Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Школа должна стать для каждого ребенка
комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть
свои способности. В МАОУ СОШ № 44 создаются специальные условия обучения детей-инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья с привлечением смежных
специалистов.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс
образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273)), регламентирующий право
детей с ОВЗ и инвалидностью на образование и обязывающий федеральные
государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для
получения без дискриминации качественного образования лицами названных
категорий, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. В нескольких
статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с
инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая
организацию получения образования лицами с ОВЗ.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в
возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом
осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
При определении статуса «ребенок с ограниченными возможностями
здоровья» необходимо следовать определению: «обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий» (ФЗ № 273, ст.2, п.16
).
Основанием для создания специальных условий обучения и
воспитания является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Прохождение ПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию
является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При
предоставлении заключения ПМПК родителями (законными представителями) в
образовательную организацию создание специальных условий обучения является
обязательным.
В школе созданы следующие специальные
условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:
ü
В МАОУ СОШ № 44 реализуются Адаптированные образовательные программы
начального общего и основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья («Адаптированная
образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных
лиц» (ФЗ № 273, ст. 2, п. 28; ст. 79, п. 1);
ü
прием детей с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
ü
по медицинским показаниям и на основании
заявления родителей (законных представителей)
обучающихся организуется обучение на дому;
ü
в целях обеспечения успешного освоения детьми с ограниченными
возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также
коррекции недостатков развития в школе осуществляется
психолого-педагогическое сопровождение, которое включает работу с детьми
педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и социального
педагога;
ü
для обеспечения эффективной интеграции
детей с ОВЗ в образовательном учреждении проводится
информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам,
связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей,
со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как
имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками;
ü
Обеспечение доступа в здание
образовательного учреждения.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих
основаниях.
В МАОУ СОШ № 44 имеется сенсорная комната.
Сенсорная комната предназначена для развития детей с ограниченными
возможностями здоровья. Сенсорная комната – это организованная среда, где с
помощью специального оборудования и предметов происходит воздействие на органы
чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние.
Педагог-психолог, учитель-дефектолог проводят в ней развивающие и
лечебно-коррекционные занятия, психологические тренинги и сеансы
релаксации.
Сенсорная комната делится на две зоны:
темная сенсорная комната – помогает
расслабиться и снять напряжение. Упражнения в сухом бассейне, пучок
фибероптических волокон с боковым свечением, сенсорный уголок, панно настенное
или отражения светового проектора к зеркальному шару в сочетании с тихой и
приятной музыкой способствуют релаксации;
светлая сенсорная комната – место для
занятий спортом и дидактических игр:
- велотренажер – 1 шт.
- вибромассажер - 1 шт.
- шведская стенка – 1 шт.
- гребля тренажер – 1 шт.
- электрическая беговая дорожка – 1 шт.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к объектам для
проведения практических занятий детей - инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется на общих основаниях.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Занятия адаптивной физкультурой для детей
- инвалидов и обучающихся с ОВЗ можно проводить в сенсорной комнате
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства учебного, учебно-методического обеспечения образовательного процесса,материальные средства,коммуникативные средства
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход в школу оборудован пандусом, кнопкой
вызова персонала школы и тактильной полноцветной информационной табличкой с
шрифтом Брайля, контрастной маркировкой прозрачных дверей, предупредительной
разметкой перед лестницей.
Зоны целевого назначения доступны полностью
всем, у дверных проемов отсутствуют пороги, имеется Лестничный подъемник для
инвалидов-колясочников «Т09 Roby» помогает создать условия для подъема человека
в инвалидной коляске по лестнице.
Санитарно-гигиеническое помещение (туалетная
комната) на первом этаже доступна полностью всем МГН, имеется отдельная кабина,
шире обычных, оборудована специальными поручнями из нержавеющей стали и
унитазом для инвалидов колясочников.
Специальные условия питания
В столовой школы
созданы условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Организация
питания обучающихся в Учреждении осуществляется за счет средств бюджета и
родителей (законных представителей) обучающихся. Питание обучающихся
осуществляется в столовой на 240 посадочных мест.
Для лиц с ОВЗ организованно
двухразовое горячее питание за счёт бюджета.
Специальные условия охраны здоровья
Созданы
необходимые условия охраны здоровья указанных лиц, в том числе оборудован
санузел для детей-инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
Планирование и проведение работы по охране здоровья обучающихся
в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское
обслуживание обучающихся в МАОУ СОШ № 44 осуществляется медицинским фельдшером,
который осуществляет контроль за здоровьем детей, дает направления к
врачам узких специальностей, а также ставит прививки согласно Календарю
прививок. Медицинский кабинет состоит из процедурного и смотрового кабинетов. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым
оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям,
имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной
помощи, здесь же происходит осмотр детей.
В образовательном учреждении с целью
охраны здоровья обучающихся проводятся следующее мероприятия:
ü проведение медицинских осмотров и
диспансеризации;
ü мероприятия по обеспечению адаптации
в образовательном учреждении;
ü осуществление систематического
медицинского контроля за физическим развитием обучающихся и уровнем их
заболеваемости; обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием
образовательного учреждения; осуществление контроля за выполнением санитарных норм
и правил. Состояние и содержание территории, здания, помещений
соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил;
ü проведение санитарно –
противоэпидемиологических и профилактических мероприятий;
ü организация питания обучающихся;
ü организация и создание условий для
профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими
физкультурой и спортом;
ü профилактика и запрещение курения,
употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических
средств и психотропных веществ, их аналогов и других одурманивающих веществ;
ü пропаганда и обучение навыкам ЗОЖ,
требованиям охраны труда;
ü оказание первичной медико-санитарной
помощи;
ü профилактика несчастных случаев с
обучающимися во время пребывания в организации;
ü обеспечение безопасности обучающихся
во время пребывания в организации.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям детей- инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья осуществляется на общих основаниях.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным ресурсам
сетям детей- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на общих основаниях.