Рабочая программа курса Считаем и растем

М униципальное автономное общ еобразовательное учреж дение
«С редняя общ еобразовательная ш кола № 44»
я С e e P-Q/ j^;

ооще°6Я,®^

/ V ?V l p s J S M I g e . ^

'вФ,f ■Л'

г / -V --

У Т В Е РЖ Д А Ю

/ «• 't (о/

.аг ?/ МАО Д иректор

/Л .В .В оробьева

№ П р и к а зTfe/

от « ()'{» ЬклТъЛСгиА' 20 /Л .

ЫоШТЩ*

Рабочая программа

по учебному курсу «Считаем и растём»

В озраст детей: 5 , 5 - 7 лет
С рок реализации: 1 год

г. Реж

2019 г.

1.Пояснительная записка:
- Нормативное основание
Программа
разработана в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от
29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах
ребёнка, приказом Минобрнауки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам», санитарно-эпидемиологическими требованиями к
учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин 2.4.4 1251-03), требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.), на основе авторской программы
«Преемственность» авторов Федосовой Н.А., Комаровой Т.С. и др. (М., Просвещение,
2015 год), утверждённой МО РФ, содержание которой соответствует области
«Познавательное развитие» ФГОС ДО.
Для реализации программного содержания используются:
• С.И.Волкова. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к
школе. -М.: Просвещение, 2015 г.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.:
Просвещение, 2015 г.
- Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Считаем и растём» отводится 1 час в неделю, всего 27 часа в год.
- Цели, задачи
Цель: формирование начальных математических представлений и развитие на их
основе познавательных способностей дошкольников.
Задачи:
 Осуществить предматематическую подготовку дошкольников.
 Формировать предпосылки математического мышления и отдельных
логических структур у детей, необходимых для овладения математикой в
школе и общего интеллектуального развития.
 Целенаправленно и систематически развивать познавательные способности у
дошкольников.
 Расширять лексический словарь детей и совершенствовать связную речь.
 Формировать начальные формы учебной деятельности.
2.Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате освоения программного материала по курсу «Формирование
математических представлений»» дети должны:
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на
плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо,
налево, прямо и т.д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия;
упорядочивать их;
— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел,
уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше),
определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг),
различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные
операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию
1

предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать
их для выполнения заданий и др.).
- называть числа от1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат
числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий
сложение и вычитание;
- различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник,
прямоугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем
мире;
- воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;
- проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты,
указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным
признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий,
проводить простейшие логические рассуждения и др.).
3. Содержание учебного курса
Раздел «Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению
числа»
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трех и более
предметов (фигур):
- по размеру (больше - меньше, длиннее -короче, такой же по длине, выше - ниже,
шире - уже и др.);
- по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой
же по форме и др.);
- по цвету одного и того же цвета или разных цветов).
Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов,
геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.
Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений:
длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже и др., его использование при выполнении
заданий.
Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по
заданному правилу.
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в
пространстве (справа, слева в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри
фигуры, вне фигуры и др.)
Простейшие геометрические фигуры: круг, многоугольник (треугольник,
четырехугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от
круга.
Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
Раздел «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел»
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше,
столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0
до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие
первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду,
возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

2

Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе
от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличия от счета
количественного.
Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и
др.).
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».
Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и
вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+»,
«-»).
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
Содержательно-логические задания на более сложном математическом
материале на развитие:
внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры,
игры «Веселый счет», «Исправь ошибки» и др.);
воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей,
преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной
и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с
выбором нужных частей из нескольких предложенных);
памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного
арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на
математическом материале с определением закономерности следования элементов);
мышления
(выделение
существенных
признаков
объектов,
выявление
закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших
логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация
объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).
4. Тематическое планирование
Количество часов 27 в год
в неделю 1 занятие
Планирование составлено на основе авторской программы Федосова Н. А.
«Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет». -М.:
Просвещение,2015
№
заня
тия
1

1

2

Тема занятия

Количе
Элементы содержания
По плану
ство
часов
2
3
4
5
Раздел «Пространственные и временные представления.
Подготовка к изучению числа»
(8 часов)
Знакомство с
1
Пространственные отношения:
2018г.
детьми.
взаимное расположение объектов на
02.10
Уточнение
плоскости и в пространстве (справа,
пространственных
слева в центре, внизу, вверху,
представлений
правее, левее, выше, ниже, внутри
(вверху, внизу,
фигуры, вне фигуры и др.)
между, слева,
справа и др.)
Признаки
1
Сравнение трех и более предметов
09.10
предметов.
(фигур):
Сравнение
- по размеру (больше-меньше,
предметов по
длиннее - короче, такой же по

По факту
6

3

3

размеру: большой
– маленький,
больше – меньше.
Сравнение
предметов по
размеру: высокий –
низкий, выше –
ниже.

1

длине, выше - ниже, шире - уже и
др.);
- по форме (круглый, некруглый,
треугольный, прямоугольный,
квадратный, такой же по форме и
др.);
- по цвету одного и того же цвета
или разных цветов).
Определение правила, по
которому составлен предложенный
ряд предметов, геометрических
фигур. Составление (продолжение)
ряда по заданному правилу.

4

Ориентация на
плоскости: слева,
справа. Длина.
Длиннее – короче.

1

5

Сравнение групп
предметов по
количеству:
больше, меньше,
столько же.

1

6

Круг.
1
13.11
Многоугольники:
треугольник,
четырехугольник.
Прямоугольник,
1
20.11
квадрат.
Путешествие в
1
27.11
страну
Геометрических
фигур
Раздел «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел» (19 часов)
Число и цифра 1.
1
Счет предметов. Устная нумерация:
04.12
Понятия «один –
названия, обозначение и
много».
последовательность чисел от 0 до
10. Цифра и число. Чтение чисел.
Сравнение чисел первого десятка

7
8

9

Пространственные отношения:
взаимное расположение объектов на
плоскости и в пространстве (справа,
слева в центре, внизу, вверху,
правее, левее, выше, ниже, внутри
фигуры, вне фигуры и др.) Длина.
Упорядочивание предметов по
длине. Уравнивание длин двух
предметов.
Подбор предметов по заданной
длине. Свойство транзитивности
отношений: длиннее – короче, выше
– ниже, шире – уже и др., его
использование при выполнении
заданий.
Сравнение групп предметов по
количеству (больше, меньше,
столько же).
Построение (дополнение) ряда
предметов, геометрических фигур
(таблиц) по заданному правилу
Простейшие геометрические
фигуры:
отрезок,
круг,
многоугольник
(треугольник,
четырехугольник, в том числе
прямоугольник, квадрат). Отличие
многоугольника от круга.
Продолжение
ряда
геометрических фигур по заданному
правилу.

16.10

23.10

06.11

4

двумя способами.
Основные характеристики
последовательности чисел
натурального ряда: наличие первого
элемента, связь предыдущего и
последующего элементов в этом
ряду, возможность продолжить
числовой ряд дальше от любого
элемента. Моделирование цифр из
плоскостных элементов
(треугольников, прямоугольников и
др.).

Число и цифра 2.
Понятие «пара».
Число и цифра 3.
Состав числа 3.
Сравнение чисел.
Знаки < и >
Число и цифра 4.
Состав числа 4.
Число и цифра 0.
Число и цифра 5.
Состав числа 5.

1

Понятие
равенство.
Знак «=».
Действие
сложение.
Конкретный смысл
действия
сложение. Знак
действия сложения
«+».

1

Равенство, его обозначение в
математике. Знак «=».

05.02

1

Сложение и вычитание чисел:
смысл арифметических операций
сложение и вычитание, название и
обозначение этих действий (знаки
«+», «-»).
Целое и часть.
Задача. Отличие задачи от
рассказа. Устное составление задач
по рисункам. Решение задач с
опорой на наглядный материал.

12.02

18

Действие
вычитание.
Конкретный смысл
действия
вычитание. Знак
действия
вычитания «-».

1

Сложение и вычитание чисел:
смысл арифметических операций
сложение и вычитание, название и
обозначение этих действий (знаки
«+», «-»).
Целое и часть.
Составление задачи по
схематическому рисунку и
схематического рисунка по задаче.
Формирование начальных
представлений об универсальности
математических способов познания
мира (одна и та же модель для задач
с различными сюжетами).

19.02

19
20
21
22
23
24
25

Число и цифра 6.

1

Число и цифра 7.

1

Число и цифра 8.

1

Число и цифра 9.

1

Счет в прямом и обратном
порядке. Независимость количества
предметов в группе от их свойств,
способа и порядка пересчета.
Порядковый счет, его отличия от
счета количественного.
Состав чисел первого десятка
из двух слагаемых.

26.02
04.03
11.03
18.03
25.03
01.04
08.04

10
11
12
13
14
15

16

17

1

1
1
1

11.12
18.12
25.12
2019г.
15.01
22.01
29.01

5

26

27

Число 10.
Особенности
записи числа 10.
Итоговое занятие
«В гостях у
царицы
Математики»

1

1

Составление задачи по
схематическому рисунку и
схематического рисунка по задаче.
Формирование начальных
представлений об универсальности
математических способов познания
мира (одна и та же модель для задач
с различными сюжетами).

15.04

22.04

5.Критерии оценивания
Описание критериев оценивания разных форм контроля.
ВАРИАНТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Вопросы, подводящие итог занятия:
• О чём вы узнали?
• Какое задание было труднее (легче) всего выполнить?
• Чему вы научились сегодня?
• О чём бы вы рассказали маме?
• Что было самым интересным?
• Чему вы смогли бы научить малышей?
Ответы на вопросы такого типа прежде всего дают детям возможность осознать свои
достижения и проблемы.
2. Определение отметки (например, сердечка, звездочки) к работе, которая больше всего
понравилась. Используя данную форму оценки, необходимо проговорить за что (почему)
ребенок определил свое «сердечко» именно этой работе. Не следует акцентировать
внимание детей на том, у кого сколько «сердец». Важно – за что положено сердечко.
3. «Шкатулка с оценками» содействует введению в речь оценочных слов. Учитель или
ребенок достает из шкатулки карточку, где написано и нарисовано высказывание (самый
веселый, усердный, старательный, не такой как всегда и т.д.) и вместе с детьми выбирает,
кто сегодня на занятии был самым… Это заставляет обосновать выбор и влияет на
качество оценочных высказываний.
6. Материально-техническое обеспечение:
Счётные палочки
Геометрический материал (наглядный и раздаточный)
Игрушки из разных материалов и размеров
Числовые карточки
Цветные шнуры
Цветные карандаши
Тетрадь в клетку
7. Литература:
1. Федосова Н. А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. -М.:
Просвещение,2015
2. Волкова С. И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. -М.:
Просвещение, 2015

6

3.Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по программе
«Преемственность». Подготовка к освоению программ «Школа России» и «Перспектива».
– Волгоград: 2014 г.
8. Интернет ресурсы:
1.
http://nsportal.ru/
2.
http://solnyshko.68edu.ru/
3.
http://www.maam.ru/
4.
http://ped-kopilka.ru/
5.
http://dohcolonoc.ru/

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».