 1 Тема текста. Тематическое единство основной темы и текста. идеи в лирическом Роды литературы: эпос, лирика, драма. произведении. Своеобразие лирического Поэтический текст произведения. как источник информации. 29 Сопоставление 1 Стили речи. Публицистический стиль: содержания текстов сфера применения, коммуникативная публицистического цель, языковые средства. Средства стиля. Общественная выразительности текстов ситуация в текстах. публицистического стиля: образная и экспрессивная лексика, стилистический контраст, использование риторических фигур и тропов. 30 Работа с текстом: 1 Текст как источник и средство как преобразовывать передачи информации. текстовую Информационные структуры текста. информацию с Владение приёмами восприятия, учётом цели понимания и интерпретации текста в дальнейшего целях извлечения информации из использования? текста. Способы подачи информации в зависимости от предлагаемой ситуации и сферы общения 31 Типы текстов: текст- 1 Типы речи. Рассуждение как тип речи: объяснение цель, построение текста 32 Поиск 1 Приёмы строения текста и развития комментариев, основной мысли. Предъявление подтверждающих авторской позиции в тексте. основную мысль текста, предложенного для анализа. 33 Типы задач на 1 Понятие «позиционные задачи». грамотность. Позиционные задачи. 34 Работа с 2 Многообразие несплошных текстов. 35 несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. 26 27 Кислотные дожди и их воздействие на природу. 2 8 класс № Тема урока Количе Элементы содержания По По Примеча 12 уро ство плану ка часов 1 2 3 4 5 Раздел «Финансовая грамотность» (7 часов) 1 Управление 1 Эмиссия денег, денежная масса, денежными покупательная способность денег, средствами. Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи. 2 Способы повышения 1 Банк; инвестиционный фонд; семейного страховая компания; финансовое благосостояния. планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения. Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Инвестиции и сбережения. 3 Риски в мире денег 1 Особые жизненные ситуации. (Особые жизненные Социальные пособия. Страхование: ситуации). виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков. 4 Семья и финансовые 1 Банк. Банковская система РФ. Бизнес. организации. Источники финансирования бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг. 5 Личный доход 1 Личные доходы подростка и их виды. подростка Заработная плата, премия, подоходный налог. 6 Человек и 1 Налоги: прямые и косвенные налоги. государство: их Пошлины, сборы. Пенсия. факту ние 6 7 13 взаимодействие. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц. Способы уплаты налогов. Способы пенсионных накоплений. Услуги финансовых 1 Финансовые услуги и продукты. 7 организаций. Доходность вклада, капитализация процентов. Банковские карты ( дебетовая и кредитная). Калькулятор страхования. Расчёт формирования плана накоплений. Страховой продукт для конкретных жизненных ситуаций. Выбор наиболее выгодных способов организации путешествий. Раздел «Математическая грамотность» (7 часов) 8 Числа и вычисления. 1 Процентные расчеты. Формула сложных процентов. Задачи на двухгодичные депозитные вклады с изменяющимся годовым процентом, формула банковского кредита с погашением двумя платежами с использованием квадратных корней и квадратных уравнений. 9 Математика в быту 1 Расчет стоимости строительных работ; домашняя бухгалтерия, бюджет семьи; коммунальные услуги; математика и режим дня. 10 Измерение величин. 1 Погрешность и точность приближения. Запись приближенных значений. Действия над приближёнными значениями. Нахождение приближённых значений квадратного корня. 11 Статистические 1 Сбор и группировка статистических данные, данных. Наглядная интерпретация представленные в статистических данных: текст, различной форме. таблица, диаграмма, гистограмма, схема, график. 12 Математика в 1 Математика в пищевой профессии промышленности, в медицине, в промышленном производстве, в сфере обслуживания, в спорте и искусстве. 13 Математика в 1 Симметрия вокруг нас; природе математические закономерности , наблюдаемые в живой природе. 14 Графы. Применение 1 Понятие графа, теорема о чётности графов к решению числа нечётных вершин, графы и задач круги Эйлера, связанность графа. Раздел «Креативное мышление» (2 ч) 15 Визуальное 1 Инфографика, газетная утка, рисунок, самовыражение поймать удачу за хвост 16 Письменное 1 Рекламный слоган, название книги, 14 самовыражение Раздел «Биология» (2 ч) 17 Воздействие радиации на организм человека Радиационная 18 медицина Раздел «География» (2 ч) 19 В мире с радиацией новые слова 1 1 1 Солнечная радиация 1 Раздел «Физика» (2 ч) 21 Невидимые излучения. 22 Атомная энергетика. 1 20 Раздел «Химия» (2 ч) 23 Изотопы. 1 Облучение- воздействие радиации на организм человека. Основа биологического действия радиации. Биологическое действие ионизирующего излучения. Безвредное воздействие естественной радиации, факторы от которых зависит естественный радиационный фон. Солнечная радиация. Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Поглощенная и отраженная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года. Инфракрасные, ультрафиолетовые, рентгеновские и гамма излучения. Преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций. Атом, ядро атома, протон, электрон, нейтрон, молекулы, ионы, химический элемент, изотопы, получение изотопов. 24 Радиоактивность. 1 Естественная и искусственная радиоактивность. Раздел «Глобальные компетенции» (3 ч) 25 Проблемы 1 Экологические последствия энергетики использования тепловых, атомных и гидроэлектростанций. 26 Радиационное 2 Источники радиационного 27 загрязнение загрязнения, способы защиты. окружающей среды. Проблемы ядерных катастроф. Раздел «Читательская грамотность» (8 ч) 28 Определение 1 Тема текста. Тематическое единство основной темы и текста. идеи в Роды литературы: эпос, лирика, драматическом драма. Своеобразие драматического произведении. произведения. Учебный текст как источник информации. 29 Сопоставление 1 Стили речи. Официально - деловой содержания текстов стиль: сфера применения, официальнокоммуникативная цель, языковые делового стиля. средства. Деловая ситуация. 1 15 30 31 32 33 34 35 Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). 1 1 Деловые бумаги. Анализ текста в информационносмысловом аспекте. Работа с текстом на основе его интерпретации. Владение приёмами восприятия, понимания и интерпретации текста в целях извлечения информации из текста. 1 1 Понятие «информационные задачи». 2 Многообразие несплошных текстов 16