Пояснительная записка Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационнообразовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах обучающихся, государства. Учебный план разработан на основе следующих нормативных документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31марта 2022 г. № 678-р); Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями от 02.02.2021 г.№ 38); Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.); Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Устава МАОУ СОШ № 44. Учебный план является частью образовательной программы дополнительного образования, регламентирующей организацию и содержание образовательного процесса, определяет продолжительность обучения, распределение учебного времени периодам обучения. Дополнительное образования обучающихся МАОУ СОШ № 44 реализуется через объединения физкультурно-спортивной и художественной направленности. Целью художественной направленности является: нравственное и художественноэстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами объединений являются: развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей; развитие эстетического восприятия произведений искусства, природы; произведений музыкальной культуры, способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе; формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков. Содержание образования художественного направления реализуется через хореографическую студию «Современный танец» и театральную студию «Однажды». Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач: создание условий для развития физической активности с соблюдением гигиенических норм и правил; формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу; организация межличностного взаимодействия на принципах успеха. Содержание образования физкультурно-спортивного направления реализуется через спортивную секцию настольного тенниса «Быстрая ракетка» и спортивную секцию «Футбол». Целью естественнонаучной направленности дополнительного образования является развитие интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодежи. В рамках реализации программ естественнонаучной направленности создаются условия для вовлечения детей в проведение химического эксперимента, создание искусственно-технических и виртуальных объектов, построенных по законам природы, работы с большими данными, освоения языков программирования, содействовать формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области естественных и технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления. Содержание образования естественнонаучной направленности реализуется через объединения «Химия для любознательных» и «Основы программирования на языке Python». Продолжительность освоения программы по годам определяется педагогом в соответствии с запросами детей и родителей, с учетом социального заказа и утверждается директором школы. Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель. Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста обучающихся, продолжительности освоения данной программы, как правило, от 1 до 4 часов. Обучение проводится после основных школьных уроков. Между занятиями по общеобразовательным программам и занятиями по программам дополнительного образования детей перерыв составляет не менее 1 часа. Расписание составляется с учетом нормативов, обозначенных в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.4.3172-14, загруженности кабинетов, спортивных и актовых залов, пожеланий родителей по принципу 5-дневной рабочей недели. Занятия ведутся по расписанию, утвержденному директором. Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся (родителей (законных представителей)). Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от 6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Однако в соответствии с СанПиНом, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Продолжительность одного учебного часа в 1 классе составляет 30 минут, во 2-11 классах – 40 минут, продолжительность перемены между занятиями не менее 10 минут. Предусмотрены занятия в каникулярное время. Обучение ведется в соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом дополнительного образования. Для реализации учебного плана имеется всё необходимое программно-методическое, материально-техническое и кадровое обеспечение. Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические занятия, мастер-классы, концерты, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ. Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы. Форма контроля: изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематика планирования; посещение и анализ занятий; посещение открытых мероприятий, творческих отчетов; организация презентаций. Формы контроля и учета достижений обучающихся: участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях и других мероприятиях различного уровня; участие в общешкольных мероприятиях. Направленность программы Физкультурноспортивное Художественное Естественнонаучная Срок Количество Количество реализации, Возраст Количество обучающихся часов в лет обучающихся групп в группе неделю Всего часов на одну группу Всего часов в год Наименование объединения Форма организация деятельности «Быстрая ракетка»* групповая 3 6-18 3 8-12 18 204 612 «Футбол»* групповая 3 6-10 2 10-15 12 136 272 «Современный танец»* групповая 3 6-12 3 10-15 9 102 306 «Однажды»** групповая 2 9-16 2 10-15 4 140 280 «Химия для любознательных» (Точка роста)* групповая 1 12-14 1 10-15 1 34 34 «Основы программирования на языке Python»* (Точка роста) групповая 1 13-15 1 10-15 1 34 34 * количество учебных недель – 34 ** количество недель - 35