Рабочая программа ООО За страницами учебника биологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «За страницами учебника биологии»
ООО

г. Реж
2023г.

Пояснительная записка:
- Нормативное основание
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №
287.
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности
учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе
учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к
планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация
межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного
общего образования.
Курс «За страницами учебников биологии» позволит учащимся познакомиться с
основными наиболее значимыми объектами живой природы родного края и их ролью для
окружающей природы и человека как её части.
Занятия создадут условия для формирования навыков грамотного, бережного
обращения с объектами живой природы.
- Цели, задачи изучения учебного предмета (в соответствии с ФГОС)

Цели - формирование расширенного представления о многообразии растительного
и животного мира, развитие ценностно-ориентироиннного отношения к живой природе.
Задачи курса:
1. Создание условий для знакомства обучающихся с многообразием окружающего
растительного мира. Отметить значимость растений для всего живого и для жизни
человека.
2.Помощь обучающимся осознать практическую и личностную значимость
разнообразия животных и его значения для всего окружающего мира и человека.
3. Содействие развитию у школьников умения работать на практике с наглядным
материалом (гербарии, рисунки, иллюстрации, таблицы, муляжи, живые объекты
растений, грибов и животных).
4.Создание условий для знакомства обучающихся с основными методиками изучения
объектов живой природы. Закрепление правил поведения на экскурсии, пзнакомство
с выполнением лабораторных и практических работ, самостоятельных исследований.
5.Обеспечение условий для воспитания и развития чувства личной ответственности
за природу родного края и бережного отношения к ней. Содействие знакомству с
краснокнижными объектами Свердловской области среди представителей растений и
животных.
6.Помощь развитию у школьников культуры обращения и ухода ы комнатными
растениями и домашними животными.
7.Способствование развитию необходимых практических навыков грамотного
обращения с живой природой: принципы сбора грибов, луговых цветов, первоцветов,
правила поведения в лесу, на водоеме.
8.Создание условий для развития творческих способностей обучающихся.
- Место предмета в учебном плане
Данная программа предусматривает изучение курса «За страницами учебников
биологии» в 5 классе - 1 час в неделю, всего - 34 часа.
Средством реализации рабочей программы учебного предмета «За страницами учебников
биологии» является учебник: Пасечник В.В., Суматохин С.В. Москва, Издательство

Просвещение, 2019 год
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Освоение учебного курса «За страницами учебников биологии» на уровне
основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
—
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за
вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.
Гражданское воспитание:
—
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
—
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и
норм экологической культуры; понимание значимости нравственного аспекта
деятельности человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:
—
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:
—
ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
—
понимание роли биологической науки в формировании научного
мировоззрения;
—
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке,
навыков исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
—
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
—
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;
—
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в природной среде;
—
сформированность
навыка
рефлексии,
управление
собственным
эмоциональным состоянием.
Трудовое воспитание:
—
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому
изучению профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
—
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в
области окружающей среды;
—
осознание экологических проблем и путей их решения;
—
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
—
адекватная оценка изменяющихся условий;
—
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на
основании анализа биологической информации;

—
планирование действий в новой ситуации на основании знаний
биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
—
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических
объектов (явлений);
—
устанавливать существенный признак классификации биологических
объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
—
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
—
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
—
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических
явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
—
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
—
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
—
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
—
формировать
гипотезу
об
истинности
собственных
суждений,
аргументировать свою позицию, мнение;
—
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей биологических объектов между собой;
—
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе наблюдения и эксперимента;
—
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
—
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
—
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
биологической задачи;
—
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
биологическую информацию различных видов и форм представления;
—
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
—
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
—
оценивать надёжность биологической информации по критериям,

предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
—
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
—
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
—
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
—
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
—
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
—
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и
поддержание благожелательности общения;
—
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
—
публично представлять результаты выполненного биологического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
—
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
—
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной биологической
—
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
—
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
—
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
—
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
—
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты
с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять
сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
—
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
—
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используя биологические знания;
—
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
—
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и

собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
—
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
—
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
—
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
—
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
—
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
—
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
—
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
—
выявлять и анализировать причины эмоций;
—
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
—
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
—
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
—
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
—
открытость себе и другим;
—
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
—
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
—
характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки
живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;
—
перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение
биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией
(4—5);
—
иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях:
питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение,
размножение;
—
применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела,
биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика,
клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез,
дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания,
природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленной
задачей и в контексте;
—
различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям
доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных,
грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи
организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны

природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;
—
проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану;
выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов,
характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений,
животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;
—
аргументировать основные правила поведения человека в природе и
объяснять значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные
экологические проблемы;
—
раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
—
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со
знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
—
выполнять практические работы (поиск информации с использованием
различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы
(работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения
живых объектов);
—
применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация,
измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать
биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и
измерение биологических объектов;
—
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во
внеурочной деятельности;
—
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную
литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;
—
создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный
аппарат изучаемого раздела биологии.
3. Содержание учебного предмета, курса
Введение (2 часа) «Живая и неживая природа»
Отличия живой природы от объектов неживой природы. Сравнение живых и неживых
объектов. Значение и многообразие проявлений жизни ни Земле.
Экскурсия в парковую зону (пригородную зону, пришкольный участок) «Многоцветье
жизни».
Тема 1. «Растения и их виды» (9 часов)
Практически значимые группы растений для человека, растения выращиваемые
человеком. Растения, используемые в пищу: овощи, фрукты и ягоды, злаки. Витамины
естественные и искусственные. Правильное питание.
Лекарственные, декоративные и комнатные растения.
Растения перечисленных групп, произрастающие на территории Улья невской области.
Практическая работа № 1 «Работа с декоративными растениями». Изучение
декоративных растений, составление цветочных композиций, икебана..
Практическая работа № 2 «Уход за комнатынми растениями».
Практическая работа № 3 «Размножение комнатных растений».
Лабораторная работа № 1 «Изучением злаков и зерновых культур» Знакомство со
злаковыми растениями и зерновыми культурами.
Тема 2. «Растения - зеленые соседи по планете» (9 часов)
Климатические особенности различных мест произрастания растений. Отличительные
особенности растений леса, луга, водоема, степи, пустыни. Основные представители этих
групп (на примере 5-6 растений). Климатические зоны Свердловской области,
преобладающие виды растений. Редкие и исчезающие растения. Красная книга растений
Свердловской области.
Практическая работа №4 «Изучение растений леса» (на примере 5- 6 растений).
Практическая работа №5 «Изучение растений луга».

Практическая работа №6«Изучение растений водоема».
Практическая работа №7 «Изучение растений степи».
Тема 3. «Эти удивительные грибы» (2 часа)
Съедобные и несъедобные грибы Свердловской области. Правила сбора грибов.
Разнообразие форм грибов (мукор, пеницилл, дрожжи, трутовик). Полезные и опасные
грибы. Многообразие грибов, их значение для человека.
Практическая работа №8 «Правила сбора грибов»
Тема 4. «Животные» (9 часов)
Отличительные особенности животных наземно-воздушной, почвенной и водной сред
обитания. Наиболее важные представители этих групп животных Свердловской области.
Животные, практически значимые для человека (сельскохозяйственные животные).
Отличие диких и домашних животных Правила содержания и ухода за
сельскохозяйственными и домашними животными. Редкие и исчезающие животные.
Красная книга животных Свердловской области.
Практическая работа №9 «Уход за домашними животными» Составление правил ухода
за домашними животными.
Тема 5. «Обобщение знаний» (3 часа)
Подведение итогов, обобщение материала по теме «Растения» и «Животные».
4. Тематическое планирование

№ п/п

1.

Количество часов

Наименование
разделов и тем
программы

всего

Введение

2

0

0

Тема 1 «Растения»

9

0

4

Тема 2 «Растения зеленые соседи по
планете»

9

1

4

Тема 3 «Эти удивительные грибы»

2

0

1

Тема 4 «Животные вокруг нас»

9

1

1

Тема 5 «Подведем итоги»

3

1

0

34

3

10

контроль- практиные
ческие
работы
работы

2.

3.

4.

5.

6.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://www.yaklass.ru
https://videouroki.net
http://schoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
https://multiurok.ru
https://resh.edu.ru
https://multiurok.ru
http://pedsovet.org
https://infourok.ru
http://schoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
https://multiurok.ru
https://resh.edu.ru
https://multiurok.ru
http://pedsovet.org
https://infourok.ru
https://resh.edu.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru

5. Календарно-тематическое планирование по предмету
Дата проведения
№ п/п

Тема урока

2.

Живая и неживая природа вокруг
нас.
Многоцветье жизни

3.

Значение растений.

1.

Всего

1

10.

Особенности размножения
комнатных растений.

1

11.

Лекарственные растения.

1

6.
7.
8.

12.

Особенности различных мест
произрастания растений (географические, климатические).
Растения леса

13.
14.

1
1

1

16.

1

Практическая работа №2 «Я
умею и могу ухаживать за
комнатными растениями».
Практическая работа №3
«Размножение комнатных
растений»

1

1
1

Растения степи.

Лабораторная работа №1 «Из
чего ты, каша?».

1

Растения водоёмов.
15.

Практическая работа №1
«Сотвори красоту сам».

1

1
Растения луга

Примечания

1

9.

5.

По
факту

1

Особенности и многообразие
овощей.
Особенности и многообразие
декоративных растений.
Особенности и многообразие
дикорастущих растений.
Особенности и многообразие
злаков.
Особенности и многообразие
фруктов.
Особенности и многообразие
комнатных растений.

4.

По
плану

1

17.

Растения пустыни.

1

18.

Краснокнижные растения.

1

19.

Растения Свердловской области.

1

20.

Контрольная работа №1
«Растения»

1

Практическая работа №4
«Изучение растений леса» (на
примере 5- 6 растений).
Практическая работа №5
«Изучение растений луга».
Практическая работа №6
«Изучение растений
водоема».
Практическая работа №7
«Изучение растений степи».

21.

Многообразие грибов.

1

22.

Значение грибов.

1

23.

Многообразие животных.

1

24.

Животные на земле.

1

25.

Животные в воздухе.

1

26.
27.

Водный животный мир.
Мир подземной жизни.
Животные Красной книги
области.
Дикие животные.

1
1

28.
29.

30.

Домашние животные.

Контрольная работа № 2
«Животные»
Обобщение по разделам
32.
«Растения», «Грибы»,
«Животные».
Итоговая контрольная работа за
33.
курс 5 класса
Итоговое занятие «Как прекрасен
34.
этот мир, посмотри!»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
31.

Практическая работа №8
«Правила сбора грибов»

1
1

1

1
1
1
1
34

Практическая работа №9
«Уход за домашними
животными» Составление
правил ухода за домашними
животными.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».