Рабочая программа по функциональной грамотности НОО (2)

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и направлена на
реализацию основных целевых установок начального общего образования:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Курс «Функциональная грамотность» изучается во 2- 3классах в
рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений 1 час в неделю. Общий объем учебных часов за два года
обучения составляет 68 часов (2,3 класс – по 34 часа).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших
задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит
в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность
и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных
классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой
деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования
грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть
стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная
потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек,
владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий
книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально
грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в
течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в
конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности
выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность,
естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.
Цель курса: формирование функциональной грамотности младших
школьников.
Для достижения этой цели предполагает решение следующих
задач:
Читательская грамотность:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению
книг;
-находит и извлекает информацию из различных текстов;

- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование»,
«диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Во 2 классе программа знакомит детей с читательской грамотностью и
формирует технику чтения.
В 3 классе в
программу включены модули «Читательская
грамотность», «Математическая грамотность», «Естественно - научная
грамотность.
Математическая грамотность – это способность человека определять
и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать
обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
распознавать
проблемы,
которые
возникают
в
окружающей
действительности и могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной
проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека
занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с
естественными
науками,
и
его
готовность
интересоваться
естественнонаучными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
использовать естественнонаучные знания,
выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для
понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
строить развернутые высказывания;
устанавливать надежность информации;

сотрудничать.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений,
составляющих основу функциональной грамотности.
Обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм,
представленных как на бумажных, так и электронных носителях.
Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья,
природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
Личностными
результатами
изучения
курса
«Основы
функциональной грамотности» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо
– грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является
формирование следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и
неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для
решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения
коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и
выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых
аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства
правила, цитаты;

– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы,
вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;
представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом
коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;
представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио, видео ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства
2-3 класс
Метапредметные и предметные результаты
Читательская
грамотность
Находит и
извлекает
информацию
из различных
текстов

Математическая
грамотность
Находит и
извлекает
математическую
информацию в
различном
контексте

Естественнонаучная
грамотность
Находит и
извлекает
информацию о
естественнонаучных
явлениях из
различных текстов

Финансовая
грамотность
Находит и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте

Личностные результаты
Читательская
грамотность
Оценивает
содержание

Математическая
грамотность
объясняет
гражданскую

Естественнонаучн
ая грамотность
Объясняет
гражданскую

Финансовая
грамотность
Оценивает
финансовые

прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческ
их ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному
формулирует
собственную

позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с
позиции норм
морали и
общечеловеческ
их ценностей

позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
естественнонаучн
ых знаний с
позиции норм
морали и
общечеловечески
х ценностей

действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческ
их ценностей,
прав и
обязанностей
гражданина
страны

Содержание курса.
2 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем
читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака,
С.В. Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи,
разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила
поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя
библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий
читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения.
Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение
информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано.
Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из
учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов
разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем
читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос
взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и
значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста.
Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем.
Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся –
испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при
чтении
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная
книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д.
Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом.
Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками.
Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для

защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта.
Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности». (12 ч)
Структура книги. Знакомство с основными элементами книги.Отзыв о
прочитанной книге. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?
Типы текстов:
описание, повествование, рассуждение. Работа над
различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» ( 11 ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как
изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Сезонные явления нашей местности. Как
уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края.
Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений и
животных. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной
книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где
растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных
родного края. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь
птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края.
Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые
растения. Культурные растения. Природа - источник сил, вдохновения и
оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Свердловской
области. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических
связей.
Модуль «Основы математической грамотности». ( 11 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные
приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1
до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами
(циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с
использованием римских цифр в обозначении месяца, запись
знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у»,
прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление при чтении
слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический

ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к.,
5к.,10к. Купюры в 10р., 50р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой
информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для
ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение
условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи
на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление
временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор
вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Работа с
таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач.
Выполнение центральной симметрии.
3. Тематическое планирование.
2 класс
№ п/п

Содержание

1

Раздел1. Настоящий
читатель
Раздел 2. Технология
продуктивного чтения
Раздел3. Проект
«Дружим с книгой»
Итого

2
3
4

Теоретические
часы
-

Практические
часы
10

Всего часов

-

17

17

-

7

7

34

34

3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
№п/п
Тема занятия
Всего часов, 1
час в неделю
1
Библиотека –
1
информационный центр
школы.
2
Чудо по имени книга.
1
Структура книги.
3-4
Прочитал сам –
2
посоветуй другу. Отзыв о
книге.
5
Писатели и художники в 1
одном лице.
6-7
Работа с текстом.
2
Главная мысль текста.
Части текста.
8
Типы текстов: текст
1

Теория

10

Практика
1

1
1

1

1
1

1

1

9
10
11
12

описание.
Типы текстов: текст
повествование.
Типы текстов: текст
рассуждение.
Работа со сплошным
текстом.
Обобщение по разделу
«Читательская
грамотность»

1

1

1

1

1

1

1

1

12
4
«Основы естественнонаучной грамотности»
№ п/п
Тема занятия
Всего часов, 1 Теория
час в неделю
1
Тайны за горизонтом.
1
0,5
2
Что такое экология.
1
1
3
Тайны камней.
1
1
4
Загадки растений.
1
0,5
5
Почему надо беречь и
1
1
охранять растения.
6
Грибы - удивительное
1
0,5
царство.
7
Многообразие растений
1
родного края.
8
Многообразие животных
1
родного края.
9
Заповедники и заказники
1
0,5
Свердловской области.
10
Достопримечательности
1
0,5
Свердловской области
11
Обобщение по разделу
1
«Основы
естественнонаучной
грамотности»
11
5,5

8
Практика
0,5

0,5

0,5
1
1
0,5
0,5
1

5,5

Модуль «Основы математической грамотности»
№п/п

Тема занятия

1-2

Удивительный мир
чисел»
Решение математических
ребусов.
Мир занимательных
задач.
Задачи в таблицах,
диаграммах.
Задачи со спичками.
Зеркальное отражение.
Симметрия.

3
4
5-6
7
8

Всего часов, 1
час в неделю
2

Теория
1

1

Практика
1
1

1

0,5

0,5

2

1

1

1
1

1
1

9
10
11

«Танграмм»
Задачи на поиск
закономерности.
Обобщение по разделу
«Математическая
грамотность»

1
1

0,5

1

11

1
0,5
1

3

8

Календарно-тематическое планирование курса «Читательская грамотность»
2 класс

№
урока
1

Тема урока

1

Кого можно
считать настоящим
читателем?

1

2

Любимая книга.

1

3

Книги С.Я.
Маршака, С.В.
Михалкова и др.
Экскурсия в
библиотеку.

1

5

Домашняя
библиотека.

1

6

Писатели и их
книги.
Быстрое чтение и
получение
информации.

1

8

Сходство и
различие текстов
разных предметов.

1

9

Творческая работа

1

4

7

2

Примеча
Количество
Элементы
По
По
ние
часов
содержания
плану факту
3
4
5
6
7
Я - настоящий читатель. ( 10 часов)

1

1

Представление о
настоящем читателе.
Вводный
мониторинг.
Обложка любимой
книжки.
Чтение и
обсуждение книг.
Экскурсия в
библиотеку.
Карточки, стеллажи,
разделители книг.
Алфавитный
порядок расстановки
книг. Правила
поведения в
библиотеке. Книги«калеки», «лечение
книг».
Личная библиотека.
Члены семьи –
собиратели книг.
Настоящий читатель
- много читает.
Лента времени для
учёта длительности
чтения.
Портреты
писателей.
Быстрое чтение.
Получение
информации.
Проверка скорости и
качества чтения.
Читаем всё, что
задано. Особенности
чтения текстов
математических
задач. Чтение
текстов из учебника
русского языка и
окружающего мира.
Сходство и различие
текстов разных
предметов.
Знакомство с

«Твоё
представление о
настоящем
читателе».

текстом. Создание
иллюстрации к
тексту. ( Какими
словами из текста ты
можешь подписать
свой рисунок?)
Работа над текстом.

Обобщение по
1
разделу «Я –
настоящий
читатель»
Технология продуктивного чтения. (17 ч.)
11-12 Продуктивное
Продуктивное
2
чтение – что это?
чтение – что это?
Мониторинг.
Высказывание
предположений.
Опрос взрослых
друзей,
одноклассников.
Запись ответов.
Продуктивное
чтение и значение
слова «продукт».
Работа над текстом.
13-14 Глубокое
Глубокое
2
восприятие и
восприятие и
понимание текста.
понимание текста.
Восприятие –
активное включение
человека в чтение.
Работа над текстом.
15-18 Читаем и
Чтение рассказов
4
переживаем.
Н. Сладкова:
«Воздушный замок»,
«Болтливые окуни»,
« Бюро лесных
услуг».. Рассказ Л.
Каминского
«Послушный Петя».
В. Драгунский
«Денискины
рассказы».
Чтение, обсуждение,
выполнение заданий
на развитие
читательской
грамотности.
Читаем и
Чтение рассказов
19-22
4
реагируем на
В. Осеевой:
прочитанное:
«Долг», « Картинки»
грустим,
.
удивляемся,
Рассказ В.
радуемся –
Голявкина «Вот, что
10

испытываем
эмоции.

Технология –
последовательность
этапов (шагов) при
чтении

1

27

Обобщение по
разделу
«Технология
продуктивного
чтения»

1

28

Уточнение, выбор
подтем проекта.
Составление плана
работы над
проектом.

23-26

29-32

Выполнение
проекта.

33

Защита проекта.

34

Обобщение по
разделу « Я дружу
с книгой»

интересно».
Рассказы Н. Носова
«Бобик в гостях у
Барбоса», «Мишина
каша».
Работа над текстом.
Смысловое чтение.
Основные этапы
работы над
произведением.
Практическая
работа.
Проверочная
работа.

Проект «Я дружу с книгой» (7 ч.)
Обсуждение общей
1
темы. Уточнение,
выбор под тем
проекта:
«Электронная книга
будущего», «Самая
фантастическая
книга», «Книги о
детях» и т.д.
Участие и помощь
родителей.
Составление плана
работы над
проектом.
Подготовка
4
проекта. Сбор
информации. Работа
с картотекой, с
источниками.
Выполнение
проекта. Фиксация
хода работы над
проектом. Плакат
для защиты проекта.
Обобщение знаний
1
в ходе праздника «Я
– настоящий
читатель!».
Работа над текстом.
1

Календарно-тематическое планирование 3 класс

№
урока

Тема урока

1

2

Количество

Элементы содержания

часов
3

4

Раздел «Читательская грамотность» (12 часов)
1

Библиотека –
информационный центр
школы.

1

2

Чудо по имени книга.
Структура книги.

1

3-4

Прочитал сам –
посоветуй другу. Отзыв
о книге.

2

5

Писатели и художники
в одном лице.

1

Справочно
–
библиотечный
аппарат, алфавитный
каталог, каталожные
карточки. Выбор книг
на
основе
рекомендованного
списка,
картотеки,
открытого доступа к
детским книгам в
библиотеке.
Алфавитный каталог.
Книга
учебная,
художественная,
справочная. Книга как
особый вид искусства.
Книга как источник
необходимых знаний.
Структура
книги.
Знакомство
с
основными
элементами
книги
«титульный
лист»,
«обложка»,
«Аннотация»,
«содержание»,
«иллюстрация»
Отзыв
на
прочитанную книгу.
Виды информации в
книге:
научная,
художественная
(с
опорой на внешние
показатели книги, ее
справочноиллюстративный
материал).
Творчество
Е.И.
Чарушина,
В.И.
Сутеева. Иллюстрация
по тексту.
Виды
информации в книге:
научная,

По
По
плану факту
5

6

При
м
7

Работа с текстом.
Главная мысль текста.
Части текста.

2

8

Типы текстов: текст
описание.

1

9

Типы текстов: текст
повествование.

1

6-7

художественная
(с
опорой на внешние
показатели книги, ее
справочноиллюстративный
материал).
Чтение рассказа Н.
Носова «Фантазёры».
В. Драгунский «Друг
детства».
Г.
Скребицкий
«Кот
Иваныч». Работа над
текстами. Составление
плана,
пересказ.
Понимание заглавия
произведения,
его
адекватное
соотношение
с
содержанием.
Основные
темы
детского
чтения.
Понимание
особенностей разных
видов чтения: факта,
описания, дополнения
высказывания и др.
Понятие
о
тексте
описании. Работа над
текстом. Понимание
заглавия
произведения,
его
адекватное
соотношение
с
содержанием.
Прозаическая
и
стихотворная
речь:
узнавание,
различение,
выделение
особенностей
стихотворного
произведения (ритм,
рифма).
Понятие
о
тексте
повествовании. Работа
над
текстом.
Понимание заглавия
произведения,
его
адекватное
соотношение
с
содержанием.
Прозаическая
и

10

Типы текстов: текст
рассуждение.

1

11

Работа со сплошным
текстом.

1

12

стихотворная
речь:
узнавание,
различение,
выделение
особенностей
стихотворного
произведения.
Понятие
о
тексте
рассуждении. Работа
над
текстом.
Понимание
особенностей разных
видов чтения: факта,
описания, дополнения
высказывания и др.
Рассказ К.
Паустовского
«Дремучий медведь».
Самостоятельное
определение
темы,
главной
мысли,
структуры;
деление
текста на смысловые
части,
их
озаглавливание.
Освоение
разных
видов
пересказа
художественного
текста:
подробный,
выборочный и краткий
(передача
основных
мыслей). Особенности
диалогического
общения:
понимать
вопросы, отвечать на
них и самостоятельно
задавать вопросы по
тексту; выслушивать,
не
перебивая,
собеседника
и
в
вежливой
форме
высказывать
свою
точку
зрения
по
обсуждаемому
произведению.
Комплексная работа с
текстом.

Обобщение по разделу
1
«Читательская
грамотность»
Раздел «Основы естественнонаучной грамотности» (11 часов)

13

Тайны за горизонтом.

1

Материки.
Разнообразие
животных и растений
материков.
Существует ли жизнь
в Антарктиде? Работа
с атласом и картами.

14

Что такое экология.

1

Экология – наука о
связях между живыми
существами и
окружающей их
средой, между
человеком и
природой. Организм и
окружающая среда.
Простейшая
квалификация
экологических связей.
Положительное и
отрицательное
влияние деятельности
человека на природу
(в том числе на
примере окружающей
местности).

15

Тайны камней.

1

Разнообразие камней.
Что такое Айсберг.
Что такое коралловые
острова. Сады камней.
Пещеры. Полезные
ископаемые, их
значение в хозяйстве
человека, бережное
отношение людей к
полезным
ископаемым.
Полезные ископаемые
родного края.

16

Загадки растений.

1

История открытия
удивительных
растений. Работа с
детскими
энциклопедиями.

Родина комнатных
растений. Работа с
атласом определителем.
Экзотические
фрукты: ананас, банан,
кокос, финики и др.
17

Почему надо беречь и
охранять растения.

1

Растения Красной
книги. Чтение текстов,
выполнение заданий к
ним.

18

Грибы - удивительное
царство.

1

Грибы ядовитые и
съедобные. Работа с
атласом –
определителем.

19

Многообразие растений
родного края.

1

Деревья, кустарники,
травы. Хвойные и
смешанные леса.
Растения нашего края.
Работа с детской
энциклопедией и
атласом
определителем.
Растения родного
края, названия и
краткая
характеристика на
основе наблюдений

20

Многообразие
животных родного края.

1

Многообразие
животных родного
края. Особенности
животных каждого
вида. Тексты по теме,
чтение выполнение
заданий из банка
PISA, TIMSS..
Животные родного
края, их названия,
краткая
характеристика на
основе наблюдений.

21

Заповедники и
заказники
Свердловской области.

1

Почему надо
соблюдать правила
поведения в природе.
Что охраняют в
заповедниках и
заказниках
Свердловской
области. Охранять
природу – значит
охранять здоровье.
Этическое и
эстетическое значение
природы в жизни
человека. Освоение
человеком законов
жизни природы
посредством
практической
деятельности. Правила
поведения в природе.
Посильное участие в
охране природы.
Личная
ответственность
каждого человека за
сохранность природы.

22

Достопримечательности
Свердловской области

1

Памятники
архитектуры.
Знаменитые уральцы.
Урал – опорный край
державы. Памятники
природы. Посильное
участие в охране
памятников истории и
культуры своего края.
Личная
ответственность
каждого человека за
сохранность историкокультурного наследия
своего края.

23

Обобщение по разделу
«Основы
естественнонаучной
грамотности»

1

Комплексная работа

Раздел «Математическая грамотность» (11 часов)
24 25

Удивительный мир
чисел.

2

История развития
математики. Из
истории чисел и
цифр. Интересные
приёмы устного счёта.
Виды цифр. Римская
нумерация. Римские
цифры от 1 до
50. Единицы времени:
час, минута, сутки,
месяц. Работа с часами
(циферблат с
римскими цифрами), с
календарем (запись
даты рождения с
использованием
римских цифр в
обозначении месяца,
запись
знаменательных дат).

26

Решение
математических
ребусов.

1

Ребус. Правила
разгадывания ребусов:
прибавление при
чтении буквы «у»,
прибавление при
чтении предлогов «за»
или «перед»,
добавление при
чтении слога «по»,
прибавление при
чтении предлога «с».
Что такое
математический ребус.
Решение
математических
ребусов.

27

Мир занимательных
задач.

1

Решение
олимпиадных задач.
Планирование хода
решения задачи.
Составление, запись и
выполнение простого

алгоритма, плана
поиска информации.
28 29

Задачи в таблицах,
диаграммах.

2

Работа с таблицами,
диаграммами, поиск
информации для
решения задач.
Представление текста
задачи (схема,
таблица, диаграмма и
другие
модели).Планирование
хода решения задачи.
Чтение и заполнение
таблиц и диаграмм.
Выполнение заданий
из банка PISA, TIMSS.

30

Задачи со спичками.

1

Складывание и
перекладывание
спичек с целью
составления заданных
фигур. Составление,
запись и выполнение
простого алгоритма,
плана поиска
информации.

31

Зеркальное отражение.
Симметрия.

1

Выполнение
центральной
симметрии.

32

«Танграмм»

1

Составление фигур из
частей.

33

Задачи на поиск
закономерности.

1

Поиск
закономерности.
Планирование хода
решения задачи.
Создание простейшей
информационной
модели (цепочка).

34

Обобщение по разделу
«Математическая
грамотность»

1

Комплексная работа.
Выполнение заданий

из банка PISA, TIMSS.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».